Доходы населения и социальная политика государства. Социальная политика государства Доходы граждан, их виды и источники формирования

  • 29.11.2023

Министерство образования РФ

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ФИНАНСАМ НА ТЕМУ: Социальная политика государства

Студента 2 курса группы 83201

Лазарева Сергея Евгеньевича

Научный руководитель:

Петрозаводск

2003
Оглавление

Введение....................................................................................................................................... 3

СОВОКУПНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 4

I Персональное распределение доходов.............................................................. 5

В экономической теории представлены попытки оценить уровень жизни и ее качество через свободное время и внерыночные его затраты в сфере домохозяйств. Концепция чистого экономического благосостояния - это оценка ВВП (ВНП), скорректированная с учетом свободного времени и труда в домохозяйствах, а также расходов на охрану окружающей среды . При всей важности этих составляющих уровня жизни показатель чистого экономического благосостояния используется как расчетный и официальной статистикой не применяется.

Любой обобщающий, синтетический показатель всегда проблема сложная. По мнению специалистов, единый показатель уровня жизни в настоящее время не является ни возможным, ни желательным на макроэкономическом уровне. На микроуровне проблема сводится к измерению тех составляющих уровня жизни, которые могут быть количественно определенными. Обеспеченность населения жизненными благами зависит от величины реальных доходов; степень удовлетворения потребностей оценивается на основе сопоставления расчетных и реальных потребительских бюджетов семей. Распределение населения по доходам основано на разграничении низко-, средне - и высокодоходных групп семей, каждая из которых имеет свой рациональный потребительский бюджет. На основе анализа величины и структуры расходов низко доходных групп населения рассчитывают бюджет минимума материальной обеспеченности и границы бедности.

Бедность прямо связана с неравномерностью распределения доходов и имущества. Вместе с тем бедность не поддается точному определению (так же как счастье и благополучие). В самом общем виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются на основе так называемых потребительских корзин, дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам. Минимальные потребительские бюджеты как основа для идентификации бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты физиологического минимума, как минимум поддержания здоровья и благопристойности, как бюджеты минимального достатка. Минимальный достаток - это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство общественно-приемлемых условий существования, на его основе определяется порог бедности и рассчитывается прожиточный минимум.

Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономических факторов и более подвижен, чем порог бедности. Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста потребления, увеличиваясь за счет роста цен .

Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления и доли затрат на питание в семейных бюджетах . Выявлено, что низко доходные семьи тратят на питание относительно больше средств, чем высокодоходные; удельный вес стоимости питания зависит также от размера семей: малочисленные семьи тратят на питание относительно больше, чем семьи большей численности. Возникает своеобразная «экономия от масштаба семьи» не только в отношении расходов на питание, но и прочих потребительских расходов. Логика взаимосвязи стоимости питания и порога бедности состоит в том, что если низко доходная семья тратит на питание 1/n часть своего бюджета, то порог бедности будет равен стоимости питания, умноженной на n.

Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на том круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно необходимым. Различают абсолютную бедность и альтернативные её определения, учитывающие моральный ущерб от восприятия бедности.

Фактическая информация о бедных слоях населения показывает, что бедность неравномерна среди различных групп населения молодых и пожилых, семейных и одиноких, занятых и безработных. Распространение бедности различно между городским и сельским населением, в различных территориальных и природно-климатических регионах, между различными этническими группами населения. То, что считается бедностью в одной стране, расценивается как достаточный уровень комфорта в другой. Тем не менее, даже Рикардо в своих трудах не только хорошо понимал, что необходимый или естественный предел заработной платы отнюдь не устанавливается каким-то железным законом , но что этот предел определяется местными условиями и привычками каждого места и каждого времени; он, далее, остро осознавал значение более высокого уровня жизни и призывал « поборников гуманности прилагать силы к тому, чтобы укреплять среди трудящихся слоёв решимость не допускать падения заработной платы до уровня, едва достаточного для обеспечения одних только насущных жизненных средств». .

В анализе бедности большое значение имеет вопрос об ее устойчивости не только в обществе в целом, а для каждой семьи, для отдельного человека. Исследования показывают, что бедные семьи неоднородны по сроку пребывания в стесненных условиях жизни. Условно можно выделить хроническую (застойную) и текущую бедность. Критерий разграничения этих форм бедности связан со сроком бедности и вероятностью перехода в более доходные группы.

Два взгляда на бедность.

Раньше экономисты - сторонники классической школы - считали, что распределение дохода невоз­можно изменить. Они говорили, что попытки спра­виться с бедностью с помощью государственного вме­шательства в экономику были глупыми и могли просто привести к снижению общего национального дохода.

К концу девятнадцатого века, однако, политичес­кие лидеры Западной Европы предприняли шаги, став­шие исторической поворотной точкой в экономичес­кой роли правительства. Бисмарк в Германии, Глэдстон и Дизраэли в Великобритании, а затем Франклин Рузвельт в США ввели в жизнь новое понятие ответст­венности правительства за благосостояние населения. Это было государство благосостояния , в котором пра­вительство изменяет направление действия рыночных факторов для того, чтобы защитить людей от опреде­ленных непредвиденных обстоятельств и гарантиро­вать им минимальный жизненный уровень.

Важными условиями существования государства благосостояния являются: государственные пенсии, страхование от несчастных случаев и болезней, а также от безработицы , программы по обеспечению продук­тами питания и жильем, пособия семьям и материаль­ная помощь определенным группам населения.

Ученые предлагают множество вариантов того, как можно справиться с бедностью. Разные подходы часто отражают разные взгляды на истоки бедности. Сто­ронники сильных государственных действий рассмат­ривают бедность как результат социальных и экономических условий, с которыми малоимущие не могут справиться. Они указывают на недоедание, плохое об­разование, разбитые семьи, дискриминацию, отсутст­вие возможности работать и вредное окружение как центральные определяющие факторы бедности. Если вы придерживаетесь того же взгляда, вы, вероятно, считаете, что на государстве лежит ответственность за борьбу с бедностью - оно должно либо обеспечивать бедных минимальным доходом, либо исправлять усло­вия, порождающие бедность.

Сторонники другой точки зрения утверждают, что причиной бедности является неадекватное поведение человека - поведение, за которое несет ответствен­ность сам малоимущий. Раньше апологеты доктрины невмешательства государства указывали на то, что бедняки ленивы, «тяжелы на подъем», много пьют. Почти сто лет назад работник благотворительного об­щества писал: «Желание получить работу, как прави­ло, (вызвано) алкоголем». Часто правительство обви­няют в том, что оно взращивает среди бедных зависи­мость от разнообразных программ помощи, которые подавляют личную инициативу. Критики указывают на то, что правительство должно сократить програм­мы пособий для того, чтобы люди развивали свои соб­ственные способности.

Немногие специалисты, анализирующие проблемы бедности и благосостояния, попадают в какую-либо из этих двух крайних категорий. Тем не менее, если эти два подхода будут учтены политикой, многие из совре­менных споров станут более понятными.

Воздействие индустриализации на равенство.

Историки изучали изменение неравенства, происходящее по мере того, как страна проходит путь развития от изолированных сообществ через первые стадии экономического развития до зрелой индустриализации. Что же показывают результаты их исследований?

