Основные черты размещения промышленности в монголии. Экономика монголии. Этнический и национальный состав

  • 03.01.2024

Экономика Монголия

Экономика — краткий обзор:

Экономическая активность в Монголии традиционно основана на скотоводстве и сельском хозяйстве.

Монголия обширные месторождения полезных ископаемых.

Страна проводит медь, золото, угль, молибден, шпат, уран, олово, вольфрам, на долю добывающей и перерабатывающей промышленности приходится большая часть прямых иностранных инвестиций и государственных доходов.

Суровые зимы и летние засухи в 2000-2002 привели к массовому падежу скота и нулевому или отрицательному росту ВВП.

В 2004-2008 рост ВВП составлял около 9%, в значительной степени из-за высоких цен на медь и открытия новых золота.

В 2008 году зафиксирован уровень инфляции почти 30% — самый высокий уровень инфляции в течение десятилетия.

В начале 2009 года Международный валютный фонд выделил $ 236 млн. по программе «стэнд-бай”, и страна начала выходить из кризиса, хотя в банковском секторе остается некоторая нестабильность.

В октябре 2009 года правительство приняло долгожданное законодательство по разработке Ою Толгой — одного из крупнейших в мире месторождений меди.

Экономика Монголии по-прежнему сильно зависит от своих соседей. Монголия покупает 95% нефти и значительное количество электроэнергии в России, что оставляет ее зависимой от роста цен. Торговля с Китаем составляет более половины общего объема внешней торговли Монголии — Китай получает около двух третей экспорта Монголии.

Денежные переводы от работающих за рубежом монголов являются значительными, но упали из-за экономического кризиса; отмывание денег вызывает растущее беспокойство.

Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году и стремится к расширению своего участия в региональных экономических и торговых режимах.

3100 долл. США (2009 г.)

4030 млн. кВт · ч (2009)

5100 баррелей / день (2009)

5300 баррелей / день (2009 год)

— $ 228 700 000 (2009 г.)

Место страны в мире: 93

— $ 710 млн. (2008 г.)

Экспорт:

$ 1902 млн. (2009)

Место страны в мире: 130

$ 2539 млн. (2008)

Экспорт — товары:

медь, одежда, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, шпат, цветные металлы, уголь

Экспорт — партнеры:

Китай 78,52%, Канада 9,46%, Россия 3,02% (2009)

Импорт:

$ 2131 млн. (2009)

Место страны в мире: 150

$ 3224 млн. (2008)

Импорт — товары:

машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные потребительские товары, химические, строительные материалы, сахар, чай

Основой исторически считалось сельское хозяйство и животноводство. Земли этого государства, расположенного в юго-восточной части Азии, богаты обширными месторождениями природных ископаемых. Монголы добывают медь, каменный уголь, олово и золото. На горную промышленность Монголии приходится значительный государственно-экономический сектор, однако добыча сырья - это не единственная отрасль, в которой задействовано население страны.

История экономики

Свое начало история промышленности Монголии берет с 1924 года - года провозглашения Монгольской Народной Республики. До этого периода здесь не было ни промышленности, ни такого понятия, как рабочий класс. Все, чем занималось население - это переработка продуктов животноводства, включая выделку кожи, овчин, катание войлока, кузнечное и столярное ремесло. Такие виды производства имели кустарные черты и были направлены на обслуживание внутрихозяйственных потребностей местного населения. Ручное производство было представлено предприятиями по первичной обработке шерсти и кожи, столярными, слесарными, кузнечными и прочими мастерскими.

Единственной промышленностью Монголии того периода были угольные шахты в урочище Налайха. В некоторых регионах страны иностранцы нелегально занимались добычей золота и драгметаллов.

В первой половине прошлого века азиатское государство полностью зависело от импорта промышленных товаров из-за рубежа. Именно поэтому одной из первостепенных задач правительства республики было создание собственных промышленных предприятий. На пути у молодого и экономически незрелого государства стояли две проблемы: отсутствие квалифицированных кадров и материальных средств. Помощь в решении этих вопросов оказал Советский Союз.

Период индустриального развития

На первых этапах началось формирование легкой и пищевой промышленности Монголии. Молодой республикой того времени был заложен фундамент современного энергетического блока экономики. Еще в 20-х годах началось повсеместное строительство перерабатывающих предприятий. В 1933 г. в Улан-Баторе начал работу кирпичный, лесопильный и механический заводы, была открыта первая электростанция.

Кратко о промышленности Монголии рассказать достаточно сложно. Прогрессивное развитие легкого и пищевого сектора экономики нуждалось в такой топливно-энергетической индустрии, которая смогла бы удовлетворять темпам производственного роста. Определенный скачок в развитии совершила угольная промышленность Монголии. Большинство угольных копей в Налайхе были расширены и механизированы, а в районе Ундэр-Хане, Югоцзыря, Сайн-Шанде началась разработка новых месторождений. Угольная промышленность Монголии в большей степени удовлетворяла внутренний спрос на твердое топливо. В частности, местный уголь использовался на едином энергокомбинате Улан-Батора в 1939 г. и небольших электростанциях.

В тот же период возникла еще одна специализация промышленности Монголии - предприятия металлообрабатывающего производства, в том числе чугунолитейный завод. Один за одним возводились полиграфические, бумажные фабрики, предприятия, специализирующиеся на изготовлении строительных материалов, обработке золота и др.

Монголия сегодня

После распада СССР помощь от советских республик, которая составляла почти треть внешнего ВВП, перестала поступать, что привело к затяжному спаду в экономике Монголии. Отрасли промышленности нуждались в проведении кардинальных экономических реформ.

Правительство страны приняло новый курс в развитии страны, направленный на построение рыночной экономики. В ходе реформ был принят ряд радикальных решений в большинстве сфер народного хозяйство. Государство перестало контролировать процесс ценообразования. Путем либерализации внутренней и внешнеэкономической деятельности были предприняты попытки перестроить банковскую систему, энергетический сектор, разработаны и приняты к исполнению программы по приватизации земель и реализации мер для привлечения иностранных инвестиций. Монголия участвовать в международных тендерах.

Однако процесс реформирования был приостановлен в результате оказания сопротивления коммунистического движения и политической нестабильности, возникнувшей по причине частой смены правительств.

Пик в кризисе экономики наступил в 1996 году после ряда природных катаклизм и падения мировых цен на медь и кашемир. Но несмотря на это уже следующий 1997 год признан годом экономического роста страны. В том же году Монголия стала полноправным участником ВТО. И хотя решение России о запрете на экспорт нефти и нефтепродуктов в 1999 году самым неблагоприятным образом сказалось на состоянии экономики Монголии, страна продолжила уверенными шагами идти вперед.

