Социально-экономическое и внутриполитическое развитие страны. Кризис Римской империи: причины и последствия Императоры новой эпохи и их реформы

  • 25.11.2023
1)Осуществление,какого мероприятия не было предусмотрено экономической реформой 1965 г? А)создание на предприятиях фонда материального

стимулирования Б)приватизация нерентабельных производств

В)улучшение системы планирования

2)Какая пятилетка была наиболее успешной по экономическим показателям? А)8

3)Что являлось главным предметом экспорта из СССр в 70е г?

В)легковые автомобили

4) По поводу какого события в августе 1968 г состоялось демонстрация группы советских граждан на Красной площади?

А) по поводу ввода союзных войск Чехословакию

Б)по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан

В) в связи с размещением ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности

5)В период руководства страной Л.И Брежневым

А)сократилось влияние партийного аппарата на все сферы жизни общества Б)КПСС была провозглашена "руководящей и направляющей силой общества В)началась перестройка

Г) началась приватизация

6)Для экономической реформы 1965 года характерен(характерно)

А)отказ от плановой системы

Б)предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности В)прекращение партийного вмешательства

Г)использование материальных стимулов к труду.

7)Что из названного относилось к итогам проведения во второй половине 1960 г экономической реформы под руководством А.Н Косыпина

А)передача функций министерства совнархозам

Б) рост объема промышленного производства

В) приватизация мелких предстриятий торговли

8)Инакомыслящий человек,не разделяющий господствующую идеологию,называется

А)диссидент

Б)компромат

В)ренегат

Г)бюрократ

9)Какие три из перечисленных мер относятся к реформам 1965г в области сельского хозяйства? (несколько вариантов)

А)увеличение финансирования сельского хозяйства

Б)ликвидация МТС

В)повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию Г)преобразование колхозов в совхозы

Д)приятие программы химизации и мелиорации

Е) установление пенсий колхозникам

10)Что согласно Конституции СССР 1977 г являлось ядром советской политической системы?

А) советы народных депутатов всех уровней

Б)Коммунистическая партия

В) союз коммунистов и беспартийных.

1)Какие последствия для экономической и социальной сферы могла вызвать реализация линии на преим тие сельского хозяйства, пищевой и легкой индустрии?

2)Оцените реформу управления экономикой, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. 3)Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием?С какими политическими решениями это было связано? 4)Почему несмотря на огромные достижения СССР в развитии науки и техники, во второй половине 50-х начале 60-х гг. труд рабочих и крестьян оставался по прежнему ручным или маломеханизированным? (Потому что наука и техника в советской России были направлены на развитие военно-технической сферы.) 5)В чем заключались противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

аргументируйте.

1)Стремление к свободе есть основополагающий принцып общества. А Жизнь человека невозможна без борьбы за свободу - свободу высказывать своё мнение,выражать и обсуждать свои взгляды, объединяться в группы и партии, выбирать и сменять правительство,голосовать за своих представителей,организовывать свою общественную и экономическую жизнь так,как ему хочется, до тех пор,пока это не нарушит мира. Наслаждаться свободой- значит работать так,как нравится,получать то занятие,которое человек считает подходящим,свободно покупать и продавать результаты своей деятельности и оставлять себе вознаграждение. Быть свободным- значит не встречать препятствий и затруднений в своих мирных экономических занятиях и устремлениях.

2) Для того чтобы с самого начала внести ясность и опустить семантику,либерала мы определяем здесь как человека,который верит в использование всей полноты власти правительства для содействия социальной,политической и экономической справедливости на муниципальном уровне,уровне штата,национальном и международном уровнях... Либерал верит,что правительство является хорошим инструментом для развития такого общества,которое пытается вопрлощать христианские принципы в реальную жизнь

Занимает значительный отрезок времени и подробно рассматривается в рамках школьной программы, а также в институтах. Рим оставил миру немало культурных памятников, научных открытий и предметов искусства. Археологам и историкам сложно переоценить наследие империи, однако ее падение оказалось вполне закономерным и предсказуемым. Как и многие другие цивилизации, достигнув пика своего развития в период правления династии Антонинов, Римская империя в 3 веке вошла в стадию глубокого кризиса, который и стал причиной ее распада. Многие историки считают этот поворот событий настолько естественным, что даже не выделяют в своих трудах этот период истории в отдельный этап, заслуживающий более пристального изучения. Однако большая часть ученых все же считают очень важным понимание такого термина, как «кризис Римской империи» для всей мировой истории, а потому мы сегодня посвятили этой интересной теме целую статью.

Временной интервал кризиса

Кризисные годы в Римской империи принято отсчитывать с убийства одного из императоров новой династии Северов. Длился этот период на протяжении пятидесяти лет, после чего практически на целый век в государстве установилась относительная стабильность. Однако это не привело к сохранению империи, а скорее, наоборот, стало катализатором ее распада.

