Дом серии лебедь плюсы и минусы. Юрий Болотов — о микрорайоне, в котором жила советская элита. Каркасные дома серии “Лебедь”

  • 19.04.2024

На Воробьевых горах, в месте пересечения Мичуринского и Университетского проспектов, построен жилой комплекс премиум-класса “Белый Лебедь”. Благоприятная экологическая обстановка благодаря близости природного заказника в сочетании с удобным расположением относительно магистральных проспектов - далеко не единственные преимущества ЖК “Белый Лебедь”.

Элегантное 16-этажное здание, с высокотехнологичным оснащением, представляет собой превосходный образец современного архитектурного стиля. Квартиры, с ориентацией на две и три стороны, обладают отличными видовыми характеристиками. Верхний уровень дома занимают пентхаусы с террасами площадью до 400 кв. м.

По разнообразию и качеству инфраструктуры жилой комплекс не уступает другим элитным объектам, здесь все продумано до мелочей. Соотношение количества мест в подземном парке превышает число квартир в полтора раза.

Благоустройство

На территории отведены места для наземной автостоянки и детской игровой площадки. Обустроена прогулочная зона - она украшена цветниками, альпийскими горками, садовой скульптурой и декоративными фонарями.

Охрана

Территория жилого комплекса огорожена и находится в охраняемой правительственной зоне. Установлены системы видеонаблюдения, системы контроля доступа, охранной сигнализации.

Читать полное описание
Серия 1-МГ-300

Серия пятиэтажных домов 1-мг-300 - это серия придуманная как замена серий II-32 и К-7,
как и серии прародители 1-мг-300 сносится. Имеется несколько модификаций серии с различными вариантами планировок. Самые первые 1МГ-300 были построены в 1963-65г. в 10 квартале Новых Черемушек. Всего было построено 261 тыс. квадратных метров (63 дома).
Массово строились в районе м. Речной вокзал.

Характеристики 1-мг-300:

Тип дома - панельный
Этажность - 5
Квартиры - 1,2,3,4 комнатные
Высота этажа от пола до пола - 2700мм
Наружные панели керамзитобетонные или трехслойные
Перекрытия на комнату толщиной 140мм
Разработчик - Мниитэп.
Производитель - ДСК-1
Есть мусоропровод.
Годы строительства - 1963-1968 г.
Города распространения - Москва, Павловский Посад

Серия 1-мг-600

Данная серия строилась довольно немассово и представлена в Москве тремя компактными
микрорайонами. Однако на её основе появилась серия МГ-601, которая встречается довольно
часто...

Характеристики серии 1-мг-600:

Тип дома - каркасно-панельный
Этажность - 9
Высота жилых помещений - 264 см
Квартиры - 1,2,3 комнатные

Лифт, мусоропровод, газифицированы.
Города распространения - Москва (Черемушки, Нагатино), Химки

Типовые планировки квартир в 1-мг-600 (размещение на этаже):

Серия 1-МГ-601

Здания серии 1-МГ-600.601 - первые действительно массовые каркасно-панельные жилые дома с полным каркасом. В серии применена особая конструкция несущих стен: они идут с шагом в 6 метров + колонны (40 на 40 см) с шагом 4,5 м. На первом этаже предусмотрены площади для хранения велосипедов, колясок, лыж. Дома строились в середине-конце 60-х годов и были для своего времени гиперкомфортабельны. Более того несколько подобных домов в центре принадлежало УД ЦК, для мелкой сошки правда, но всё-же.

Первые версии МГ601 имели прямоугольный план

Затем они приобрели знакомый многим зигзагообразный (модификация 1-МГ-601-Ж)

Общие характеристики серии 1-МГ-601:

Этажность - 16-19

Производитель - МПСМ (Моспромстройматериалы)
Годы строительства - 1965-1975 г.
Города распространения - Москва
Высота жилых помещений - 248 см / 264 см
Строительные конструкции:
Каркас. Колонны 40х40, со скрытой консолью. Сетка -6х4.5 и 4.5х2 метра


Наружные стены толщиной 34 см керамзитобетонные;
Плиты перекрытия - 14 или 16 см железобетонные, сплошные;
Квартиры: 2, 3 и 4-х комнатные, жилая площадь двухкомнатных 26,5 кв.м.
, трехкомнатных - 38 или 39 кв.м., четырехкомнатных - 49,6 кв.м.
Лифты/мусоропровод: пассажирский и грузопассажирский/клапан на каждом этаже.
Кровля - чердачная.