С 1999 года решением ВТО этому молодому и перспективному государству ежегодно оказывают финансовую помощь страны-партнеры: Китай, Россия, Южная Корея, Япония. И хотя экономические показатели и степень развитости промышленности в Монголии сложно назвать передовым, многие эксперты считают экономику этой страны наиболее прогрессирующей во всем мире. По их мнению, потенциал у государства огромен, учитывая запасы минерального сырья, разработка которого пока находится на начальной стадии.

Основа промышленности: природные и трудовые ресурсы

Несмотря на множество месторождений ценного минерального сырья, их разработка не ведется в полной мере из-за многочисленных ограничений. В Монголии ведется добыча бурого угля на четырех месторождениях, а в южной части страны, в районе горного массива Табан-Толгой обнаружены залежи каменного угля. По предварительным данным, геологические запасы составляют миллиарды тонн. Ведется активная разработка небольших вольфрамовых недр и участков, богатых плавиковым шпатом. Обнаружение медно-молибденовых руд на горе Эрдэнэтийн-овоо послужило основанием для создания горно-обогатительного комбината, вокруг которого расположился индустриальный городок Эрдэнэт.

Нефтяная промышленность Монголии активно развивается с середины прошлого века. Одним из основных предприятий данной отрасли является нефтеперерабатывающий завод в Сайн-Шанда - город, расположенный неподалеку от границы с КНР.

Рядом с озером Хубсугул были обнаружены массовые залежи фосфоритов. Однако сегодня разработку месторождения приостановили, даже не дав ей развиться в полной мере из-за экологической опасности. Известно о скоплении в недрах земли цеолитов - поиски этого материала Монголия осуществляла совместно с СССР. Однако сегодня добыча этих минералов алюмосиликатной группы, используемых в сельском хозяйстве для биостимуляционных процессов и адсорбции, практически не ведется из-за нехватки финансирования.

Развитие любых Монголии зависит от трудовых ресурсов. Численность населения по состоянию на 2018 год составляет 3,119 млн человек, из них приблизительно треть - граждане трудоспособного возраста. Часть населения (около 40 %) занята в сельском хозяйстве, в промышленности Монголии - около 20 %. Остальное население работает в сфере услуг, занимается частным предпринимательством и ведением домашнего хозяйства. Уровень безработицы находится на уровне 9 %.

Производство продуктов питания

Кратко о промышленности Монголии, которая обеспечивает потребности населения в продуктах питания, можно сказать так: на этот сектор экономики приходится порядка 40 % от всего производства. В данной отрасли активно развиваются производства молочной и мясной продукции. В мелких населенных пунктах (аймаках) сооружены многочисленные маслозаводы и сепараторные пункты. Стоит отметить, что буквально несколько десятилетий назад Монголия и рассчитывать не могла на производство товарного сливочного масла. Сегодня же оно является одной из крупных экспортных позиций.

Основным ингредиентом для пищевой промышленности в Монголии является молоко. В Улан-Баторе действует молочный завод который за сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. Все производственные процессы на данном предприятии давно автоматизированы и механизированы. Столичный молокозавод выпускает пастеризованную молочную и кисломолочную продукцию, сливочное масло, творог, сладкие глазированные сырки, мороженое. Это предприятие является ведущим заводом пищевой промышленности в Монголии.

Недалеко от Улан-Батора функционирует крупный мясокомбинат, оснащенный современной техникой, благодаря которой цеха завода демонстрируют высокие производственные результаты. В комплексе мясокомбината действуют цеха по переработке мясной продукции, отделы по изготовлению полуфабрикатов, колбас, консервов. Преимущественная часть товаров мясоперерабатывающей отрасли экспортируется в другие страны.

Помимо мясного и молочного производства, пищевая промышленность Монголии представлена маслодельной, кондитерской, хлебопекарной, ликероводочной, рыбной и другими отраслями. Несколько лет назад в республике начала стремительно развиваться новое направление пищевой промышленности — мукомольное производство. На сегодняшний день страна обеспечивает потребность своих граждан в муке за счет продукции национальных производителей. Помимо мельничного комбината в Улан-Баторе, который выпускает более 30 тыс. тонн муки ежегодно, действует ряд механизированных мукомольных фабрик в аймаках.

Промкомбинат в Улан-Баторе

Среди заводов легкой промышленности в Монголии необходимо в первую очередь отметить промышленный комбинат в столице - это одно из крупнейших предприятий, занимающееся переработкой сельскохозяйственной продукции. Промкомбинат в Улан-Баторе был построен в 1934 году. Впоследствии данное предприятие стали называть кузницей профессиональных кадров промышленности времен социализма. Промкомбинат состоит из комплекса заводов и фабрик, оснащенных современным оборудованием. Здесь функционируют шерстомойные, суконные, камвольные, валяльно-войлочные, обувные, шорные и текстильные цеха. Улан-Баторский промкомбинат включает в свою структуру также шевровый, хромовый, овчинно-шубный, кожевенный и другие заводы. Основная продукция, которую выпускает комбинат:

  • различные шерстяные ткани;
  • войлок;
  • драп;
  • сукно;
  • обувь для всех сезонов;
  • валенки;
  • одеяла из верблюжьей шерсти;
  • сумки;
  • верхнюю одежду.

Изделия комбината пользуются спросом не только внутри страны, их экспортируют в другие страны. Промкомбинат стремится к расширению производственной сферы. По мере развития данного холдинга его отдельные цеха уже давно приобрели статус самостоятельных предприятий.

Прогресс в отраслях тяжелой промышленности

На протяжении последних лет в стране наблюдается положительная динамика в развитии энергетической, каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей, горнорудной, строительной, деревообрабатывающей и прочих производственных сфер. Показатели среднегодового прироста превышают аналогичные цифры в других бывших социалистических республиках. Темпы роста промышленности Монголии удивляют многих экспертов в области экономики, поскольку эта страна, не так давно считавшаяся наиболее отсталой, уверенным шагом приближается к уровню передовых держав.

С целью развития основных отраслей народного хозяйства монголы стремятся вывести промышленное производство на новый уровень, соответствующий среднемировым показателям. Особое внимание правительство страны уделяет созданию и налаживанию собственного химико-фармацевтического, биологического производства, которое играет огромную роль для расширения основного сектора экономики - животноводческого и сельского хозяйства Монголии. В промышленности, как уже было отмечено, задействовано приблизительно 20 % трудоспособного населения, в то время как разведением скота, земледелием, выращиванием растительных культур занимается почти 40 % трудоспособных граждан.

