Для чего в основном берется государственный кредит. Что такое государственный кредит. Проблемы государственного долга Российской Федерации

  • 27.12.2023

Государственный кредит (от лат. creditum –ссуда, долг)− представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство может выступать одновременно заемщиком и кредитором. Это одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством с целью выполнения своих функций. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора.

Государственный кредит предоставляется на принципах возвратности, срочности и платности.

Возвратность − необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком.

Срочность − необходимость возврата кредита точно в срок, зафиксированный договором или соглашением.

Платность − заемщик должен возвратить сумму полученных средств, а также уплатить проценты за пользование кредитом.

Государственный кредит направляется на покрытие бюджетного дефицита, на финансирование военных расходов, на социальные программы.

Государственный кредит выполняет следующиефункции:

1. Образование денежных доходов (распределительная). Через даннуюфункцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция является продолжение контрольной функции финансов и заключается в учете и контроле за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством. Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Государственные займы − основная форма государственного кредита. Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По сроку заимствования:

· краткосрочные (до 1 года);

· среднесрочные (от 1 до 5 лет);

· долгосрочные (от 5 до 30 лет).

2. По месту размещения:

· внутренние (размещаемые внутри страны);

· внешние (реализуемые на иностранных денежных рынках).

3. В зависимости от эмитента:

· займы, выпускаемые центральным правительством;

· займы, выпускаемые республиканским правительством;

· займы, выпускаемые местными органами власти.

4. По форме выплаты дохода:

· выигрышные займы, выплата дохода по которым осуществляется на основе тиражей выигрышей;

· процентные займы, доход по которым выплачивается на основе начисленных процентов;

· дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока предоставления.

5. По способу обращения на рынке:

· рыночные, которые свободно продаются и покупаются;

· нерыночные, которые не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

6. По способу обеспечения возвратности:

· закладные займы, обеспечиваются конкретным залогом, например, имуществом;

· беззакладные займы, их обеспечением служит платежеспособность эмитента в целом.

Под управлением государственным кредитом понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта. Управление государственным кредитом осуществляется органами власти и управления. Они определяют общий объем бюджетного дефицита, объем займов, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство; осуществляют действия, связанные с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

В процессе управления государственным кредитом решаются задачи:

1) минимизации стоимости долга для заемщика;

2) недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

3) эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов;

4) обеспечения своевременного возврата кредитов;

5) максимального решения задач, определенных финансовой политикой, в частности сохранение иностранных капиталов, в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Согласно ст. 6 БК РФ «государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований). Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)».

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный заём – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия. Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. Что и происходит в России уже не один год. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.

Управление государственным долгом – это совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Многие страны нуждаются в привлечении лишних наличных средств при маленьких объемах налоговых зачислений и других ресурсов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Так как кроме беспроцентных зачислений, государство привлекает еще и деньги на возмездных началах, применяя форму государственного займа.

Государство в данных связях может выступать в роли клиента, поручителя, заимодавца.

Важные аспекты

Есть такие основные принципы госкредита:

  1. Добровольности.
  2. Срочности.
  3. Платности.
  4. Возвратности.

От банковского или коммерческого займа государственный кредит отличается типом обеспечения. Банковский или рыночный займы обеспечиваются простыми ценностями.

Когда денежные средства берет государство, то в качестве займа выступает вся его состоятельность, все принадлежащее ему наследство и доходы.

Когда государство берет на себя возвратить кредит и выполнить необходимые обязательства, оно становится поручителем.

И когда заемщик свои обязательства выполняет своевременно и в полном объеме, то поручителю не нужно будет нести лишние расходы.

Но в большинстве случаев государственное поручительство необходимо клиентам малонадежным, а значит, централизованным финансовым фондам приходится нести затраты.

