Годовые нормы износа по основным средствам. Расчетные нормы амортизации основных средств по амортизационным группам. Норма амортизации основных фондов: понятие и структура

  • 10.12.2023

Стоит начать с трактовки понятия амортизации. Данный термин интерпретируется как постепенный перенос суммы, затраченной на приобретение ОС, на изготавливаемую продукцию (услуги).

Имеют место налоговые последствия корректировки размера амортизационных отчислений, рассчитываемых по установленным законодательством нормам. Величина амортизационных накоплений, которая устанавливается в процентах к существующей балансовой стоимости ОС, по-другому именуется как норма амортизации основных средств.

Основные понятия

Износ – процесс постепенной утраты ОС потребительской стоимости. Он подразделяется на физический и моральный. В первом случае речь идет о снижении потребительской стоимости по причине снашивания деталей, негативного влияния агрессивных сред, природных факторов. Во втором – уменьшение стоимости независимо от физического износа.

Принято различать моральный износ 1-го (утрата 1-начальной стоимости из-за увеличения производительности труда в отрасли, где ОС изготавливаются) и 2-го рода (разработка более прогрессивной, экономичной техники, вследствие чего наблюдается уменьшение относительной полезности устаревших ОС).

Объекты начисления амортизации – ОС, которые находятся в компании либо на правах собственности, либо оперативного управления, либо хозяйственного ведения.

Срок полезного использования – средняя продолжительность службы объектов конкретного вида.

Норма амортизации – годовой процент возмещения стоимости ОС, установленный государством. В нашей стране используются единые нормы амортизации. Данный показатель определен для каждого типа ОС.

Экономический смысл амортизации

Имеется несколько версий, а именно:

  1. Посредством механизма амортизации формируются денежные потоки, впоследствии направляемые на воспроизводство ОФ.
  2. В соответствии с принципом начисления это способ дробления крупных вложений в ОС по периодам.

Норма амортизации основных средств выражена в процентах к существующей балансовой стоимости классификационных групп внеоборотных активов. При этом нормы обширно дифференцированы по видам оборудования, машин, а также по типам работ, где они применяются, и по имеющимся отраслям промышленности.

Методология начисления амортизации

Существует всего пять способов начисления:


Норма амортизации: формула расчета

Для целей бухучета вычисление данного показателя осуществляется по 2-м формулам. В первом случае годовая норма амортизации определяется следующим образом:

Нам = (Пст - Лст) : (Ап · Пст) · 100%, где

Пст – 1-начальная стоимость ОС, в руб.;

Важное место в составе средств предприятия, применяемых в качестве капвложений, занимает прибыль. На сегодняшний день можно наблюдать тенденцию увеличения доли и абсолютного размера прибыли в источниках инвестирования капвложений.

Напоследок стоит напомнить, что в статье были рассмотрены такие понятия, как износ, амортизационные отчисления, норма амортизации, срок службы и прочее.

За счет увеличения амортизационных отчислений — достаточно рискованный и трудоемкий способ налоговой оптимизации. В то же время практика показывает, что многим удается увеличить сумму амортизационных отчислений (либо снизить первоначальную стоимость объекта) и тем самым сэкономить налог на прибыль. Рассмотрим, какие методы экономии позволяют организациям снизить налог на прибыль за счет амортизации и насколько их применение рискованно с налоговой точки зрения в статье "Пять простых способов, которые позволят снизить налог на прибыль за счет амортизации".

Определяет ее бухгалтер сам исходя из срока полезного использования объекта по формуле:

Заметьте: поскольку нормы амортизации определяются в зависимости от срока полезного использования объекта, а такой срок определяется по так называемым амортизационным группам , в нашей таблице исходным показателем является амортизационная группа - так вам будет проще пользоваться таблицей.

Расчетные нормы амортизации основных средств по амортизационным группам

Амортизационная группа

Срок полезного использования основного средства в годах

Срок полезного использования основного средства в месяцах

Годовая норма амортизации для целей бухучета (линейный способ, способ уменьшаемого остатка), %

Месячная норма амортизации для целей налогового учета (линейный способ), %

Первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно

Вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно

Третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно

Четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно

Пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно

Шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно

Седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно

Восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно

Девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно

Десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет

"Налоговый вестник", N 4, 2004

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Годовые нормы износа по основным фондам бюджетных учреждений и организаций, утвержденные еще 28 июня 1974 г. Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11.11.1973 N 824 "Об итогах переоценки основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете" (далее - Годовые нормы износа).