Индустриализация монгольских городов и развитие угольной промышленности

Кратко о специализациях и отраслях промышленности Монголии, которые составляют основу топливно-энергетического блока экономики страны, можно сказать то, что они являются фундаментальными в развитии народного хозяйства. республики занимает основное место в данном сегменте. Сегодня в Монголии ведется добыча бурого и каменного угля на 13 крупных месторождениях. Наиболее востребованной для экспорта продукцией является коксующийся и высокосортный уголь, который добывают в Налайхинском районе под Улан-Батором.

Угольный бассейн отдельных районов Монголии, в частности в аймаках Уверхангая и Сухэ-Батора действующие шахты полностью обеспечивают потребность в твердом топливе не только своих населенных пунктов, но и некоторых соседних. Не так давно были сданы в эксплуатацию новые угольные шахты и оснащены новой техникой старые предприятия. Этот шаг закономерно привел к повышению среднегодовых показателей добычи более чем на 10-15 %.

Одновременно с угольными залежами в ходе разработок месторождений нередко обнаруживаются природные запасы руд, асбеста, известняка и прочего ценного сырья. Одним из стремительно развивающихся индустриальных центров сегодня считается Дархан-Уул. Здесь, в пределах Шарын-Гольского угольного бассейна строится промышленно-энергетический комплекс, который позволит обеспечить углем все сферы народного хозяйства и потребности населения. Именно поэтому город Дархан-Уул монголы называют «цветком дружбы». В строительстве данного комплекса значительную помощь республике оказывают страны бывшего СССР (Россия, Казахстан), Китай, Япония, Канада. Главными объектами комплекса должны стать несколько крупных угледобывающих предприятий, железнодорожный транспортный узел, высоковольтная линия электропередач и элеватор. На сегодняшний день здесь происходит процесс зарождения еще одного экономико-культурного центра Монголии.

Добыча нефти, производство электроэнергии

По мере роста топливной базы и промышленных отраслей в целом производство электрической энергии приходится выводить на новый уровень. Еще несколько десятков лет назад об электричестве даже не слышали в отдаленных регионах. Сегодня же потребность в электрификации объясняется не только бытовыми нуждами населения, а в первую очередь необходимостью механизации и автоматизации производства в стране и увеличения показателей готовой продукции. В аймачных центрах функционируют местные электроподстанции.

В отличие от других индустриальных отраслей, нефтеперерабатывающая является сравнительно молодой специализацией в промышленности Монголии. Отрасль пока находится на стадии становления., но при этом половину бензина для своих нужд страна производит сама, остальное - импортирует.

Единственный крупный центр нефтепереработки находится в Восточной Гоби. Здесь не так давно появился молодой город — Дзунбаян, в котором размещены также объекты инфраструктуры и культурно-бытового значения. Восточная Гоби удовлетворяет почти половину потребностей Монголии в топливной продукции.

В связи с расширением производственной и обрабатывающей промышленности, в Монголии с каждым годом увеличиваются показатели затрат электроэнергии, что побуждает правительство к рассмотрению вопроса о возведении новых ТЭС.

Добыча минеральных руд и металлов

Горнодобывающая промышленность обеспечивает Монголию:

  • золотом;
  • марганцем;
  • вольфрамом;
  • магнитным железняком;
  • свинцовыми рудами;
  • горным хрусталем;
  • бирюзой и прочими цветными, драгоценными металлами;
  • солью.

Рядом с местами крупных месторождений выстраивают горнорудные и перерабатывающие предприятия. Монголия экспортирует в другие страны вольфрам, и отдельные виды цветных металлов. Черная металлургия в Монголии представлена механическим обрабатывающим заводом с чугунолитейным цехом в Улан-Баторе. На внутреннюю и экспортную продажу здесь выпускается сельскохозяйственное оборудование, ручные инструменты, мелкая техника.

В республике добывается мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. Добыча сырья данного типа позволяет развивать промышленную отрасль стройматериалов. За последние несколько лет были сданы в эксплуатацию несколько десятков предприятий, включая домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе. Они занимаются производством извести, цемента, кирпича, шифера и других строительных товаров. Отдельного внимания заслуживает завод крупнопанельного домостроения в столице Монголии, стекольный комбинат в Налайхе, железобетонный и кирпичные заводы в Улан-Баторе. В цехах применяются комплексные механизированные технологии. Все предприятия оснащены современной техникой.

Производство строительных материалов и их продажа населению по доступной цене - это важный аспект для народа, который в недавнем прошлом считался кочевым. Переходу монголов на оседлость способствует масштабное строительство благоустроенных домов, объектов инфраструктуры, развития сети общественного транспорта в городах и аймаках.

Аграрное хозяйство

Министерство сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии делает все для того, чтобы поддерживать аграрный сектор экономики и создавать для его развития максимально благоприятные условия. Сельское хозяйство на протяжении всей истории существования этого государства лежало в основе его экономики. В условиях перехода к рыночной модели значение аграрного сектора не уменьшилось. В нем задействована почти половина трудового резерва Монголии, хотя еще 50-60 лет назад этот показатель достигал 80 %. Сельское хозяйство обеспечивает более 40 % всего ВВП. Монголы занимают третье место в мире по поголовью скота на душу населения уступая первенство Австралии и Новой Зеландии.

Почти до середины прошлого века, пока промышленность проходила процесс становления и превращения в самостоятельную сферу, аграрное хозяйство оставалось единственной производственной отраслью. Еще в те времена готовую продукцию поставляли на экспорт, что позволяло получать почти 60 % общенационального дохода. Со временем эта доля сокращалась и сегодня составляет порядка 35-40 %, причем больше половины экспортной продукции является сырьевой.

От уровня и темпов развития сельского хозяйства зависят важнейшие экономические показатели в этой стране. В частности, затраты на сельскохозяйственное сырье являются основной частью расходов на производство товаров легкой и пищевой промышленности. Министерство сельского хозяйства Монголии постоянно работает над созданием новой концепции и методик, которые позволили бы сделать минимальными издержки и повысить производительность готовой продукции.

Пастбищное животноводство - это преобладающий вид хозяйственной деятельности, которой занимаются монголы. По некоторым данным, на одного человека здесь приходится 12 голов скота. В некоторых аймаках скот является условной денежной единицей в сделках материального характера. В отличие от животноводства, земледелие в современной Монголии играет второстепенную роль.

