Экономические учения раннего средневековья библия. Экономические учения средневековья. §1. Экономическая мысль древнего мира §2. Экономическая мысль средневековья Вопросы и задания для контроля Список рекомендуемой литературы

  • 03.01.2024

Экономическая мысль как наука

Появление человечества практически сразу сопровождалось формированием хозяйственных связей. Еще в первобытных племенах практиковали собирательство и охоту, несколько позже появился обмен. Земледелие и ремесла способствовали развитию торговли, первому накоплению капитала. Формирование богатств помогло созданию производства и специализации труда. Скачок под названием «промышленная революция» убыстрил процесс усложнения хозяйственных систем и в конечном итоге вывел их на современный уровень. Для того чтобы управлять подобными структурами, понимать и исследовать их, необходимо обширное фундаментальное знание, которым стала экономическая теория.

Замечание 1

Она изучает методы удовлетворения потребностей общества, имеющих тенденцию к увеличению в условиях лимитированности ресурсов и ограниченности доступа к ним.

Принято всю науку делить на два блока:

  • Первый использует нормативный подход, то есть дает оценку реальным событиям в практической жизни. Он лежит в основе формирования прикладных дисциплин, имеющих узкую специализацию.
  • Второй блок основан на изучении фактов и их взаимодействия друг с другом, что заложило начало теоретическому направлению.

Стоит отметить, что в экономической теории принято оперировать макроэкономическими и микроэкономическими величинами. Макроэкономика, как часть науки, появилась относительно недавно. Она исследует крупные хозяйственные системы уровня государства и мира, анализируя совокупные показатели. Микроэкономика рассматривает структуры, создаваемые экономическими агентами более низкого уровня организации.

Сама наука позволяет накапливать знания об отношениях, институтах, принципах построения экономических систем. На основе полученных теоретических знаний создаются практические рекомендации по решению текущих и стратегических вопросов. Кроме того, фундаментальное знание позволяет отслеживать тенденции в экономических структурах и составлять прогнозы их развития.

Экономика Средневековья

Средневековье в экономической науке имеет несколько другие временные границы, чем в истории. Сюда относят период со времен падения Римской Империи и до начала великих географических открытий, которые привели к развитию торговли и первоначальному накоплению капитала. Этот период в истории считается периодом упадка, когда практически все сферы социально – экономической жизни снизились до минимального уровня. Кроме того, в этот период имели место крупные эпидемии, унесшие жизни большей части населения. Климат ухудшался, наблюдалось всеобщее похолодание. Этот временной период был ознаменован множеством жесточайших войн.

Все это приводит к резкому снижению уровня жизни, а значит, к демографическому кризису. Население переходит на растительную пищу, повышается уровень детской и взрослой смертности, сокращается общая продолжительность жизни. По сравнению с расцветом цивилизации в античном мире, раннее средневековье ознаменовалось не только социально – экономическим, но и культурным упадком. В это время произошел отток городского населения, люди стали вновь трудится на земле и питаться за счет ведения натурального хозяйства. Ограниченность ресурсов влияет на начало крестовых походов и поиска новых методов пропитания и обогащения.

В средневековье сформировался феодальный строй, где существовало три слоя населения:

  • феодалы или владельцы земель, которые использовали наемный или рабский труд;
  • крестьяне, создававшие большую часть населения того времени, осуществлявшие работу на земельных наделах феодалов;
  • ремесленники и торговцы, являвшиеся основными налогоплательщиками того времени.

Хозяйственные отношения строились на ренте, которая имела три формы:

  • барщина или отработка, которая строилась на личной зависимости крестьянина;
  • денежная рента, позволяющая сохранять личную независимость и производить своевременные платежи за пользование землей;
  • оброк или натуральная рента, представлявшая собой выплаты в пользу феодала в продуктовой или натуральной форме.

Ремесленное дело строго регламентировалось. Не позволялось отходить от установленных норм. В торговле так же существовал контроль со стороны торговых гильдий. Монахи, солдаты, слуги, ученые, представители закона составляли лишь три процента населения.

