Страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации. Южная Азия — экономическая модернизация Новая социальная структура современного общества

  • 05.12.2023

Трудности в модернизации развивающихся стран. В 1950-1970-е гг. развивающиеся государства, которые обладали ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали прибыль от их экспорта в индустриальные страны. С переходом развитых стран на стадию информационного общества они освоили выпуск более дорогой наукоемкой продукции. Это привело к повышению цен на готовую продукцию.

Другим источником трудностей развития стал рост численности населения стран Азии и Африки, что создавало массу проблем. Миллионы молодых людей вступали в трудовую, жизнь не имея образования и квалификации. В городах развивающихся стран безработица достигает 50%.

Рост численности населения стал источником неразрешимых трудностей. Падение уровня жизни, безработица вели к обострению социальных межэтнических, межконфессиональных проблем. Внутренняя нестабильность отталкивала зарубежных инвесторов и затрудняла привлечение иностранного капитала для осуществления модернизации экономики.

Особенности модернизации в странах социализма и социалистической ориентации. Наиболее сложные проблемы возникли в странах, которые в 1970-1980-е гг. развивались по пути социалистической ориентации - Анголе, Эфиопии, Мозамбике и др.

  • 1. В 1990-е гг. была свернута, а затем прекратилась поддержка режимов этих стран со стороны России.
  • 2. Финансовые центры Запада с подозрительностью относились к бывшим союзникам СССР, воздерживались от вложений капитала в их развитие.
  • 3. Вбольшинствестран социалистической ориентации произошла смена политических режимов, которая сопровождалась гражданской войной, столкновениями с соседними государствами. Это усугубляло экономические проблемы, тормозило процессы модернизации.

В группе государств Азии - Китае. Северной Корее и Вьетнаме - командно-административная социалистическая модель развития оказалась близка их историческим традициям. Черты их развития во многом были сходными. Китай и Вьетнам показали возможность постепенного, направляемого сверху отхода от экономически малоэффективной модели командно-административного управления экономикой.

С конца 1970-х гг. в Китае стали развиваться рыночные реформы, сократилась численность вооруженных сил, приоритетом оказалось производство потребительских товаров. Привлекался иностранный капитал, созданы свободные экономические зоны, предприятия получили хозяйственную самостоятельность и др. При этом компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни страны. Эти меры сделали Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Такого же типа преобразования осуществлялись во Вьетнаме.

Опыт новых индустриальных стран. Для государств Азии имел опыт ускоренного развития Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга.

Сингапур и Гонконг. В этих государствах существовали развитие портовые службы, индустрия бизнеса и развлечений. Благодаря притоку зарубежных капиталов и наличию дешевой рабочей силы в них создана современная промышленность, выпускалась высоко технологичная продукция, предназначенная для экспорта.

Южная Корея и Тайвань находились в особых условиях. Когда они были колониями Японии, здесь была создана система обслуживания тылов своих войск - зачатки промышленности и транспортную инфраструктуру. После завершения гражданской войны в Китае и войны в Корее (1950-1953), в Южной Корее и на Тайване были развернуты контингенты войск США. Не вмешиваясь в политическую жизнь, они играли роль гарантов внутренней стабильности.

Для Южной Кореи ещё в 1960-е гг. были характерны самая большая продолжительность рабочей недели, (54 час.), запрет на деятельность профсоюзов и на забастовки. Продуманная налоговая политика, скупка лицензий, технологий обеспечили усиление позиций национальных корпораций, успешно вторгнувшихся на рынки развитых стран не только с продукцией легкой и текстильной промышленности, но и автомобилями, компьютерами, бытовой электроникой. Появление внутренних факторов стабильности открыло путь к демократизации, позволило провести в 1993 г. свободные президентские выборы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План: Модернизация Проблемы модернизации Результаты модернизации 3.1Новые индустриальные страны 3.2 Страны со структурным дисбалансами в экономике 3.3 Страны в состоянии стагнации 4. Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг.

3 слайд

Описание слайда:

Модернизация Модернизация (с франц - современный) – это процесс перехода от традиционного аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма(первый эшелон модернизации).

4 слайд

Описание слайда:

Модернизация Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная» или «догоняющая» модернизация. Второй эшелон модернизации. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно - европейской либеральной модели

5 слайд

Описание слайда:

Модернизация Третий эшелон модернизации - развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, где начало процесса перехода от традиционного общества к современному еще более сдвинуто во времени - примерно от середины XIX до середины XX в. Страны третьего эшелона относятся к мировой “периферии”, которая изначально интегрировалась в общемировой процесс модернизации через систему колониализма и зависимости, в качестве сырьевого придатка к “центру”.

6 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации Проблемы, связанные с модернизацией в странах Африки, Азии и Латинской Америки, остаются центральными со времен освобождения от колониальной зависимости по сегодняшний день. Эти государства стремятся повысить свою значимость с мировой торговли и экономики, однако в силу различных факторов, сталкиваются со значительными трудностями в этом процессе.