Завершение

Развитие промышленности привело к формированию рабочего класса по модели пролетариата СССР. В процессе обучения специализированных рабочих кадров важную роль сыграло участие Советского Союза. Часть монголов приобретала опыт и знания, работая на своих предприятиях под началом присланных советских мастеров. Обучение они проходили в специальных кружках, технических секциях, учебных комбинатах. Другие же получали образование непосредственно в СССР. Таким образом, Монголия - это пример общенационального стремления к экономическому процветанию своей страны путем развития промышленности, рационализации производственных процессов и экономии ресурсов.

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ В СИСТЕМЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

В статье представлена характеристика современной экономики Монголии, ее проблемы и трудности. Основное внимание уделено анализу внешнеэкономических связей Монголии в Восточной Азии с основными партнерами в регионе. Рассмотрены вопросы иностранных инвестиций в монгольскую экономику, особенно сырьевой сектор страны, а также формирование транспортных коридоров Китай-Монголия-Россия.

Ключевые слова: экономика Монголии; сырьевые ресурсы; иностранные инвестиции; Россия; Китай; «третий сосед»; транспортные коридоры; национальные интересы.

A.P. Sukhodolov, Yu.V. Kuzmin

ECONOMY OF MONGOLIA IN THE SYSTEM OF GREATER EURASIA

The article presents the characteristics of the current economy of Mongolia, its problems and difficulties. The focus is on the analysis of foreign economic relations of Mongolia with its key partners in East Asia. The authors consider the issues of foreign investments into Mongolian economy, namely the country"s commodities sector and formation of the transport corridor China-Mongolia-Russia.

Keywords: Mongolia"s economy; natural resources; foreign investments; Russia; China; the "third neighbor"; transport corridors; national interests.

Современная мировая экономика вошла в зону экономической нестабильности и переформатирования. Данные экономические

процессы и тенденции приняли явную форму и проявили себя после 2014 года. Ранее они имели скрытый характер и проявляли себя в очень завуалированном виде. Длительное время глобализация казалась незыблемой и вечной. Процессы глобализации приняли всеобщий характер и захватили экономическую, политическую, научную, информационную и культурную сферы. Но оказалось, что это не так и многое стало меняться.

В мире происходит серьезная структурная реформация, формируется многополярный экономический порядок; не удалась попытка США после распада СССР создать однополярный мир, ориентированный на одну страну, одну валюту, одну либеральную модель экономики. Страны мира не приняли данную систему, явно и прямо ей сопротивлялись. Попытки путем «цветных революций» насадить американский порядок в странах Западной Азии также натолкнулся на жесткое сопротивление и противостояние. Страны исламской цивилизации имеет свои ценности, более древние и глубокие, чем молодая американская модель, которая является одной из западных моделей экономики, причем представляет не лучшую ее часть. Более привлекательной в мировой экономике может быть социально-рыночная модель, которая особенно удачна во Франции, Германии, Швеции. К сожалению, приходится констатировать, что она также исчерпывает свои экономические возможности, нуждается в серьезной социально-экономической корректировке и, видимо, в ближайшие годы это и произойдет. В последнее десятилетие довольно успешен экономический опыт Финляндии, Норвегии, Дании, где гармонично сочетаются интересы элиты и населения. Разумеется, это очень небольшие страны, где успешные системы образования, системы социальной помощи и поддержки, возможны в небольших по населению и площади странах.

Экономика Монголии за последние 25 лет прошла сложный путь трансформации национальной экономики от государственно-плановой к рыночной. Проведена поэтапно массовая приватизация государственной собственности, сейчас доля частного сектора составляет 80 %. На этом пути были не только достижения, но и потери. Был сокращена доля промышленного производства. В 1990-2003 гг. производство валовой промышленности сократилось

приблизительно на 20 %, нижняя точка приходилась на 1993 год -40 %. В два раза вырос объем горнодобывающей промышленности и в 2,5 раза сократился объем продукции обрабатывающей продукции (Грайворонский, 2007, с. 25). Быстрыми темпами растет добыча цветных металлов (меди), золота, угля, нефти.

Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье.

Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году -2,3 %. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14 % в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.

Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт) мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов - ведущая статья дохода бюджета, более 60 % дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости. Это слабое место современной монгольской экономики. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является один покупатель - Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке - настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.

Монголия не имеет выхода к морю и это усложняет ее внешнеэкономические связи. Ее местонахождение между Россией и Китаем, зависимость от экономических и политических отношений с соседними странами серьезно влияют на экономическое положение кочевой страны. В настоящее время (начало сентября 2017 г.) Монголия ищет варианты транспортировки монгольско-

го угля через морской порт Владивостока. Это позволит избежать низкой цены, которую предлагают китайские покупатели, так как позволит выйти на альтернативные рынки Восточной Азии (Южная Корея, Япония и т.д.). Также необходимо отметить, что Монголия имеет флот, который плавает под монгольским флагом (более 200 кораблей различных стран). Монголия в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке решала вопрос о подготовке монгольских морских специалистов. Наиболее сложная проблема - это железнодорожные тарифы перевозки грузов, в данном случае необходимы льготные тарифы.

Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай.

Большие надежды в Монголии возлагали и возлагают на т.н. «третьего соседа» Монголии в лице США, Японии, Южной Кореи, стран Западной Европы. К сожалению, масштабы экономического сотрудничества и инвестиций незначительны и не компенсируют масштабы сотрудничества в треугольнике. Современная Монголия активно расширяет экономическое сотрудничество со странами, которые ранее не были ее активными партнерами: Иран, ОАЭ, Израиль, Турция и др. Здесь существуют значительные возможности расширения экономического и научного сотрудничества. Например, в Турции уже сегодня обучается более 400 монгольских студентов; в далекой Австралии - более 200 студентов и магистрантов.

Наиболее масштабные и тесные экономические и политические отношения связывают Монголию с Японией и Южной Кореей. Наибольшее число монгольских мигрантов работает и учится

в Южной Корее, значительные научные связи между Монголией и Японией, инвестиционная поддержка Монголии также со стороны Японии и Южной Кореи, которые рассматриваются как близкие и родственные азиатские народы. Молодежь Монголии также тяготеет к молодежной корейской культуре. Обе страны воспринимаются в Монголии, как азиатские страны, которые добились выдающихся результатов.