Замечание 2

Стоит отметить, что эпоха Средневековья привела к формированию традиционного подхода в экономике, основанного на общинном труде. Тот период с хозяйственной точки зрения, можно назвать феодальным.

Экономическая мысль Средневековья

В средние века большое влияние на умы человечества оказывала религия. Принято рассматривать экономическую мысль того периода с точки зрения арабского Востока и исламской веры, а так же с точки зрения западноевропейского христианского подхода. Богословы составляли образованный круг населения, поэтому именно их труды легли в основу экономической науки того времени. При этом они часто действовали в угоду действующей власти, оправдывая неравноправие внутри общества, а так же поддерживали ростовщичество, спекуляцию и расширение товарного производства.

Для восточной культуры был характерен традиционный подход к ведению хозяйства и сильная деспотичная власть. Одним из крупнейших ученых того времени считается Ибн-Хальдун, который рассматривал прогресс общества от примитивного к цивилизованному. Однако он отрицал классовое и имущественное равенство даже при переходе к более высокой ступени общественного развития. Хозяйственную систему он рассматривал на уровне города, где рост предложения необходимых благ и предметов роскоши зависели от степени процветания самого населенного пункта. Причем, цены на необходимые товары должны были снижаться, а на роскошь повышаться. Деньги он рассматривал, как часть хозяйственной системы, но предлагал использовать лишь полноценные монеты из драгоценных металлов. Труд оценивался им с точки зрения его полезности, необходимости и количества.

Главным мыслителем западноевропейского средневековья считается Фома Аквинский, который жил и трудился в тринадцатом веке. На ранних этапах ростовщичество считалось грехом и неравноценным обменом. Однако, к концу средневекового периода церковные канонисты стали применять двойственный подход, как того требовало расслоение общества на богатых и бедных. Само разделение населения на слои оправдывалось Аквинским с точки зрения божественного проведения, так же он объяснял и разделение труда.

Любой обмен рассматривался, как эквивалентный и добровольный. Цен считались справедливыми и не отделялись от понятия стоимости. Аквинский допускал повышение цены для получения дохода продавцом. Появление денег он связывает с общественным сговором людей, ценность денег должна устанавливаться государственной властью.

Замечание 3

Ростовщичество в основном осуждалось, однако, допускалось в случае, если спекулятивный доход делился в равной степени между ростовщиком и продавцом.

1.2. Экономическая мысль Средневековья

Средневековая Европа – это христианская Европа. В Средние века практически все ученые и мыслители были одеты в сутаны, но это не означает, что экономическая мысль в период раннего Средневековья не развивалась. Появились проблемы, неизвестные античному миру, которые требовали осмысления. К источникам средневековой экономической мысли относят главным образом богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

стремление к богатству порочно, так как мешает поиску Царства Божия, является доказательством отсутствия истинной веры;

неравенство людей естественно и вечно: «люди равны перед божественной благодатью»;

труд – единственный источник существования (в античном мире труд был уделом рабов).

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказала так называемая каноническая доктрина. (В XII в. церковные ученые разработали кодекс законов под названием «Каноническое право».) Решающее значение имели классовые интересы феодалов. «Свод канонического права», составленный болонским монахом Грацианом, является важнейшим источником, отражающим экономические взгляды каноников, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, а также не одобряли торговлю и ростовщичество.

Ведущим мыслителем этого периода считается Ф. Аквинский (1225–1274) – итальянский монах доминиканского происхождения, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, объявлен церковью святым. В своем основном произведении «Сумма теологии» Ф. Аквинский, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического производства, торговых и ростовщических операций, пытается иначе, чем ранние канонисты, объяснить причины социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, базирующуюся на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.

Ф. Аквинский придерживался следующих ключевых догм:

– осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления общества;

– защищал феодальную ренту, частную собственность. Полагал, что владение собственностью стимулирует трудовую деятельность, налагает на хозяина определенные обязанности, в частности заниматься благотворительностью;

– порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывая обмен. Признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Однако процесс ценообразования ставил в зависимость от статуса участников обмена (учение о справедливой цене);

– подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро);

– впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск; это способствовало появлению позднее идеи о том, что взимание процента оправдано риском кредитора.