Данные по разным странам демонстрируют, что неравенство начинает расти по мере экономического развития, а затем уменьшается. Самые большие показатели неравенства - когда роскошь и изобилие сосуществуют с жестокой нищетой -имеют место в странах со средними доходами, в частности в странах Латинской Америки - Перу, Панаме, Бразилии и Венесуэле. В этих странах на долю бедной части населения приходится лишь 2% общего дохода, в то время как богатейшие 10% получают 40%, или даже 50% общего дохода.

Последние исследования, предпринятые Мировым банком и учёными, подтверждают, что экономическое развитие само по себе время от времени способствует росту неравенства доходов. Затем, когда доля национального дохода, приходящаяся на рабочую силу, неравенство уменьшается .

Формы и методы регулирования социальных процессов.

I. Государственное регулирование распределения доходов.

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным же каналом перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и зашита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют деловые единицы, профсоюзы, церковь и прочие неправительственные организации. Материальное основание государственного регулирования зависит от объёма национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет . Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений. Концептуальная основа государственного регулирования – это теория, приобретающая статус правительственной доктрины.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплат ы в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

В странах с рыночной экономикой финансирование этих сфер осуществляется на трехсторонней основе (государство, работодатели и получатели средств), а в странах с административно-командной экономикой - централизованно. Реальные доходы населения формировались в основном за счет зарплаты и доходов из общественных фондов потребления (ОФГГ). Распределение ОФП осуществлялось на бесплатной или частично платной основе в соответствии с количеством и качеством трудового вклада в общественное производство, а также с учетом нуждаемости.

Известны различные варианты сочетания государственной и частной ветвей социальных выплат. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности , прежде всего, трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда, предпринимательская отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.

Индексация дохода.

В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наёмных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х годов. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии: где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.

В других странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учётом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путём пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров , т. е. применяется метод компенсации.

Опыт работы Москвы показывает, что важную роль в пополнении региональных бюджетов играют заказы на продукцию для нужд городских хозяйств и сельского хозяйства , поддерживающие промышленное производство региона и формирующие постоянный источник пополнения бюджета.

В основу регионального регулирования доходов населения положен принцип разграничения полномочий и сфер компетенций между федеральными органами власти и исполнительно-представительными органами федерального управления.

Острым в отношении между двумя уровнями власти является вопрос о бюджетном федерализме, потому что в нём содержится основная часть ресурсных возможностей для обеспечения социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Не до конца решённые из-за экономического кризиса, спада производства, законодательной неопределённости вопросы реформирования федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации становятся камнем преткновения в реализации региональной социальной политики доходов. Для преодоления этих разногласий необходимы согласованные и законодательно установленные отношения, определяющие размеры перечислений средств в федеральный бюджет субъектами федераций и размеры трансфертов, дотаций, субсидий, направляемых из него субъектам федерации. Иногда дело доходит до прямых угроз, когда некоторые представители субъектов федераций готовы отказаться от выполнения своих обязательств перед бюджетом Российской Федерации, ссылаясь на то, что центр, в свою очередь, не выполняет своих обязательств перед субъектами федераций. Кроме того, субъекты федераций отрицают возможность участия коммерческих структур в трансфертных платежах.

Необходимость участия субъектов федераций в осуществлении социальной политики доходов и заработной платы, т. е. в перераспределении доходов и регулировании заработной платы, обуславливается высоким уровнем дифференциации в регионах. Средний уровень заработной платы по стране не отражает, естественно, всего многообразия складывающейся ситуации с её уровнем по отдельным территориям субъектов .

I I Роль государства в регулировании доходов.

Регулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов населения, уровня его жизни, на оптимизацию рыночных законов в целях развития экономики в целом. Роль государства реализуется через повышение доходов населения, которое обеспечивается инициированием экономической эффективности и производственных мощностей, высокой занятостью населения, а также посредством регулирования деятельности предприятий-монополистов, в области ценообразования , особенно на тарифы и энергоносители.

Основным методом регулирования доходов и заработной платы является законодательный, включающий разработку и принятие законодательных и нормативных актов . Среди значимых законодательных актов для регулирования доходов могут быть отмечены: Конституция Российской Федерации , Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ.

К экономическим методам регулирования, кроме регулирования минимальной заработной платы, относятся налоговая политика, политика регулирования цен, оплата труда предприятий бюджетной сферы. В условиях рыночной экономики государство, следовательно, влияет на уровень доходов населения через повышение заработной платы занятых в государственном секторе работников предприятий, государственных служащих, учреждений и организаций: учителей, работников культуры и здравоохранения. Рост минимальной заработной платы определяется из финансовых возможностей экономики, а поскольку её размер пропорционален размерам пенсий, пособий и даже штрафов, обоснование величины минимальной заработной платы имеет большое социально-экономическое значение. К экономическим методам регулирования относится фискальная политика, определяющая налоговые поступления в бюджет.

Помимо всего вышесказанного, налоговая система выступает своеобразным регулятором перераспределения доходов населения. Сюда относятся законодательно определяемые налоги с физических лиц и налоговые льготы.

Следующим методом регулирования доходов является административный метод, в основе которого лежит использование сил административных и местных структур власти, которые действуют через запреты, разрешения и принуждения. Государственные органы власти, например, обязывают предприятия своевременно ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, озеленять прилегающую территорию, улучшать условия труда, охранять окружающую среду, строить очистные сооружения и т. д.

При переходе к рыночной экономике происходит отмирание прежних административных мер и получают развитие новые. Возникли административные меры контроля деятельности монополий и монопольных рынков, контроля потребительских качеств продукции и товаров, нормы прибыли и контроля цен .

При формировании доходов правительство способно оказывать выборочную поддержку предприятиям наукоёмких отраслей, в том числе обрабатывающей промышленности – прямыми инвестициями или налоговыми льготами.

Через совершенствование налоговой системы правительство способно переложить налоговое бремя на богатые слои населения. Для этого используются прогрессивные ставки налогообложения лиц со сверхвысокими доходами и снижение налога, а может быть, и полное освобождение от подоходного налога лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Правительство гарантирует всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы.

Наличие отдельных депрессивных городов и целых территорий требует от государства в целях поддержания доходов населения этих регионов расходов федерального бюджета, который для этих случаев предусматривает дотационный резерв. Дотационные выплаты могут заменяться налоговыми льготами для городов и территорий, признанными депрессивными .

Рассмотрим динамику ко­эффициента Джини в России. Так, в СССР в 1991 г. он составлял 0,260, а в 1993 г., после одного года радикальных экономических преобразований, уже 0,398. В 1997 г., по данным Института экономических проблем переходного периода, он снизился, составив величину 0,381. В 1999 г. ко­эффициента Джини составил 0,398,что свидетельствует об усилении неравенства в распределении совокупного дохода в обществе. Но уже в 2000 г он снизился и составил величину 0,371.

Для сравнения коэффициент Джини составлял: в Японии -0,270; Швеции-0,291; США 0,329; Бразилии - 0,565; Великобритании -0,297; Германии-0,250.

В связи с переходом России к рыночной экономике механизм распределения ресурсов и доходов сопровождается большей дифференциацией доходов населения, чего не наблюдается в период социалистического хозяйства. При этом не учитываются доходы, не декларируемые субъектами теневой экономики и просто граждан. Следовательно, в переходной экономике России коэффициент Джини может оказаться еще большей величиной по сравнению с официальными цифрами. Периоды экономических потрясений, высокой инфля­ции и т. п. сопровождаются усилением разрыва в доходах различных групп населения. Так, в России в 1992 году соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения составляло 8,3 раза, то уже в 1999 г. оно возросло до 13,9 раза..