7 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. - 74%, и 64% в 1990 г., Китае - 83% и 72% , Эфиопии - 93% и 86%).

8 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи.

9 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2-3 трактора, то есть в 150-200 раз меньше, чем в развитых государствах.

10 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. - 1,2 млрд. в Китае, около 1,0 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш, 110 млн. в Нигерии), дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации.

11 слайд

Описание слайда:

Проблемы модернизации Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Даже с учетом батраков, временно работающих, удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия, Пакистан в начале 1960-х гг.).

12 слайд

Описание слайда:

Результаты модернизации В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960-1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970-1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.

13 слайд

Описание слайда:

Результаты модернизации В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС).

14 слайд

Описание слайда:

Новые индустриальные страны Этим странам удалось в исторически короткие сроки преодолеть свою социально-экономическую слаборазвитость и в большей или в меньшей степени приблизиться к уровню развитых стран. Эти страны значительно отличаются друг от друга и по численности, и по структуре занятого населения, и по темпам развития и т.д. Население Тайваня, например, более чем в два раза меньше, чем Ю. Кореи, а Сингапура - в 2 раза, чем Гонконга. Сингапур уделяет большое внимание созданию привлекательного пакета условий для международных компаний. Ю. Корея, напротив, всеми силами старается держать иностранцев подальше от своей экономики, подкармливая субсидиями свои домашние компании.

15 слайд

Описание слайда:

Новые индустриальные страны + азиатской модели являются: четкая стратегия поведения государства, курс на экономический рост и увеличение благосостояния граждан за счет увеличения ВВП на душу населения, поэтапное развитие отраслей промышленности, трудолюбие и настойчивость в получении позитивных результатов. За каких-нибудь пятьдесят лет страны-«драконы» превратились из отсталых аграрных экономик в одних из лидеров мирового НТП. Высокий уровень образовательных стандартов и государственная поддержка образования, науки и техники тоже может послужить неплохим примером

16 слайд

Описание слайда:

Страны со структурным дисбалансами в экономике Другая группа стран по-прежнему принадлежит к “третьему миру” с характерными структурными дисбалансами в экономике и социальными контрастами (Индия, ряд арабских и латиноамериканских стран) Большинство населения страны живёт в нищете, впрочем, есть и мульти-миллионеры

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Страны в состоянии стагнации Существует несколько десятков так называемых наименее развитых стран (преимущественно африканских) , которые находятся в состоянии стагнации и даже деградации

19 слайд

Описание слайда:

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами- «донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.

20 слайд

Описание слайда:

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг. Скоротечное завершение «холодной войны» интерес мировых лидеров к развивающимся «не западным» государствам исчез, вместе с этим прекратилось и их финансирование. Начиная с 1989 года США и Европейские государства, в том числе и ССCР стали требовать от развивающихся государств немедленного возвращения долгов, которые были предоставлены им в 70-х годах.

1) Крупнейшие национально-освободительные движения в странах Азии в межвоенный период, их типология, общие черты и особенности.

2) Политика национальных реформ в Турции, Иране и Афганистане.

Само понятие модернизация чаще всего трактуется как процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Целостная концепция модернизации была разработана в 50-60 годы 20 века в западной социологической науке (преимущественно в США). В трудах первого поколения учёных М рассматривалась как сложный, комплексный процесс изменений, охватывающий сразу все сферы общественной жизни. они считали, что процесс М носил линейный характер, первоначально имел локальный масштаб. М быстро охватила страны Западной Европы и США, сделав их лидерами, остальные могли играть лишь роль колониальной экспансии. Ускорение собственного развития – цель стран второго эшелона.

Эта задача стала осознаваться странами Востока ещё в 19 веке, но объективные условия отсутствовали (кроме Японии). Мешали традиционные феодальные институты, дезинтеграция восточных обществ, построенных на корпоративных началах и сила традиционных устоев (как в жизни одного индивида, так и в общество в целом), экономическая отсталость, увеличивавшаяся зависимость от иностранных держав. М на востоке могла начаться только в странах, сохранивших суверенитет (даже формальный) – полуколонии. Поскольку внутренние предпосылки отсутствовали, важное значение приобретала угроза потери самостоятельности, что заставляло проводить реформы сверху. Это вызвало реакцию общества, неготового к кардинальным изменениям. Это сопротивление могло быть нейтрализовано, если лидером станет социальная общеактуальная задача. Таким образом ещё одним условием М становилось наличие активной и сильной политической элиты, способной выработать эффективную программу действий и обосновать её необходимость. Такая национальная идеология должна была сплотить общество под эгидой национального государства на выполнение модернизационного развития. Успешнее свсего такая программа могла реализоваться там, где уже существовала более менее прочная национальная база, от лица которой и выступала политическая элита, стремившаяся провести программу М. Наиболее успешным примером форсированной модернизации является политика правительства Мустафе Кемаля, сумевшего не только отстоять суверенитет страны, но и провёдшего успешные реформы. Этот пример был показателем и для других стран Азии (особенно для исламских стран Ближнего и Среднего Востока, которые копировали модель М Кемаля).