Основные экономические проблемы: недостаток инвестиций, небольшое население (3 млн чел.) и его неравномерное размещение в центре страны г. Улан-Батор (1.4 млн чел.), политическая нестабильность и частая смена монгольских правительств (за 10 лет 15 правительств), коррупция и вывоз капитала.

Частая смена правительств, изменение законодательства в сфере добычи полезных ископаемых и налогообложения в данной сфере приводят к оттоку иностранных инвесторов, частым судебным процессам. Коррупционная составляющая привела к громадному социальному расслоению монгольского общества, социальной нестабильности. Инвестиционный форум в Улан-Баторе в начале сентября 2017 года отметил необходимость разработки конкретных и стабильных правил привлечения иностранного капитала, сокращение административных препятствий.

Активная добыча полезных ископаемых приводит к вытеснению монгольских кочевников с традиционных мест проживания и разрушению экологии. Также процессы опустынивания приняли угрожающие размеры для Монголии. Процессы опустынивания в Монголии имеют природную основу, связанную с потеплением мирового климата и влиянием развития скотоводов, в связи с массовым разведением скота (80 млн голов скота), особенно монгольских коз.

Монгольское правительство и научная элита страны заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности и наукоемкого производства. Монгольские ученые и изобретатели предлагают различные наукоемкие технологии, которые находят поддержку бизнеса и государственных структур. Монгольская молодежь талантлива и динамична, он активно получает образование в лучших зарубежных университетах, участвует в научных проектах и побеждает в интеллектуальных соревнованиях. Так, в авгу-

сте 2017 г. на Азиатских играх монголы завоевали 73 медали из 90 возможных наград. Со временем это может перейти в качество. Правда, это имеет и оборотную сторону - миграцию талантливых монгольских ученых за границу.

Особое положение Монголии между двумя крупными державами: Россией и Китаем в последние годы приобретает и свои экономические преимущества. Превращение Китая в мировую экономическую державу, которая заинтересована в стабильных транспортных коридорах Китай - Европа, формирование транспортных коридоров «Один пояс - один путь», нового Щелкового пути включает и Монголию, как одно из важных звеньев этих проектов. Включение Монголии в систему международных железнодорожных, авиационных и автомобильных коридоров позволит усилить экономические позиции страны в международной экономике, особенно во Внутренней Азии. Монголия рассматривается, как один из шести вариантов транспортных коридоров Китай - Западная Европа. В настоящее время активно функционирует транспортный коридор из Китая через страны Центральной Азии, что позволяет китайской стороне успешно маневрировать с другими вариантами и партнерами. В августе 2017 г. в Улан-Удэ прошло рабочее совещание представителей транспортных структур России, Монголии и Китая и было принято решение формировать транспортный коридор Тянь-цзинь - Улан-Батор - Улан-Удэ в двух вариантах: железнодорожном и автомобильном. Реализация данного Проекта намечена на начало 2018 года. Речь идет о модернизации существующих дорог и совершенствовании пограничных переходов, а также о создании современной инфраструктуры в транзитных странах.

Монголия занимается совершенствованием качества железнодорожных и автомобильных дорог страны, увеличением скорости перевозок, увеличением числа пограничных пунктов пропуска пассажиров и товаров. Это позволит улучшить или создать заново современные автомобильные дороги, международные аэропорты, увеличить число современных рабочих мест в сфере обслуживания и туризма. Продолжаются в Монголии также дискуссии: какие железные дороги строить в Монголии: российских или китайских стандартов?

Начато строительство новой железной дороги от Эрдэнэта до границы с Тывой, предполагается в перспективе ее соединение с дорогой по Тыве, которая только строится. Это позволит резко сократить путь в Европу и выйти на развитые регионы Южной Сибири.

Как известно, в настоящее время Китай активно создает систему транспортных коридоров в Европу через страны Центральной Азии, частично затрагивая и Россию. Данный коридор более короткий по времени, чем российский Транссиб, поэтому косвенно обостряет конкуренцию. Китай активно создает хабы в странах мира, то есть склады китайской продукции, дороги, мосты и другие транспортные коридоры, необходимые быстрой доставки китайских товаров или производства их в данной территории. Например, запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный коридор Харбин-Гамбург. Также, например, в Белоруссии, около Минска создается так называемый индустриальный Парк «Великий камень», на площади 80 км2. Весь данный проект оценивается примерно в 80 млрд дол.

Высокие темпы экономического роста в КНР, выход ряда отраслей промышленного производства страны на лидирующие позиции в мире, формирование новой транспортной системы и логистики в Северо-Восточной Азии, в том числе, так называемого, «Нового шелкового пути», создадут уже в ближайшей перспективе значительные проблемы и трудности для российского экономики, которая теряет свои экономические позиции в современной международной экономике, в связи с экономическими санкциями, оттоком отечественного и иностранного капитала из страны и неадекватной требованиям времени экономической моделью развития России. Серьезное усиление геополитического и военного статуса России пока компенсирует экономического блока, но в дальнейшем это будет проявлять себя в все более негативном свете.

Стратегическое партнерство с КНР также имеет свои пределы, так само понятие стратегическое партнерство для современного Китая вообще неприемлемо. Государство ДжунГо (Срединное государство или Срединная империя) не рассматривало и рассматривает соседние страны и народы стратегическими партнерами, а только временными союзниками, причем не всегда равноправ-

ными. Считаем это политическое, экономическое и военное партнерство тактическим, со стороны Китая, до тех пор, пока он не укрепит свои позиции до уровня равного военно-геополитического потенциала США или близкое, для прямой конкуренции и противостояния (выделено автором). Российской стороне необходимо конкретно просчитывать не только позитивные перспективы, но и трудности, проблемы, которые возникнут при реализации Проектов, инициированных и продвигаемых китайской стороной.

Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые плоды, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.

Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд дол.

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схожи, хотя и не идентичны и. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, серьезно зависимой от КНР.

Монгольской экономике необходимо резко наращивать обрабатывающую промышленность, современные технологии в сельском хозяйстве, энергетике, связи. Предстоит создать и развивать еще один крупный город, чтобы разгрузить перенаселенность и экологическое неблагополучие монгольской столицы. Инвестирование прорывных монгольских технологий в отдельных сферах (медицина, альтернативная энергетика, электроника и т.п.) позволит использовать накопленный интеллектуальный потенциал монгольских ученых. Интенсивное развитие региональных экономических отношений Монголии с Бурятией, Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем позволит совместными усилиями интенсифицировать национальную экономику и сохранить независимость, повысить качество жизни населения Монголии.