В период кризиса столкнулась с рядом серьезных проблем. Они затронули абсолютно все слои общества и стороны жизни государства. Жители империи в полной мере ощутили на себе влияние политического, экономического и социального кризиса. Также разрушительные явления коснулись торговли, ремесла, армии и государственной власти. Однако многие историки утверждают, что главной бедой империи стал в первую очередь духовный кризис. Именно он и запустил те процессы, которые в дальнейшем привели к распаду некогда мощной Римской империи.

Кризис как таковой определяется временным интервалом от двести тридцать пятого до двести восемьдесят четвертого года. Однако не стоит забывать, что этот период стал временем наиболее ярких разрушительных для государства проявлений, которые уже, увы, были необратимы, несмотря на старания некоторых императоров.

Краткая характеристика Римской империи к началу третьего века

Античное общество отличается своей разнородностью. Оно включает в себя абсолютно разные слои населения, поэтому пока они существуют в определенной и упорядоченной системе, то можно говорить о расцвете данного социума и государственной власти в целом.

Некоторые историки видят факторы кризиса Римской империи в самых основах, на которых выстроилось римское общество. Дело в том, что процветание империи было во многом обеспечено рабским трудом. Именно это делало любое производство рентабельным и позволяло вкладывать в него минимум сил и средств. Приток рабов был постоянным, а их цена позволяла зажиточным римлянам не заботиться о содержании купленных на рынке рабов. На смену умершим или больным всегда приходили новые, однако снижение потока дешевой рабочей силы заставило римских граждан полностью менять свой привычный уклад жизни. Можно сказать, что к началу третьего века Римскую империю настиг классический кризис рабовладельческого общества во всех его проявлениях.

Если мы говорим о духовном кризисе, то зачастую его истоки видят еще во втором веке. Именно тогда общество постепенно, но уверенно стало отходить от принятых когда-то принципов гармоничного развития человека, прежнего мировоззрения и идеологии. Новые императоры все больше стремились к единоличной власти, отвергая участие сената в решении государственных вопросов. Со временем это проложило настоящую пропасть между разными слоями населения и правителями империи. Им уже не на кого было опираться, и императоры становились игрушками в руках социально активных и сплоченных групп.

Примечательно, что к третьему веку Римская империя стала регулярно сталкиваться на своих границах с племенами вараваров. В отличие от прежних времен они стали более сплоченными и представляли собой достойных противников римским воинам, которые потеряли стимулы и некоторые привилегии, ранее окрылявшие и в бою.

Несложно понять, насколько дестабилизировалась обстановка в империи к началу третьего века. Поэтому кризисные явления стали настолько разрушительными для государства и полностью разрушили его основы. При этом не стоит забывать, что Римская империя столкнулась с масштабным кризисом, охватившим внутреннюю и внешнюю политику, а также экономическую и социальную составляющие благополучия римлян.

Экономические и политические большая часть историков считает наиболее важными и значимыми. Однако на самом деле нельзя недооценивать влияние других причин на ситуацию в государстве. Запомните, что именно совокупность всех факторов и стала тем механизмом, который привел к развалу империи в дальнейшем. Поэтому в следующих разделах статьи мы максимально подробно опишем каждую причину и проанализируем ее.

Военный фактор

К третьему веку армия империи значительно ослабла. В первую очередь - это связано с потерей императорами своего авторитета и влияния на полководцев. Они уже не могли опираться на воинов в тех или иных вопросах, а те, в свою очередь, лишились массы стимулов, которые ранее побуждали их верой и правдой служить своему государству. Многие солдаты столкнулись с тем, что полководцы присваивали большую долю их жалования. Поэтому постепенно армия превращалась в неуправляемую группу с оружием в руках, лоббирующую только свои интересы.

На фоне слабеющей армии все ярче стали проявляться династические кризисы. Каждый новый император, несмотря на свои попытки сохранить власть, уже не мог эффективно управлять государством. В истории империи были периоды, когда правители находились во главе империи только несколько месяцев. Естественно, что в такой ситуации трудно было говорить о возможности управлять армией во благо развития государства и защиты его земель.

Постепенно армия теряла свою боеспособность и из-за нехватки профессиональных кадров. В начале третьего века в империи был зафиксирован демографический кризис, поэтому набирать рекрутов стало практически не из кого. А те, кто уже находился в рядах солдат не испытывали желания рисковать своими жизнями ради постоянно сменяющих друг друга императоров. Стоит отметить, что крупные землевладельцы, столкнувшиеся с острой нехваткой рабов, а, следовательно, с определенными трудностями в ведении сельского хозяйства, стали очень бережно относиться к своим работникам и вовсе не желали расставаться с ними ради пополнения армии. Данная ситуация привела к тому, что новобранцами становились люди, которые были абсолютно непригодны для выполнения боевых задач.

Для того чтобы компенсировать недобор и потери в рядах армии, военачальники стали брать на службу варваров. Это позволило увеличить численный состав войска, но одновременно с этим привело к проникновению чужеземцев в различные структуры управления государством. Это не могло не ослабить управленческий аппарат и армию в целом.