I ) На 20-30 годы приходится вторая волна национально-освободительных движений. Преимущественно эта волна приходится на первые послевоенные годы (первая половина 20-х гг). эта волна стала составной частью революционного подъёма. Наряду с попыткой ликвидации феодального строя ставится задача создания национальных суверенных государств. Объективные условия ещё не созрели для развития буржуазного строя, однако получилось создать предпосылки. Подъём национально-освободительного движения был разнородным.

Национальная революция в Турции (1918-1923) зажгла цепь других революционных событий. Она спровоцировала подъём национально-освободительного движения в Иране (1918-1923), которое привело к установлению светско-республиканского режима. Национальное восстание в Египте (1919-1920) – эвакуация английских консульств. Индия (1919-1924) – лозунги ненасильственного сопротивления, по своим результатам почти революция, хотя конечной цели не достигли. Корея (1919) – антияпонский национально-освободительный характер. В Японии (1918-1919) проходят рисовые бунты. Великая национальная революция в Китае (в полную меру развернулась только во второй половине 20-х гг: 1925-1928/29) – борьба с японским влиянием, стремление восстановить монархию, национальное освобождение. Национально-освободительное движение охватывает Ливию (1917/18 – 1932) – характер партизанской войны на юге Ливии. Параллельно проходили события на территории Марокко (1922-1925). Тунис (1925-1926). Сирия (1925-1927) – антифранцузское выступление.

На этом этапе почти не наблюдается ничего подобного в Южной Африке и в Индонезии. Только на территории ЮАСоюза возникают политические организации, создание институтов гражданского общества, но революционной борьбы не произошло.

Наиболее отчётливо на этом этапе задача ускоренного развития проявила себя в тех странах, где уже был накоплен опыт национально-освободительной борьбы и была готова элита. В типологическом плане их можно подразделить на собственно-национальные (идеологии национального прагматизма) и наднациональные идеологии (пан-идеологии). Пан идеологии стремились к объединению ряда областей на основе единства, на базе общей культурной, исторической и расовой принадлежности. Общепринято, что наднациональные идеологии были первым этапом формирования национальной идеологии.

Революционно-демократические и буржуазно-реформистские идеологии. Основателем этой классификации является Ленин. Первые – потенциальные союзники СССР, вторые – враги. Индия пошла по второму пути и коммунистическое движение в Индии осталось без поддержки Советского Союза.

Ряд современных исследователей пытаются проанализировать степень влияния на революции западных доктрин (светских и модернизационных) и местных (религиозных и традиционных): консервативные (традиционные), компромиссные, модернизаторские (светские) идеологии. Пан-исламизм – консервативная идеология – противостояние быстрым изменениям и влиянию Запада. В Индии – светская идеология (отрицание варно-кастового строя), но начало берёт в индуизме. Сунь Ятсень и Кемаль – модернизационные идеологии.

Все эти национальные идеологии в своём развитии претерпели идейную революцию и на разных этапах выступали в разных качествах. На ранних этапах они носили идею кардинальных изменений и разрыва с традициями (три принципа Ятсеня: национализм – возвращение к династии Мин; народовластие – отказ от монархизма и переход к республиканской форме правления; народное благоденствие – создание оптимальных условий для экономического развития – для начала наделение крестьян землёй). Но когда национальное государство создаётся, начинается консолидация социума и укрепление новой государственности – идеология революции становится государственной идеологией. Но постепенно возникают новые идеологии, и по отношению к ним она ведёт себя как консервативная сила (реакционная, антиреволюционная доктрина). Позднее Ятсен отказался от третьего лозунга, чтобы привлечь буржуазию. Ставка на генералитет не сработала и Ятсен обращается к Коминтерну. Национализм стал пониматься как необходимость ликвидации зависимости от влияния западных держав и достижение равноправия всех народов Китая. Народовластие стало трактоваться как стремление создать государство не буржуазного типа, а как государство прямого народоправства по типу системы советов в России. Принцип народного благоденствия будет трактоваться как стремление осуществить насущные национальные преобразования (перераспределение ресурсов).

После смерти Сунь Ятсена правое крыло Гоминьдана возглавила Жена Ятсена, а левое – его сын, который с осторожностью относился к Коминтерну. Всё это закончилось переворотом в партии в 1927 году, года к власти приходит Чан Кайши. После этого происходит изменение постулатов Ятсена. Лозунг национализма стал трактоваться как идея существования великоханьской нации, объединяющей все народности Китая. Народовластие – реализация на практике учения Сунь Ятсена в конституции пяти ветвей власти – вывод о необходимости сочетания европейских достижений с китайскими традициями (высшая экзаменационная власть и высшая контрольная власть). На практике это всё реализовывалось в виде пяти палат, деятельность которых координировал Чан Кайши. Принцип народного благоденствия – идея быстрого развития государственного капитализма на основе создания мощного государственного сектора в экономике и государственная поддержка частного сектора. Отношение к Чан Кайши было со стороны Коминтерна резко отрицательным.