В России вплоть до конца 1998 г. порог бедности определяли по схеме, установлен­ной еще в начале рыночных реформ в гг. Тогда это делалось так: бралась стоимость минимального набора продуктов и умножалась на коэффициент 1,46. При этом исходили из того, что бедная семья в России тратит на питание в среднем 68,3% семейного бюджета; умножив стоимость этого продовольственного набора на коэффи­циент 1,46, получали стоимость прожиточного минимума. Но эта методика все чаще и чаще подвергалась критике, что вполне заслуженно. Ведь многие бедные семьи по пол­года и более не платят за квартиру, не в состоянии приобрести самые необходимые предметы одежды и обуви и т. п.

По новой методике, которая в начале ноября 1998 г. рассматривалась правитель­ством, прожиточный минимум рассчитывается на основе реальной потребительской корзины. В нее входит не только минимум продовольственных товаров, но и набор про­мышленных товаров, необходимых услуг и впервые включены даже некоторые товары длительного пользования. В новом варианте потребительской корзины присутствуют 33 вида продовольственных товаров и 79 позиций, составляющих минимальный непродо­вольственный набор товаров для взрослых, и 69 позиций - для детей. В нашем случае оценить уровень бедности в России мы можем на основе коэффициента остроты бедности. По данным Госкомстата в России на начало крупномасштабных экономических реформ , а именно в 1992 г дефицит домохозяйств составил 400 млн. руб., но уже в 1995 г он составил 96млрд. руб., а после экономического кризиса в 1998 году он составил 147 млрд. руб., т. е. за 6 лет дефицит увеличился в несколько сотен раз.

Изучение социальной дифференциации населения составляет одну из актуальных задач для наших экономистов, тем более что становление рыночных отношений в экономике углубляет социальное расслоение общества. Черчилль, сравнивая капитализм и социализм, утверждал, что капитализм - несправедливое распределение благ, зато социализм – справедливое распределение нищеты. .

Заключение

Рассмотренные в курсовой работе проблемы в социальной политике государства требуют незамедлительного решения. Именно из-за социальной благоустроенности зависит эффективность производства, благосостояние государства. В первую очередь должен быть создан нормальный уровень жизни простым гражданам (среднему классу). Социальная забота государства о своих гражданах требует больших финансовых вложений. На первый взгляд не видимая отдача от этих вложений приумножит благосостояние не только населения, но и самого государства. То как государство проводит социальные программы можно судить об уровне жизни наименее обеспеченных слоев общества и то, какую часть занимает эта группа населения в общем населении страны.

Поэтому эффективная социальная политика государства является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода Российской экономики из кризиса. От концепции политики доходов, принятой государством, зависят реальные доходы предпринимателей, наёмных работников, учителей, деятелей культуры и здравоохранения.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо не только по гуманным соображениям, но и по экономическим, так как подрывает стимулы к эффективной деятельности. Поэтому социальные гарантии со стороны государства являются важнейшими факторами успешного перехода России к рыночным отношениям.

Список литературы

1. Елисеева. статистика. – М.: Финансы и статистика, 199с.

2. Левашов политика доходов и заработной платы. - М.: Центр экономики и маркетинга, 200с.

3. Бабич и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов.- М.: Финансы: ЮНИТИ, 2000 –687 с.

4. , Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2 - М.: Рубрика, 199с.

5. ,В. Нордхаус. Экономикс – М.: Бином-КиоРус,1992.-800 с.

6. Экономическая теория/ , : Учебник для вузов. – СПб.: СПбГУЭФ, 199с.

8. Финансовое состояние промышленности//Экономист.- 1997.-№1.

9. Социальное расслоение общества: причины, последствия, меры по ограничению// Экономист.-1997.-№1.

10. Социальная политика: новый курс// Вопросы экономики.- 1999.- №2.

11. Российский статистический ежегодник. - М, 2000 г.

12. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс: Универс, 1993 – 310 с.

В лекции рассматриваются:

Доходы населения и их источники;

Уровень жизни населения и показатели его измерения;

Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства.

Перераспределение доходов. Социальная политика государства.

20.1. Доходы населения и их источники

Доход – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

Основными факторами, оказывающими влияние на величину дохода, являются: заработная плата, динамика розничных цен, степень насыщенности рынка товарами и др.

Источниками денежных доходов служат заработная плата, доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента), социальные выплаты – трансферты (пенсии, пособия по безработице и т. п.). Значимость каждого из этих источников для различных социальных групп различна: для одних главными являются заработная плата и трансфертные платежи (лица наемного труда); для других – доход от собственности.

Данные свидетельствуют о том, что в России значительно увеличились доходы от собственности, составив 45 % личных доходов; на долю заработной платы приходится лишь 55 %. Эти цифры свидетельствуют о ненормальной ситуации в социальной среде. Для сравнения: в США структура личных доходов составляет соответственно 25 и 75 %.

В экономической литературе существуют два основных подхода к определению источников доходов: с позиции теории трудовой стоимости и с позиции теории факторов производства.

Представители теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) исходят из того, что единственным источником стоимости является живой труд в сфере материального производства. Значит, доход создается только трудом рабочих: необходимым и прибавочным. Необходимый труд возмещается в форме зарплаты (доход рабочего), прибавочный труд принимает форму прибыли (доход капиталиста). Доходы, создаваемые в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода, являются первичными. Работники непроизводственной сферы получают доходы в процессе перераспределения национального дохода. Эти доходы называются производными (вторичными). Второй подход основан на господствующей в современной зарубежной экономической науке теории факторов производства. Согласно этой теории, каждый фактор (труд, земля, капитал) получает свой, соответствующий его доле доход в виде заработной платы, земельной ренты, процента на капитал.

Для оценки уровня доходов используются показатели номинального, реального и располагаемого доходов.

Номинальный доход характеризуется количеством полученных денег; располагаемый доход меньше номинального на сумму налогов и обязательных платежей; реальный характеризуется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги. Чем выше цены, тем ниже реальный доход, и наоборот. Реальный доход измеряется с помощью индекса цен. Для определения индекса цен вводится понятие «потребительской корзины», т. е. совокупной цены товаров и услуг определенного набора.

Индекс цен получают путем соотношения цены «потребительской корзины» в данном периоде с аналогичной «корзиной» в базовом периоде. Выделяют рациональную и минимальную «потребительские корзины». Долю населения, чьи доходы меньше стоимости минимальной «корзины», определяют как живущих за «чертой бедности». Доля населения, находящегося за «чертой бедности», характеризует общий уровень жизни в стране.

20.2. Уровень жизни населения и показатели его измерения

Понятие «уровень жизни» населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей.

Уровень жизни населения – это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными продуктами, продуктами питания, жилищем и т. п.).

Выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления» и «физиологический уровень потребления».

«Рациональный уровень потребления» определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида.

«Минимальный уровень потребления» рассчитывается исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг неквалифицированного работника и его иждивенцев. Для этого берутся наиболее низкие цены и не учитываются предметы роскоши, алкогольные напитки и деликатесы.

«Физиологический уровень потребления» – это уровень, ниже которого человек не может существовать физически. С ним связано понятие «уровень бедности». Это доля населения, которая получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью. Оценки уровня качества жизни изменяются во времени и в пространстве: тот уровень, который 30–40 лет назад считался высоким, сегодня может быть отнесен к «черте бедности», а тот уровень, который считается высоким для одних стран, неприемлем для других, и т. д.