На Востоке в Средние века подчиненность экономических взглядов религиозным еще более усиливается, что нашло отражение в затухании в Индии так называемой науки о выгоде (доходе) «Артхашастры».

Высокого уровня развития в Средние века достигла арабская экономическая мысль. Многие экономические воззрения арабского мира нашли отражение в религиозной литературе, прежде всего в Коране (в переводе означающем «чтение»), а именно:

божественное происхождение имущественного и социального неравенства, святость самой зависимости одних от других;

принцип неприкосновенности частной собственности [недопустимость присваивать чужое имущество, входить в дом без разрешения (ворам отсекали руки)];

уплата «очистительной милости» как общегосударственный налог;

соблюдение точных мер и весов при выполнении торговых операций;

запрет Аллаха брать высокий процент.

Около 751 г. сложилось мусульманское право «шариат» (от араб. «аш-шар’а» – закон), где получили развитие правовые и экономические концепции.

Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды видного идеолога Ибн Хальдуна (1332–1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения землей, взимания для нужд казны высоких налогов с доходов населения. Основной труд Ибн Хальдуна назвается «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». В нем он выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду борьбе с расточительством и жадностью, пониманию объективности прогрессивных структурных изменений в сферах экономики и несбыточности имущественного и социального равенства, и считал, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Ибн Хальдун также обосновал теорию развития общества, согласно которой общество, развиваясь циклически, проходит в своем движении три этапа:

1) «дикость», где люди присваивают плоды природы, занимаясь охотой и собирательством:

2) «примитивность», на котором появляется примитивное хозяйство в виде земледелия и скотоводства;

3) «цивилизация», когда развитие получают ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах.

Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи:

общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом;

все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда;

колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия).

Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).

На протяжении большей части эпохи Средневековья экономическая мысль не сформировалась как самостоятельная отрасль знания и развивалась в рамках существовавших философских и правовых систем. В ту эпоху она была представлена двумя направлениями – светским и религиозным.

Светское направление это разнообразные нормативно-правовые документы, регулирующие хозяйственные отношения и направленные на придание повседневной хозяйственной практике устойчивых правовых норм, защиту собственности и упорядочение сферы распределения.

В период раннего Средневековья в экономике господствовало натуральное хозяйство. К этому времени относится создание различных кодексов – "Правд": Вестготской, Бургундской, Салической, Рипуарской, Баварской, Русской. Эти юридические документы являются памятниками экономической мысли. В них раскрываются основные экономические проблемы эпохи: отношение к общине, закрепощение крестьян, организация феодального хозяйства и др.

Наиболее полные сведения о хозяйственном развитии представлены в юридических документах Франкского государства. В начале VI в. при короле Хлодвиге (481– 511) был составлен кодекс судебных обычаев франков – "Салическая правда ". В нем нашли отражение процессы разложения родового строя, дифференциации общества. Верховным собственником всей общинной земли тогда являлась община, наделы отдельных семей (аллоды) еще не стали частной собственностью. Однако ряд статей закона защищал индивидуальное хозяйство членов общины. Наряду с общинным признавалось существование крупного частного землевладения, например королевского. Приближенные короля наделялись некоторыми привилегиями в отличие от остальной массы франков. Например, "вергельд" – денежное возмещение за убийство приближенного было в три раза выше, чем за убийство простого франка.

Позже "Салическую правду" дополнили "капитулярии" – указы или инструкции франкских королей. Они отражали дальнейшее расслоение общества, разорение свободного крестьянства, формирование феодальной собственности на землю. К началу IX в., т.е. времени существования империи Карла Великого , относится наиболее известный среди них – "Капитулярий о виллах" (или в другом переводе "Капитулярий о поместьях"). Им утверждалось существование крепостных крестьян, плативших оброк феодалу. Образцовым считалось хозяйство, в котором оброк взимался натурой и развивались все необходимые виды хозяйственной деятельности, создавались запасы, продавались только излишки производства, а приобреталось лишь то, что не производилось в поместье. В законодательных документах нашли отражение экономические реалии раннего Средневековья.