Сама идеология Кемализма зародилась в годы кризиса после Первой мировой войны. Мустафа Кемаль был военным, член младотурецкого движения. Популярный турецкий генерал был отправлен в восточные районы Анатолии, где порывает с правительством и возглавляет общество по защите прав Анатолии, потом возглавляет временное революционное правительство. Идёт на сближение с советской Россией и добивается победы над войсками Антанты в 20-е годы. Начинается создание законного правительства турецкого государства.

1 февраля 1922 года Кемаль ликвидирует султанат, султан (он находился в Стамбуле, оккупированном англичанами) становится равным обычному турецкому гражданину.

Манифест о ликвидации халифата – Турция объявлялась светским государством республиканского типа. Кемаль пожизненно был провозглашён президентом республики, при этом он возглавлял правительство, парламент и был главнокомандующим. Будучи отцом турецкой нации (с 1934 – Ататюрк).

Кемаль сформулировал основные постулаты своего правления к концу срока своего правления – воспринимается как завещание. В основе идеологии положены «шесть стрел»:

1) республиканизм – приверженность Турции к республике и невозможность возврата к монархии (надо понимать, что демократии не было – диктаторский режим). Этот недостаток будет исправлен после Второй мировой войны – переход к двухпартийной системе.

2) национализм – провозглашение исключительности турецкой нации, её суверенитета. Ряд районов Анатолии, заселённых курдами и армянами, рассматриваются как территория Турции. Турция – этнократическое государство.

3) народность – интегрированность, монолитность турецкой нации, отрицание возможности противоречий (классовых, этнических и т.д.). Исток этой идеи в доктринах Уварова или в итальянском фашизме. Права нации важнее, чем права личности.

4) ататизм – ведущая роль государства во всех сферах жизни общества. Создание мощного государственного сектора в экономике.

5)лаицизм – светскость – приверженность к светскому государству, отрицание какой-либо роли в жизни турецкого общества. Были закрыты все мечети и медресе, запрет проповедей ислама. Реформа языка была направлена на подрыв влияния Корана, который был написан на арабском языке. Распространение фамилий и паспортной системы, отуречивание курдов.

6) революционность – верность турецкого общества установкам Кемаля и неукоснительное следование Турции преобразованиям, её постоянное развитие и обновление, основанное на достижениях Запада.

Индия. Ганди стал общепризнанным лидером только в годы Первой мировой войны, когда он работал адвокатом в Южной Африке. В основе идеологии Ганди лежат традиционные для Индии принципы:

1) Ахимса – принцип сознательного отказа от любого насилия.

2) Сатегракха – «упорство в истине», некий моральный принцип – гражданский долг каждого индуса в участии в политической борьбе. Это не характерно для индуизма, так энергию пришлось направить не на внутреннее совершенство, а на мирское. Попытка создать идеальное индуистское государство – сабадайя – идеальное высоконравственное общество, которое можно создать здесь и сейчас. Ганди не стремился излагать своё учение на бумаге, он его проповедовал как отшельники древности. Отказ от западных традиций.

Лозунги – достижение суверенности от Англии и экономической свободы. Попытки возродить традиционные виды ремёсел (например, ручное ткачество) – попытка доказать, что Индия может быть независимой в экономическом плане от Англии.

Массовые и индивидуальные компании неповиновения. Главное для Ганди, чтобы массовые движения не носили вооружённых характер. В начале 20-х годов после нескольких стычек и жертв он отказался от массовых компаний.

Наряду с проведением этих форм протеста Ганди стремился к осуществлению конструктивной программы. Лозунгами первой программы стали:

1) развитие ручного ткачества и возврат к традиционным ремёслам.

2) налаживание отношений между индуистами и мусульманами.

3) отказ от варно-кастовых обычаев и отказ от варварских традиций (восстановление касты неприкасаемых, борьба с самосожжением вдов).

Эти положения не полностью понимались политическими лидерами, однако своего результата в чём-то он добился – народ сплотился. Ганди был убит религиозным фанатиком, не дожив до конца реализации своих планов. Ганди осуществил синтез буржуазно-либеральных и культурно-религиозных идей. Приемники Ганди стремились к социальной стабильности и постепенному развитию.

II ) В результате Первой мировой войны Персия оказалась в бедственном положении, её экономика была разрушена. Контроль над северными и южными провинциями был утерян. На практике конституция не действовала. У власти оказалась проанглийская группировка во главе с Вогус-эт-Доуле, которая подписала с Англией договор о британской помощи Персии, в соответствии с которым Иран перешёл под Британский протекторат. Началась британская военная оккупация северных провинций, что вызвало подъём национальных движений на севере.

