Наталья Стадченко: Новый закон исключит медстрахование граждан, не подлежащих ОМС. Кто подлежит обязательному социальному страхованию? Группы лиц, являющиеся обязательными для оформления страховки

  • 02.01.2024

Анонс. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации в 2020. Особенности оформления и необходимые знания.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Многие граждане уже оценили ценность обязательного медицинского страхования. Именно поэтому, не экономит на своем здоровье и активно оплачивает полюс.

Так что же такое обязательное медицинское страхование в России? И какие основные нюансы имеются при данной процедуре?

Что нужно знать

В соответствии с законодательством, все граждане, включенные в систему , вправе получить бесплатную медицинскую помощь на территории всей Российской Федерации.

Как происходит организация и финансирование фонда

Фонд ОМС – самостоятельная государственная кредитная компания, которая реализует государственную политику в медицинской отрасли.

Такие организации предназначены для аккумулирования страховых взносов, а также обеспечения финансовой стабильности.

Это регламентируется уже дополнительным соглашением со стороны лечебного заведения и заявителя.

В пунктах договора нужно отобразить:

  • дата заключения;
  • наименование страховщика;
  • основание для деятельности;
  • предмет договора;
  • объем медпомощи;
  • дата и подпись.

Необходимые документы

Для оформления понадобиться:

  • паспорт гражданина России;
  • свидетельство о рождении, если это несовершеннолетний гражданин;
  • заявление установленного образца.

Для беженцев нужно предоставить дополнительно справку о признании их таковыми. Иностранец должен предоставить вид на жительство или загранпаспорт.

Лица без гражданства должны предоставить регистрацию и паспортные данные.

Порядок расчета

Как исчислять обязательное медицинское страхование, согласно Федерального закона оплата медицинской помощи осуществляется после предоставления медорганизацией реестра счетов и счета на оплату в пределах установленного лимита.

Страховая компания:

  • подает в территориальный орган заявку на получение целевого вознаграждения при авансовом платеже;
  • подает заявку на получение суммы за оказанные услуги.

Затем территориальный орган рассматривает заявку и удовлетворяет ее, перечисляя необходимую сумму.

Подробно о страховых взносах на обязательное медицинское страхование (ОМС)

Длительность расчетного периода определяется за каждый год отработанного времени. Начисление в бухгалтерии происходит именно так.

Длительность предоставления услуги – всю жизнь застрахованного лица. Платильщих страховых взносов – физическое лицо или работодатель.

Если человек не трудоустроен, то он может самостоятельно вносить денежные средства в ФСС. Страховые взносы зачисляются в федеральный фонд.

С 1 января 2015 года работники-белорусы подлежат обязательному медицинскому страхованию. Это следует из пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе. Новое правило действует в отношении всех работников из Беларуси независимо от их статуса, то есть независимо от того, являются они постоянно либо временно проживающими в России или имеют статус временно пребывающих на территории РФ. Соответственно, с начала этого года работодатели должны исчислять взносы в ФФОМС России на обязательное медицинское страхование с выплат, произведенных в пользу таких работников.

По общему правилу, иностранные работники, временно пребывающие на территории России, обязательному медицинскому страхованию не подлежат 1 .

Обращаем внимание, что до начала 2015 года (до момента вступления в силу Договора ЕАЭС) и работники-белорусы, имеющие статус временно пребывающих на территории России, не являлись застрахованными в системе обязательного медицинского страхования.

Дело в том, что Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» распространяется только на отношения, регулируемые законодательством России и Беларуси об обязательном социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот Договор о сотрудничестве не распространяется на отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года с первого дня работы на территории России граждане Беларуси, временно пребывающие в нашей стране, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 22 мая 2015 г. № 17-3/ООГ-618.

1 Ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2009 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В категории обязательного социального страхования предусмотрено несколько категорий граждан, которые могут претендовать на финансовую поддержку ФСС в случае наступления страхового случая.

В отношении их разработаны условия, регламентирующие порядок уплаты страховых взносов, получения компенсаций и их размеры. Так же государственными нормативами определены и сами категории таких лиц.

Кто определяет классификацию лиц, подлежащих обязательной страховке?

Перечень лиц, которые могут, и должны быть застрахованы в рамках федеральной социальной программы, составляется и учреждается на государственном уровне. Эти списки могут видоизменяться в зависимости от принятых Думой постановлений, выделенных ежегодных ассигнований из бюджетного резерва и от поправок в федеральных законах.