Ведущую роль в духовном развитии феодальной Европы играло христианство, поэтому большинство общественных вопросов, в том числе и экономических, рассматривалось в рамках богословия. Экономическая мысль в тот период развивалась духовенством.

Религиозное направление второе направление средневековой экономической мысли характеризуется появлением большого числа богословских сочинений. Центральной в них была проблема приведения в соответствие с божественным замыслом хозяйственной практики. Экономические воззрения богословов тесно переплетались с теологией, в частности, с решением вопроса о религиозном спасении человека. Это спасение не носило персонального характера. Западноевропейская теология была убеждена, что оно невозможно без включения человека в социум, что было условием преодоления его эгоистической природы и подчинения более высокой цели – интересам общего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие "общее благо" являлось важнейшим во всех рассуждениях богословов. Необходимо различать взгляды ранних и более поздних средневековых авторов.

Ранние христиане, в том числе Августин Блаженный (354–430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, в своих работах: "О труде монахов", "О граде Божьем", "Исповедь" – выступали за строгое подчинение земного мира божественным заповедям, преодоление первородной греховности человека. Богословы этого периода отстаивали идеал нищеты, аскезы, отречение от земной жизни, выступали за строгое соблюдение христианской морали. Проявлением праведной жизни они считали тяжелый физический и духовный труд.

В VIII–IX вв. в Западной Европе наблюдался подъем культуры и образования. Христианских мыслителей все больше стала интересовать связь между богословием и философией, возможность использования достижений античных и средневековых мыслителей для обоснования сформулированных к этому времени отцами церкви религиозных догматов. В таких условиях оформилась схоластическая философия (от греч. Σχολαστικός – ученый, школьный).

Один из основоположников схоластики – Иоанн Дама- скин (ок. 675 – до 753) – знаменитый византийский богослов, завершивший формирование православной догматики. В теолого-философском трактате "Источник знания" он изложил и систематизировал основные богословские и философские положения, опираясь на христианские догматы и логику Аристотеля. Тем самым Иоанн Дамаский заложил основы схоластического метода. Он первым сформулировал положение "философия – служанка богословия", которое получило широкое распространение в Средние века.

В Западной Европе одним из первых схоластов был англосаксонский ученый Алкуин (ок. 735–804), являвшийся в течение некоторого времени советником и учителем Карла Великого. Алкуин писал богословские трактаты, учебники по грамматике, философии, математике, астрономии и пр. С его точки зрения, стремление человека к Богу как высшему благу изначально заложено в душе человека – вера превыше всего. Однако для систематизации веры необходимо приложить человеческий разум.

Возникнув в конце раннего Средневековья, схоластика достигла своего расцвета позднее. Именно она определяла развитие экономической мысли в эпоху классического Средневековья.

Рационализм схоластики во многом объяснялся традициями юридического мышления, основанного на римском праве. На него опиралось каноническое право (от греч. Kanon – норма, правило), оказавшее значительное влияние на экономическую мысль Средневековья. Его нормы регулировали не только вопросы церковной организации, но и семейные и имущественные отношения. Нормы канонического права разрабатывались в XII–XIV вв. В середине

XII в. монах Грациан из г. Болоньи составил "Свод канонического права", расширенный и дополненный в 1582 г. Церковные юристы (канонисты) опирались на решения церковных соборов и постановления римских пап, указания богословов.

В XIII–XIV вв. огромное влияние на развитие схоластики и канонической доктрины оказал Фома Аквинский (1225–1274), которого позже канонизировали . Его перу принадлежали "Сумма философии" и "Сумма теологии". По его мнению, разум приближает человека к истинной вере. Именно с этих позиций в главном труде "Сумма теологии " Фома Аквинский разрабатывал католическую догматику. Наряду с самыми общими вопросами бытия и природы Бога он рассматривал и практические проблемы повседневной жизни: как должен жить человек, сознавая себя исполнителем божественного замысла. При этом он отмечал, что реальные вещи и явления не всегда совершенны, не всегда точно и полно выражают Божий промысел, свою сущность, норму. Поэтому необходимо анализировать окружающий мир, выявлять истинную сущность вещей и явлений, определять нормы поведения людей, соответствующие божественному замыслу.