В апреле 20 года началось восстание, лидером которого стал азербайджанец Махамад Хиябани. Центром восстания стал город Тиблис. В восстании приняли широкие слои общества. Они требовали расторжения ирано-английского соглашения, национальной и культурной автономии для Азербайджана. Восстание было подавлено совместными силами шахских и английских войск. Одновременно возникает новый очаг сопротивления – провинция Гилян. Там поддержку восставшим оказывал СССР. Была образована Гиланская ССР во главе с Аму-Оглу. Была объявлена программа широких преобразований: национализация земли, отделение церкви от государства, что оттолкнуло буржуазию, феодалов и всех верующих, что привело к краху республики. Против них выступил Кучек-хан, который объединил всех недовольных и подавил Гиланскую ССР.

К 1920 году правительство Ирана смогла подавить восстания на севере. В 1921 году возникает влиятельная оппозиционная группировка во главе с Зия-эддин Табатабаи (лидер шиитского духёовенства) и командиром шахской казачьей бригады Реза-хан. Они подготовили переворот 21 февраля 1921 года. Свергли правительство и династию.

Новое правительство расторгло соглашение с Британией, обещало снизить налоги и подати и провести реформы в интересах народа. Из страны были удалены английские советники и военные инструкторы, был расформирован корпус персидских стрелков, созданный англичанами. Правительство добилось вывода английских войск с территории Ирана. Был подписан советско-иранский договор.

Правительство ушло в отставку из-за нехватки средств для проведения реформ.

В 1922 году было создано правительство Кавам эс-Салтана. Оно пригласило американских советников во главе с Мильпсо, целью которых было защитить Иран от влияния Британии. Иран попал под финансовое влияние США.

Реза-хан быстро понял опасность такого курса и в 1923 году сам стаёт премьер-министром. Постепенно он устанавливает жёсткий диктаторский режим, невзирая на конституцию. С 1925 года он основывает свою династию. Его цели: централизация и военная мощь страны. «Иран» как название было введено при нём. Иран – страна ариев.

В начале 1922 года была создана армия на основе европейских достижений и при помощи советского союза.

Шах начинает широкое строительство шоссейных дорог, соединяющих центр с провинциями с созданием военных крепостей и фортов. Вся полнота власти в провинциях переходит к армейским командирам.

Параллельно с этими мерами шах ведёт борьбу с аристократией. Ханов лишают наследственных должностей, права на сбор налогов. На эти должности назначаются чиновники из Тегерана. Проводится конфискация земли аристократии. Представителей аристократии выселяли в чужие для них регионы (как правило слабо развитые). Конфискованные земли перераспределялись между новой военной аристократией. Им же передаётся вся власть на местах. Феодальные отношения сохраняются.

Централизация вызвала новый рост налогов и повинностей, что вызвало рост волнений и восстаний крестьян во многих провинциях во второй половине 20-х гг. шах подавлял восстания силой, но при этом издал ряд законов на нормализацию аграрных отношений в деревне. В 1927 году был введён новый уголовный кодекс, защищавший право частной собственности и помещиков, и крестьян. В 1929 году вышел новый гражданский кодекс, скопированный с итальянского образца, который гарантировал неприкосновенность личности. 1928 год – закон о регистрации земельной собственности, узаконивались арендные отношения и собственнические отношения на землю. В 1931 году из-за непрекращающихся волнений был издан закон против аграрного бандитизма – в защиту разграбляемых помещичьих владений.

Идя на уступки земельной аристократии был опубликован закон, по которому помещики могли арендовать землю шаха. В 1939 году был выпущен закон о регулировании отношений между крестьянами и помещиками, в основу которых были положены товарно-денежные отношения.

Поощрялось частное предпринимательство в городе. Устанавливаются высокие пошлины на ввоз товаров в страну. Государственная монополия на внешнюю торговлю, на производство и продажу сахара и чая с целью пополнения казны и поддержания посредством субсидий частного предпринимательства. С этого времени начинается переход к капитализму. Полной национализации не наблюдалось, только госконтроль и поддержка. Национализировано было только то, что было связано с производством оружия.

Эти реформы вызвали конфликт с англо-иранской нефтяной компании, основанной ещё в начале 20 века. Шах заставлял их раскошелиться в пользу казны. К 1933 году этот кризис был преодолён, было подписано соглашение о продлении концессии ещё на 60 лет, но шах добился контроля над 40% прибыли этой компании. Начиная с 1935 года, предпринимаются меры по расширению табачного производства, ковроткачества и др.

Программа преобразований в культурной сфере была ориентирована на европеизацию. Декрет об обязательном снятии чадры с женщин и ношение костюмы (для служащих в госаппарате). Введение всеобщего бесплатного обучения в светских школах, создание которых начинается с того времени и за государственный счёт. Создание сети профессиональных училищ. В Тегеране открывается университет.

Создаются светские суды.

Весь этот пакет реформ копировал турецкий образец Ататюрка. Сталин: «Реза-шах пытается примерять сапоги Ататюрка».