Военный вопрос сыграл очень важную роль в развитии кризиса. Ведь недостаток денежных средств и поражения в вооруженных конфликтах приводили к росту напряжения между народом и солдатами. Римляне видели в них уже не защитников и уважаемых граждан, а мародеров и бандитов, которые без стеснения грабили местных жителей. В свою очередь, это негативно влияло на экономическую обстановку в стране, а также расшатывало дисциплину в самой армии как таковой.

Так как все процессы внутри государства всегда тесно взаимосвязаны, историки утверждают, что проблемы в армии приводили к поражениям в боях и потерям военной техники, а это уже, в свою очередь, усугубляло экономические и демографические проявления кризиса.

Экономический кризис Римской империи

В развитие кризиса свою лепту внесли и экономические причины, ставшие, по мнению многих историков, главным механизмом, приведшим к упадку империи. Мы уже упоминали, что к третьему веку империи начало постепенно приходить в упадок. Это в первую очередь сказалось на землевладельцах среднего уровня. Они перестали получать приток дешевой рабочей силы, что сделало невыгодным ведение сельского хозяйства в рамках небольших вилл и земельных владений.

Крупные землевладельцы тоже заметно теряли в прибыли. Рабочих рук на обработку всех владений не хватало и им приходилось значительно уменьшать количество обрабатываемых территорий. Чтобы земли не пустовали, их начали сдавать в аренду. Таким образом, большой участок дробился на несколько мелких, которые, в свою очередь, сдавались как свободным людям, так и рабам. Постепенно формируется новая система колонатных оношений. Работников, арендующих землю, стали называть «колонами», а сам участок - «парцел».

Подобные отношения были очень выгодны землевладельцам, ведь колоны сами отвечали за обработку земель, сохранение урожая и регулировали производительность труда. Своему арендодателю они платили натуральными продуктами и находились на полном самообеспечении. Однако колонатные отношения только усугубляли начавшийся экономический кризис. Города стали постепенно приходить в упадок, городские землевладельцы, не имеющие возможности сдавать в аренду участки, разорялись, а отдельные провинции все более отдалялись друг от друга. Этот процесс тесно связан с желанием некоторых собственников обособиться. Они выстраивали огромные виллы, огороженные высокими заборами, а вокруг них располагались многочисленные дома колонов. Такие поселения зачастую полностью обеспечивали свои потребности за счет ведения натурального хозяйства. В дальнейшем подобные формы собственности перерастут в феодальные. Можно сказать, что с момента обособления землевладельцев экономика империи стала стремительно разваливаться.

Каждый новый император стремился поправить финансовое положение за счет увеличения налогов. Но это бремя становилось все более непомерным для разорявшихся собственников. Это приводило к народным бунтам, зачастую целые поселения обращались за помощью к военачальникам либо крупным землевладельцам, пользующимся доверием среди народа. За небольшую плату они брали на себя абсолютно все дела со сборщиками налогов. Многие просто выкупали для себя привилегии и еще больше обособлялись от императора.

Подобное развитие событий только усугубляло кризис в Римской империи. Постепенно количество посевов сократилось практически в два раза, развитие торговли приостановилось, на что в значительной мере повлияло и уменьшение количества драгоценного металла в составе римских монет, стоимость перевозки грузов регулярно увеличивалась.

Многие историки утверждают, что римский народ в этот период фактически исчез. Все слои общества разъединились и государство в общем понимании этого слова стало распадаться на отдельные враждующие между собой группы. Резкое социальное расслоение спровоцировало и социальный кризис. Точнее, социальные причины только усугубили кризисные явления в империи.

Социальный фактор

В третьем веке богатые слои населения стали все более активно обособляться, они противопоставляли себя правительству империи и лоббировали собственные интересы. Их земельные владения постепенно стали напоминать настоящие феодальные княжества, где собственник имел практически безграничную власть и поддержку. Императорам было сложно противопоставить богатым римлянам какой бы то ни было поддерживающий их блок. Во многих ситуациях они явно проигрывали своим оппонентам. Тем более что сенаторы практически полностью отошли от государственных дел. Они не занимали значимых должностей, а в провинциях нередко брали на себя функции второй власти. В этих рамках сенаторы создавали свои суды, тюрьмы и при необходимости давали защиту преступным элементам, которые преследовались империей.

На фоне усиливающегося расслоения общества терял свою значимость город и весь его управленческий аппарат, росла. Это приводило к уходу многих римлян от общественной жизни. Они отказывались принимать участие в тех или иных процессах, снимая с себя любые обязанности гражданина империи. В момент кризиса в государстве появились отшельники, потерявшие веру в себя и будущее своего народа.

Духовная причина

В период кризиса нередки стали гражданские войны в Древнем Риме. Они были спровоцированы разными факторами, однако довольно часто причинами становились духовные разногласия.