Общество должно строиться в соответствии с божественными законами ("естественное право", вытекающее из природы вещей) и законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой ("условное право"), которые являются некой корректировкой божественных законов в соответствии с определенной исторической ситуацией.

В отношении этих законов действовала строгая нормативная установка – требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие "справедливый" (справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д.) являлось главным для средневековых экономических воззрений. Справедливым считалось соблюдение или соответствие божественным или условным законам.

Идеи Фомы Аквинского оказали мощное влияние на взгляды поздних канонистов, в частности на их понимание проблемы "справедливой цены". Николя Орезм (ок. 1323–1382), известный представитель схоластики, внес определенный вклад в развитие экономической мысли. Ему принадлежит одно из первых чисто экономических сочинений "Трактат о происхождении, природе, законе и разновидностях денег". Н. Орезм видел в деньгах инструмент, придуманный людьми для того, чтобы сделать более удобным обмен товаров. Постепенно в роли денег стали выступать благородные металлы. Это стало возможным в силу их естественных свойств – однородности, делимости, сохраняемости. Таким образом, Н. Орезмом была сделана попытка обосновать металлическую теорию денег. Он выступал против порчи монеты, считая, что это отрицательно влияет на хозяйственное развитие страны, так как приводит к обесценению денежных накоплений, дезорганизует кредит.

У истоков Реформации в Германии стоял Мартин Лютер (1483–1546), доктор богословия, монах-августинец, который в 1517 г. на двери церкви в г. Виттенберге вывесил 95 тезисов против индульгенций. Свои экономические взгляды М. Лютер изложил в книге "О торговле и ростовщичестве".

Один из основоположников протестантства – француз Жан Кальвин (1509–1564), эмигрировав в Швейцарию, возглавил реформационное движение в Женеве и стал ее фактическим правителем. Женева превратилась в один из религиозных центров Реформации. В своем главном сочинении "Наставление в христианской вере" Ж. Кальвин объяснял, что собственность священна, она принадлежит Богу, который доверил ее людям, следовательно, человек должен беречь каждую монетку, каждый гвоздь.

Предмет . Основным предметом изучения в эпоху европейского Средневековья стал человек, его место в новой хозяйственной системе и экономические отношения, которые складывались и развивались в условиях феодальной экономики, основанной на неравенстве и внеэкономическом принуждении.

Методология и метод. В IX–XI вв. в западноевропейской мысли окончательно оформилась схоластическая методология. Схоластика не стремится найти истину, считается, что она уже дана людям, как на уровне веры, так и на уровне человеческого разума. Свою главную задачу схоластика видит в изложении и доказательстве истины с помощью разума, и, прежде всего, правильных умозаключений, стремится дать рациональные обоснования религиозных догматов и сделать их более доступными.

Основой схоластической методологии является формальная логика, которая позволяет, исходя из заданных посылок, делать выводы, абстрагируясь от реальности, применяя лишь законы и правила мышления. Обычно заключение по какому-либо вопросу выводится путем выявления различий в противоположных тезисах, возражениях "за" и "против", содержащихся в Библии, трудах отцов церкви и античных философов.

Основным методом богословов был нормативный, поэтому и в экономической мысли главное внимание уделялось нормам экономического поведения с точки зрения христианской морали, а не анализу экономических явлений. Богословами широко использовался методологический подход, получивший название патристика : устанавливающий правило "так должно быть".

Отметим, что рассуждения авторов носили в основном априорный, умозрительный характер и строились на основе нередко весьма изощренной логики. Важным элементом доказательства являлась ссылка на Священное Писание или труды отцов церкви.

К особенностям исследования следует отнести двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир представлялся богословам, божественным творением, однако испорченным первородным грехом. Поэтому во всех мирских явлениях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.