Но в отличие от Турции, где удалось сломить систему, в Иране широкой поддержки в шиитском Иране встретить не удалось. Реформы вызвали сопротивление шиитского духовенства, которое имело широкую поддержку народа. В 1930-х гг по Ирану прокатилась волна волнений с требованием свернуть реформы. Реза-шаху пришлось отказаться от политики широкой европеизации. Он добился внешней европеизации чиновников, создал несколько светских школ и училищ, была создана система военных училищ.

Во внешней политике правительство Реза-шаха ориентировалось на союзнические отношения с Советским союзом. Правительство также маневрировало между интересами Англии и США. Главная цель – отстаивать суверенитет Ирана, играя на противоречии великих держав. Здесь он также копировал турецкую модель. Большую роль играли советская торговля, когда советский союз поставлял продукты и промышленные товары в обмен на сухофрукты и нефть. До 1935 года этот объём составлял 40% импорта Ирана.

В период Великой депрессии советско-иранская торговля резко возросла, так как страны запада оказались в кризисе.

В 1933 году правительство Реза-шаха попыталось бойкотировать советские товары, на что начались волнения, особенно на севере страны. С 1936 года начинается переориентация внешней политики Ирана на интересы Ирана, что было связано с личной симпатией шаха к Гитлеру (Иран – страна Ариев).

В 1938 году шах отказался продлить торговый договор с СССР, что привело торговлю с Советским Союзом. Доля германских товаров стала достигать 40-45% импорта.

Шах распускать меджлис, подавляет сепаратизм, борется с шиитским духовенством. Шах пытается поддерживать отношения с Британией. Так ещё в 1937 году Иран стал членом Саадобатского пакта между Турцией, Ираном и Афганистаном – военный блок под эгидой Великобритании, направленный против Германии и Советского Союза. Этот курс шаха приведёт в будущем оккупации Ирана советско-английскими войсками в 1941 году, что приведёт и к низложению шаха.

Афганистан. 20 февраля 1919 года был в результате заговора убит старый эмир Хабибула-хан (сторонник пробританской ориентации). К власти пришёл Амунула-хан – лидер младоафганцев.

Ещё существовало движение староафганцев во главе с Нахрула-ханом.

28 февраля 1919 года Амунула-хан был коронован и объявил о независимости от Великобритании. Уже 8 марта 1919 года правительство РСФСР объявило о признании нового правительства, начался обмен посольствам. Великобритания объявила Афганистану войну (третью). Пока английские войска продвигались по северу, основные силы афганцев перешли на территорию Индии и вторглись в северо-западные провинции Индии, спровоцировав волну местных пуштунских восстаний. Англичане испугались, что восстание пуштунов перекинется вглубь Индии, где уже началась активная деятельность Индиры Ганди. Англичане пошли на перемирии. 3 июня оно было подписано. 8 августа был подписан договор, по которому Афганистан признавался суверенным государством.

Следом за советской Россией Англия попыталась установить прочные отношения с Афганистаном. После этого суверенитет Афганистана признали остальные страны мира.

Упрочив своё внешнеполитическое положение, началось проведение реформ.

Большую роль в управлении страной играл законодательный совет из 25 человек (аристократия, духовенство, военная элита). Первым пунктом стала замена натуральных налогов денежными для преодоления феодальной отсталости. Конфискация земельной собственности и имущества у староафганской партии в пользу государства, позднее их перепродали либеральным помещикам и купцам. Конфискация земель и имущества у духовенства. Организация национальных акционерных обществ и торговых компаний для развития внешней торговли Афганистана. Реорганизация армии на основе введения принципа уплаты жалования вместо предоставления земельной ренты. Укрепление центрального и местного аппарата управления. Создание органов местного самоуправления: создание совещательных палат при главах областных и районных администрациях). Введение светских судов. Реформа системы образования, создание светских школ трёх ступеней. Модернизация политической системы страны.

10 апреля 1923 года был принят основной закон – временная конституция. Афганистан – конституционная монархия с сильной властью эмира и законодательным собранием. Эмир был главой исполнительной власти и формировал кабинет министров, был главой внешней политикой. Законосовещательным органом был совещательная палата:

1) совет провинциальных чиновников (50% чиновников назначались эмиром).

2) лидеры кланов.

Равенство всех подданных, гарантии свободы личности, печати, неприкосновенности и т.д. большая часть этих реформ была не реализована, так как начался протест всех слоёв населения. Рост налогов привёл к восстаниям. Подавив сопротивления хан решил, что общество к реформам ещё не готово. В 1927 году 7 месяцев он ездил по Европе, Азии и США. После возвращения он объявил новый курс реформ. В основе лежала идея технической модернизации, строительство шоссейных дорог, радиофикация, электрофикация. Эта программа подкреплялась созданием частных и государственных банков, открытием школ, больниц, университетов и учреждением народного совета, как представительского органа. Проект разработки нового уголовного и гражданского кодекса. Введение всеобщей воинской повинности. Флаг, герб, гимн и т.д.