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

Кузьмин Юрий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Yuri V. Kuzmin - DSc in History, Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 1990-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

Хотя большее число людей проживают в городах, экономика Монголии по-прежнему сосредоточена в таких отраслях, как сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Такие минеральные ресурсы, как медь, уголь, молибден, олово, вольфрам и золото составляют значительную часть промышленного производства страны.

В период с 1924 по 1991 гг. МНР получила крупную финансово-экономическую помощь от СССР. На пик оказания этой помощи приходится одна треть ее ВВП. В начале 1990-х годов и в следующем десятилетии экономика Монголии испытала сильный спад с последующей стагнацией. Обширные засухи летом и зимой 2001 и 2002 годов оказали серьёзное воздействие на сельское хозяйство и привели к заметному замедлению роста ВВП страны. В Монголии высокий уровень инфляции. Мировой финансовый кризис вызвал спад во многих отраслях промышленности, зависящих от экспорта и инвестиций из-за рубежа.

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы. ВВП по ППС: 9,48 млрд долларов(2008). ВВП на душу населения по ППС (2008): 3200 долларов. Уровень безработицы: 2,8 % (2008).

Промышленность Монголии

Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году. Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч. Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч. Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч. Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

Статистические показатели Монголии
(по состоянию на 2012 год)

Добывающая промышленность. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

В настоящее время главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная). Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане). Обрабатывающая промышленность. На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.

Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Сельское хозяйство Монголии

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии. До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства. Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий - от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.

Внешняя торговля Монголии

Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления. В 2004 году импорт составлял $1 млрд.

В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %. В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

Монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

Экспорт: (2,5 млрд долл. в 2008) - медный, молибденовый концентрат, мясо, живой скот, продукты животноводства, пух козий, шерсть, шкуры, каменный уголь. Основные покупатели в 2008 - Китай (76%), Канада (9%), Россия (3%). Импорт: (3,6 млрд долл. в 2008) - топливо, машинное оборудование, автомобили, продовольствие, промышленные потребительские товары, химикаты, стройматериалы, сахар, чай. Основные поставщики в 2008 - Россия (35%), Китай (29%), Япония (8%). Внешний долг - 1,6 млрд долл. (в 2008).

Монголия является членом Всемирной торговой организации (с 1997 года). Основными торговыми партнёрами страны являются Китай и Россия, и экономика Монголии во многом зависит от этих стран. В 2006 году 68,4 % экспорта Монголии осуществлялось в Китай, в то время как на импорт приходилось всего 29,8%. Монголия импортирует около 95 % нефтепродуктов, и значительную долю электричества из России, что делает страну крайне зависимой в экономическом плане.

Транспорт Монголии

Основными видами транспорта в Монголии являются: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Монгольская железная дорога - железная дорога на территории Монголии. Официальное наименование - Российско-Монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога». Железнодорожный транспорт занимает долю 80 % всех грузовых и 30 % всех пассажирских перевозок в Монголии. После демократической революции в 1990-х в Монголии имело место сокращение объёма грузовых и пассажирских перевозок. Но уже в 2001 году показатели пассажирских перевозок восстановились к прежнему уровню и составили 4,1 млн пассажиров в год. К 2005 году восстановился и объём грузовых перевозок.

Поезд трансмонгольской железной дороги в пустыне ГобиНа сегодняшний день Монгольская железная дорога - одна из ведущих отраслей экономики Монголии, от работы которой во многом зависит экономическое развитие всей страны. В начале 2005 года коренным образом изменена технология эксплуатационной работы Монгольской железной дороги, в результате чего улучшены качественные и количественные показатели дороги: вдвое ускорен оборот вагонов и увеличен средний вес поездов. Общая протяжённость железных дорог на 2004 год - 1810 км.

Автомобильный транспорт. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету, Но они почти сплошь грунтовые, то есть в любом направлении пол дюжины накатанных путей, часть из них ведут на яйлу, на водопой, в сомон или поселение, пока еще не откочевавшее с этих мест И как следствие, нельзя путешествовать без проводника! Скотоводы знают только направления. Куда приведет любая из этих дорог никому не интересно. Шофер грузовика, джипа UAZ, гид в микроавтобусе-внедорожнике свои дороги знают по приметам. Указателей никаких. Дорожная культура в дозачаточном периоде. Карта -чаще источник дезинформации. Горные реки снесли мосты, восстанавливать теперь некому, накатали новые дороги на равнине в пустыне, где можно форсировать реки вброд.

Асфальтовое покрытие дорог начинается от Эрденэ, что в 72 км восточнее Улан-Батора, асфальтирована дорога и в первую столицу Чингисхана Хархорин и продолжается на 300 км до аймачного центра Арвайхээра. Почвы в Монголии каменисты, в горах дорога из крупного щебня и мелкого булыжника, а в пустыне из крупного песка и мелкого гравия. Переходная форма из одного состояния дороги в другое "стиральная доска" волновая колесная модуляция грунта тяжелыми машинами.

Воздушный транспорт. По состоянию на 2006 год, в Монголии было 44 аэропорта. Из них 12 имели взлётно-посадочную полосы с искусственным покрытием. Десять из этих полос имели длину в области от 2438 до 3047 метров, а две другие - между 1524-2437 метров.

Международный аэропорт Чингисхан, расположенный в пригороде Улан-Батора - единственный международный аэропорт Монголии. Прямые рейсы осуществляются в Берлин, Москву, Пекин, Хух-Хото, Сеул, Екатеринбург, Иркутск, Улан-Удэ и Токио.

Оставшиеся 32 аэропорта имеют грунтовые ВПП. На двух из них взлётно-посадочная полоса составляет свыше 3047 метров, на трёх - между 2438-3047 метров, на двадцати четырёх - между 1524-2437 метров, ещё на двух - между 914-1523 метров, и один аэропорт, ВПП которого имеет длину менее 914 метров. В Монголии есть также один вертодром.

По информации на июнь 2007 года, авиакомпаниями, действующими в Монголии, являются: МИАТ (Монголын Иргэний Агаарын Тээвэр), Aero Mongolia, и Изинис Эйрвэйз. Они осуществляют как внутренние, так и международные рейсы. Водный транспорт. В Монголии доступно для судоходства 580 км рек и озёр, но более-менее водный транспорт развит только на озере Хубсугуле. Селенга и Орхон также судоходны (длина судоходных участков 270 и 175 км соответственно), но водный транспорт на них развит незначительно, хотя пограничный катер на реке Селенге патрулирует российско-монгольскую границу. Озера и реки замерзают зимой; навигация обычно открывается в мае и заканчивается в сентябре.

Морской флот. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому морю. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом. И за 2003 год доходы в казну составили порядка $20 000,000.

Банковская система Монголии

Еще в начале 90-х годов приступили к перестройке банковской системы, в результате она стала двухъярусной – Центральный банк перестал заниматься обычной банковской деятельностью, при этом получили возможность работать банки с частным и государственным капиталом. Предпосылки для такого перехода были созданы только с принятием в середине 1991 г. Закона о банках и Закона о Монголбанке (о центральном банке). Главное направление преобразований заключалось в отказе от государственной монополии, формировании банковской системы, отвечающей требованиям рыночных отношений и соответствующей общепринятым стандартам и нормам.

В настоящее время основными факторами, определяющими место Центрального банка в экономике Монголии, являются система действующих законов, взаимосвязь проводимых им мер с экономической политикой, принципы взаимодействия с банковской системой. В Законе о центральном банке зафиксирована полная его независимость в сфере непосредственной деятельности.

Итак, за короткий период в стране создана новая денежно-кредитная система, являющаяся одним из ключевых элементов хозяйственного механизма и движущей силой рыночной экономики. Коммерческие банки стали основными кредиторами и субъектами инвестиций. Сегодня в Монголии функционирует 16 коммерческих банков, их совокупный объявленный уставный капитал по состоянию на 1 января 1999 г. составил 24,4 млрд тугриков, т.е. на 40% больше, чем в 1994 г. Естественно, что Центральный банк (Монголбанк) занимает в банковской системе страны ведущее место. Он разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и определяет те конкретные задачи, которые должны решаться в предстоящем году.

В течение всего периода перехода к рыночной экономике финансовая стабилизация является приоритетом денежно-кредитной политики. Если до 1996 г. достижение данной цели связывалось преимущественно с антиинфляционными мерами, то на современном этапе на первый план выдвигаются проблемы поддержания экономического роста и создания условий для инвестиционной активности. При этом благодаря проведению относительно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики удалось переломить негативные тенденции в сфере экономики и удержать под контролем инфляцию и валютный курс. В результате после резкого спада производства, продолжавшегося четыре года, в 1994 г. возобновился подъем. В частности, началось увеличение ВВП, которое в 1995 г. составило 6,3%, в 1996 г. – 2,6, в 1997 г. – 3,3, в 1998 г. – 3,5%. Тогда же наметилась тенденция по снижению темпов роста цен. Если в 1992 г., в самый пик инфляции, ее индекс достигал 325%, то в следующие годы эту сферу удалось взять под контроль, и в 1998 г. он составил лишь 6%.

Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед Монголбанком по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.

Наиболее сложными элементами реформ являлись реорганизация валютной системы и либерализация внешней торговли. Малый размер и чрезмерная зависимость от импорта делали экономику Монголии особо чувствительной к изменениям курса тугрика. В этой области Центральный банк и правительство сталкивались с дилеммой: принять гибкий или фиксированный курс.

Источник - http://www.legendtour.ru/
http://ru.wikipedia.org/

Монголия — государство, которое расположено в Восточной Азии, граничит с Россией, Китаем и не имеет выхода к морю. Обширные территории страны, часть из которых мало пригодна для жизни, заселены неравномерно. При этом Монголия может похвастаться быстрыми темпами развития экономики и довольно высоким уровнем жизни населения. В большинстве международных организаций Монголия имеет статус наблюдателя.

Краткая история государства

Первые попытки становления Монгольского государства предпринимались разобщенными племенами, заселившими территорию современной Монголии еще 850 тысяч лет назад, в 4-м веке до нашей эры. Хунны тогда объединились для борьбы с китайскими племенами и правили в монгольской степи до 93 года до нашей эры. Позже Хуннскую империю сменили несколько киргизских, тюркских и монгольских ханств. Ни одному из них не удалось надолго закрепиться на монгольских землях: кочевой образ жизни, воинственность и недостаточно авторитетная власть — все это стало причиной разобщенности.

Более стабильный союз племен вошел в историю под названием Хамаг Монгол и стал основой будущей Монгольской империи во главе с Чингисханом. Но уже с конца XIII века культурные различия, смерть сильнейшего правителя, бесконечный передел власти и неоднородность заселения государства стали причиной начала распада Золотой Орды.

Следующие несколько веков монгольские степи занимали различные правители, империи и народности: империя Юань, династия Северная Юань, китайская империя Цин, управляемая маньчжурской династией, - до 1911 года. Когда в Китае прогремела Синьхайская революция, положившая конец империи, а в самой Монголии поднялась национальная революция, на территории современной Монголии государственности как таковой не существовало.

Новая Монголия в 1915 году была признана автономной частью Китайской республики, а через девять лет повторно (в первый раз в 1911-м) была провозглашена независимость государства. Однако до конца Второй мировой войны независимость Монголии признавалась разве что СССР.

Для Монгольской Народной Республики были характерны некоторые черты Советской власти: репрессии, коллективизация, уничтожение монастырей, а позже и перестройка. Агрессия Японии отражалась совместными действиями СССР и Монголии. Современная история Монголии началась с принятием новой Конституции в 1992 году и изменением политического курса.

Государственное устройство и политика

Монголия, население которой отличается разнообразием, является парламентской республикой. Глава государства — президент, исполнительная власть представлена правительством, законодательная — парламентом, который именуется Великим государственным хуралом. На местах власть остается в руках местных самоуправлений, которые избираются сроком на четыре года.

В 2008 году в Монголии произошел внутриполитический кризис, который спровоцировал массовые беспорядки в столице государства (Улан-Баторе) и стал причиной смены правительства и перевыборов президента. В настоящее время президентом государства является Цахиагийн Элбэгдорж, правящая партия — Монгольская Народная Партия (МНП).

География Монголии

По территории государство занимает девятнадцатое место в мире, являясь довольно большим. Площадь Монголии составляет 1 564 116 км², что соизмеримо, например, половине Якутии. Большую часть страны (по географическим особенностям) занимает равнина с несколькими возвышающимися хребтами и горными массивами. В южной части Монголии расположена пустыня Гоби.

Все источники пресной воды берут начало в горах и питаются несколькими крупными притоками. В Монголии насчитывается большое количество озер, многие из которых являются временными, т. е. образуются в период дождей и исчезают при засухе.

Площадь Монголии и расположение государства делают климат резко континентальным. Средняя температура в зимнее время года колеблется от -25 до -35 градусов, летом находится в пределах тех же значений со знаком плюс. Количество осадков уменьшается с северо-запада на юг.