  • Карл Великий (742–814) – франкский король с 768 г., с 800 г. – император.
  • Встречается и другое, латинизированное, написание его имени – Томас Аквинат. Он был младшим сыном графа Ландольфа Аквинского, воспитывался в школе при бенедиктинском аббатстве Монтекассино. В семнадцать лет вступил в нищенствующий орден доминиканцев, учился у Альберта Великого, затем преподавал в Париже и разных городах Италии. Отличаясь мягкостью, терпением и великодушием, Фома Аквинский получил прозвище doctor angelicus (ангельский доктор).
  • Патристика – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II–VIII вв., так называемых отцов церкви (pater – отец): Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назиантина, Августина Блаженного, Леонтия Византийского, Боэция, Иоанна Дамаскина.

Экономические воззрения средневековья (феодального обще­ства), судя по дошедшим до нас литературным источникам, но­сят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйствен­ной политики, переполняют схоластика, софистические рассуж­дения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура об­щества, рост концентрации политической власти и экономичес­кого могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расши­рения масштабов товарности экономики, осуждение либо неяв­ное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.

Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406) 4 , который жил и творил в северо-африканских странах Магриба. К этому вре­мени здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще и «всесильные» постулаты Корана, лежащего в основе зародившей­ся в начале VII в. новой религиозной идеологии - ислама. Причем примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем ислама, некий пророк Мухаммед - несомненно, искушенный в экономических проблемах купец из Мекки.

В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отверга­ются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Кора­не возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жад­ности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимуще­ство одних людей перед другими». Ее основным достижением яв­ляется дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и ско­товодстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каж­дого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностя­ми для избыточного производства материальных благ, предупреж­дает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводи­тельстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку.

Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспечение граж­дан предметами первой необходимости и предметами роскоши или, по его терминологии, «необходимым» и «лишенным необходимо­сти», зависит прежде всего от степени населенности города, сим­волизирующей как его процветание, так и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будут в достатке и «необходимое» и «лишен­ное необходимости»; при этом цены на первое (благодаря учас­тию в земледелии в том числе и горожан) будут снижаться, а на второе (из-за резкого роста спроса на предметы роскоши) - бу­дут увеличиваться. И наоборот, упадок города как результат мало­численности проживающего в нем населения обусловливает недо­статок и дороговизну всех без исключения материальных благ. Одновременно с этим мыслитель отмечает, что чем ниже устанав­ливается размер налогов (включая пошлины и поборы правителей на городских рыках), тем более реален расцвет любого города, общества в целом.

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяй­ственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли пол­ноценные монеты из созданных богом двух металлов - золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содер­жание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при ха­рактеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда челове­ка», во-вторых, «его мест среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. - Я.Я.).

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах. Католическая школа канонистов

Наиболее значимым автором западноевропейской экономичес­кой мысли средневековья называют, как правило, доминиканс­кого итальянца монаха Фому Аквинского (Аквината) (1225-1274), отнесенного в 1879 г. католической церковью клику святых. Он стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (Святого Авгу­стина) (353-430), который в конце IV - начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические безальтернативные принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. И эти прин­ципы в течение V-XI вв. оставались почти незыблемыми.

В период раннего средневековья господствовавшая экономичес­кая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как резуль­тат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы церковных законов (канонов) выступали также против свойствен­ного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдель­ных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссуд­ные операции, как явления грешные, вообще запрещались.

Однако в XIII-XIV вв., в период расцвета позднего средневе­ковья (когда усилилась сословная дифференциация общества, воз­росли число и экономическая мощь городов, в которых, наряду с земледелием, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, т.е. когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение), поздние ка­нонисты расширили круг аргументов, «объясняющих» экономи­ческие проблемы и причины социального неравенства. Здесь име­ется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были прежде всего авторитарность доказа­тельств (посредством ссылок на тексты священного писания и труды церковных теоретиков) и морально-этическая характерис­тика экономических категорий (включая положение о «справедли­вой цене»). К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством ком­ментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку кон­кретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле.