Причины, почему государству в собственной экономической занятости трудно обойтись без государственного займа:

  1. Отличие во времени между временем зачисления денег в кассу и их использованием.
  2. Присутствие бюджетного недостатка также может привести к надобности государственного займа.
  3. Повышение курса экономики на социальную сферу, повышение вложения в охрану окружающего мира, то есть процедуры, которые требуют повысить государственные затраты.

В обычных ситуациях государственный заем имеет добровольный характер. Но также имеются исключения.

К примеру, после второй мировой войны людей заставили подписаться на государственных бумагах, замыслом каких был сбор денег, которые предназначались для возобновления национальной экономики после войны.

Общие понятия

Кредит – сумма средств, которая передается одним участником соглашения другому участнику на условиях платности, срочности и возвратности.

Любой экономический объект может быть кредитором и заимополучателем в процессе работы экономической системы. Но главное место здесь занимают банковские организации.

Он выдается на условиях возвратности, платности. Госкредит связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия.

В отдельных ситуациях при его помощи могут мобилизироваться средства в фонды целевого назначения либо елевые проекты.

Кроме того, в систему госкредита относят кредиты, которые предоставляются под госгарантии либо для пополнения валютных резервов ЦБ . Сейчас государство выступает в качестве заемщика и заимодателя.

Располагая большими деньгами, государство одновременно и берет в долг и предоставляет заем иным странам и клиентам в других странах (юридическим и физическим особам).

Необходимость государственного кредита заложена в несбалансированности доходов и затрат государства (недостаток государственного бюджета), которая возмещается привлечением кредитных средств.

Инфляция и государственный долг – это два метода погашения недостатка государственного бюджета.

В зависимости от положения клиента распознают такие виды госкредитов, как централизованный и децентрализованный государственный заем.

В первой ситуации государственные ценные бумаги (акции) выдаются правительством (МФ), в другой – районными органами власти.

Основные формы

Под формой займа подразумевается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, какие выражает заем.

Они могут быть нерыночными и рыночными. Госгарантии по займам организациям и учреждениям также входят в состав госкредита. Они не предусматривают трату госбюджета во время получения займов.

Но в ситуации невозврата гарантированных кредитов вовремя, оплата их должна делаться за счет средств госбюджета.

Но их разумное применение способствует стабилизации формирования предпринимательской деятельности и повышению поступлений в госбюджет.

По правовому утверждению подразделяются государственные кредиты, какие выдаются на основе правительских договоров и обеспечиваются оформлением ценных документов.

Договорами регистрируются, как правило, от правительств иных стран, международных компаний и материальных институтов. С помощью ценных документов привлекаются деньги на финансовом рынке.

Регистрация государственных кредитов может происходить двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими условиями (векселями).

В теории и на практике госкредит делится на внутренний и международный государственный заем.

При внутреннем госкредите государство обычно есть заемщиком денег, а ее заимодавцами есть банковские организации, страховые организации и т.д.

В ситуации международного госкредита одной из сторон кредитной сделки выступает государство, причем оно может быть и должником и кредитором.

Правовые основы

На данный момент государственный заем регламентируется .

По данному закону государственным внутренним долгом Российской Федерации есть кредитные обязательства правительства Российской Федерации, проявлены в государственной валюте.

Эти два закона следят за работой всех банков России, а также за деятельностью ЦБ России.

Особенности получения госзайма

В чем особенности отношений при государственном кредите? Государство может выступать как в роли заимодавца, так и в роли заемщика и поручителя.

После окончания времени займа государство должно выполнить свои условия и вернуть заимодавцу кредит и накопленные на него проценты.

Данные свойства госкредита, как оперативная, платная, возвратная основа, целевое назначение и наличие финансового обеспечения делают его похожим на банковский заем.


В отличие от коммерческого или банковского кредита, государственному характерны такие особенности:
  • он чаще всего предоставляется на возмещение недостатка в бюджете;
  • финансовым обеспечением выступает все, что принадлежит стране наследство, какое оформляет ее казну, что делает его более надежным в глазах кредиторов;
  • целевой характер данного вида кредита более строгий, чем в случае коммерческого займа;
  • источником возврата выступают налоги и иные займы, а не деньги, полученные в итоге ведения хозяйской деятельности;
  • приводит к понижению в обращении наличных.