Во время заката Римской империи и проявления несостоятельности ее идеологии на территории государства стали поднимать голову всевозможные религиозные течения.

Особняком стояли христиане, получавшие поддержку от народа, благодаря тому, что сама религия давала определенное представление о стабильности и веру в завтрашний день. Римляне массово стали принимать крещение и через некоторое время представители этого религиозного течения стали представлять собой настоящую силу. Они призывали людей не работать на императора и не принимать участия в его военных кампаниях. Данная ситуация привела к преследованиям христиан на всех просторах империи, иногда они просто прятались от армии, а порой оказывали с помощью народа сопротивление солдатам.

Духовный кризис еще больше разделил римлян и развел их по разные стороны. Если социальное неравенство провоцировало напряженность, то духовный кризис не оставлял абсолютно никаких надежд на воссоединение социума в рамках единого государства.

Политические причины

Если спросить историков о том, что способствовало кризису Римской империи в большей степени, то они однозначно назовут политическую причину. Династический кризис стал катализатором развала государства и института власти.

На фоне экономических, социальных и иных проблем римляне нуждались в сильном императоре, который смог бы обеспечить им стабильность и процветание. Однако уже в третьем веке было понятно, что условно империя раскололась на две части. Восточные регионы были экономически более развиты, и они испытывали острую необходимость в сильном императоре, опирающимся на армию. Это защитило бы их от внешних врагов и дало уверенность в завтрашнем дне. Однако западные регионы империи, где в основном проживали землевладельцы, выступали за независимость. Они стремились противопоставить себя государственной власти, опираясь на колонов и народ.

Политическая неустойчивость проявила себя в частой смене императоров, ставших одновременно заложниками тех социальных групп, которые их поддерживали. Таким образом, появились «солдатские» императоры, возведенные на престол легионерами, и «сенатские» императоры. Их поддерживали сенаторы и некоторые разрозненные группы общества.

Новая династия Северов образовалась благодаря армии и сумела продержаться во главе Римской империи на протяжении сорока двух лет. Именно эти императоры столкнулись со всеми кризисными явлениями, сотрясающими государство со всех сторон.

Императоры новой эпохи и их реформы

В сто девяносто третьем году на престол взошел Септимий Север, он стал первым императором новой династии, поддерживаемый всеми воинами империи. В первую очередь на своем новом посту он решил провести армейскую реформу, которая, впрочем, только расшатала все устои Римской империи.

Традиционно армия состояла только из италиков, однако теперь приказал набирать солдат из всех районов империи. Провинциалы пользовались возможностью получать высокие должности и значительное жалованье. Новый император дал легионерам ряд льгот и поблажек, особенно удивляло римлян разрешение вступать в брак и покидать военные казармы для того, чтобы обустроить дом для своей семьи.

Септимий всеми силами пытался показать свою обособленность от сената. Он заявил о преемственности власти и объявил своими наследниками двоих сыновей. В сенат стали приходить новые люди из провинций, многие регионы в период правления первого Севера получили новый статус и права. Историки оценивают данную политику как переход к военной диктатуре. Ее подпитывали и успехи во внешней политике. Император довольно успешно провел несколько военных кампаний, укрепив свои границы.

Внезапная смерть Севера привела к власти его сыновей. Один из них - Каракалла - воспользовался поддержкой армии и убил своего брата. В благодарность он предпринял ряд мер для закрепления особого положения легионеров. Например, император был единственным, кто мог судить воина, а жалование солдат поднялось до неимоверных размеров. Но на этом фоне ярче проявлялся экономический кризис, денег в казне не хватало, и Каракалла жестко преследовал зажиточных землевладельцев западных регионов, прибирая к рукам их имущество. Император приказал изменить состав монеты и лишил римских граждан их привилегий. Ранее они были освобождены от ряда налогов, теперь же все жители провинций и регионов уравнялись в правах и должны были в одинаковой мере нести налоговое бремя. Это увеличивало социальную напряженность в империи.

новый этап

С каждым новым правителем положение в государстве усугублялось, империя постепенно подходила к своему кризису, погубившему ее. В двести двадцать втором году на престол взошел Александр Север, попытавшийся стабилизировать обстановку в Римской империи. Он пошел навстречу к сенаторам и вернул им часть прежних функций, параллельно обедневшие римляне получили небольшие земельные наделы и инвентарь для их обработки.

За тринадцать лет своего правления император не смог сколько-нибудь существенно изменить обстановку в государстве. Кризис торговых связей привел к тому, что многие слои населения стали получать жалование продуктами производства, таким же образом взимались некоторые налоги. Внешние границы тоже оказались не защищены и подвергались частым набегам варваров. Все это только дестабилизировало обстановку в империи и привело к заговору против Александра Севера. Его убийство стало началом кризиса, который полностью расшатал некогда великую Римскую империю.