Одним из первых оценку уровня жизни осуществил немецкий статистик Эрнст Энгель (1821–1896), установивший зависимость доли потребления продуктов питания от уровня доходов семьи.

Закон Энгеля (Engel’s law) – это закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей степени, чем увеличивается доход. Таким образом, рост дохода приводит к снижению доли расходов потребителя на товары первой необходимости (например, основные продукты питания) и к увеличению доли расходов потребителей на предметы роскоши (например, видеокамеры, автомобили). Вывод из закона Энгеля: при прочих равных условиях доля дохода, расходуемая на пищу, является показателем уровня благосостояния данной группы населения.

Для оценки уровня жизни используются количественные и качественные показатели. ООН рекомендует использовать показатели, которые объединены в 12 групп.

1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.

Санитарно-гигиенические условия жизни.

Потребление продовольственных товаров.

Жилищные условия.

Образование и культура.

Условия труда и занятость.

Доходы и расходы населения.

Стоимость жизни и потребительские цены.

Транспортные цены.

Организация отдыха.

Социальное обеспечение.

Свобода человека.

Для международного сопоставления уровня жизни в разных странах используется производство национального дохода и валового внутреннего продукта на душу населения. По сравнению с показателем «уровень жизни» более сложным является показатель качества жизни. Он включает в себя помимо уровня жизни такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

Этот показатель измеряется с помощью «чистого экономического благосостояния», о котором рассказывалось в предыдущих лекциях. Для его измерения используется следующая формула:

Для более точной оценки благосостояния общества ООН рекомендует использовать «индекс человеческого развития», для чего определяются 3 компонента.

Здоровье: продолжительность жизни человека.

Культурный уровень: число лет обучения каждого жителя в возрасте 25 лет и старше.

Общие ресурсы потребления и накопления в стране: валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения.

20.3. Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства

При общих для всех принципах формирования доходов сохраняются и постоянно воспроизводятся условия неравенства получаемых доходов, что обостряет противоречия, связанные с экономическим механизмом образования бедности и богатства.

Причины этого противоречия следует искать, с одной стороны, в базисной сфере – в механизме воспроизводства самой экономической системы, с другой – в надстроечной области – государственном вмешательстве и создании соответствующих социальных, правовых и прочих институтов, призванных смягчать обостряющиеся противоречия.

Важнейшим фактором, углубляющим пропасть между бедностью и богатством, является дифференциация доходов, включающих в себя оплату труда, социальные трансферты, доходы от собственности и доходы от предпринимательской деятельности. В сбалансированной экономике большая часть доходов приходится на оплату труда. Поскольку в России за 70-90-е гг. проявлялась устойчивая тенденция к снижению этого показателя (с 80,6 до 65 %) и одновременно возросли доходы от собственности и предпринимательской деятельности, то налицо обострение противоречия между владельцами такого фактора производства, как труд, и теми, кто владеет землей и капиталом. Для количественной оценки дифференциации доходов используются такие показатели, как кривая Лоренца, децильный коэффициент и индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

На рис. 20.1, иллюстрирующем кривую Лоренца, биссектриса ОА отражает возможность равного распределения доходов. Реальное же распределение доходов показывает кривая ОА (кривая Лоренца). Пространство между биссектрисой и кривой характеризует степень неравенства доходов: чем больше эта площадь, тем больше степень неравенства доходов. В пореформенной России эта площадь испытывает прочную тенденцию к увеличению.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных. Как показывает кривая на рис. 20.2, соотношение денежных доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения России в 90-е гг. имело тенденцию к росту.

Аналогичную тенденцию испытывал коэффициент Джини. Он свидетельствует об уровне концентрации доходов населения. Если у всех граждан доходы одинаковы, то коэффициент Джини равен нулю. Если же предположить, что весь доход концентрируется у одного человека, то коэффициент будет равен единице. Таким образом, реально коэффициент Джини складывается между 0 и 1. В современной российской экономике коэффиициент Джини повысился с 0,260 в 1991 до 0,375 в 1997 г. Это еще одно свидетельство существования и углубления противоречия между бедностью и богатством (рис. 20.3).

20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства

Еще одним противоречием в деле распределения доходов является противоречие между эффективностью и равенством, или социальной справедливостью.

Эффективность есть получение обществом максимума возможных благ от использования его ограниченных ресурсов.

Равенство означает, что полученные блага справедливо распределяются между членами общества.

Другими словами, эффективность – экономический «пирог», а равенство – способ «нарезки» его на части. Встает вопрос: какое же распределение пирога считать справедливым? Экономическая теория выделяет три подхода к трактовке понятия «справедливость»: рыночный, утилитарный и эгалитарный.

При рыночном подходе равенство понимается как равенство возможностей, а не как равенство результатов («частей пирога»). Справедливость устанавливается самим рынком. Это означает, что ресурсы достаются тем лицам, которые могут уплатить за них наибольшую цену и якобы поэтому наиболее рационально их использовать.

Утилитарный подход справедливым считает такое распределение благ, которое максимизирует суммарную полезность всех членов общества.

Эгалитарный подход исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Поэтому справедливым является равное распределение благ между членами общества («равные доли пирога»).

На деле эффективность и равенство вступают в конфликт. Эффективное производство («увеличенный пирог») не означает, что каждый получит равную с другими возросшую долю. Дело в том, что рыночная экономика не гарантирует автоматически всем членам общества достаточное количество пищи и одежды. На достижение более справедливого распределения экономических благ направляются правительственные программы, такие как социальная помощь, взимание подоходного налога и др.

Социальные меры государства несколько смягчают то неравенство доходов, которое возникает на уровне первичного, рыночного распределения. В экономической теории существуют два подхода по отношению к социальным программам государства: «социальный» подход и «рыночный». Первый определяет, что общество должно гарантировать каждому гражданину доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Второй подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создать условия для повышения доходов каждому члену общества. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, второй – на экономическую рациональность. Возможно сочетание обоих принципов.

Важнейшими методами перераспределения доходов в смешанной экономике являются: государственная закупка товаров и услуг, государственные кредиты и субсидии, налоговое перераспределение, социальные выплаты и программы.

Государственная закупка товаров и услуг представляет собой форму государственного потребления. Этот способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта и получение прибыли, способствует решению проблем занятости и благосостояния.

Государственные кредиты и субсидии предоставляются государством как юридическим, так и физическим лицам за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов относится к косвенному методу регулирования доходов. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развития малого бизнеса и т. д.

Социальные выплаты и программы обусловлены циклическим развитием рыночной экономики, вызывающим безработицу и расслоение населения по доходам. Поэтому государство берет на себя выплату пособий по безработице, детских пособий, пенсий инвалидам и другие трансферты.

Практикум по теме лекции 20

План семинара

Доходы населения: источники, виды, структура.

Уровень жизни населения и показатели его измерения. Закон Энгеля.

Неравенство в распределении доходов. Проблема бедности и богатства.

Роль государства в перераспределении доходов.

Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад

Каковы различия между номинальным, реальным и располагаемым доходом?

Назовите причины, порождающие неравенство в распределении доходов.

С помощью какой графической модели можно наглядно проиллюстрировать степень неравенства в распределении доходов?

Как определить уровень бедности? Под влиянием каких факторов он меняется?

Опишите основные точки зрения на явление бедности. В чем заключается закон Энгеля?