Главные функции государственного кредита

  1. Распределительную.
  2. Регулирующую.
  3. Контрольную.

Данные функции займа тесно связаны между собой, устанавливая в своей группе назначенную экономическую роль заемных отношений.

Путем распределительной функции госкредита выполняется создание и использование централизованных финансовых фондов государства на нюансах возвратности, оперативности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых средств.

Регулирующая функция проявляется в том, что соответственные субъекты, вступающие в кредитные отношения, действуют на состояние финансового обращения, процесс производства, занятость населения, размер процентов и на финансовую политику.

Контрольной функцией является учет и контроль за целевым и разумным использованием денег, привлекаемых и выделяемых государством.

Выступая в качестве кредитного получателя, государство обеспечивает дополнительные наличные для финансирования собственных затрат.

Госкредит есть главным источником финансирования бюджетного недостатка.

Как показывает опыт иностранных государств с коммерческой экономикой, использование государственного займа для возврата недостатка в бюджете – более результативное и правильное средство по сравнению с кредитно-денежными приемами (к примеру, эмиссией средств).

Что понимается под управлением

Под государственным займом понимается сущность экономических отношений государства с физическими и юридическими особами, при каких государство выступает в качестве клиента, заимодавца и .

Управление государственным займом может анализироваться в тесном и широком смысле.

Под управлением государственным займом в огромном смысле понимается формирование одного из видов материальной политики государства, связанной с его деятельностью в качестве клиента, заимодавца и поручителя.

Управление государственным займом в огромном смысле как одно из направлений материальной политики находится во владении органов власти и управления государством.

Именно они устанавливают объем бюджетного недостатка и, после этого, и объем кредитов, нужных для их погашения, главные направления и цели воздействия на наличное обращение, заем производство, занятость.

Возможность оформления целевого

Государственный в целях обеспечения социальных гарантий и повышения контроля за точным и правильным использованием денег социальной защиты.

Есть самостоятельной кредитной организацией. Госкредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, по которым с одной стороны в качестве кредитора, заемщика гаранта выступает РФ, субъект РФ, муниципальное образование, а с другой – юридические или физические лица, иностранные государства, международные организации и их физические и юридические лица.

Госкредит, как экономическая категория стоит на стыке 2-х видов денежных отношений (финансов и кредита). Как элемент финансовой системы госкредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, а именно, бюджета и внебюджетных фондов. В тоже время сам процесс формирования и управления денежными средствами осуществляется на возмездной временной и возвратной основе.

Связь госкредита с финансами, что во-первых это распределительные отношения, отношения вторичного распределения ВВп. Во-вторых, одним из участников этих отношений непременно выступает государство. В-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов. Отличия госкредита: он имеет возвратный и возмездный характер; он предполагает двустороннее движение средств, в отличие от налогов; имеет добровольный характер; ограничен по срокам (30 лет); имеет ситуационный и избирательный характер. РФ, как и большинство государств выступает как заемщик. Гарант- тот, кто гарантирует кредитору своевременный и полный возврат заемщиком средств.

Функции государственного кредита:

    фискальная (распределительная).

    регулирующая.

    контрольная.

Через фискальную функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, выступая в качестве заемщика через выпуск и размещение государственных, ценных бумаг, государство обеспечивает себя дополнительными средствами для финансирования своих расходов. Это происходит при бюджетном дефиците. Таким образом государство увеличивает доходную часть бюджета и погашает дефицит, положительное воздействие государственного кредита в том, что с его помощью налоговое бремя более равномерно по времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственных займов, не увеличиваются, что пришлось бы сделать, не используя государственный кредит. Зато потом, когда взятый кредит должен быть погашен, налоги взимаются и для уплаты и для погашения процента по нему. Во всем мире широко применяется процедура рефинансирования для выплаты долгов по государственному кредиту (это выпуск и размещение новых государственных займов для погашения долгов по уже выпущенным).