Кульминация кризиса

С двести тридцать пятого года империю сотрясает чехарда императоров, все это сопровождается гражданскими войнами и многочисленными социальными проблемами. Империя вела непрерывные войны на своих границах, часто римляне терпели поражения и однажды даже сдали в плен своего императора. Правители сменяли друг друга, ставленники сенаторов свергали ставленников легионеров и наоборот.

В этот период многие провинции объединялись и объявляли о своей независимости. Земельные магнаты поднимали мощные мятежи, а арабы уверенно захватывали куски империи, превращая их в свои собственные территории. Империя нуждалась в сильной власти, которая стабилизировала бы обстановку. Многие увидели ее в новом императоре Диоклетиане.

Окончание кризиса и его последствия

В двести восемьдесят четвертом году на престол взошел император Диоклетиан. Он сумел остановить кризис и практически на протяжении ста лет в государстве царило относительное спокойствие. Во многом этот результат был обеспечен укреплением внешних границ и реформами Диолектиана. Новый император практически обожествил свою власть, он требовал беспрекословного подчинения и восхищения ото всех подданных. Это привело к введению пышного церемониала, который позже осуждали многие римляне.

Современники и потомки императора считают самой главной реформой Диолектиана - административную. Он разделил государство на несколько округов и провинций. Для их управления был создан новый аппарат, который увеличил количество чиновников, но одновременно с этим сделал налоговое бремя более тяжелым.

Стоит заметить, что император жестко преследовал христиан и при нем привычными стали массовые казни и аресты последователей этой религии.

Жесткая рука императора сумела остановить кризис, но лишь на некоторое время. Последующие правители не имели такой власти, что привело к усилению кризисных явлений. В конечном итоге Римская империя, измученная и разорванная внутренними противоречиями на части, стала сдаваться под натиском варваров и окончательно перестала существовать как единое государство в четыреста семьдесят шестом году после падения Западной Римской империи.

В годы перестройки

12 марта 1985 г. после кончины К.У. Черненко генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, демократичный М.С. Горбачёв резко выделялся на фоне предыдущих руководителей КПСС и государства, поэтому сразу был встречен в обществе с большим энтузиазмом.

Вскоре М.С. Горбачёв и его соратники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления социализма» М.С. Горбачёв видел в соединении социализма и демократии.

В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. (Апрельский пленум). На Пленуме была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы:

Научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей;

Активизация всей системы политических и общественных институтов.

Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально - экономического развития общества.

Вначале ускорения предполагалось достичь административными мерами.

В 1985 г. началась борьба с нарушениями трудовой дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения был наказан ряд высших государственных деятелей. 7 мая 1985 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и начата так называемая антиалкогольная кампания. Меры, которые были предприняты для искоренения пьянства, оказались грубо-прямолинейными и неэффективными. В некоторых районах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, как известно, создаваемых в течение десятилетий. Втрое сократилось производство не только дешёвого вина и водки, но и марочных вин. Число винных магазинов сократилось, у их дверей выстроились огромные очереди. Антиалкогольная кампания не искоренила пьянство, а привела к росту наркомании, токсикомании, самогоноварения, потреблению суррогатов спиртного и была очень непопулярна в обществе. Огромный урон понёс бюджет, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников дохода государственного бюджета. Уже в 1986 г. бюджет не досчитался 9 млрд. руб., общий ущерб от антиалкогольной кампании составил 37 млрд. рублей.

В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. М.С. Горбачёв подтвердил, что КПСС взяла курс на «перестройку», «радикальную реформу» экономики. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой и предоставить больше возможности для инициативы отдельных предприятий. Но М.Г. Горбачев считал, что никакая экономическая реформа не сможет осуществиться, если в нее не будет вовлечено все общество. Поэтому следующим шагом должна была стать широкая «демократизация» страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека.

19 ноября 1986 г. был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято 7 млн. граждан (5 % активного населения). Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения.

1 января 1988 г. вошёл в силу «Закон о государственном предприятии», по которому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать свою деятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями, заключали контракты с поставщиками и потребителями.

Но эти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи между производственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения не складывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычаги грамотного управления экономикой.

М.С. Горбачев провозгласил курс на гласность как средство борьбы с недостатками социализма. Это дало простор тем, кто выступал за открытый характер деятельности партийных, государственных, хозяйственных органов. На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, «круглые столы». Было прекращено глушение передач западных радиостанций, вещавших на СССР. М.С. Горбачев вернул из политической ссылки академика А.Д. Сахарова. Начался процесс возвращения советского гражданства лишенным и высланным диссидентам.

28 июня - 1 июля 1988 г. состоялась ХIХ Всесоюзная партийная конференция. На ней впервые за шесть предшествующих десятилетий был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы. На конференции было принято решение о политической реформе Советов и совмещении постов председателей Советов с соответствующими постами в партийном руководстве. Была также принята резолюция «О гласности», закрепившая курс на демократизацию печати и свободу слова. На конференции вновь развернулась борьба между сторонниками и противниками перестройки. Но большинство делегатов поддержало М.С. Горбачева и его сторонников. Конференция высказалась за необходимость экономической реформы, но её главным итогом стала резолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти.

Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции, учреждался высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по очень сложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным округам, часть - по национально-территориальным, а еще одна часть - от признанных общественных организаций и от Академии Наук. Отныне выборы в Советы должны быть тайными и проходить на альтернативной основе. Весной 1989 г. состоялись первые в СССР альтернативные парламентские выборы. Большинство на них получили активные сторонники перестройки.

25 мая 1989 г. состоялось открытие I Съезда народных депутатов СССР. Уже в первый день его работы было принято решение о прямой трансляции со Съезда. Впервые в прямом эфире транслировались все заседания съезда, проходившее в течение трех недель. На Съезде был сформирован Верховный Совет, председателем которого был избран М.С. Горбачёв. На Съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием «Межрегиональная депутатская группа». В числе сопредседателями этой группы были А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов и др. Наиболее острая дискуссия шла на съезде по вопросу о 6-й статье Конституции СССР 1977 г., закреплявшей руководящую роль КПСС. Межрегиональная депутатская группа стала упорно бороться за отмену 6 статьи Конституции. М.С. Горбачёв всячески стремился сохранить руководящую роль партии в обществе. На II Съезде народных депутатов (12-24 декабря 1989 г.) он добился принятия решения не обсуждать этот вопрос. 5 февраля 1990 г. на Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР одновременно с отменой положения Конституции о руководящей роли КПСС в государстве. На III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) такие решения были приняты. Первым президентом СССР был избран М.С. Горбачёв.

В июле 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. На съезде Б.Н. Ельцин предложил переименовать КПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций. Его предложение не встретило поддержки, тогда он объявил о своём выходе из КПСС. Примеру Б.Н. Ельцина последовали его сторонники.

На съезде М.С. Горбачёву удалось получить, в целом, поддержку своего курса. Он был переизбран на пост генерального секретаря решением съезда, что уменьшало его зависимость от ЦК КПСС. Но избрание М.С. Горбачева на высший пост в партии уже не играло никакой роли. Его авторитет стремительно падал, по всей стране стали проходить митинги под лозунгами «Долой КПСС!». События августа 1991 г. ускорили падение коммунистического режима и распад СССР.

Литература

1. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю (1985-1991 гг.): Курс лекций / А.С. Барсенков. - М.: Аспект-Пресс, 1991. - С. 55-156.

2. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина / В.В. Согрин. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2001. - С. 13-86.

3. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов. - М.: РГГУ, 2007. - С. 76-166.


«Новое мышление» во внешней политике СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

В первые два года правления Горбачева внешняя политика СССР основывалась на традиционных идеологических приоритетах. Но в 1987-1988 в них были внесены серьезные коррективы. Горбачев предложил миру «новое политическое мышление». Оно серьезно изменило к лучшему международные отношения, существенно снизило напряженность в мире. Однако некоторые серьезные просчеты советского руководства и экономический кризис в СССР привели к тому, что от нового политического мышления больше всего выиграл Запад, а авторитет СССР в мире заметно упал. Это стало одной из причин крушения СССР.

Причины перемен во внешней политике СССР.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Предложения, выдвинутые Горбачевым в рамках нового политического мышления, имели революционный характер и в корне противоречили традиционным основам внешней политики СССР.

Основные принципы «нового мышления»:

Отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

Стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

Признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.

В соответствии с новым политическим мышлением были определены три основных направления внешней политики СССР:

Нормализация отношений с Западом и разоружение;

Разрешение международных конфликтов;

Широкое экономическое и политическое сотрудничество с различными странами без идеологических ограничений, не выделяя особо соцстраны.

Результаты политики «нового мышления». Напряженность в мире существенно ослабла. Речь зашла даже об окончании «холодной войны». Образ врага, который формировался десятки лет по обе стороны «железного занавеса», был фактически разрушен.

Впервые в истории произошло не просто ограничение ядерных вооружений - началась ликвидация целых классов ядерного оружия. Европа освобождалась и от обычных вооружений.

Начался процесс более тесной интеграции СССР и соцстран Европы в мировое хозяйство и в международные политические структуры.

Важным следствием «нового политического мышления» явились ежегодные встречи М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Результатом этих встреч стали важные решения и договоры, которые заметно снизили напряженность в мире.

В 1987 г. между СССР и США заключен договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Впервые две сверхдержавы договорились не о сокращении этого оружия, а о его полной ликвидации.

В 1990 г подписано соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В качестве жеста доброй воли СССР в одностороннем порядке снизил свои оборонные расходы и уменьшил численность вооруженных сил на 500 тысяч человек.

В 1991 г. подписано соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Оно позволило начать сокращение ядерного оружия в мире.

Параллельно с политикой разоружения начали формироваться новые экономические отношения с США и другими западными странами. Идеологические принципы оказывали все меньше влияния на внешнюю политику СССР и на характер его взаимоотношений со странами Запада. Но у дальнейшего сближения с Западом вскоре появилась и весьма неблагоприятная причина. Ухудшение экономического положения Советского Союза делало его все более зависимым от Запада, от которого руководство СССР рассчитывало получить экономическую помощь и политическую поддержку. Это заставляло Горбачева и его окружение идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу. В конечном итоге это вело к падению авторитета СССР.

В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана. На II съезде народных депутатов СССР афганская война была признана грубой политической ошибкой.

В том же году начался вывод советских войск из Монголии. Одновременно СССР содействовал выводу вьетнамских войск из Кампучии (Камбоджи). Все это привело к улучшению отношений с Китаем. Между двумя великими державами была восстановлена приграничная торговля, подписана серия важных соглашений о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

СССР отказался от прямого вмешательства в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Результат: в Анголе, Камбодже и Никарагуа прекратилась гражданская война, представители противоборствующих сторон образовали коалиционные правительства.

Советский Союз значительно снизил безвозмездную помощь союзным режимам и идейным единомышленникам. Перестал поддерживать режимы в Ливии и Ираке. А во время кризиса в Персидском заливе в 1990 г. впервые поддержал действия Запада.

В 1991 г. было заключено международное соглашение, которое способствовало улучшению отношений Израиля с соседними арабскими странами. Большую роль в этом событии сыграл СССР.

Все эти шаги существенно снизили напряженность в мире, способствовали оздоровлению международного политического климата.

В 1989 г. СССР начал вывод своих войск из социалистических стран Восточной и Центральной Европы. Одновременно в этих странах усилились антисоциалистические настроения.

В 1989-1990 гг. здесь произошли «бархатные» революции, в результате которых власть перешла мирным путем от компартий к национально-демократическим силам. Только в Румынии во время смены власти произошли кровопролитные столкновения.

Курс на отход от СССР и сближение с Западом взяли и практически все новые правительства стран Центральной и Восточной Европы. Они выразили полную готовность вступить в НАТО и Общий рынок.

Весной 1991 г. прекратили свое существование Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и военный блок соцстран Организация Варшавского договора (ОВД). Социалистический лагерь окончательно распался.

Руководство СССР заняло позицию невмешательства в процессы, которые кардинально меняли политическую карту Европы. В результате Советский Союз оказался в большой зависимости от западных стран.

Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, оказавшись в тяжелой экономической ситуации, СССР быстро терял инициативу в международных делах. Вскоре страны НАТО все чаще стали игнорировать мнение СССР по важнейшим международным проблемам.

Литература

1. Горбачев, М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М.С. Горбачев. - М.: Политиздат, 1988.- С. 56-94.

2. Отечественная история России новейшего времени: 1985-2005 гг.: Учебник / отв. ред. А.Б. Безбородов. - М.: РГГУ, 2007. - С. 167-205.

Вопрос 01. Каковы политические, социальные и экономические причины разрушения крестьянской общины?

Ответ. Политическая причина: правительство считало, что живущих по хуторам крестьян - частных собственников будет гораздо сложнее поднять на революционную борьбу, чем крестьянскую общину с общинной собственностью.

Социальная причина: общество с большим количеством мелких частных собственников в целом менее поляризовано, чем с большим процентом безземельных, более стабильно, менее подвержено революционным настроениям.

Экономические причины:

1) появление фермерских хозяйств должно было сделать сельскохозяйственное производство в России товарным, ориентированным на рынок;

2) превращение сельскохозяйственного производства в товарное должно было стимулировать применение прогрессивных способов ведения хозяйства (включая новые техники удобрения поляей), закупку новейшей сельскохозяйственной техники.

Вопрос 02. Как отнеслось к аграрной реформе крестьянство? Объясните позицию разных слоёв крестьян.

Ответ. Бедняки среди крестьян восприняли реформу отрицательно. Это понятно. В общине существовала круговая порука при выплате государственных податей, то есть за бедняков платили те, кто побогаче, то есть те, кого Столыпин призывал из общины выйти и таким образом не участвовать больше в круговой поруке. Понятно активное противодействие крестьянской бедноты, иногда вплоть до физического противодействия измерению земли, передававшейся в частную собственность. Удивительнее то, что зажиточные крестьяне также встретили реформу без энтузиазма, лишь некоторые из них воспользовались данным им правом на выход из общины. Община существовала тысячелетия, она стала частью мировоззрения крестьянина, не многие смогли решиться её покинуть в первые годы проведения реформы, а больше судьба ей не отмерила.

Вопрос 03. Какими были цели и результаты переселенческой политики?

Ответ. Основные цели:

1) решить проблему малоземелья крестьян в Центральной России;

2) заселить мало освоенные сибирские земли.

Результаты:

1) в целом переселилось около 3,4 млн человек;

2) около 17% вернулась на прежние места проживания;

3) новосёлы освоили более 30 миллионов десятин;

4) экономика Сибири получила мощный толчок;

5) в районах нового поселения не было крестьянских общин.

Вопрос 04. Каковы были конкретные результаты Столыпинской аграрной реформы?

Ответ. Результаты незавершённых реформ:

1) посевные площади выросли в целом на 10% (но в районах наиболее активной реализации реформ – до 150%);

2) хлебный экспорт увеличился на треть, достигнув в среднем 25% мирового экспорта зерна, а в урожайные годы – 40%;

3) удвоилось количество применяемых минеральных удобрений;

4) в 3,5 раза выросли закупки сельскохозяйственных машин;

5) благодаря развитию сельского хозяйства темпы промышленного роста выросли до 8,8%;

6) появились первые формы кооперации крестьян.

ВОПРОСЫ

1. Каковы социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи?

Рабство, которое стало тормозом для развития техники и хозяйства;

Большое количество гражданских войн;

Разорение хозяйства и свертывание внутренней торговли;

Постоянные междоусобицы, в ходе которых легионы возводили на трон «солдатских императоров»;

Ослабление римской армии, отчуждение армии от интересов гражданского римского населения.

2. В чем состояли причины Великого переселения народов? Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?

Причиной Великого переселения народов стало движение кочевников гуннов, которые, Двигаясь от северных границ Китая, дошли до Урала и Волги. Далее гунны ворвались в Северное Причерноморье, где нанесли поражение жившим здесь племенам.

В результате в конце IV в. десятки варварских племен неудержимой лавиной двинулись в глубь римской империи.

Римляне не удалось удержать варваров на границах своей империи из-за социально-экономического и внутриполитического кризиса, который поразил империю. Кризис привел к ослаблению императорской власти и римской армии. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как в связи с упадком среднего и мелкого землевладения наделение земельными участками стало затруднительным. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к отчуждению армии от интересов гражданского римского населения.

3. В какой сфере жизни средневекового общества наследие Античности сказалось в наибольшей степени? Почему?

В наибольшей степени наследие античности сказалось на развитии культуры средневекового общества, особенно градостроительстве и архитектуре. Основной причиной стало то, что варвары жили в бывших римских городах и продолжали их традиции в области строительства архитектурных объектов.

Кроме того варвары многое переняли от римлян в повседневной жизни, системе управления и праве.

4. Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?

Римляне, греки, кельты, германцы, также оказали влияние славяне, финно-угры, арабы и тюрки.

5. Как вы думаете, почему христианская церковь не допускала богослужения на других языках, кроме латыни? Каким образом это способствовало распространению христианства и росту авторитета церкви?

Латынь была языком понятным и доступным всему населению бывшей Западной Римской империи. Ранее жители покоренных Римом земель были вынуждены изучать язык своих завоевателей, так как все дела, связанные с управлением и судопроизводством, велись на латыни. Латинский язык был важнейшим средством межгосударственных отношений: на нем на протяжении почти всей эпохи Средних веков составлялись государственные документы, международные договоры. Благодаря этому народы Европы, говорившие на разных языках, могли общаться друг с другом.

Использование латинского языка в богослужениях способствовала распространению христианства и росту авторитета церкви, так как латынь была языком книжной мудрости. На латыни велось обучение в монастырских школах и университетах. Это позволяло студентам из разных стран слушать лекции в любом университете. Превращение латыни в язык ученых и учащихся приводило к тому, что в Европе существовал постоянный обмен знаниями и идеями.

ЗАДАНИЯ

1. Пользуясь картой № 2 (стр. II), определите, какие племена участвовали в Великом переселении народов. Проследите пути их переселения.

Гунны, остготы, франки, вестготы, вандалы, англы, саксы, славяне, булгары и др.

2. Французский историк Ж. Ле Гофф писал: «...Церковь преимущественно преследовала свои собственные интересы, не заботясь более об интересе варварских государств, чего не было при Римской империи. Она скапливала земли, доходы, привилегии, добиваясь их в качестве даров от королей, магнатов, даже бедняков, и это в тех условиях, когда накопление еще более обескровливало хозяйственную жизнь, подрывало производство. Епископы, почти все выходцы из богатой аристократии, будучи всемогущими в своих городах и епархиях, стремились к такой же власти и в королевствах... Церковь пыталась руководить государством, а государство - управлять церковью. Епископы выдвигались в разряд королевских советников и наставников во всех сферах деятельности, силясь преобразовать церковные каноны в гражданские законы, а короли, став католиками, назначали епископов и председательствовали на соборах...» Как автор оценивает политическую роль церкви в раннее Средневековье?

Автор оценивает очень высоко роль церкви в Раннем Средневековье. Указывает на то, что церковь представляла собой серьезную конкуренцию светской власти, активно вмешивалась в дела государства, давала советы по управлению страной. Кроме того, церковь была крупнейшим феодалом, что также давало ей основания для вмешательства в дела государства.