Серия 1-мг-601 включает большое число модификаций,
их названия подписаны под фотографиями и планировками.

модификация 1-мг-601-Д

модификация 1-МГ-601-Е

1-МГ-601-Д нестандартной расцветки

Варианты планировок квартир:

Каркасные дома серии “Лебедь”

Фото дома серии "Лебедь"

Характеристики серии домов “Лебедь”:

Тип дома - каркасно-панельный
Этажность - 16,20
Высота жилых помещений - 270 см
Каркас. Колонны 40х40, со скрытой консолью. Сетка -6х4.5 метра
Ригеля - тавровые 45х40 с полкой для опирания панелей перекрытия.
Диафрагмы жескости - толщиной 14 см продольные и поперечные.

Квартиры - 1,2,3,4 комнатные
Производитель - МПСМ
Годы строительства - 1966-2003 г.
Города распространения - Москва (преимущественно северные районы города)

Типовые варианты фасадов и планировок в серии домов “Лебедь”:

"Поздний" вариант "Лебедя"

Полезные ссылки:

Предыдущие серии: 44.

Дом-комплекс с обслуживанием / экспериментальный жилой комплекс «Лебедь»

Архитекторы: А. Меерсон (руководитель авторского коллектива), Е. Подольская, А. Репетий, И. Федоров (мастерская №2, «Моспроект-1»)
Инженеры: Б. Ляховский, А. Гордон, Д. Морозов, В. Самодов
Адрес: Москва, Ленинградское шоссе, 29-35
Годы строительства: 1967-1973

Михаил Князев, архитектор бюро «Хора» и сооснователь проекта «Совмод»:

«В 1973 на Ленинградском шоссе в Москве завершилось строительство «дома-комплекса с обслуживанием». Другое его название, под которым он вошел в историю отечественной архитектуры - жилой комплекс «Лебедь».

Этот дом стал доминантой создававшегося в те годы на северо-западе столицы одноименного экспериментального микрорайона. Вот как описывала его одна из авторов проекта архитектор Елена Подольская: «В проекте детальной планировки микрорайона предусмотрено строительство 9-, 16- и 30-этажных жилых домов, а также большого торгового центра, школы и детских садов. Ансамбль микрорайона, силуэты зданий которого будут вырисовываться над соснами парка Покровское-Глебово, послужит композиционным началом огромного нового городского района Химки-Ховрино. Характерной особенностью «Лебедя» является известная его обособленность, замкнутость. Речь идет об отсутствии непосредственной связи с другими микрорайонами. Ведь остальной, точнее - основной район массива Химки-Ховрино расположен на противоположной стороне Ленинградского шоссе и несколько дальше от центра Москвы.» (Е. Подольская. Дом-комплекс с обслуживанием // Строительство и архитектура Москвы, №1/1968).

К проектированию были привлечены представители разных сфер - экономисты, статистики, социологи. Результатом совместной работы архитекторов под руководством Андрея Меерсона и приглашенных специалистов стало деление населения будущего микрорайона на группы, или, как их называли сами участники исследования - «коллективы». Авторы проекта считали, что подобное дифференцирование жителей на группы, которые планировалось селить в разных условиях, поможет сформировать оптимальную схему обслуживания населения и установить характеристики жилища нового формата. Архитекторы рассматривали комплекс «Лебедь», отведенный под проживание «коллективу №3», как самую важную часть большого эксперимента.