В августе 1928 года хан собирает съезд представителей Лойджигар, который одобрил реформы. Но как только хан начал реформы, начались волнения на юге, среди пуштунских племён, которые всегда были полуавтономны – осенью 1928 года. Особенно они были недовольны отменой налоговых льгот и воинскими повинностями. Сопротивление возглавил местный разбойник (местный Робин Гуд) Багайи Сакао, объявив себя новым ханом, защитником веры и бедных. Его активно поддержали и все противники Аманулы-хана. В результате 17 января 1929 года эти вооружённые толпы вступили в Кабул. Аманула хан бежал в Кандагар. После неудачной попытки вернуть трон он уехал в Германию и жил там до своей смерти (в Цюрихе). В Афганистане началась гражданская война, все достижения реформ были уничтожены, началось сближение с Англией, что привело к обострению отношений с СССР. Афганистан стал поддерживать басмаческое движение на юге Азии. В условиях гражданской войны начинается стихийное антифеодальное движение, что привело к поддержке помещиками военного министра Надир-хана. 15 октября 1929 года его войска заняли Кабул и он был провозглашён новым правителем Афганистана. Гражданская война постепенно успокоилась. Он ликвидировал басмаков и наладил отношения с Советским Союзом. Пытался проводить реформы плавно, понимая, что реформы нужно проводить постепенно.

Проблемы, связанные с модернизацией в странах Африки, Азии и Латинской Америки, остаются центральными со времен освобождения от колониальной зависимости по сегодняшний день. Эти государства стремятся повысить свою значимость с мировой торговли и экономики, однако в силу различных факторов, сталкиваются со значительными трудностями в этом процессе.

Главными проблемами модернизации остаются внутренние противоречия в общем подходе экономического социального развития, низкий уровень образования населения, а также усиление этносоциальных конфликтов.

Модернизация в пост-колониальный период

После освобождения от власти метрополий, многие государства Африки и Азии ждали так называемого "экономического чуда". Следует отметить, что многие страны сумели добиться определенных успехов в промышленном производстве и торговли. В 60-70 х годах уровень прироста объема промышленного производства был в 2 раза больше, нежели в развитых государствах. Тенденции укрепления государственной экономики прослеживались и в латиноамериканских странах.

Однако за подобными достижениями скрывалась существенная непоследовательность, которая в дальнейшем обусловила ряд тяжелых экономических кризисов. В государствах, имеющих возможность добычи нефти, начались внедряться активные социальные преобразования.

Из-за высокой стоимости нефти, Англия и США начали активно предоставлять кредитные средства на развитие этих государств. В середине 70-х годах стоимость нефтяных продуктов начала стремительно падать - государства Персидского и Карибского заливов оказались в экономической ловушке. Более 90% населения оказалось за чертой бедности.

Существенной сложностью в модернизации была и недостача специализированных кадров. Абсолютное большинство населения Африки, Азии и Латинской Америки не обладали даже начальным образованием. Необразованное население представляло собой дешевую рабочую силу, однако производство начало требовать внедрение научно - технических разработок, для чего были необходимы подготовленные специалисты.

Проблемы модернизации в 90-х годах

Переменный успех, который прослеживался в модернизации государств Африки, Азии и Латинской Америки в 60-80-х годах, полностью был вытеснен социально - экономическими кризисами, которые начались в 90-х. Значительную роль в этом сыграло скоротечное завершение «холодной войны». Интерес мировых лидеров к развивающимся «не западным» государствам исчез, вместе с этим прекратилось и их финансирование.

Начиная с 1989 года США и Европейские государства, в том числе и ССР стали требовать от развивающихся государств немедленного возвращения долгов, которые были предоставлены им в 70-х годах. На выплату кредитов во многих государствах уходило более трети национальных доходов. Даже в таких государствах как Саудовская Аравия, в которой ранее не наблюдалось проблем модернизации, уровень производства, из-за недостачи капитала упал до показателей 1965 года.

Такие страны как Ирак, Кувейт, Индия, Бразилия, Аргентина были отброшены к показателям 1950 года. Беднейшие государства Азии и Африки столкнулись с угрозой голода. Наибольшие проблемы наблюдались в экономике так называемых «экономических иждивенцев» - государств, развитие промышленности в которых осуществлялось за счет США и СССР.