За прошедшее время в составе основных средств бюджетных учреждений произошли значительные изменения, вызванные появлением новых машин и оборудования (персональных компьютеров, ксероксов, факсов и т.д.), а также переоборудованием и капитальным ремонтом зданий и сооружений бюджетной сферы (систем отопления, охраны и пожаротушения). Вместе с тем из состава основных средств бюджетных учреждений выбыли целые классы машин и оборудования, существовавшие в 70-х годах прошлого столетия (перфораторы, табуляторы, мини-ЭВМ и т.д.).

Необходимо отметить, что действующие Годовые нормы износа были сформированы исходя из видовых признаков основных средств, что не соответствует современным международным стандартам финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, Годовые нормы износа не связаны с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России 26.12.1994 N 359, что противоречит существующим принципам классификации.

В результате использование Годовых норм износа приводит к существенным искажениям бухгалтерской и статистической отчетности, что не позволяет объективно отображать состояние и воспроизводство основных средств бюджетных учреждений и, соответственно, обоснованно планировать выделение финансовых средств из бюджетов всех уровней на их замену и капитальный ремонт.

В связи с этим в настоящее время по инициативе Минэкономразвития России и Минфина России разрабатывается проект нормативного документа, в котором предусматривается переход на новые нормы износа основных средств бюджетных учреждений, сформированные согласно срокам полезного использования.

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 была утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация основных средств), используемая в целях налогообложения.

Согласно п.1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ Классификация основных средств рекомендуется для применения в целях бухгалтерского учета, то есть может использоваться и для начисления износа в бюджетных учреждениях, но при соблюдении ряда отдельных ограничений и дополнений. Поэтому в основу разрабатываемой системы кодификации и определения сроков полезного использования основных средств бюджетных учреждений положены те же принципы, что и при разработке Классификации основных средств.

Предлагаемая система формирования групп основных средств бюджетных учреждений ориентирована на ОКОФ, который совместим, во-первых, с международными стандартами, а во-вторых, - с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17. На сегодняшний день ОКОФ - это единственный классификатор, который позволяет идентифицировать видовой состав основных фондов, что важно для целей бухгалтерского учета.

Основным ориентиром при определении сроков полезного использования конкретных видов основных средств, предусмотренных ОКОФ, были нормы амортизации, установленные в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072. Однако в большинстве случаев эти нормы уточнялись на основе мировой практики посредством анализа сроков амортизационного списания по разным видам оборудования, принятых в других странах. Наконец, учитывались мнения специалистов относительно необходимости сокращения сроков списания тех или иных видов основных средств.

Предложенная укрупненная группировка основных средств позволяет унифицировать сроки полезного использования для однотипных видов основных средств, неоправданно дифференцированных ранее по нормам износа.

При этом следует иметь в виду, что состав основных средств бюджетных и коммерческих организаций практически совпадает (компьютеры могут применяться и в бюджетном учреждении, и в коммерческой организации), а нормы износа и нормы амортизации определяются в зависимости от сроков полезного использования основных средств.

При разработке документа, касающегося новых норм износа основных средств бюджетных учреждений, также учитывается, что их финансирование осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней или бюджетов государственных внебюджетных фондов на основе смет доходов и расходов, и, следовательно, необходимо осуществлять контроль за использованием и состоянием государственного имущества. В этой связи нецелесообразно предоставлять самому учреждению право выбора в определении сроков полезного использования своих основных средств, как это установлено в налоговом законодательстве. Кроме того, необходимо установить более жесткие временные рамки по использованию основных средств бюджетных учреждений, а именно: несколько увеличить сроки их полезного использования.

В этих целях для начисления износа по основным средствам со сроками полезного использования до 30 лет в каждой из девяти первых групп предлагается установить четкие значения сроков полезного использования. Что касается основных средств с сроками полезного использования свыше 30 лет (в основном здания и сооружения), то для большей прозрачности их учета и контроля планируется разделить десятую группу на три новые группы основных средств, а именно: со сроками полезного использования от 30 лет до 40 лет включительно, от 40 лет до 60 лет включительно и свыше 60 лет.