Вышесказанное очевидно из суждений Ф.Аквинского по мно­гим экономическим проблемам, актуальным в странах Западной Европы в средние века и нашедшим отражение в его трактате «Сумма теологии». Например, если ранние канонисты, подразде­ляя труд на умственный и физический виды, исходили из боже­ственного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф.Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления об­щества. При этом он пишет: «Деление людей по различным про­фессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склон­ны к различным профессиям...» 5

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ран­ними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростов­щический процент. Рассмотрим вкратце эту позицию ученого при­менительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считав­шихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) мо­гут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался иссле­дователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф.Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нару­шаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб дру­гому».

«Справедливая цена» - это категория, которая в экономичес­ком учении канонистов подменяла категории «стоимость» (цен­ность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф.Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в про­тивном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недопо­лучит соответствующее его положению в обществе количество де­нег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф.Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вер­нейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою привержен­ность номиналистической концепции денег, автор «Суммы тео­логии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство тем не менее вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным из­мерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой - вве­ряя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались кано­нистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определен­ными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф.Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они со­вершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необхо­димо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслу­женной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Вопросы и задания для контроля

1. Приведите аргументы авторов экономических идей и концепций древнего мира и средневековья, посредством которых ими отста­ивался приоритет натурального хозяйства и осуждалось расшире­ние масштабов товарно-денежных отношений. Можно ли с ними согласиться в том, что деньги возникли не стихийно, а в резуль­тате соглашения людей между собой?

2. В чем особенности модели идеального государства в трудах Аристо­теля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об эконо­мике и хрематистике.

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке? Изложите суть концепции «социальной физи­ки» Ибн-Хальдуна.

4. Какие методологические принципы использовали в своих экономи­ческих воззрениях ранние и поздние канонисты? Приведите при­меры исторической аналогии в тоталитарных государствах XX сто­летия.

5. Сравните трактовки основных экономических категорий в перио­ды раннего и позднего канонизма. Как они формируются в совре­менной экономической литературе?

Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1975-1983.

Артхашастра, или Наука политики. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

Древнекитайская философия. Сборник текстов. В 2-х т. М.: Мысль 1972-1973.

Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980.

Платон. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972.

Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО «Алгон», 1992.

Лекция 3. Меркантилизм - экономическая мысль периода зарождения рыночных экономических отношений

Изучив эту тему, вы будете знать:

Что именно в период экономических идей меркантилизма рыноч­ные экономические отношения возобладали, вытеснив некогда игравшее ведущую роль натуральное хозяйство;

В чем заключается меркантилистская концепция о богатстве и почему принято было считать, что достижение активного торго­вого баланса невозможно без национальной политики «разори I соседа»;

Каковы особенности протекционистских настроений меркантилистов на раннем и позднем этапах в развитии меркантилизма;

Почему меркантилистская экономическая концепция являет собой! «экономическую теорию во младенчестве» (М.Блауг) и «была системой практической политики» (Н.Кондратьев), заботившейся «о развитии рыночной системы совершенно нерыночными спосо­бами» (К.Поланьи);

С каких пор экономическая наука стала называться политической экономией.

Средневековая Европа – это христианская Европа. В Средние века практически все ученые и мыслители были одеты в сутаны, но это не означает, что экономическая мысль в период раннего Средневековья не развивалась. Появились проблемы, неизвестные античному миру, которые требовали осмысления. К источникам средневековой экономической мысли относят главным образом богословские сочинения, где преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Средневековым экономическим доктринам присущи многообразные схоластические суждения, априорный, умозрительный характер, изощренные нормы религиозно-этического свойства. Важным принципом доказательства правоты суждений в эпоху Средневековья являлась ссылка на авторитет текстов трудов церковных теоретиков.

стремление к богатству порочно, так как мешает поиску Царства Божия, является доказательством отсутствия истинной веры;

неравенство людей естественно и вечно: «люди равны перед божественной благодатью»;

труд – единственный источник существования (в античном мире труд был уделом рабов).

На развитие экономической мысли классического Средневековья большое влияние оказала так называемая каноническая доктрина. (В XII в. церковные ученые разработали кодекс законов под названием «Каноническое право».) Решающее значение имели классовые интересы феодалов. «Свод канонического права», составленный болонским монахом Грацианом, является важнейшим источником, отражающим экономические взгляды каноников, которые считали истинными факторами производства землю и труд, поэтому относили к занятиям, достойным христианина, земледелие, а также не одобряли торговлю и ростовщичество.