Составление такого перечня основано на приоритетах сохранения здоровья нации, в отношении которых действует федеральная социально-страховая программа. Кроме этого, в учет принимаются обстоятельства, сопутствующие трудовой деятельности разных категорий застрахованных лиц, степень производственной опасности для отдельных профессиональных групп, а также социальные обстоятельства и требования в отношении гражданской ответственности.

Группы лиц, являющиеся обязательными для оформления страховки

Существует четкая классификация отдельных социальных групп, подлежащих обязательному страхованию в рамках деятельности фонда социального страхования. Они составляют основной перечень, составленный с учетом вида социального страхования:

  • Выплата пособий по состоянию здоровья;
  • Финансовая поддержка по инвалидности;
  • Дотации по факту временной безработицы;
  • Страховки по временной утрате трудоспособности.

Также в этот перечень включаются выплаты по материнству, автогражданской ответственности, финансовым рискам, страхование членов многодетных семей.

Какие категории граждан подлежат этому?

  • Государственные деятели, занимающие высокие посты;
  • Лица, занимающие должности в муниципальных органах управления;
  • Муниципальные и гражданские служащие;
  • Священнослужители различных религиозных конфессий, имеющих регистрацию на территории страны;
  • Лица, лишенные свободы по приговору судебных органов, и участвующие в общественных и производственных работах с фактической оплатой труда;
  • Иностранные граждане, трудящиеся в отечественных учреждениях и организациях, при условии уплаты страхователем взносов в их пользу;
  • Сотрудники производственных, коммерческих предприятий и сферы услуг, работающие по трудовым договорам;
  • Женщины, пребывающие на любой стадии беременности до родов, а также после рождения ребенка;
  • Лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, но ведущие лицензированную частную деятельность. К этой категории относятся, в частности, нотариусы, адвокаты;
  • Учредители, руководители и сотрудники частных фермерских хозяйств;
  • Лица, осуществляющие свою деятельность в рамках индивидуального предпринимательства;
  • Лица, работающие в государственных и коммерческих учреждениях на условиях штатного расписания и за которых работодатель уплачивает страховые регулярные взносы.

В этой категории лиц, подлежащих обязательному страхованию, не только застрахованный человек имеет право на компенсацию из . В случае полной утраты им трудоспособности либо в случае его смерти выгодоприобретателями могут являться члены его семьи или ближайшие родственники. Также претендовать на выплату пособий могут иждивенцы, находящиеся на обеспечении застрахованного лица в случае его смерти.

Денежная сумма также выплачивается детям, не достигшим совершеннолетия, если застрахованным лицом являлся один из их родителей. Если дети застрахованного продолжают получение высшего образования, то они имеют право претендовать на пособия до завершения обучающего процесса.

Типы финансовой поддержки данным лицам

На государственном уровне разработана практичная схема финансовой поддержки застрахованных в обязательном порядке лиц и членов их семей. Получить денежную поддержку они могут в одном из предложенных форматов: в виде страховой одноразовой выплаты, в форме единовременного пособия по факту утраты трудоспособности на время восстановления здоровья. Также выплаты производятся в формате регулярных пособий при наступлении инвалидности и полной утрате здоровья.

В некоторых случаях фондом выплачиваются пособия, направленные на покрытие дополнительных издержек, связанных с прохождением лечения или пребыванием в заведениях санитарно-курортного типа. Это может быть оплата расходов, связанных с необходимой медицинской, социальной или профессиональной реабилитацией после лечения или вследствие наступления иных страховых случаев.

Фондом соцстрахования могут быть приняты решения об отказе в выплатах разных категорий пособий. Такие ограничительные меры принимаются с целью недопущения необоснованных выплат и ограничения злоупотреблений средствами фонда в корыстных целях. К тому же существуют целые категории граждан, которые по различным обстоятельствам просто не имеют права на средства ФСС.

Например, никакие виды пособий не будут начисляться лицам, лишь недавно прибывшим на территорию Российской Федерации с целью получения гражданства, но на момент подачи заявления не имеющим российского подданства.