Административное деление государства

Монголия, население которой неравномерно расселено по территории государства, делится на 21 аймак, имеющих в своем составе в общей сложности 329 сомонов, и столицу Улан-Батор. Крупнейшим городом ожидаемо является столица, насчитывающая полтора миллиона постоянных жителей. За административным центром по численности населения следуют аймак Хувсгел (114 тысяч человек), Дорноговь (109 тысяч человек) и Уверхангай (100 тысяч человек).

Характерной особенностью Монголии является наличие временных поселений, в связи с чем используется отличная от стандартной адресная система. Так, в Монголии нет привычных названий городов, улиц, номеров домов и квартир, а адреса заменены цифровыми кодами, которые позволяют установить местонахождение объекта на местности с точностью до одного метра. При этом чем длиннее код, тем точнее можно установить местонахождение объекта. Система подходит для использования в глобальном масштабе, активно применяется в цифровой картографии и навигационных системах.

Экономика Монголии

Экономика Монголии развивается необычайно динамично, а само государство является крупнейшим рынком сбыта во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По последним прогнозам экономика государства будет расти минимум на 15% в год в краткосрочной перспективе.

Основные отрасли промышленности Монголии представлены:

  • добычей полезных ископаемых (20% ВВП) и минеральных ресурсов ;
  • сельским хозяйством (16% ВВП);
  • транспортом (13%);
  • торговлей (также 13%).

Рассматривая занятость населения, можно отметить, что большая часть трудоспособных граждан трудоустроены в сельском хозяйстве (41%), чуть меньше в сфере услуг (29%) и торговле (14%).

На импорт Монголия (население при этом обеспечено всем необходимым) отправляет нефтепродукты, оборудование (как промышленное, так и индустриальное) и товары широкого потребления. Основными партнерами в международной торговле являются Россия, Китай, Япония и Южная Корея.

Финансовый сектор

Центральный банк имеет те же функции, что и подобные учреждения в других государствах. Валюта Монголии — монгольский тугрик, который был введен в обращение еще в 1925 году. На сегодняшний день обменный курс в среднем такой: 2405 тугриков = 1 доллару США. Несмотря на то что существует национальная валюта Монголии, в обращении находятся также американский доллар (используется практически во всех сферах, кроме оплаты государственных услуг) и российский рубль или евро, которые принимают в небольших магазинах (преимущественно в столице) и на рынках.

Кстати, цены в Монголии приятно удивляют туристов. Приобрести памятные сувениры, изделия из натуральной шерсти и кожи, ковры в столице можно по стоимости ниже, чем в России. На продукты питания цены умеренные. Так, обед обойдется в среднем в 6-7 долларов.

Население государства: общая характеристика

Население Монголии характеризуется моноэтничностью, преобладающим количеством городского населения (даже несмотря на большую занятость в сельском хозяйстве), положительным естественным приростом, большим количеством диалектов в языковой принадлежности населения и разнообразным религиозным составом.

Численность населения государства

Численность населения Монголии по данным на 2015 год составляет 3 миллиона 57 тысяч человек. На жителей столицы приходится одна треть общей численности граждан. Подробнее характер расселения граждан по территории государства будет рассмотрен ниже.

Естественный прирост населения составляет 28 человек на 1000 граждан в год. Данный факт позволил численности населения Монголии увеличиться в четыре раза в период с 1950 по 2007 год. Еще в 1918 году численность населения Монголии составляла всего 647 тысяч человек, а к 1969 уже вдвое больше. Сколько-нибудь верных данных о количестве жителей до 1918 года не сохранилось вследствие трудной истории становления государственности, когда территории Монголии входили в состав других стран, а коренное население притеснялось.

Плотность и расселение жителей

Средняя плотность населения Монголии составляет почти 2 человека на один квадратный километр. Этот показатель стал причиной размещения государства на последнем месте (195-я строка) в списке по плотности населения стран мира. Наиболее плотно (5-6 человек на квадратный километр) в Монголии заселены долина реки Орхон и горные районы Хангая — наиболее пригодные для жизни территории западнее столицы.

Обширные территории (40%) государства являются малопригодными для комфортной жизни вследствие природных особенностей. Плотность населения составляет рекордные один человек на 10-15 квадратных километров, часть территорий и вовсе остается незаселенной.

Этнический и национальный состав

Монголия (население составляют преимущественно представители монгольской группы) — моноэтническое государство. Доминирующая этническая группа разделяется на несколько родов тюркского происхождения, субэтносы и близкие этнографические группы.

Помимо коренного населения, в общей сложности составляющего чуть более 82%, в стране проживают тюрки, русские и китайцы. Русских в Монголии насчитывается всего полторы тысячи человек, тогда как еще в конце 80-х проживало целых 20 тысяч. Бежали в соседнее государство преимущественно старообрядцы, спасающиеся от религиозных преследований на родине. Китайцев на данный момент проживает в Монголии несколько сотен, в 60-х годах же число выходцев из Китая в Монголии доходило до 25 тысяч человек.

Язык и письменность в Монголии

Разнообразие близкородственных этнических групп предопределяет незначительные, но все же выраженные языковые отличия. Государственный (монгольский) включает в себя несколько диалектов:

  • ойратский;
  • непосредственно монгольский;
  • бурятский;
  • хамниганский.

Распространены и тюркские диалекты:

  • казахский;
  • тувинский;
  • цаатанско-сойотский.

Преподавание в столице государства ведется также на казахском.

В 1945 году монгольский язык был переведен на кириллицу с добавлением еще двух отличающихся букв. Старомонгольский на сегодняшний день не используется, хотя попытки восстановления языка неоднократно предпринимались. В религиозных практиках и по сей день широко используется тибетский, на котором в прошлых веках были написаны художественные произведения, религиозные и научные трактаты.

Религиозная принадлежность населения

Основной религией в Монголии является модифицированный буддизм (53%). При этом в столице большинство христианских, а не буддийских храмов (197 против 63). Большую часть населения составляют атеисты (38%). Религиозное разнообразие представлено также исламом, шаманизмом, христианством и некоторыми другими религиями.

Уровень жизни населения

Монголия, уровень жизни населения которой в большинстве источников остается за гранью повествования, является довольно развитым государством со стабильной экономикой. До сих пор в стране остались люди, ведущие кочевой образ жизни, но их существование облегчают многочисленные блага цивилизации. Столица же похожа на большинство современных городов. Так, сегодня Монголия уверенно открывает для себя “окно в большой мир”.