Что такое трансфертные платежи? Получает ли их кто-либо из членов вашей семьи?

Какова структура доходов в России (соотношение доходов от собственности к зарплате)? Чем она отличается от аналогичных показателей в других странах?

Что такое потребительская корзина?

Разграничьте понятия «уровень жизни» и «качество жизни».

Объясните, как подсчитывается индекс цен и какое значение имеет его подсчет для создания государственных социальных программ.

Вы имеете легковой автомобиль и занимаетесь извозом. Как рассматривать ваш автомобиль: как богатство или как источник дохода?

Тесты, ситуации, задачи

Выберите правильные ответы

1. В странах с развитой рыночной экономикой в структуре доходов семьи наибольший удельный вес занимают:

а) заработная плата и жалование;

б) доходы от владения собственностью;

в) доходы от ценных бумаг;

г) доход от аренды.

2. Соотношение доли заработной платы и доли прибыли в национальном доходе демонстрирует:

а) значение профсоюзного движения;

б) распределение дохода между различными факторами производства;

б) распределение населения страны по различным социальным группам;

г) динамику развития предпринимательства.

3. Бюджет семьи – это:

а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает семья;

б) общая сумма расходов семьи;

в) структура всех доходов и расходов за определенный период времени;

г) все неверно.

4. Что из нижеперечисленного обычно приводит к сокращению потребительских расходов?

а) снижение потребительских доходов;

б) снижение уровня подоходного налога;

в) ожидание скорого роста цен;

г) увеличение государственных выплат населению.

5. Под какое обеспечение банки выдают потребительские кредиты?

а) требуется залог имущества;

б) под обеспеченную заработную плату;

в) требуется гарантия фирмы, проверившей платежеспособность заемщика.

6. Выберите наиболее точный показатель уровня жизни:

а) денежный доход населения;

б) реальный доход на душу населения;

в) уровень безработицы;

г) темпы инфляции.

7. Увеличение степени неравенства в распределении доходов в обществе отразится на кривой Лоренца:

а) совпадением кривой распределения доходов со срединной линией;

б) движением кривой распределения доходов вверх;

в) движением кривой распределения доходов вниз;

г) кривая останется в прежнем положении.

8. Трансфертные платежи – это:

а) одна из форм заработной платы;

б) выплаты правительства отдельным лицам;

в) натуральные безвозмездные пособия;

г) все ответы верны.

9. Разграничьте рыночный, утилитарный и эгалитарный подходы к трактовке понятия «справедливое распределение»:

а) справедливо такое распределение благ, при котором все члены общества получают максимум суммарной полезности;

б) справедливо распределение, при котором ресурсы достаются тем, кто может заплатить за них наибольшую цену;

в) справедливо, когда все члены общества имеют равные результаты от произведенного продукта. Какой позиции придерживаетесь вы?

Решите задачи

Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50 % в месяц зарплата за этот период выросла в 1,5 раза. Задача 2.

Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50 % в месяц номинальные доходы выросли за два месяца в 2 раза. Задача 3.

Известно, что около 80 % мирового народонаселения проживает в развивающихся странах, однако на них приходится лишь 16 % мирового дохода, тогда как на 20 % самых богатых приходится около 84 % мирового дохода. По имеющимся данным вычертите кривую Лоренца и определите значение коэффициента Джини.

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов, эссе

Составьте и проанализируйте таблицу ежемесячных доходов вашей семьи по следующим показателям:

а) заработная плата;

б) доходы;

в) трансфертные платежи (стипендии, пенсии, пособия);

г) прочее.

Выразите их в процентах и определите удельный вес каждого из них в общем доходе семьи.

Напишите реферат на выбранную тему

Реальные доходы и их динамика в современной России.

Благосостояние и бедность.

Выберите тему для экономического эссе

«Если бы все члены общества имели равные возможности выбора и принятия решений… проблема распределения могла бы не возникнуть» (Леонтьев В. Экономическое эссе).

«Их бог, их цель, их радость в дни невзгод. Их жизнь и смерть – доход, доход, доход» (Байрон).

«В том народном хозяйстве, где ничего не производится, не может быть никаких доходов» (Эрхард Л. Благосостояние для всех).

Чем тяжелее экономическая ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения заключена в том, что если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства, государства, регионов выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы предприятий и работников. А это порождает новые социальные напряжения.

Чтобы выправить такое положение, недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение.

Следует, прежде всего, понять, что если снизилось производство благ и услуг в стране, а помощь из-за рубежа невелика и закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, если вдобавок запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни, потребления практически невозможно.

Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях отсутствия экономического подъема невозможна. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Такие категории населения принято называть социально уязвимыми слоями. К социально уязвимым относят, прежде всего, лиц, лишенных возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия жизни, существования.

В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходами ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз . Однако поскольку получить достоверные сведения об имущественном состоянии людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.

В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери, воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей, правительства.

Социальная поддержка может быть проявлена в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставлении материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней помочь просто невозможно, то ряд экономистов и социологов дают такой рецепт: «помогать только тем, кто не способен помочь себе сам».

В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов . Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен.

К сожалению, при вяло растущей, ниспадающей экономике, низком уровне производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, зарплату, пенсии в степени, достаточной, чтобы угнаться за ценами. Если количество создаваемых, производимых, закупаемых за рубежом товаров не увеличивается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие, к росту цен, что потребует увеличения доходов, и т.д. Возникнет инфляционная спираль . Поэтому приходится повышать доходы в несколько меньшей степени, чем растут цены.

Доходы населения – это совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Виды доходов подразделяются на денежные, натуральные, располагаемые и реальные.

Денежные доходы населения включают доходы предпринимателей и так называемых самозанятых (фермеров, адвокатов и т.д.), заработную плату наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Натуральные доходы населения – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, животноводства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления.

Под располагаемыми доходами домашних хозяйств понимаются доходы населения за вычетом налогов. Именно располагаемый доход является источником для конечного потребления товаров и услуг и сбережения.

Из этих доходов выделяют их главную часть – реальные располагаемые денежные доходы , которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

На сегодняшний день все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты –это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Примерами социальных трансфертов являются пенсии (например, по инвалидности или в связи с потерей кормильца), стипендии, пособия (на детей, на погребение и др.).

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов. В развитых странах на социальные цели направляется 40 – 50% расходной части бюджета, в России только 15%.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и устанавливает минимальный размер оплаты труда. Реже – верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для регулирования заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной к рынку экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер, государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения.

Бедность – это экономическое состояние части общества, при котором отсутствуют минимальные, по нормам данного общества, средства существования. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности – это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора («корзины») товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум (ПМ) представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет)

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 35% среднего дохода в данном регионе, в странах – членах ЕС – ниже 70% средних суммарных расходов хозяйств по стране.

Критерием абсолютной бедности в странах ЕС считается среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже 7 евро в день.

Социальная политика государства, в России на сегодняшний день, направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;

4) поддержание в нормальном состоянии и развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

К группе важнейших показателей уровня жизни и уровня благосостояния относятся показатели, отражающие уровень и динамику доходов населения. А показатель реальных располагаемых доходов населения рассматривается и в качестве одного из ключевых макроэкономических показателей. В первую очередь это связано с тем, что доходы населения (домохозяйств), вне зависимости от их формы и источника получения, являются основным источником формирования средств, необходимых для удовлетворения текущих (текущее потребление) и отложенных потребностей (сбережения) людей. Таким образом, доходы населения, их динамика самым непосредственным образом влияют на уровень жизни граждан страны, возможности развития человека.

Во-вторых, уровень доходов населения, его динамика рассматриваются в качестве одного из важнейших параметров, определяющих динамику совокупного спроса, и, следовательно, динамику экономического роста в стране.

Неравенство личных доходов в условиях рыночной экономики естественно и неизбежно. Более того, возможность иметь высокие доходы рассматривается как значимый стимулирующий фактор, побуждающий людей получать хорошее образование, повышать квалификацию, более ответственно относиться к своим трудовым обязанностям. Низкие доходы на макроуровне могут свидетельствовать о неэффективности экономической и социальной политики, а на корпоративном уровне - о неэффективности производства и управления, низком уровне социальной ответственности работодателя.

С точки зрения рыночной идеологии все доходы, вне зависимости от их уровня, рассматриваются как справедливые - правда, при одном условии: если они получены в результате честной, добросовестной конкуренции, при соблюдении этических норм и принципов социальной ответственности. Вместе с тем очевидно, что чрезмерная дифференциация доходов населения может привести к нежелательным социальным последствиям: социальной неуверенности и нестабильности, снижению уровня доверия и деградации социального капитала в обществе, социальным конфликтам и росту издержек беспорядкаК

Как уже говорилось в предыдущих разделах, растущая дифференциация доходов населения и, как следствие, углубление социального неравенства рассматриваются, с одной стороны, как одна из тенденций трансформации социальной структуры современного общества, а с другой - как один из наиболее острых глобальных социальных вызовов и рисков.

Важно запомнить

Регулирование и политика доходов рассматриваются в качестве одной из важнейших социальных функций государства и направлений государственной социальной политики.

формируются вторичные доходы, в первую очередь трансферты - безвозмездные выплаты из бюджета и (или) специальных фондов, не связанные с владением факторами производства (пенсии, стипендии, пособия на детей, по безработице и т.д.).

Распределение национального дохода между собственниками факторов производства называется функциональным распределением доходов. Персональное (вертикальное ) распределение доходов происходит между индивидами (домохозяйствами) независимо от источника получения дохода.

По форме получения принято различать денежные и неденежные (в натуральной форме) доходы.

В денежной форме субъекты хозяйственной деятельности получают факторные доходы (заработную плату, проценты, рентные платежи, прибыль) и трансферты (стипендии, пенсии, различные пособия). В современной экономике люди получают преимущественно денежные доходы. Доходы в натуральной форме - это продукты, выращенные в личном подсобном хозяйстве, предметы, самостоятельно изготовленные для личного потребления.

Количество денег, полученных людьми за определенный период (неделю, месяц и т.д.), составляет их номинальный доход. Реальный доход - стоимость определенного набора благ, который можно приобрести за тот же период, его величина зависит от размера номинального дохода и уровня цен.

По степени легальности различают легальные (полученные на законных основаниях) и нелегальные (теневые) доходы. Последние, в свою очередь, могут разделяться на доходы от неучтенной хозяйственной деятельности и доходы криминального происхождения.

В соответствии с циклом жизнедеятельности различают доходы, получаемые до начала трудовой деятельности (пособия, стипендии), от участия в трудовой деятельности (заработная плата), получаемые временно неработающими гражданами (пособия по безработице), после завершения трудовой деятельности (пенсия).

По данным МОТ, с 1980-х гг. в большинстве развитых стран наблюдается тенденция к сокращению доли трудовых доходов в национальном доходе и увеличению доли дохода на капитал. По оценке экспертов, такая тенденция подрывает темпы и устойчивость будущего экономического роста, поскольку ограничивает возможности роста потребления домохозяйств, у работников возникает ощущение несправедливости получаемых доходов, что может привести к нежелательным социально-политическим последствиям .

Объем и структура денежных доходов населения России. Данные Госкомстата России о структуре и объеме доходов населения в России приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Объем и структура денежных доходов населения по источникам поступления

Всего денежных доходов, млрд руб.

В том числе в %

оплата труда, включая скрытую заработную плату

доходы от предпринимательской деятельности

социальные

доходы от собственности

Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/# (дата обращения 10.08.2015).

Как видно из приведенных данных, структура доходов населения в нашей стране достаточно стабильна. Основным видом дохода продолжает оставаться заработная плата, что в целом соответствует ситуации в других странах. Обращает на себя внимание относительно высокая доля социальных выплат, которая в 2013 г. составила более 18%. Однако для обеспечения социальной устойчивости и достойного уровня жизни важно, чтобы структура доходов была более диверсифицированной, а благосостояние людей не зависело от единственного источника дохода.

Выше было отмечено, что в России уровень дифференциации доходов является чрезмерным (по данным 2013 г., децильный коэффициент равен 16,3, коэффициент (индекс) Джини - 0,419). Тенденцию углубления неравенства в доходах населения страны пока изменить не удалось.

Среди причин (факторов) дифференциации доходов принято различать экономические, географические, демографические, социальные, а также факторы личностного характера.

Экономические факторы - наличие (отсутствие) собственности, размер контролируемого капитала, вид и сфера деятельности, форма собственности организации, положение той или иной компании на рынке, ее финансовая устойчивость (неустойчивость).

Географические факторы - особенности природно-климатических условий (неблагоприятные условия жизни и работы предполагают компенсационные выплаты).

Демографические факторы - гендерная, возрастная, этническая и другие виды дискриминации на рынке труда.

Социальные факторы - принадлежность к той или иной социальной группе. Социальный статус и социальные связи во многом определяют выбор человеком модели поиска сферы деятельности, которая будет приносить ему доход.

Личностные факторы - уровень развития способностей человека, возможности их развития и использования, индивидуальные психологические характеристики; уровень образования и квалификации, состояние здоровья.

В целом доходы населения формируются в результате действия в первую очередь экономических факторов разных уровней: макроуровень (макроэкономическая ситуация в стране), мезоуровень (ситуация в регионе или отрасли), макроуровень (состояние здоровья, уровень развития способностей, образования и квалификации, место и форма занятости). Величина полученных домохозяйствами доходов зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов, предельной производительности ресурсов, влияния неэкономических факторов (например, личные склонности людей трудиться или бездельничать, качество социального окружения и т.д.). Так, ключевым фактором, определяющим уровень заработной платы, является производительность труда, напрямую связанная с человеческим капиталом работника - его знаниями и навыками, полученными в процессе общего и профессионального образования и трудовой деятельности. В то же время одного только уровня образования или производительности труда недостаточно, чтобы объяснить колебания в размерах заработной платы в разных странах или внутри одной страны.

Высокая степень дифференциации доходов порождает серьезные социально-экономические проблемы: исчезает средний класс с последующим неизбежным изменением структуры и уровня спроса; общество несет социальные издержки, связанные с бедностью и нищетой как крайними формами дифференциации доходов; социальная напряженность и политическая нестабильность усиливаются и становятся тормозом экономического развития.

Для правильной корректировки сложившегося доходного неравенства в рамках политики доходов необходимо иметь информацию об уровне их дифференциации (степени неравенства). Для измерения доходов и уровня их дифференциации используют различные показатели.

Коэффициенты дифференциации доходов (коэффициент фондов, децильный, квартальный и квинтильный коэффициенты) показывают, насколько велик разрыв в доходах наиболее и наименее обеспеченных групп населения, имеющих одинаковую долю в его общей численности .

В настоящее время значение коэффициента фондов в Скандинавских странах около 4, в России - около 16, в Сингапуре - более 20; среднемировое значение - около 10 (это значение коэффициента считается критическим).

Графическая интерпретация уровня дифференциации доходов была предложена М. Лоренцом . показывает кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. Данные для построения кривой Лоренца для России приведены в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Распределение общего объема денежных доходов населения

Денежные

В том числе по 20%-м группам населения, %

первая (с наименьшими доходами)

четвертая

пятая (с наибольшими доходами)

Источник". Данные Росстата. URL: http://v

ww.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_

main/rosstat/ru/statistics/population/lcvcl/ (дата обращения 10.09.2015).

Для построения кривой Лоренца (рис 6.1) по осям откладываются 20%-е доли населения и денежных доходов и строятся графики для гипотетических случаев: абсолютно равномерного (ОА) и абсолютно неравномерного (ОБА) распределения доходов. Графики, иллюстрирующие фактические распределения доходов, будут располагаться между ними. По положению графика в системе координат можно сделать достоверные предположения о степени неравенства: чем ближе график к кривой ОА, тем более равномерному распределению доходов он соответствует. На рис 6.1 приведены также кривые, показывающие фактическое распределение доходов населения России в 1970 и в 2013 гг. Отклонение кривой Лоренца от линии абсолютного равенства измеряется через отношение площади сегмента, образованного кривой Лоренца и линией ОА, к площади треугольника, образованного линиями абсолютного равенства и неравенства. Этот показатель получил название коэффициента (индекса) Джини, или коэффициента концентрации богатства.


Рис. 6.1.

Коэффициент (индекс ) Джини (G) характеризует дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями страны . Значения коэффициента - в диапазоне от 0 (абсолютное равенство) до 1 (абсолютное неравенство). Пример динамики коэффициента Джини в странах мира приведен на рис. 6.2. Типичное его значение для развитых стран - от 0,2 (в скандинавских государствах) до 0,35 (в США), для развивающихся стран он составляет ОД- ОД и совпадает с российским показателем.

Рис. 6.2.

Россия;.....Китай;.........Индия;-Бразилия

Источник-. World Bank Data, 2012.

В гипотетической нерегулируемой рыночной экономике (в отсутствие государства, сглаживающего различия в доходах) распределение доходов оказалось бы крайне неравномерным, что неприемлемо для современного цивилизованного общества. Для сохранения стабильности государство вынуждено взять на себя функции по организации достойной жизни людей, которые в историческом прошлом выполняли семья или община и которые по определению не может выполнить рынок. В теории и на практике такое перераспределение социальной ответственности оформилось в виде концепции государства всеобщего благосостояния (welfare state). Данная концепция сформировалась в 1930-1940-е гг. на основе идей известных экономистов Д. Кейнса, А. Пигу и социологов А. Мюллера-Армака, Г. Эспинга-Андерсена. Цель ее реализации на практике - создание условий для достижения максимально возможного в данном обществе уровня жизни. В качестве средства достижения цели рассматривается социально ориентированная деятельность государства, предполагающая регулирование рынка труда и доходов, борьбу с безработицей, селективную поддержку отраслей, реализацию социальных программ (развитие образования, здравоохранения, различные социальные выплаты населению и др.).

Одним из важнейших направлений деятельности современного государства является регулирование доходов, осуществляемое посредством реализации государственной политики доходов . Политика доходов - неотъемлемый элемент социальной политики государства.

Следует обратить внимание на то, что политика доходов может быть основана на принципе «невмешательства» государства в процесс их регулирования. Вместе с тем практика экономически развитых стран мира свидетельствует о том, что государство осуществляет регулирование доходов, используя те или иные методы и инструменты. В качестве основной цели политики доходов рассматриваются корректировка последствий функционирования рыночного механизма хозяйствования, снижение уровня дифференциации доходов, материального и социального неравенства, осуществление мер, направленных на повышение доходов и их выравнивание.

Важно запомнить

Политика доходов - одно из важнейших направлений социальной политики государства; система мер, направленных на повышение доходов и их выравнивание, снижение уровня дифференциации доходов населения.

К основным направлениям политики доходов следует отнести:

  • - снижение избыточного неравенства в оплате труда и других видах доходов населения;
  • - сокращение численности низкоквалифицированных и низкооплачиваемых категорий работников; содействие созданию рабочих мест, требующих высокой квалификации;
  • - противодействие инфляционному обесценению доходов и сбережений населения; индексация денежных доходов и сбережений;
  • - поддержание корреляции между заработной платой и производительностью труда;
  • - определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (установление минимального размера оплаты труда, пенсий и социальных пособий);
  • - регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы и др.

Государство, корректируя процесс распределения доходов, осуществляя перераспределение доходов населения, создает условия для повышения уровня и качества его жизни, способствует ослаблению социальной напряженности. Субъектами государственной политики доходов являются органы власти различного уровня. Объектом - доходы населения (в первую очередь денежные), получаемые из различных источников, а также факторы , оказывающие влияние на уровень доходов населения и их динамику. Степень вмешательства государства в распределение и перераспределение доходов определяется уровнем дифференциации доходов населения, восприятием социального неравенства обществом, принятыми в данном обществе представлениями о социальной справедливости, особенностями и приоритетами социальной политики государства.

Процесс регулирования доходов предполагает использование широкого набора методов и инструментов: административных, правовых, экономических (прямых и косвенных).

Методы административного регулирования - разнообразные методы лицензирования, квотирования, рационирования деятельности, а также методы регулирования цен, доходов, валютного курса. Их отличительными особенностями являются установление жестких предписаний для хозяйствующего субъекта, жесткая регламентация его действий посредством различного рода постановлений, указов и решений.

В качестве примера административных методов регулирования доходов можно привести замораживание заработной платы либо установление минимальных и максимальных границ снижения/роста доходов. Такие меры, как правило, применяются государством в отношении государственных служащих, работников бюджетных организаций и учреждений, государственных компаний (например, ограничение размеров бонусов гои-менеджерам).

Правовое регулирование доходов осуществляется посредством правовых норм, закрепленных законодательно, и предполагает разработку нормативно-правовых основ государственной политики доходов, следование международным нормам и стандартам в области их регулирования.

Международные нормы и требования закреплены в таких документах как Всеобщая декларация прав человека , Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» , Конвенция МОТ № 131 и Рекомендации МОТ № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран», Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы» и др.

Согласно Конституции РФ (ст. 15, и. 4), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренними законодательными актами.

В качестве примера российских законов, значимых в контексте рассматриваемой проблемы, следует привести Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы 134-ФЗ от 24 сентября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (ред. 03.12.2012), № 22-ФЗ от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда», № 166-ФЗ от 15 января 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. 21.07.2014).

Экономическое регулирование предполагает использование методов прямого и косвенного экономического регулирования.

Методы прямого экономического регулирования вынуждают субъекта хозяйственной деятельности принимать решения, основанные не на собственном экономическом выборе, а на основе предписаний государства. Основные инструменты - государственный заказ, целевое финансирование (бюджетное, в форме субсидий, дотаций), национальные программы и проекты, государственные инвестиции. Среди методов прямого экономического регулирования следует назвать регулирование заработной платы (определение видов, размера и механизма начисления) работников бюджетной сферы; социальные государственные трансферты; социальные гарантии (определение прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда).