Государственный кредит – один из самых действенных инструментов регулирования экономики в руках у государства, и вступая в кредитные отношения, государство активно воздействует на состояние денежного обращения, на размер денежной массы, на уровень ставок на рынке ссудных капиталов. Сознательно используя государственный кредит, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая свои ценные бумаги среди физических и юридических лиц, государство уменьшает их свободные денежные средства, таким образом, уменьшая денежную массу. Обычно государство поступает так, когда хочет уменьшить платёжеспособный спрос и таким образом сократить инфляцию. Когда государство хочет увеличить количество денег в обращении, оно скупает свои ценные бумаги. Кроме денежной массы государство забирает с рынка ссудных капиталов свободные финансовые ресурсы. Рынок ссудных капиталов включает часть рынка ценных бумаг и часть банковской системы. Когда государство выступает на рынке ссудных капиталов, оно уменьшает или увеличивает спрос на кредит и таким образом воздействует на цену кредита. Чем больше средств с этого рынка отвлекается на государственные нужды, тем меньше их остается для удовлетворения других потребностей и поэтому дороже становится кредит. При признаках инфляции государство стремится к рестрикции (уменьшение, сжатие кредита). За счет средств, полученных с помощью размещения государственных займов, государство может создать новые рабочие места. Государство может предоставить кредит тем предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано.

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, а вытекает как из природы кредита, так из функций государства. Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием его централизованного фонда денежных средств. Эта функция контролирует движение стоимости в двустороннем порядке, так как государственный кредит основан на принципе возвратности. В контрольный механизм, кроме финансовых структур включены ещё и кредитные, если же говорят о том, что именно контролируется, то имеет место 3 момента:

    целевое использование средств.

    соблюдение сроков возврата.

    выполнение платежной дисциплины (своевременная уплата процента).

В зависимости от того, кто является второй стороной, различают внутренний и внешний государственный кредит. Внутренний государственный кредит существует в следующих формах:

1) Выпуск займов, эта форма характерна тем, что временно-свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей (на покрытие бюджетного дефицита, путем выпуска и реализации государственных, ценных бумаг). Все ценные бумаги государства имеют долговой характер. Основная форма государственных, ценных бумаг – облигации, их можно классифицировать по многим признакам:

    Срок (кратко: до 1 года, средне: от 1 года до 5 лет, долго: от 5 до 30 лет)

    По методу выплаты дохода (процентные - купонные, дисконтные - продажа со скидкой от номенала, а возврат по номеналу, выигрышные – доход получает не каждый владелец, а только некоторые)

    По методу размещения (добровольные, принудительные – з/п выдается займами).

2) Обращение части вкладов в государственные займы, реализуется через систему Сбербанков. Чаще всего реализуется в тоталитарном государстве, где государство держит банки под контролем. Государство получает кредит за счет части вкладов без ведома населения.

3) Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. Такая форма, в которой центральный банк передает часть кредитных средств непосредственно (не сопровождая эту операцию покупкой государственных, ценных бумаг). Такая форма существует в тоталитарном государстве.

Все 3 формы объединяются тем, что государство выступает в качестве заёмщика.

4) Бюджетные кредиты – это такая форма в которой государство выступает как кредитор. Это форма государственной помощи юридическим лицам на принципе возвратности, срочности, платности. Общий объем средств, выделяемых в бюджет, ограничен. На кредит могут рассчитывать только те, в деятельности которых государство заинтересовано. Бюджетные кредиты не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки самых важных для экономики предприятий. Когда идет рассмотрение бюджета, утверждаются цели, условия и пределы бюджетного кредита.