Объемно-пространственную композицию «Лебедя» составляют четыре 16-этажных дома, три из которых (корпуса № 4, 5 и 7) имеют две секции и стоят ближе к Химкинскому водохранилищу, а односекционная башня (корпус №6) - выдвинута на красную линию застройки шоссе. Важную роль в определении окончательного расположения корпусов сыграли индивидуально просчитанная для каждого дома инсоляция, противопожарные и санитарные требования.

Все объемы стоят на стилобате блока обслуживания, где были запроектированы просторный вестибюль с гардеробом и торговыми автоматами, бюро заказов, химчистка и прачечная, пункт проката хозяйственно-бытовых приборов, медицинская комната, детский сад-ясли на 140 мест, конференц-зал, кружковые, мастерские, библиотека и многое другое. Этот набор функций должен был обеспечить жителей «Лебедя» если не автономным существованием в пределах комплекса, то как минимум создать высокий по тем временам уровень обслуживания и максимально комфортные условия для жизни.

Эксплуатируемая кровля стилобата имела рекреационную функцию: на ней жители могли проводить время на открытом воздухе и даже заниматься спортом. В подземной части комплекса архитекторами были предусмотрены кооперативный гараж-стоянка на 300 парковочных мест, кладовые комнаты для каждой квартиры и группа технических помещений.

Человек, заселявшийся в «Лебедь», получал квартиру улучшенной планировки, ряд технических характеристик которой отличал ее от любой другой советской квартиры. Высокие потолки (2,7 м в чистоте), большие кухни, просторные комнаты и подсобные помещения, система встроенных шкафов, лоджии внушительных размеров - все это соответствовало представлениям о жилище нового образца.

Фасады комплекса, несмотря на его качественное наполнение, немногим отличались от решений, применявшихся для массовой жилой застройки: для внешней отделки жилых объемов были выбраны привычные навесные керамзитобетонные панели с грубо заделанными швами. Простота внешней отделки жилых корпусов компенсируется удачным ритмом расположения лоджий, придающим фасадам необходимую пластику. Стены блока обслуживания выполнены из красного кирпича, эффектно сочетающегося с грубыми железобетонными поверхностями. Резкий контраст «Лебедя» с окружающим ландшафтом усиливает восприятие его архитектуры и добавляет острым формам ансамбля еще большую выразительность.

За проект «Лебедя» архитектор Меерсон, через несколько лет построивший знаменитый на Беговой, получил Гран-при в Париже . Вне зависимости от того, завершился ли амбициозный эксперимент абсолютным успехом, можно сказать, что архитекторами был грамотно решен ряд непростых задач, а «Лебедь», жемчужина одноименного экспериментального микрорайона, заслуживает уважения и достоин особого охранного статуса.»

Жилой комплекс бизнес-класса «Белый Лебедь» находится на западе Москвы, в экологически благоприятном районе Раменки, на пересечении Мичуринского и Университетского проспектов.

Территория комплекса примыкает к владениям ЦКБ Управления делами президента. Рядом простирается лесной массив природного заказника Воробьевы Горы, напротив расположен Ботанический сад МГУ.

Квартиры в ЖК «Белый Лебедь»

В ЖК «Белый Лебедь» всего 135 квартир площадью от 64 до 164 кв. м. , двух- и трехсторонней ориентации. Высота потолков - 3,2 метра. Предусмотрены свободные планировки. На окнах и балконах установлены деревянные стеклопакеты. Верхний уровень здания занимают двухуровневые пентхаусы площадью от 200 до 400 кв. м .

Описание и инфраструктура

Элегантное здание «Белого лебедя» состоит из трех секций переменной этажности (14-15-16). Техническое оснащение дома отвечает всем нормам европейского стандарта. В подземной части размещен трехуровневый паркинг , рассчитанный на 202 машино-места , есть наземная гостевая автостоянка.

На территории комплекса созданы все условия для прогулок и спортивных занятий - повсюду разбиты цветники, красуются альпийские горки, установлены скамейки и декоративные фонари, проложены беговые дорожки.

ЖК «Белый лебедь» привлекает покупателей качественным составом инфраструктуры: работает детский сад и частная школа, многофункциональный спортзал, бассейн с морской водой. На первых этажах размещены магазины, ресторан, мини-кафе, отделение банка, косметический и стоматологический кабинеты.