Методы косвенного экономического регулирования не предполагают прямого вмешательства государства в процесс принятия решений субъектами хозяйственной деятельности, они направлены на создание условий, при которых самостоятельный экономический выбор субъекта хозяйственной деятельности соответствовал бы целям экономической политики государства. Важнейшим инструментом косвенного экономического регулирования доходов населения является налоговая политика государства. Посредством налоговой политики можно осуществлять перераспределение доходов, добиваться снижения неравенства, стимулировать повышение социальной ответственности компаний в части соблюдения ими установленных норм в области оплаты труда, побуждать предоставлять рабочие места инвалидам.

Перераспределение доходов справедливо относят к важнейшим функциям налогов. Введение в стране системы прогрессивного налогообложения (увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы) позволяет снизить степень неравенства доходов. Так, в Швеции максимальная налоговая ставка подоходного налога составляет почти 60%, а в России - 13% (интересно сопоставить эти данные с величиной коэффициента Джини - см. рис. 6.7).

Еще одним инструментом регулирования доходов, доказавшим свою эффективность, являются налоговые льготы , предоставляемые социально уязвимым категориям населения и позволяющие снизить налоговую нагрузку на их доходы. Основной категорией получателей социальных льгот являются пенсионеры, также льготы адресованы инвалидам, ветеранам труда, многодетным семьям, ветеранам боевых действий; малоимущим и прочим социально незащищенным категориям граждан. Льготным категориям граждан могут предоставляться вычеты по подоходному налогу, налог на имущество или на землю может начисляться по льготным ставкам.

Наряду с указанными методами регулирования широко используются согласительные методы : согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам оплаты труда и социальных трансфертов в рамках социального партнерства.

Проведение эффективной политики доходов может быть затруднено рядом факторов, среди которых можно назвать следующие.

  • 1. Ресурсные возможности государства. Определяются государственными (бюджетными и внебюджетными) расходами, бюджетной политикой государства, сбалансированностью бюджета страны. Социальные расходы государства, в том числе и направляемые на повышение оплаты труда, индексацию доходов, социальные трансферты должны соответствовать финансовым его возможностям. Избыточные (по сравнению с возможностями) социальные расходы могут вызвать бюджетный дефицит и стать причиной инфляции и снижения реальных доходов населения.
  • 2. Снижение стимулов экономической активности. Перераспределение доходов посредством прогрессивной системы налогообложения может привести к снижению деловой активности в стране, поскольку уменьшает инвестиционные возможности компаний и, соответственно, стимулы к расширению экономической деятельности. Кроме того, вероятно возникновение эффекта, известного под названием «Ведро Оукепа» : доллар, отобранный у богатого, передается бедному в «дырявом ведре», в результате до бедного доходит только часть перераспределяемого дохода, а перераспределение во имя равенства наносит ущерб экономической эффективности.
  • 3. Негативное влияние на рынок рабочей силы. Социальные выплаты могут деформировать рынок рабочей силы. Слишком высокие пособия по безработице побуждают их получателей прекратить поиск работы. Следствием будут сокращение налоговых поступлений в бюджет, деградация накопленного человеческого капитала, нарушение трудовой мотивации, рост потребления в ущерб сбережениям с очевидными макроэкономическими последствиями.
  • 4. Опасность бюрократизации. Перераспределение доходов предполагает функционирование определенных бюрократических структур с собственными интересами, не всегда совпадающими с интересами государства, стремлением к самовоспроизводству и экономической власти.

Указанные выше факторы в той или иной степени осложняют проведение эффективной политики доходов в любой стране мира. Вместе с тем ее отсутствие опасно по своим последствиям (фактор роста бедности, материальное и социальное неравенство граждан, социальное напряжение, формирование социальных противоречий и рисков.

  • Доклад «Заработная плата в мире в 2012-2013 гг». Заработная плата и справедливыйрост / ГТПДТ и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. М. : МОТ,2013. С. V-VI. URL: http://www.trudcontrol.ru/files/editor/files/Global_wages_ru.pdf (датаобращения 10.09.2015).
  • Коэффициент Джини рассчитывается для определения дифференциации денежныхдоходов и богатства населения - во втором случае учитывается распределение активов.В 2013 г. исследовательская компания Boston Consulting Group подсчитала, что в Россиисуществует 180 тыс. домохозяйств, располагающих более чем 1 млн долл. По этому показателю страну поставили на 13-е место в мире. Конвенция № 117 предусматривает при расчете прожиточного минимума учет основных потребностей семей трудящихся (продукты, их калорийность, жилище, медицинскоеобслуживание, образование и др.).
  • Артур Оукен (1928-1980) - американский экономист, советник президента СШАР. Кеннеди.

1. Сущность социальной политики. Социальной политикой называется

комплекс осуществляемых государством, местным органом власти или предприятием мероприятий, направленных на регулирование общественных отношений в социальной сфере. Социальная политика –одно из важнейших направлений государственного регулирования экономики, т.к. конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития. В социальной политике находит свое отражение уровень заботы государства о человеке, степень удовлетворения постоянно растущих потребностей и социально-политической стабильности общества.

Социальная политика решает следующие задачи:

Распределение произведенного общественного продукта и доходов населения для удовлетворения личных и общественных потребностей;

Защита наименее обеспеченных слоев населения;

Создание стимулов для предпринимательства и высокопроизводительного труда, обеспечивающих достижение наивысшей эффективности экономики;

Обеспечение населения достойным жильем, создание наиболее благоприятных условий для труда, быта, отдыха, образования и здравоохранения;

Обеспечение социально-политической стабильности общества как условия эффективности экономики;

В настоящее время основными целями социальной политики являются:

1) достижение улучшения материального положения и условий жизни;

2) обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3) улучшение демографической обстановки в стране, снижение смертности, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

4) развитие социальной инфраструктуры

Социальная политика по своей сути должна быть долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является выбор перспективной модели социально-экономического устройства общества. Социальная политика должна содержать стратегические установки, направленные на достижение крупномасштабных целей.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной. Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства. Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые, долгосрочные тенденции роста. С этой целью были разработаны и реализуются Приоритетные Национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие агропромышленного комплекса». Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему.



2. Понятие и виды доходов. Главное звено в социальной политике

государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие "доход" представляет собой показатель результатов экономической деятельности.

Доход характеризует сумму денежных поступлений из всех источников за

определенный период времени. Источниками доходов могут быть как хозяйственная деятельность в рамках правовых норм, так и противоправная. Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, т.к. определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения различных потребностей.

Доходы населения могут зависеть и не зависеть от рыночной деятельности их субъектов. Первый случай называется функциональным или горизонтальным распределением доходов. К этому виду дохода относят: прибыль предпринимателей, ЗП рабочих и служащих, рента собственников имущества и процент по ЦБ и кредитам.

Во втором случае доходы не зависят от рыночной деятельности (вертикальное распределение) . Такой вид доходов получает та часть населения, которая по независящим от нее причинам не может участвовать в рыночной деятельности. К таким категориям населения относятся пенсионеры, инвалиды, иждивенцы, безработные и т.д. В таком распределении всегда участвует государство.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Номинальный доход – количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода. Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление или сбережение. Он меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

Существует несколько видов доходов: доходы от трудовой деятельности, от собственности, от предпринимательской деятельности, от ценных бумаг, заемные, передаваемые, донорские доходы, трансфертные платежи, неучитываемые и безденежные доходы.