При этом предполагается предоставить право федеральным органам исполнительной власти самим устанавливать сроки полезного использования и, соответственно, нормы начисления износа в пределах каждой из этих групп в зависимости от особенностей эксплуатации конкретных объектов основных средств (имея в виду различные климатические условия, а также уровень физического и морального старения основных средств). В этом случае при определении норм износа, наряду с необходимостью учета в хозяйственной деятельности достижений научно-технического прогресса, ставится задача определения реальных (фактических) сроков полезного использования основных средств с учетом их физического и морального износа и оптимизации затрат на обновление.

При разработке документа учитываются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми нормы начисления износа, рассчитанные на основе предлагаемых принципов определения сроков полезного использования основных средств бюджетных учреждений, должны распространяться на бюджетные учреждения бюджетов всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), а также на организации государственных внебюджетных фондов и должны применяться органами исполнительной власти.

Что касается предполагаемых сроков ввода в действие нормативного документа, устанавливающего новые правила начисления износа основных средств бюджетных учреждений, то в соответствии с п.54 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, износ по основным средствам бюджетных учреждений определяется за полный календарный год независимо даже от того, в каком месяце отчетного года приобретены или построены основные средства. Следовательно, введение новых норм износа, рассчитанных на основе сроков полезного использования, будет производиться только с начала отчетного периода, то есть с 1 января.

Е.И.Поздняков

Заместитель руководителя

Департамента финансов

Минэкономразвития России

И.Н.Титова

Начальник отдела

Департамента финансов

Минэкономразвития России

О том, как устанавливаются нормы амортизационных отчислений по нематериальным активам, мы рассказывали в нашей . В этом материале расскажем, как определить годовую норму амортизации основных средств (ОС).

Как рассчитать годовую норму амортизации ОС?

Годовая норма амортизационных отчислений объекта ОС - это выраженная в долях или процентах часть стоимости объекта ОС, которая в отчетном году признается организацией в качестве расходов на амортизацию.

Наиболее очевидно ее определение для линейного способа начисления амортизации. При этом способе для годовой нормы амортизации формула выглядит так (п. 19 ПБУ 6/01):

N = 1 / СПИ

где N - годовая норма амортизации;

СПИ - срок полезного использования (СПИ) объекта ОС в годах.

Соответственно, для объекта ОС со СПИ, равным 10 годам, годовая норма составляет 0,1 (1 / 10). Это означает, что ежегодно в составе расходов на амортизацию будет признаваться 1/10 часть (или 10%) первоначальной (восстановительной) стоимости объекта ОС.

При способе уменьшаемого остатка для определения годовой суммы амортизационных отчислений годовая норма амортизации умножается не на первоначальную или восстановительную стоимость объекта ОС, а на его остаточную стоимость. Сама годовая норма при этом рассчитывается следующим образом:

N = К / СПИ

где К - повышающий коэффициент, установленный организацией (не выше 3).

При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования расчет вообще не предполагает использование нормы амортизации. По крайней мере, такой показатель в описании порядка расчета суммы амортизации не упоминается. Тем не менее, понимая под нормой амортизации долю стоимости объекта ОС, подлежащей признанию в текущем году, для годовой нормы амортизационных отчислений формула при данном способе может быть представлена так:

N = ЧЛ / ∑​ЧЛ

где ЧЛ - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта ОС;

∑ЧЛ - сумма чисел лет срока полезного использования объекта ОС.

Сумма амортизации за год при таком способе определяется путем умножения нормы на первоначальную (восстановительную) стоимость объекта ОС.

В течение года амортизация признается ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

При способе амортизации пропорционально объему продукции (работ) годовая норма не рассчитывается вовсе. Ведь при данном варианте сумма амортизации исчисляется исходя из фактического натурального показателя объема продукции (работ) за отчетный период, в котором определяется амортизация. Поскольку на предстоящий год такой показатель еще не может быть исчислен, определить годовую норму и рассчитать сумму амортизации на предстоящий год не получится.