Они похожи на четырех отставных офицеров. Шрамами увиты, ранами покрыты, потрепаны и обветрены, в латаных-перелатаных кителях, - но выправки не утратили. Они по-прежнему один за всех и все за одного - держат круговую оборону, стоя на общем стилобате, зажаты со всех сторон новоявленными гвардейцами, несут никому не нужный дозор, вознесшись над водной гладью…

Тягостное ощущение от их внешнего вида имеет два источника. Во-первых, удивление, что они так быстро пришли в упадок. Да, мы знаем, что модернистская архитектура «плохо стареет» - потому что слишком торопится в юности: быть острой, современной, делаться из самых актуальных (не прошедших проверку временем) материалов… Но эта как-то уж очень быстро состарилась. Хотя никаких сверхновых материалов тут и не было… А вторая причина - как раз вот эта стать, с которой они встали когда-то над проспектом, сформировав один из самых запоминающихся ансамблей брежневской Москвы. И томит именно это мучительное несоответствие гордой осанки и убогих одежд.

Фотография: mosproject.ru

Фотография: pastvu.com

Противостоял он и микрорайону - с его тогда еще не вполне очевидными издержками: негуманным масштабом, социальной безответственностью, эстетическим однообразием. Здесь же была сделана попытка создать новый тип жилой среды - обособленный от города и погруженный в природу. Оба тезиса были не пустой декларацией. Проблему удаленности решал автомобиль - это был первый в Москве жилой комплекс с подземным гаражом. А за природу отвечал не только сам факт расположения комплекса в зеленой зоне, на краю парка и на берегу залива, но и то, что к воде каждая башня была развернута широкой стороной.

Подобного рода кластер был весьма актуальным для Москвы в ее новых границах. Да и перспективным - что подтвердило будущее. Наследуя, с одной стороны, от домов-коммун (принципиально отличаясь от них уровнем комфорта), «Лебедь», с другой стороны, был прообразом и будущих элитных комплексов (отличаясь от них тем же). Однако в тот момент за этой идеей не оказалось ни социального драйва (как в 20-е и 90-е), ни чьей-нибудь заинтересованности. Поэтому лишь благодаря настойчивости архитекторов она получила продолжение в квартале «Лебедь-2» - на противоположной стороне шоссе.

Фотография: «Город»

Вопрос социальной однородности решался в «Лебеде» по-советски: получить здесь квартиру можно было лишь за определенные заслуги или по большому блату. Архитектор Глеб Соболев вспоминает, как, готовясь к поступлению в МАрхИ, ездил в этот дом к репетиторам. «Физик и математик жили на одной площадке. Заработки от неофициальной подготовки студентов вполне позволяли приобрести кооперативную квартиру. Таким образом, существуя вроде бы параллельно, два мира - официальный и неофициальный - мирно встраивались друг в друга». Забавно, конечно, что, в отличие от Запада, где панельное строительство было рассчитано на бедные слои населения, даже небольшие отклонения от стандарта придавали комплексу ореол элитарности. Впрочем, планировки здесь были на порядок интереснее, чем в типовом жилье.

А самое любопытное именно то, как из стандартного набора рождается нестандартная архитектура. Сборные элементы ничем не отличались от тех, что использовались в типовых панельных 9-этажках. Но как живописна пластика стен - за счет продуманного ритма балконов, лоджий и лестничных решеток. Балконы то длиннее, то короче, они эффектно выступают за края башен, и при всем небольшом наборе вариантов они отлично работают, потому что башни по-разному развернуты друг к другу. Соотношения в композиции меняются по мере движения вокруг нее. Этот прием организации пространства характерен для русских монастырей - и острота ощущения возникает благодаря этому парадоксальному переносу в новую реальность. Актуализирован он тем, что рядом струится Ленинградское шоссе (на котором «Лебедь» долгое время оставался единственной доминантой), то есть воспринимается он чаще всего именно в движении. И, конечно, особую остроту придает комплексу эффект парения - за счет колонн-ножек, большого пространства за ними, а также того, что и сами колонны оторваны от земли стилобатом. Этого приема, кстати, еще не было нигде.