5) Государство выступает гарантом. Правительство гарантирует займы, выпущенные нижестоящими органами власти и управления, а также отдельными предприятиями, которых государство хочет поддержать. В законе на следующий год устанавливаются верхние пределы государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте. Сумма гарантий, раннее выданных РФ-ей называется государственным долгом.

Современные внешние кредиты имеют цель оказания продовольственной помощи. Чаще всего эти займы предоставляются международными финансовыми институтами. Когда государство выступает, в качестве заёмщика образуется государственный долг. Государственный долг различают на текущий и капитальный. Капитальный – сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств, включая начисленные проценты. Текущий – расходы по выплате начисленных процентов и погашению тех обязательств, срок которых наступает в будущем году. Государственный долг по определению – это сумма, накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом положительного значения сальдо.

Самые тяжелые долги – краткосрочные. Нарастание внутреннего долга всегда менее опасно, наравне с внешним долгом. Государству легче договориться с собственными физическими и юридическими лицами о рефинансировании. Когда идет возврат внешнего долга НД «утекает» в другую страну.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых по определению государственный долг складывается из бюджетных дефицитов. Государственные займы выступают важнейшими источниками покрытия бюджетного дефицита, потому что они обуславливают друг друга. Размер и динамика государственного долга влияют на степень опасности бюджетного дефицита. Неприятные последствия от роста внутреннего государственного долга:

    уменьшается потребление, сбережения.

    рост внутреннего долга увеличивает процентные выплаты по нему; все выплаты по государственному долгу увеличивают бюджетные расходы.

    выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах.

Погашение долга происходит из бюджетных средств, а бюджетные средства формируются путем сбора налогов, а налоги платят все. Если выплата процентов совершается путем повышения налоговых ставок, то это подрывает действие экономических стимулов развития производства, снижает заинтересованность вложений в производство. Погашение долга за счет новых займов на рынке капиталов увеличивает процентные ставки по кредиту. Если платежи по внешнему государственному долгу составляет больше чем 20%-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна становится хроническим должником.

Выплата долгов может происходить также за счет золото – валютных резервов. По отношению к внешнему долгу применяют консолидацию – перевод кратко- и среднесрочных долгов в долгосрочные. Если с внутренним долгом государство это делает легко, то с внешним приходится договариваться. Еще один путь сокращения внешнего долга, за счет превращения его долгосрочные иностранные инвестиции. Кредитор получает в стране – должнице недвижимость – участие в капитале, в этом случае заинтересованные фирмы выпускают из своего государства или банка долговое обязательство должника и в счет этого обязательства приобретает собственность в стране должнице.

Понятие и необходимость государственного кредитования

Государственное кредитование является частью системы государственных финансов. Поскольку государству для выполнения возложенных на него функций и обеспечения устойчивости финансовой системы страны налоговых средств бывает, зачастую, недостаточно, возникает объективная необходимость в дополнительных заемных средствах. Государство должно располагать возможностями финансирования запланированных государственных расходов, регулирования макро- и микроэкономических процессов, воздействия на социальную и денежно-кредитную политику. Подобная деятельность государства становится возможной благодаря государственному кредитованию.

Государственное кредитование представляет собой отношения, по которым государство является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты предоставляются российским хозяйствующим субъектам (юридическим и физическим лицам), иностранным государствам, иностранным хозяйствующим субъектам (юридическим и физическим лицам), международным организациям. Исходя из этого, государственное кредитование может быть внутренним и внешним (рис. 1):

Поскольку государство может как получать кредиты, так и предоставлять их, следует различать понятия «государственный займ» и «бюджетный кредит».

Если государство получает кредиты, такие отношения называются государственным займом. Государственный займ представляет собой передачу в собственность страны денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности. Заимодавцами могут выступать хозяйствующие субъекты (физические или юридические лица), иностранные государства, международные финансово-кредитные организации.

Государственные займы позволяют решать временные проблемы нехватки бюджетных средств. Результатом государственных займов является появление внутреннего или внешнего государственного долга.