Также не стоит рассчитывать на социальные выплаты тем, кто не имеет страховых свидетельств и собственных номеров страховых счетов СНИЛС. Обычно каждому гражданину присваивается такой номер и выдается свидетельство обязательного страхования. Однако к некоторым категориям жителей страны это правило не относится. Например, в некоторых религиозных течениях не принято пользоваться присвоенными номерами СНИЛС и идентификационными номерами. Соответственно, такие граждане не могут претендовать на получение страховых выплат по обязательному страхованию.

Не выплачиваются средства социального обязательного страхования лицам, которые работают неофициально по отдельным категориям выплат — в связи с травмами во время производственных процессов, по болезням. Сюда же относятся те работники, которые ведут незарегистрированную частную деятельность.

Поскольку перечисленные категории граждан не смогут претендовать на социальные выплаты, то и стать субъектами системы социального страхования они тоже не смогут — им будет в этом отказано.

В некоторых случаях фонд социального страхования может отказать в выплате пособий даже некоторым застрахованным лицам. Не будут осуществляться страховые выплаты в тех случаях, когда ярко прослеживаются корыстные мотивы в действиях застрахованного лица. Например, лишен пособий по инвалидности или болезни будет тот человек, который умышленно причинил себе травмы или ранения, либо иным образом имитировал страховой случай с целью получения страховой выплаты.

К категории лиц, не имеющих права претендовать на пособия в связи с утратой трудоспособности, относятся и те, кто проходит реабилитационные процедуры или лечение по приговору судебных органов в принудительном порядке.

Ограничения могут быть использованы также по причинам бюрократического характера. Особенно это проявляется в тех ситуациях, когда один или несколько из необходимых документов оформлены некорректно или были поданы после истечения установленного периода.

МОСКВА, 22 сен — РИА Новости . Правительственный законопроект о персонифицированном учете в сфере обязательного медицинского страхования направлен на исключение страхования граждан, не подлежащих ОМС, повышение качества планирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов терфондов ОМС, сообщила глава ФОМС Наталья Стадченко на заседании Государственной Думы.

Госдума в пятницу на пленарном заседании обсудила в первом чтении законопроект, изменяющий порядок определения граждан РФ, подлежащих ОМС.

Говоря о новеллах законопроекта, Стадченко отметила, что закон конкретизирует категории категорий лиц, не подлежащих ОМС, а также механизмы приостановления и прекращения ОМС в их отношении.

"Это предмет нашего обсуждения ко второму чтению (законопроекта). На площадках комитета по здравоохранению мы будем это обсуждать. Для определения неработающего населения и платежа неработающего населения данное категорирование не нужно. Данное категорирование нужно для субъектов РФ, чтобы они определили, кто у них является работоспособного возраста и не работает по разным причинам… для того, чтобы субъект РФ работал с этими людьми для легализации их в рынке труда и законной уплаты страховых взносов всех, в том числе на обязательное медицинское страхование", — сказала Стадченко.

Взносы в систему ОМС за работников сейчас платят работодатели, а за неработающее население — региональные бюджеты. При этом власти давно обсуждают проблему налогообложения доходов и уплаты взносов за так называемых самозанятых — граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность, не регистрируясь в ФНС, и не платят налогов и соцвзносов.

Счетная палата РФ в отзыве на законопроект о персонифицированном учете в системе обязательного медстрахования предлагает дать регионам возможность проверять достоверность отнесения граждан к категории неработающих при уплате за них социальных взносов.

Как отметила глава ФОМС, в законопроекте также содержится регламентация информационного взаимодействия федеральных госорганов и ФОМС при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, включая регламентацию порядков и сроков предоставления сведений о застрахованных лицах и лицах, не подлежащих ОМС.

Также в документе прописано наделение территориальных фондов ОМС полномочиями проверять достоверность сведений персонифицированного учета застрахованных лиц в части их соответствия документам, удостоверяющим личность гражданина РФ.

В законопроекте заложено и полномочие правительства РФ по утверждению порядка и методики определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, для целей формирования бюджета ФОМС, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов ОМС, а также предусмотрено совершенствование механизма контроля за наличием у граждан права на ОМС.

"Законопроект не приводит к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным в ОМС лицам, осуществляется в пределах субвенции, утверждаемой в бюджете ФОМС на очередной финансовый год и на плановый период", — заключила Стадченко.

1. Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):

(см. текст в предыдущей редакции)

1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "О погребении и похоронном деле". Лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в течение периода, определенного статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

4.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай.

5. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством .

6. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, финансируемые соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.