Проблема преодоления экономического отставания и модернизации развивающихся стран

Проблема «Север-Юг» - так в литературе обозначается разрыв в социально-экономическом развитии и благосостоянии между странами «третьего мира», к которым причисляют беднейшие страны Азии и Африки и так называемым «цивилизованным миром» (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 30 государств). Крушение колониальной системы в 50-60-х годах ХХ века породило оптимистические прогнозы быстрого экономического и культурного возрождения стран, завоевавших политическую независимость. Действительно, до 70-х годов эти государства сохраняли довольно высокие темпы развития (в первую очередь это относится к так называемым «индустриальным и нефтеэкспортирующим странам»). Однако с 80-х годов этот экономический рост резко замедлился. Разрыв между развитыми и развивающимися странами начал увеличиваться и сократить его пока не удаётся. Если в 1960 году соотношение между ними по валовому национальному продукту на душу населения было 26:1, то сейчас оно составляет 40:1. Причин на это несколько:

· Прежде всего, это аграрные страны - на их долю приходится свыше 90% сельского населения мира. Начиная с колониальной эпохи сельское хозяйство развивающихся стран служило для покрытия потребностей метрополий в сырье, а после завоевания независимости - для финансирования других отраслей экономики и создания государственного аппарата развивающихся стран. Сформировалась стратегия систематического изъятия излишков сельскохозяйственной продукции, что приводит к обеднению отрасли и обнищанию крестьянства.

· Ещё одна причина отставания развивающихся стран - использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины и различного вида органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в сфере услуг.

· При низком уровне экономического потенциала и стремительном приросте населения развивающиеся страны были вынуждены брать крупные кредиты у международных финансовых учреждений. Задолженность продолжает расти и в настоящее время. Долг ложится тяжёлым бременем на население и служит препятствием на пути преодоления отсталости этих государств.

· Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако, необходимое внимание к ним требует крупных затрат и предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

· Мешает преодолению развивающимися странами их отставания от развитых стран полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры.

· В рамках мирового хозяйства разделение труда осуществляется таким образом, что за наиболее развитыми в экономическом отношении государствами закреплена роль мировых промышленных центров, в то время как развивающиеся страны исполняют роль аграрно-сырьевой периферии. Развитые страны различными методами эксплуатируют природные, трудовые ресурсы развивающихся стран, препятствуют созданию в них самостоятельной экономики.

За нищету стран современного «третьего мира» ответственность несёт именно «цивилизованный мир», так как именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы. Сегодня всё большее число стран в мире осознаёт, что преодоление отсталости развивающихся стран остаётся чрезвычайно актуальной задачей и во многом определяет судьбу человечества. Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создаёт опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах. В настоящее время в условиях стремительно возрастающей доступности совершенного оружия они могут иметь трагические последствия для других стран и даже для всего человечества. Поэтому назрела необходимость переоценки существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который прекратил бы ущемление прав беднейших государств планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Основным направлением социально-экономического развития и борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

· во-первых, утверждение в международных отношениях демократических принципов равенства и справедливости;

· во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;

· в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран.

Адаптация к глобальному потеплению

Тогда как богатые страны ведут активную разработку мер адаптации к климатическим изменениям...

Мусорный кризис в городе Москва

Нью-Йорке проживает 8,5 млн человек. Все они каждый день оставляют после себя кучи мусора. Главный завод города по переработке твердых отходов - Sims Recycling - расположен в Бруклине и оборудован по последнему слову техники...

Проблема обеспечения пресными водными ресурсами

В мире растет дефицит пресной воды. При этом водный голод грозит не только засушливым, но и достаточно обеспеченным водными ресурсами странам и регионам. Это связано не только с увеличением расходования запасов пресной воды...

Рынок экологически чистой продукции

Германия. По данным Okologische Lebensmittelwirtschaft BOLW (D), продажи на немецком рынке органических продуктов составили в 2009 году 5,8 млрд евро. Число органических ферм выросло до 21047 хозяйств (5,6 % всех фермеров)...

Современные проблемы экологии

Экологические проблемы и развитые страны. Осознание экологической проблемы привело к экологизации экономического развития в промышленно развитых странах. Во-первых, это выразилось в том...

Современный экологический кризиз

Стратегия преодоления глобальных экологических угроз

Эколого-экономические проблемы совершенствования экологической сертификации лесов рассматриваются во многих научных работах. Именно они дали импульс для развития экологической сертификации по схемам Лесного наблюдательного совета...

Сущность современного экологического кризиса

Таким образом, перед человечеством остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена веществом и энергией между обществом и биосферой, выработки стратегии охраны природы, а значит, и самого человека...

Экологические катастрофы и кризисы в истории Земли

Переосмысление взаимоотношений общества и природы началось в 1960-х гг. Послевоенный бум производства и потребления в развитых странах привел, наряду с ростом благосостояния, к экологическим проблемам, невиданным ранее по остроте и масштабам...

Экологические проблемы современности

Конец XX столетия и начало XXI -- это эпоха глобальных перемен, число которых увеличивается: к известным кризисным ситуациям (опасность ядерной войны, которая сейчас уменьшается в результате окончания холодной войны...

Экологический кризис

Экологический кризис - это нарушение естественных природных процессов в биосфере в результате которого происходят быстрые изменения окружающей среды. Возникает напряжение во взаимоотношениях между человечеством и природой...

Экология и культура

Для культуры XX века в отличие от XIX века, в котором культура мыслилась в тех же синонимах, что и цивилизация, характерно разведение этих понятий. При этом культура продолжает оставаться символом всего позитивного...

Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества