Еэп цель создания. Единое экономическое пространство россии, беларуси и казахстана. Надежность - на него можно полагаться в серьезных ситуациях

  • 09.01.2024

1. Принцип единого экономического пространства (ст. 8 Конституции РФ) связан, на наш взгляд, с правом граждан на свободную экономическую деятельность и с категорией "государственное единство", используемой в Преамбуле Конституции России.

В условиях федеративного государства, каким является Россия, конституционное закрепление единства экономического пространства крайне необходимо. Субъекты РФ имеют свои учредительные акты (конституции и уставы) и законодательство (ч. 1 и 2 ст. 5 Конституции России). Именно поэтому в силу ч. 1 ст. 8 Конституции федеративное государство должно гарантировать единство экономического пространства.

Не случайно целый ряд конституционных положений в гл. 3 Конституции "Федеративное устройство" устанавливают гарантии экономической целостности страны. В ч. 2 ст. 74 Конституции содержится специальная (в соотношении с нормой ч. 1 ст. 8) норма, согласно которой на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничение перемещения товаров и услуг может вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74, ч. 2 Конституции РФ). Абсолютно тождественная норма содержится в ГК РФ (ст. 1, п. 3).

Конституционный принцип единства экономического пространства тесно связан с другими, самостоятельными конституционными принципами - свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и неприкосновенности частной собственности.

Всякое ограничение перемещения товаров, услуг, финансовых средств затрагивает единство экономического пространства и неприкосновенность права частной собственности.

"Свобода перемещения товаров состоит в том, - констатирует Ю.М. Богомолов, - что производимые в пределах России товары могут безо всяких ограничений быть перевезены в любом количестве и проданы в любом другом месте страны. Свобода перемещения услуг в том, что услуги могут оказываться кому угодно на территории России в каком угодно объеме... Финансовые средства могут перемещаться в пределах страны без ограничений..." *(218) .

Ограничение перемещения товаров, финансовых средств является для их собственников одним из ограничений права частной собственности. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции России права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следует обратить внимание на существенные различия между нормами ст. 55 (ч. 3) и ст. 74 (ч. 2) Конституции.

В ст. 55 предусмотрена возможность ограничения прав частного собственника путем ограничения перемещения товаров и услуг только путем принятия федерального закона. Норма ст. 74 допускает подобное ограничение в соответствии с федеральным законом, т.е. открываются возможности введения ограничений с помощью нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ либо законами субъектов РФ.

Кроме того, цели, преследуя которые можно ввести ограничения прав частных собственников по перемещению товаров, услуг, указанные в ст. 74, не совпадают с целями, предусмотренными в ст. 55.

Значит ли это, что поскольку в ст. 55 оговаривается возможность ограничения любых основных прав, а норма ст. 74 является специальной по отношению к общей норме ст. 55, ограничения прав частных собственников могут вводиться только федеральным законом и только для: 1) обеспечения безопасности, 2) защиты жизни и здоровья людей, 3) охраны природы и культурных ценностей?

Полагаем, что только такой вывод будет соответствовать конституционному принципу неприкосновенности частной собственности (подробнее об этом принципе см. в § 6 данной главы).

Что же касается ограничения перемещения товаров и услуг, принадлежащих публичным собственникам, то они могут вводиться не только федеральным законом, но и в соответствии с федеральным законом.

Трудно объяснить, почему в ч. 2 ст. 74 регламентируется конституционно-правовой режим ограничений перемещения товаров и услуг, но упущены финансовые средства, о которых говорится и в ст. 8, и в ч. 1 ст. 74. Следует исключить, как противоречащее законам логики, объяснение, сводящееся только к тому, что ограничения перемещения финансовых средств вообще недопустимы.

Свобода экономической деятельности не может быть реализована при отсутствии единой денежно-кредитной системы. Иными словами, государство должно обеспечивать свободное движение товаров и услуг на всей своей территории. Вот почему, конкретизируя эту обязанность государства, ст. 71 Конституции к исключительным полномочиям федеральных органов относит установление правовых основ единого рынка: финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, гражданское законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Что касается государственного единства, то в качестве его экономической основы выступает категория "единое экономическое пространство".

В Преамбуле Конституции России провозглашается необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства. Государственное единство обеспечивается единством власти, единством территории и единством закона.

В последующих главах Конституции положение о единстве государственной власти конкретизируется применительно ко всем трем ветвям власти.

В главе о федеративном устройстве Российской Федерации (ст. 77) определено, что по предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения РФ и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти. При этом органы исполнительной власти связаны взаимоотношениями различных видов, объединены в разнообразные подсистемы.

Важной теоретической проблемой, пока не получившей, на наш взгляд, решения, является регламентация и закрепление различных правовых моделей взаимоотношений органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с п. "е" ст. 71 Конституции к ведению федеральных органов отнесены федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития, что свидетельствует об отказе от централизованного директивного планирования народного хозяйства. Вместе с тем Конституция ориентирует на широкое использование преимуществ программно-целевого планирования. Разработка такого рода программ с привлечением финансовых, материальных ресурсов как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации может осуществляться и на основе соглашений.

В связи с тем, что в ходе разработки и реализации программ в области экономического, экологического развития между федеральными органами и государственными органами субъектов Федерации складываются равноправные отношения (фактически - договорные), возникает вопрос о характере взаимоотношений между соответствующими органами исполнительной власти. Можно ли рассматривать федеральное Правительство как вышестоящий исполнительный орган по отношению к правительству республики в составе Российской Федерации или к областной, краевой администрации?

Конституционные нормы не позволяют сделать вывод о том, что, скажем, правительство республики подчинено Правительству РФ при решении вопросов, относящихся к сфере федеральных полномочий. Вывод о субординационно-подчиненном характере взаимоотношений можно было бы допустить, учитывая, что система исполнительной власти является "единой" (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Однако подобное допущение противоречит принципу разделения властей, на основе которого строится система государственной власти в республиках. Ведь если в гипотетической ситуации невыполнения каких-либо поручений Правительства РФ, даже относящихся к сфере федеральных полномочий, возникнет потребность в наказании главы исполнительной власти республики, сделать это невозможно, не нарушив принципы разделения властей и разграничения полномочий в федеративной системе.

Следовательно, в понятие единой системы исполнительной власти вкладывается иной смысл. Единство исполнительных органов федерального уровня и исполнительных органов субъектов Федерации является единством взаимодействия.

Поскольку это совершенно новый для России характер взаимоотношений между органами государственной власти, необходимо, на наш взгляд, разработать закон о федеральных программах, о порядке их подготовки и реализации.

Фиксируется и единство закона. В Конституции установлено, что федеральные законы действуют на всей территории Российской Федерации (ст. 4 и 76). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Категория "единое экономическое пространство", сформулированная в главе об основах конституционного строя, служит базой для формирования в главе Основного закона о федеративном устройстве ряда конкретных конституционных норм. В частности, в качестве гарантии существования единого экономического пространства может рассматриваться правило о том, что не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств.

Единое экономическое пространство гарантируется также закреплением в ст. 75 Конституции рубля в качестве единой денежной единицы и тем, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, а введение и эмиссия других денег в России не допускаются. Закрепляет единое экономическое пространство и норма, согласно которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75).

Положения основ конституционного строя, несмотря на предельно высокую абстрактность их юридического содержания, могут быть положены в основу конкретных правоприменительных решений. Например, Конституционный Суд Республики Карелия рассмотрел дело о конституционности Закона Республики Карелия "О порядке вывоза круглого леса за пределы Республики Карелия", которым была введена пошлина на вывозимый за пределы республики круглый лес в размере 400% от рыночных (договорных) цен. Конституционный Суд Республики Карелия решением от 19 апреля 1995 г. признал, что данный Закон противоречит "базовым экономическим принципам развития общества, закрепленным в основах конституционного строя Республики Карелия и Российской Федерации..., приводит к ограничению конкуренции, свободы экономической деятельности и предпринимательства" вследствие чего оспоренные положения "являются неконституционными".

В Конституции России (ч. 1 ст. 67) закреплено положение о том, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, т.е. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, что означает закрепление принципа единства территории.

В связи с разработкой проекта Федерального закона "О свободных экономических зонах" обнаружилась неопределенность относительно того, соответствует ли ст. 3 Таможенного кодекса РФ ч. 1 ст. 74 Конституции РФ.

В своей концепции законопроект исходил из положений ст. 3 Таможенного кодекса РФ, согласно которой свободная таможенная зона, под таможенный режим которой должны подпадать и свободные экономические зоны, рассматривается как находящаяся вне таможенной территории Российской Федерации. Это положение соответствует общепризнанным нормам международного права в области торгово-экономического сотрудничества и таможенного дела, нашедшим, в частности, отражение в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Таким образом, понятие таможенной территории и понятие государственной территории в мировой практике не совпадают. Свободная таможенная зона является частью государственной территории, но не частью таможенной территории с точки зрения взимания таможенных пошлин и налогов и таможенного контроля.

Следовательно, ст. 3 Таможенного кодекса РФ не противоречит ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 74 Конституции РФ.

. Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

1)эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

2)создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

3)проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

4)развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

5)создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

История создания:

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Украина настаивала, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

2)Договор о Евразийской экономической комиссии.

3)Регламент работы Евразийской экономической комиссии.В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства: 1)Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

2)Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.3)Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами4)ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики5)Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.6)Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.7)Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.8)Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

15. Формы собственности в Российской Федерации .

Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к своей. При этом несобственники данной вещи относятся к ней как к чужой.С точки зрения юриста - это право владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом. С точки зрения экономики - это материальные ценности, блага, которыми владеет, пользуется и распоряжается субъект.Формы собственности в РФ. Собственность в Российской Федерации подразделяется на частную, государственную и муниципальную . В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и юридических лиц , государственной - федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной - собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).Частная собственность может- быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях. Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.).Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления. К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.

16. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство Российской Федерации: понятие и принципы построения .

Бюджет государства - схема доходов и расходов государства, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета РФ, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.Принципы бюджетного устройства в РФ : единство; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.1) Единство бюджетной системы РФ - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью/ или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
3) Самостоятельность бюджетов - это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления расходования средств соответствующих бюджетов. К собственным источникам доходов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти в составе РФ, местными органами управления.
4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в их полном объеме.
5) Сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
7) Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8) Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
9) Достоверность бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10) Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей

Prev Next

Не забывайте о вознаграждении помимо зарплаты

Давайте смотреть правде в глаза. Лидеры в среднем звене организации зачастую ограничены в финансовых возможностях. Как же лидер должен поощрять в таком случае? При помощи компенсаций. Возможно, у...

Трудность планирования:

Гораздо труднее поддерживать планирование, если не вы над ним работали. Чем больше вы вкладываете в планирование, тем больше оно становится вашим. Что бы вы предпочли? Видеть, как то, что вы...

О неопытности:

Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, то смогу все контролировать.Вы когда-нибудь говорили что-то вроде: Знаете, если бы я руководил, мы не сделали бы то и не...

Помогите людям познать себя

Я всегда исхожу из основного принципа касательно того, что люди не знают сами себя. Человек не может реально оценить свой потенциал, пока реально не оценит свое положение. Другими словами, вы...

Обсуждайте свое мастерство с другими

Как только вы достигнете определенного уровня мастерства, лучшее, что вы можете сделать, - обсудить свое мастерство с другими профессионалами более высокого уровня. Многие люди поступают так инстинктивно. Гитаристы обсуждают гитары....

Делайте больше, чем просто хвалите

После того как я посоветовал вам хвалить своих людей, хочу предупредить, что вы должны делать нечто большее, чем просто хвалить. Если вы хвалите их, но не повышаете по службе, это...

Управляйте своими словами

Легендарный баскетбольный тренер Джон Вуден говорил: Покажи мне, на что ты способен; твоих слов о том, что ты можешь, недостаточно. Думаю, практически каждый лидер неоднократно говорил или, по...

Должностной миф:

Я не могу управлять, если я не занимаю руководящую должность.Если бы мне надо было определить самое распространенное заблуждение, которое касается лидерства, свойственное большинству людей, то им стало...

Ваши вложения определяют отдачу

Как в мире финансов, так и в отношениях с людьми единственный способ получить отдачу от людей - сделать в них вложение. Что посеете, то и пожнете. Но наша проблема заключается...

Создайте обстановку, которая поможет раскрыться лидеру

Если вы занимаете высокую руководящую должность в своей организации, тогда мне хотелось бы немного пообщаться с вами в этом специальном разделе. Многие лидеры в среднем звене организации подвержены сильным стрессам....

Эгоистичный лидер

Том Питерс в своей книге Круг инноваций (The Circle of Innovation), писатель и гуру бизнеса, писал: Эгоистичный лидер пытается вести за собой людей ради собственной...

Предоставьте лидерам свободу вести за собой других

Если мы испытываем какую-либо неуверенность в том, как идет процесс развития лидеров, то это обычно связано не с обучением лидерству. Неуверенность возникает тогда, когда приходит пора предоставлять лидерам свободу действий....

Заинтересуйтесь увлечениями своего лидера

Один из секретов установления эмоциональной связи с лидером - это знать и разделять его интересы. Вы определили самые любимые проекты лидера, которые представляют для него наибольший интерес на работе? Если...

Чем вы лучше, тем выше ваш потенциал на завтрашний день

Кого учить сложнее всего? Того, кто никогда не пытался учиться. Убедить их принять новую идею - все равно что пытаться посадить помидоры в бетон. Даже если вам удастся это сделать,...

Заразитесь энтузиазмом своего лидера

Гораздо проще работать с человеком, энтузиазм которого вы разделяете. Когда вы и ваш приятель увлечены одним делом, например у вас общее хобби, то разве время не летит, как на крыльях,...

Лидерские умения одинаковы, только лига другая

Если вас повысили, не думайте, что все осталось по-прежнему потому, что новый офис располагается в нескольких шагах от старого. Когда вас призовут на другой уровень лидерства, качество вашей...

Признавайте свои ошибки

Недавно на форуме для исполнительных директоров, куда меня пригласили выступить с речью, я предложил присутствующим лидерам честно признаться в своих слабостях и не скрывать ошибки от людей, с которыми они...

Верьте в лучшее - оставляйте право на сомнения

Когда мы изучаем себя, то всегда верим в лучшее. Почему? Да потому что рассматриваем себя с точки зрения своих намерений. С другой стороны, когда мы смотрим на кого-то другого, то...

Говорите, что думаете, и думайте, о чем говорите

Как и любой другой тип лидерства, лидерство напрямую связано с установлением доверительных отношений. Когда Уинстона Черчилля спросили, какое качество, по его мнению, является главным свойством политика, тот ответил:...

Признайте свое естественное желание состязаться

Спустя четыре или пять лет после окончания колледжа меня пригласили играть в баскетбольной команде выпускников против тогдашней команды студентов. Во время своего студенчества я играл на позиции атакующего защитника, но...

Если вы стремитесь стать лидером, вам придется преодолевать искушение бороться за свою идею, пусть это и не самая лучшая идея. Почему? Потому что хорошие идеи слишком важны для...

Если вам удается вести за собой добровольцев, то вы сможете вести кого угодно

На недавней конференции, которая проводилась в День президентов, мы обсуждали лидерское совершенствование, и один исполнительный директор спросил меня: Как мне выбрать самого лучшего лидера из небольшой группы лидеров? На...

Приспосабливайтесь к слабостям лидера

Эксперт в области продаж и писатель Лес Гиблин сказал: Вы не сможете заставить другого человека чувствовать себя важной персоной в вашем присутствии, если втайне считаете его ничтожеством. Аналогично,...

Приносите людям пользу

Мало что способствует повышению доверия к лидеру в такой степени, как стремление принести пользу окружающим людям. Это в особенности верно в тех случаях, когда они не обязаны это делать и...

Содействие демонстрирует вашу благодарность за то, что вы являетесь частью команды

Китайская пословица гласит: Тот, кто пьет воду, должен помнить о том, кто рыл колодец. Благодарность является одним из самых привлекательных человеческих качеств; ходя иногда мне кажется - одним...

Как быть настоящим в условиях конкуренции

Самая бесполезная трата лидерской энергии - попытки заставить других считать себя совершенным. Это относится и к исполнительным директорам, и к лидерам в среднем звене организации. Ближе всего к совершенству люди...

Вставайте на сторону своего лидера в случае необходимости

Помогать своему лидеру - значит поддерживать его и вставать на его сторону в случае необходимости. Колин Пауэлл, бывший государственный секретарь США, получивший звание четырехзвездного генерала, говорил: Когда мы обсуждаем...

Облегчите ношу, лежащую на плечах своего лидера

Вы наверняка слышали выражение валить на других, что означает снимать с себя ответственность и перекладывать ее на других. Некоторые источники утверждают, что английское выражение pass the buck...

Оставьте гордость и притворство

Порой нам кажется, что, произведя впечатление на других, мы сможем оказывать на них влияние. Мы хотим быть героями в глазах окружающих, их кумирами. Это создает определенную проблему, ведь все мы...

Как люди реагируют на трудность планирования

Итак, возникает естественный вопрос: как вы собираетесь реагировать на трудность планирования? Несмотря на то что ваше собственное планирование нравится вам больше, чем чужое, но чтобы получить возможность реализовывать собственные мечты,...

  • Избегайте мелочных споров

    В большинстве коллективов случаются ссоры, возникает вражда, зависть, недовольство и мелочные споры, которые как ураган проносятся по организации. Мудрые лидеры в среднем звене организации избегают участвовать в них, даже если считают, что в состоянии их разрешить. Есть хорошая поговорка: Бульдог легко может одолеть скунса, но знает, что это все…

  • Сталкиваясь с проблемой, предлагайте решение

    Мне очень нравится комикс под названием Орешки, где Люси подходит к Чарли Брауну, который прислонился к стене, обхватив голову руками. Она смотрит на него и говорит: - Опять попал в передрягу, а, Чарли Браун? Чарли не отвечает, и Люси продолжает: - Знаешь, в чем твоя проблема? Твоя самая…

  • Научитесь говорить на языке босса

    Когда в 1944 году Чарли Уэтзел и я начали работать вместе, мне пришлось посвятить довольно много времени тому, чтобы помочь ему понять, как я мыслю, и освоить стиль моей речи. К тому времени Чарли получил степень магистра по английскому языку и был хорошим писателем, но пока он работал не на…

  • Как сделать более легкой ношу лидера

    Читая о том, что облегчение ноши лидера может вам помочь, вы наверняка сами можете назвать несколько способов. Рекомендую руководствоваться своими инстинктами. Но если вы вдруг не сможете решить, с чего начать, позвольте мне дать вам несколько рекомендаций. ДЛЯ НАЧАЛА ХОРОШО ВЫПОЛНЯЙТЕ СВОЮ РАБОТУ.Уилли Мейс, бейсболист из Галереи славы, говорил: …

  • Умение приспосабливаться - быстро адаптироваться к переменам

    Сотрудники в среднем звене организации, как правило, далеко не первыми узнают все новости. Они не принимают решений и не разрабатывают политику. Поэтому они обязаны научиться быстро адаптироваться. Когда дело касается лидерства в середине организации, то чем быстрее вы умеете адаптироваться к переменам, тем это лучше для организации. И вот почему.…

  • Надежность - на него можно полагаться в серьезных ситуациях

    Один из моих самых любимых законов, входящих в 17 неопровержимых законов работы в команде, это закон надежности: Члены команды должны иметь возможность полагаться друг на друга в серьезных ситуациях. Мне нравится этот закон, потому что он справедлив и имеет исключительное значение для командной работы. Если вы доверяете лидеру,…

  • Люди идут за лидером, которому они доверяют, - за лидером с характером

    Теоретик в области политики Томас Пейн сказал: Мне правятся люди, умеющие улыбаться, когда у них неприятности, черпающие силы в проблемах, и которые становятся только крепче от критики. Скудные умы усыхают, но тот, чье сердце твердо и чья совесть одобряет его поведение, будет неотступно бороться за свои принципы до самой…

  • Ваш характер определяет доверие

    Доверяют ли вам люди? Быстро ли ваши сотрудники начинают верить в то, что вами движет забота об их интересах? Или они ставят под сомнение ваши намерения и подозрительно оценивают мотивы, когда вы представляете на их суд новую идею? Ответ на этот вопрос вы найдете, проанализировав свой характер. Доверие не является…

  • Практикуйте свое мастерство сегодня

    Уильям Ослер, физик, написавший в 1892 году книгу Принципы и практика медицины (The Principles and Practice of Medicine), как-то обратился к группе студентов: Забудьте о будущем. Живите только настоящим моментом и настоящей работой. Думайте не о ее объеме, который необходимо выполнить, не о трудностях, которые…

  • Высоко цените лидерство

    Людям, которые управляют маленьким бизнесом, где работает один человек, нет нужды беспокоиться о лидерстве. Но для людей, управляющих крупными организациями, вопрос лидерства всегда стоит остро. Если на вас работает два или более человек, то без лидерства уже не обойтись. В некоторых организациях все внимание уделяется работе, а заниматься вопросом лидерства…

  • Ваш рост определяет потенциал

    Самый важный закон лидерства, которому я обучаю, это закон потолка: Способность к лидерству определяет уровень эффективности человека. Если качество вашего лидерства измеряется 5 баллами (по шкале от 1 до 10), то и эффективность ваша не превысит 5. Лидерство - это стеклянный потолок персональных достижений. То же самое относится…

  • О лидерстве в среднем звене организации - ее сердце

    Существует множество классических примеров лидерства: Уильям Уоллес ведет свое войско в сражение против армии, поработившей его народ. Уинстон Черчилль противостоит нацистской угрозе в то время, как большая часть Европы пала. Махатма Ганди возглавляет кампанию гражданского неповиновения - Соляной поход. Мэри Кэй Эш самостоятельно основывает компанию…

  • О свободе:

    Когда я доберусь до вершины иерархической лестницы, я не буду ничем ограничен.Иногда мне кажется, что люди совершенно неверно представляют себе суть лидерства. Многие уверены, что лидерство - это билет к свободе. Оно, возможно, разрешит все их профессиональные и карьерные проблемы. Но руководящие должности не являются панацеей…

  • Уважайте людей

    Мы склонны с одобрением относиться к людям, которые делают то, что нас восхищает. Это вполне естественно. Но если мы будем ценить лишь тех, кто похож на нас, то слишком многое упустим. Мы должны пытаться видеть и принимать чужой уникальный опыт, умения и учиться на них. Деннис Бэкк, глава компании AES…

  • Лидеры берутся за задания, которые не являются их прямыми обязанностями

    Нет ничего более раздражающего для лидера, чем сотрудник, который отказывается выполнять задания, потому что они не входят в его обязанности. (В подобных случаях большинству известных мне топ-лидеров хочется вообще попросить таких сотрудников уйти с работы!) У хороших лидеров совершенно иной подход. Они знакомы с правилом большой картины из…

Prev Next

Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) - это обеспечение так называемых «четырех свобод»: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Следовательно, главные задачи экономической интеграции на этапе «строительства» ЕЭП - создание условий для реализации принципа свободы движения услуг, капитала и рабочей силы, а также устранение оставшихся изъятий в целях достижения свободы движения товаров. Важным направлением работы на этапе формирования Единого экономического пространства также стала кодификация международных договоров, формирующих ТС и ЕЭП, в целях реализации интеграционных процессов, намеченных на ближайшую перспективу, в частности подготовки к подписанию Президентами государств - членов проекта Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами — участниками преобразований в экономике, совместные меры по проведению согласованной экономической политики, через гармонизацию и унификацию законодательства в сферах экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта лучших мировых законодательных практик.

19 декабря 2010 года решением высшего органа Таможенного союза принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров. Ровно через год решением Высшего Евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. В 2013 году было подписано еще одно соглашение.

Объемная работа по обеспечению беспрепятственного движения товаров была проделана на этапе создания Таможенного союза и логично продолжена в ходе формирования ЕЭП. В частности, была продолжена продиктованная экономической логикой интеграции работа по совершенствованию таможенного законодательства и упрощению таможенных операций, совершенствованию таможенного декларирования, в том числе электронного декларирования и внедрения принципа приоритета электронной информации над бумажными носителями, по развитию системы «единого окна».

Проводилась сложная системная работа по выявлению и устранению изъятий из режима свободной торговли, начатая Евразийской экономической комиссией в 2013 году по поручению Глав государств -членов ТС и ЕЭП.

Было продолжено снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-членами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Для проведения целенаправленной торговой политики, способствующей устойчивому экономическому развитию стран ТС и ЕЭП (ЕАЭС), были разработаны Основные направления внешнеторговой политики Таможенного союза и Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза) на период до 2020 года.

Документ будет также способствовать согласованию общеэкономической и внешнеторговой политики государств - членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС), созданию благоприятной среды для развития деловой активности. Последовательно и системно велась деятельность в сфере технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер по разработке и принятию технических регламентов и межгосударственных стандартов. К концу 2012 года было принято 24 технических регламента. А к 1 января 2015 года в список принятых технических регламентов ТС вошло уже 35 документов, 32 из которых вступили в силу. К этому же времени число стандартов, содержащихся в перечнях стандартов к техрегламентам ТС, приблизилось к 8 000.

Притом что на этапе формирования ЕЭП продолжилась преобладавшая на этапе ТС работа в рамках направлений таможни, торговли и технического регулирования, была также расширена область взаимодействия государств - членов интеграционного проекта по вопросам обеспечения полноформатной свободы движения услуг, капитала и рабочей силы.

В связи с этим стартовало формирование согласованных (скоординированных) политик в важнейших сферах экономики: макроэкономической, транспортной, энергетической, агропромышленной, валютной, миграционной, а также политик в таких сферах экономики, как финансовые рынки, охрана и защита интеллектуальной собственности.

Так, в сфере макроэкономической политики был одобрен лидерами Беларуси,

Казахстана и России первый программный документ - Основные ориентиры макроэкономической политики стран Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы. Документ подготовлен на основе анализа социально-экономического развития государств -членов ТС и ЕЭП, основных внешних рисков и внутренних ограничений устойчивого развития экономик. Он определяет ключевые ориентиры макроэкономической политики государств - членов интеграционного объединения на краткосрочный период, а именно: поддержание макроэкономической устойчивости, создание условий для стабильного экономического роста через углубление сотрудничества в реальном секторе экономики и развитие кредитно-финансовой системы. Реализация каждого из ориентиров включает направления, раскрывающие потенциал евразийской экономической интеграции, лучшие практики, применяемые в государствах - членах ТС и ЕЭП, а также передовой международный опыт в указанных областях.

Разработаны проект Программы транспортной политики Единого экономического пространства на период до 2020 года, проект Концепции общего рынка электроэнергии, проект методологии формирования индикативных балансов энергоресурсов государств - членов ТС и ЕЭП. Так, формирование скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС) позволит реализовать транспортно-логистический потенциал Беларуси, Казахстана и России. Проведение скоординированной (согласованной) энергетической политики позволит обеспечить устойчивый рост национальных экономик и энергетической безопасности государств, защитить интересы потребителей и производителей энергоресурсов, повысить экономическую эффективность и надежность энергетического комплекса, оптимизировать использование первичных энергоресурсов и расширить несырьевой экспортный потенциал.

Аналогичная работа проведена в сфере промышленной политики - в мае 2013 года Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств принял Решение «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Этим документом выстроена концепция промышленной политики в рамках ЕЭП, определены основные направления промышленного сотрудничества государств-членов, а также треки по взаимодействию с Белорусско-Казахстанско-Российским Бизнес-диалогом и представителями бизнес-сообществ Сторон. Также был определен перечень секторов экономики, приоритетных для промышленного взаимодействия в рамках ТС и ЕЭП (ЕАЭС).

Результатом проведения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики должны стать: формирование транспарентных условий взаимной торговли, повышение самообеспеченности общего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе скоординированного развития его национальных сегментов, а также усиление экспортного потенциала агропромышленного комплекса. Наднациональная координация, осуществляемая Комиссией на основе взаимодействия с уполномоченными органами государств- членов ТС и ЕЭП, способствует на этом этапе стимулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции на основе поддержания равных конкурентных условий при производстве и торговле аграрно-продовольственными товарами, использовании ресурсов для сельскохозяйственного производства с целью повышения доходов товаропроизводителей, экономической доступности продовольствия потребителям.

Евразийская экономическая комиссия в тесном диалоге с представителями бизнеса и экспертным сообществом трех государств - членов интеграционного объединения вела деятельность по развитию предпринимательства стран ТС и ЕЭП и созданию полноценного внутреннего рынка финансовых услуг в банковской, страховой сфере и на рынке ценных бумаг. Проводилась работа по либерализации отношений в рамках евразийского проекта в сфере инвестиций и по формированию единого рынка услуг - это те сферы экономики, которые к настоящему моменту интегрированы в наименьшей степени. В том числе в целях достижения свободы движения услуг, капитала и рабочей силы был выработан ряд базовых соглашений в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и трудовой миграции. К маю 2014 года - дате подписания Договора о создании Евразийского экономического союза - в развитие вступивших в силу соглашений подписаны и приняты десятки соглашений и решений в данных областях, в том числе прямого действия.

На этой стадии интеграции в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета Комиссия была наделена компетенцией по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях Таможенного союза и Единого экономического пространства с 1 января 2014 года. Передача этих полномочий основывается на принятии в октябре 2013 года Президентами государств - членов Модельного закона «О конкуренции». Он, в свою очередь, определяет единые подходы к основным положениям национального законодательства в сфере конкурентной политики государств

Членов интеграционного проекта, являясь ориентиром в законотворческой

работе в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России.

Работа по углублению интеграции между участниками евразийского экономического проекта, проделанная на этапе формирования Единого экономического пространства, позволила государствам-членам ТС и ЕЭП сформировать условия для создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года.

Единое экономическое пространство - пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

    эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

    создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

    проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

    развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

    создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. Единое экономическое пространство (ЕЭП) - проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии. Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

История создания:

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, - то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Украина настаивала, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», - заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают. 9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», - подчеркнул Лукашенко. 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

    Декларация о Евразийской экономической интеграции

    Договор о Евразийской экономической комиссии

    Регламент работы Евразийской экономической комиссии. В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства - Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель - создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

    Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

    Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

    Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами

    ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики

    Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

    Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.

    Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.

    Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Список использованной литературы:

http://www.evrazes.com-Евразийское экономическое сообщество

http://www.economy.gov.ru- Министерство экономического развития Российской Федерации