Фотография: flickr.com/photos/stevecadman

Да, качество исполнения оказалось не на высоте. Но простыми и сильными жестами авторам удалось создать яркий, запоминающийся образ. Примечательно, что эту методологию возьмут на вооружение архитекторы 90-х: понимая, что качество строительства с советских времен изменилось не сильно, важно сочинить именно жест, который будет выдерживать любое исполнение. Именно так проектировал свои кирпичные башни Александр Скокан - на Соколе и на Дмитровском шоссе, на улицах Врубеля и Климашкина - очевидных и достойных наследников «Лебедя». Но это судьба и русского конструктивизма: эффектный проект, стильная картинка, новизна форм - и чудовищное исполнение, приводящее к стремительному старению. По большому счету это вообще судьба формы в России - быть прекрасной в замысле и убогой в реализации. И авторы «Лебедя» первыми приблизились если не к разрешению этого парадокса, то к его уяснению.

Впрочем, эстетика простых форм, грубого бетона, открытых швов сближает «Лебедь» не только с дальними предшественниками и близкими последователями, но и с современниками - с произведениями «нового брутализма» и дальше - с Ле Корбюзье, чьи «жилые единицы» - явные его предки. Правда, то, что у позднего Корбюзье было осмысленной программой - «затеять игру между грубостью и изяществом», - у нас выходило само собой. Впрочем, Корбюзье оценил бы и это: недаром он сравнивал строительные дефекты с морщинами и родинками, говоря, что дефекты - это мы сами, наша повседневная жизнь.

Фотография: wikimedia.org

Но то было мудростью старика, брутализм же связан с приходом поколения «сердитых молодых людей», которые были недовольны существующим порядком вещей. В архитектуре, в частности, их не устраивали холодность и стерильность функционализма. Основатели движения, англичане Элисон и Питер Смитсоны звали к большей «правдивости» материала. Отсюда - скульптурность открытого бетона, из которого в 1972 году они и построили в Лондоне эффектный микрорайон «Робин Гуд Гарденс». А композицию, близкую «Лебедю», создал парой лет раньше другой бруталист, Хосе Луис Серт - общежитие в Кембридже. Парадокс же в том, что если англичанам недовольство давало возможность двигаться к новым рубежам, то конец «оттепели» в России был, увы, именно концом, а не началом чего-то. И то, что в Англии звучало иронией или даже черным юмором (суровый бетон и жесткая сетка фасадов), в России выглядело как прорыв.

А сегодня этаким английским юмором звучат для непосвященных слова восхищения «Лебедем» в устах современных русских архитекторов. Но это не только слова: Николай Лызлов сознательно не поставил, а положил свой элитный небоскреб («Город яхт») - чтобы не перебивать «Лебедь», а лишь сыграть на контрасте. Правда, замысленный как щука, соскальзывающая в воду, «Город яхт» раздался во все стороны, как жадный рак (уже без участия архитектора), и «Лебедя» таки придавил. Но зато оттенил его аристократизм: быть у воды, но не вываливаться на нее всей своей массой - это было тонко.

С трудом отбивается от атак и смитсоновский «Робин Гуд Гарденс»: сердиться в гламурный век не модно, новый владелец хочет его снести. Но самая горькая судьба постигла автора «Лебедя» - архитектора Андрея Меерсона. В новые времена он радостно отбросил идеалы молодости и принялся возводить нелепые жирные дома - такие, как отели «Арарат Парк Хаятт» на Неглинке или «Ритц Карлтон» на Тверской. Но ни дорогие материалы, ни современные технологии не способны придать этим объектам тот странный аромат подлинного вдохновения, который, невзирая на все усушки и утруски, продолжает источать «Лебедь».

  • Книга из серии «Архитектура Москвы. 1955–1985. Путеводитель»
  • Год выхода 2014
  • Издательство «Улей», Москва