Ведущим мыслителем этого периода считается Ф. Аквинский (1225–1274) – итальянский монах доминиканского происхождения, профессор Сорбонны, читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе, объявлен церковью святым. В своем основном произведении «Сумма теологии» Ф. Аквинский, учитывая развитие товарно-денежных отношений, рост ремесленнического производства, торговых и ростовщических операций, пытается иначе, чем ранние канонисты, объяснить причины социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества, охарактеризовать «греховные явления». Он выделяет два вида справедливости: справедливость при обмене, основанную на равенстве обмениваемых товаров, и справедливость при распределении, базирующуюся на определении справедливой доли каждого члена общества в общественном продукте, соответствующей положению человека в обществе.



Ф. Аквинский придерживался следующих ключевых догм:

– осуждал стремление к социальному равенству, говорил о необходимости сословного деления общества;

– защищал феодальную ренту, частную собственность. Полагал, что владение собственностью стимулирует трудовую деятельность, налагает на хозяина определенные обязанности, в частности заниматься благотворительностью;

– порывал с натурально-хозяйственными воззрениями, оправдывая обмен. Признавал необходимость денег как меры стоимости и средства обращения. Однако процесс ценообразования ставил в зависимость от статуса участников обмена (учение о справедливой цене);

– подразделял богатство на естественное (плоды земли, ремесла) и искусственное (золото, серебро);

– впервые дал понятие прибыли как вознаграждения за риск; это способствовало появлению позднее идеи о том, что взимание процента оправдано риском кредитора.

На Востоке в Средние века подчиненность экономических взглядов религиозным еще более усиливается, что нашло отражение в затухании в Индии так называемой науки о выгоде (доходе) «Артхашастры».

Высокого уровня развития в Средние века достигла арабская экономическая мысль. Многие экономические воззрения арабского мира нашли отражение в религиозной литературе, прежде всего в Коране (в переводе означающем «чтение»), а именно:

божественное происхождение имущественного и социального неравенства, святость самой зависимости одних от других;

принцип неприкосновенности частной собственности [недопустимость присваивать чужое имущество, входить в дом без разрешения (ворам отсекали руки)];

уплата «очистительной милости» как общегосударственный налог;

соблюдение точных мер и весов при выполнении торговых операций;

запрет Аллаха брать высокий процент.

Около 751 г. сложилось мусульманское право «шариат» (от араб. «аш-шар’а» – закон), где получили развитие правовые и экономические концепции.

Вершиной экономической мысли в средневековом арабском мире стали труды видного идеолога Ибн Хальдуна (1332–1406). Его жизнь и творчество связаны с арабскими странами на севере Африки, где государство традиционно сохраняло за собой право владения и распоряжения землей, взимания для нужд казны высоких налогов с доходов населения. Основной труд Ибн Хальдуна назвается «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». В нем он выдвинул концепцию социальной физики, которая призывала к осознанному отношению к труду борьбе с расточительством и жадностью, пониманию объективности прогрессивных структурных изменений в сферах экономики и несбыточности имущественного и социального равенства, и считал, что Аллах дал преимущество одним людям перед другими. Ибн Хальдун также обосновал теорию развития общества, согласно которой общество, развиваясь циклически, проходит в своем движении три этапа:

1) «дикость», где люди присваивают плоды природы, занимаясь охотой и собирательством:

2) «примитивность», на котором появляется примитивное хозяйство в виде земледелия и скотоводства;

3) «цивилизация», когда развитие получают ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах.

Ибн Хальдун выдвинул следующие основные идеи:

общество – коллектив производителей материальных благ. Все потребительные стоимости создаются человеческим трудом;

все, что человек приобретает в виде богатства, равноценно стоимости вложенного в него труда;

колебания цен на товар зависят от соотношения спроса и предложения (развитие ремесла ставил в зависимость от спроса на ремесленные изделия).

Он также подошел к вопросу разграничения необходимого и прибавочного продукта, проблеме эксплуатации («знатные и богатые пользуются плодами чужого труда»).