Если государство выдает кредиты, используется понятие «бюджетный кредит» – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление денежных средств субъектам хозяйствования (физическим и юридическим лицам), бюджетам нижестоящего уровня бюджетной системы страны, а также иностранным государствам на условиях возвратности, срочности и платности. Таким образом, «бюджетный кредит» охватывает также сферу межбюджетных отношений. В связи с этим в экономической литературе различают понятия «бюджетный кредит» и «бюджетная ссуда». Бюджетная ссуда может предоставляться бюджету другого уровня как на возмездной основе на ограниченный срок, так и безвозмездно.

На практике государство, как правило, является заемщиком. Государственный займ является добровольным, а условия выпущенного в обращение займа не могут быть изменены.

Замечание 1

Кроме того, государство может выступать гарантом возврата займов и кредитов. В этом случае их называют гарантированными. Предоставление государственных гарантий также ведет к формированию государственного долга, поскольку государство несет реальные расходы: несмотря на то, что государство не обязательно погашает впоследствии гарантируемые им обязательства, неизбежны расходы по выпуску (оформлению) и обслуживанию гарантии. Если заемщик не имеет возможности рассчитаться с кредиторами, государство несет финансовое бремя в полном объеме.

Использование гарантированных займов – это обычная практика для любого государства, в том числе и для Российской Федерации.

Таким образом, через вышеуказанные кредитные отношения происходит перераспределение кредитных ресурсов в стране.

Формы государственного кредита

Государственный кредит можно классифицировать следующим образом:

  1. по срокам действия долговых обязательств страны:

    • краткосрочные займы (до $1$ года);
    • среднесрочные займы ($1-5$ лет);
    • долгосрочные займы ($5-30$ лет).
  2. по праву эмиссии долговых ценных бумаг:

    • за счет выпуска ценных бумаг центральным правительством;
    • за счет выпуска ценных бумаг региональными и местными органами власти, если это предусмотрено законом;
  3. по признаку субъектов-держателей ценных бумаг:

    • займы, реализуемые среди населения;
    • займы, реализуемые среди юридических лиц;
    • займы, реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц;
  4. по форме выплаты доходов субъектам-держателям ценных бумаг:

    • процентно-выигрышные (ежегодный твердый доход держателя или одноразовая процентная выплата при погашении займа);
    • выигрышные (доход держателя в момент погашения займа только в случае попадания его в число выигрышных ценных бумаг);
    • беспроцентные (целевые) займы.
    • добровольные займы;
    • займы, размещаемые по подписке;
    • принудительные займы.

Управление государственным кредитом

Министерство финансов РФ и Банк России являются основными органами управления государственным кредитом.

Министерство финансов занимается разработкой общей политики по управлению бюджетными средствами, государственным долгом и государственным кредитом, эмитирует государственные ценные бумаги, предоставляет бюджетные ссуды и кредиты и т.д.

Реализация государственных ценных бумаг происходит через банковскую систему страны. Первичная реализация государственных ценных бумаг производится Банком России, а вторичная – коммерческими банками. Банк России и его территориальные учреждения размещают долговые обязательства страны, занимаются их погашением и выплатой доходов по ним. Иными словами, Банк России обслуживает государственный внутренний долг России.

ТЕМА 8.

План лекции:

1. Сущность государственного кредита и его функции.

2. Формы государственного кредита.

3. Классификация государственных займов.

4. Управление государственным долгом.

Вопрос 1. Гос. кредит – это совокупность экономических отношений между государством (в лице органов гос. власти и местного самоуправления), с одной стороны, юридическими, физическими лицами и другими субъектами, с другой стороны, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта.

В зависимости от роли государства в гос. кредитных отношениях, гос. кредит принимает 3 формы:

1. государственные займы;

2. государственное кредитование;

3. государственные гарантии.

Гос. кредит отличается от обычного кредита тем, что он является интегральной категорией, объединяющей в себе сущностные черты, как финансов, так и кредита.

От финансов гос. кредит взял черты, которые связаны с финансовыми отношениями на макроуровне, т.е. гос. кредитные отношения обслуживают процессы перераспределения ВНП, НД на макроуровне и процессы формирования и использования централизованных денежных фондов государства.

В то же время, гос. кредит по некоторым существенным чертам отличается от банковского кредита.

Отличия гос. кредита от банковского кредита:

1. По характеру и целям использования заемных средств.

При банковском кредитовании средства берутся для производительного использования в производственно – хозяйственной деятельности субъекта.

При гос. кредите это, чаще всего, непроизводительное использование средств, в основном, для покрытия бюджетного дефицита.

2. По источникам выплаты процентов и погашения ссуды.

Ссуда, взятая в банке юридическим лицом, погашается за счет его собственных доходов.

При гос. кредите источником средств для погашения займа являются бюджетные средства.

3. В отношениях гос. кредита преобладает и доминирует государство, несмотря на то, что оно является заемщиком. Это выражается в том, что оно по своему усмотрению может менять первоначальные условия займа, не спрашивая согласия кредитора. Это касается внутренних займов.

4. Гос. займы заключаются без какого–либо конкретного обеспечения.

Банковские кредитные договоры обязательно должны обеспечиваться через какой–либо вид обеспечения. Банковские кредитные договоры всегда добровольные, а гос. займы иногда носят принудительный характер.

В экономической науке никогда не было однозначного отношения к проблеме гос. кредита. Оценка его роли в экономике и социальной сфере всегда колебалась от крайне отрицательной к преувеличенно – положительной. В настоящее время объективную необходимость кредита признают все, при этом подчеркивается то, что использовать гос. кредитные инструменты нужно грамотно и осторожно.



Положительными чертами гос. кредита являются:

Гос. кредит при разумном и грамотном использовании выступает мощным инструментом регулирования экономики, денежного обращения, социальных процессов;

Гос. займы выступают как безэмиссионные средства покрытия бюджетного дефицита.

Отрицательные черты гос. кредита:

За счет гос. займов увеличиваются заемные средства государства, подлежащие возврату, и поэтому в составе бюджета связываются огромные средства, которые могли бы быть использованы на производительные и социальные цели;

Поскольку источником средств для погашения займов являются средства бюджета, то для привлечения их в бюджет приходится удерживать достаточно высокий уровень налогообложения.

Гос. кредит выполняет 3 основные функции :

1. распределительная,

2. контрольная,

3. регулирующая.

Распределительная функция гос. кредита, в целом, выражается также как и распределительная функция финансов. Т. е. посредством этой функции гос. кредит перераспределяет стоимость ВОП, НД в денежной форме по различным уровням в различных сферах, согласно различным целям.

Одна из особенностей распределительной функции гос. кредита, проявляющейся при долгосрочных займах состоит в следующем: при помощи долгосрочных займов налоговое бремя более равномерно перераспределяется между поколениями.

Долгосрочные займы используются для инвестиций в крупные и эффективные проекты для строительства объектов экономического и социального назначения, результатами функционирования которых, будет пользоваться не одно поколение.

Через длительное время наступает момент возврата заемных средств. Источником для оплаты долга являются бюджетные средства, а они в бюджет поступают в основном за счет налогов.

Т.о., налоговое бремя ложится на плечи последующих экономически активных в данный момент поколений, что является справедливым, т.к. результатом вложения инвестиций, привлеченным по займам, пользуются все поколения.

Контрольная функция гос. кредита выражается в контроле через количественно – стоимостные показатели за денежными средствами, обращающимися в рамках гос. кредита.

Регулирующая функция гос. кредита состоит в том, что через нее государство осуществляет регулирование экономических, социальных процессов на макроуровне, а также денежно–кредитного регулирования в целях осуществления финансовой политики.

Гос. кредит выступает как действенный инструмент регулирования денежного обращения при привлечении гос. займов, в зависимости от источника привлечения средств и места их размещения, денежная масса в обращении может изменяться.

Используя инструмент гос. займов государство может существенно влиять на ситуацию на рынке ссудных капиталов.

Выступая заемщиком на финансово – кредитном рынке государство влияет на спрос, резко его увеличивая.

При ограниченном предложении кредитных ресурсов, цена на них возрастает. Т.е., кредитные ресурсы становятся очень дорогими, устанавливается высокий банковский процент. Дороговизна кредитных ресурсов делает невозможным их привлечение юридическими и физическими лицами, что приводит к экономическому спаду, снижению занятости и др. негативным экономическим и социальным последствиям.

Выступая кредитором и гарантом, государство оказывает положительное влияние на экономику и социальную сферу.

Осуществляя кредитование и гарантии по займам органов исполнительной государственной власти регионов, государство влияет на территориальную структуру в экономике и социальной сфере в сторону ее выравнивания.

Вопрос 2. Гос. гарантии – это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве гаранта по долговым обязательствам третьих лиц. Статус гаранта означает, что он берет на себя обязательства возврата долга в случае, если заемщик не в состоянии этого сделать.

1. Традиционно государство гарантирует вклады населения в сберегательный банк и вклады в организации государственного страхования по накопительным видам страхования.

2. В целях стимулирования, создания и функционирования финансово–промышленных групп предоставляются государственные гарантии при инвестиционном кредитовании.

3. Государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемыми коммерческими банками региональным администрациям.

4. В целях поддержки малого предпринимательства, государство также предоставляет гарантии иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты субъектам федерации.

Гарантии на сумму не менее 200 тыс.дол.

Т.о., государственные гарантии используются государством в целях осуществления политики протекционизма, либо поддерживает население, либо проводит экономическую и социальную политику поддержки и развития территорий.

Гос. кредитование это форма гос. кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве кредитора юридических лиц, органов гос. власти и местного самоуправления, а также нерезидентов, т.е. лиц, находящихся за пределами РФ.

Гос. кредитование осуществляется как внешне, так и внутренне.

Внутренне кредитование – это предоставление заемных средств, ссуд юридическим лицам своей страны, а также органам гос. власти (органам исполнительной власти) и местного самоуправления.

Внешнее кредитование – это предоставление кредитов правительством данного государства правительствам иностранных государств, их юридическим лицам и международным финансово – кредитным организациям.

При гос. кредитовании оформляется кредитный договор, в котором содержатся все условия выдачи кредита.

Гос. кредиты могут быть краткосрочными, которые предоставляются на период не более 1 года в пределах текущего финансового года, и долгосрочными, которые предоставляются на срок больше 1 года и до 30 лет.

Гос. кредиты могут предоставляться, а также возвращаться как в денежной, так и в товарной форме.

Третья форма гос. займов – это такая форма гос. кредита, где государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами выступают резиденты и нерезиденты.

Гос. займы бывают внутренние и внешние.

Внутренние гос. займы – это займы государства в лице органов исполнительной власти у физических и юридических лиц собственной страны, а также у органов гос. власти и местного самоуправления других уровней.

Внешние гос. займы – это такие отношения, в которых заемщиком выступает государство в лице правительства РФ или органов исполнительной власти иного уровня, а кредиторами выступают правительства иностранных государств, их юридические лица и международные валютные финансово – кредитные организации.

Вопрос 3. Гос. займы оформляются в форме эмиссии и размещения государственных долговых обязательств (государственные облигации и государственные казначейские обязательства).

Наиболее часто используемым видом долговых ценных бумаг является облигация. Облигация – это документ, удостоверяющий отношения займа между кредитором и заемщиком, и дающий право кредитору по истечении установленного срока получить обратно сумму долга, а также проценты по нему.

Классификация гос. займов:

1) По месту размещения все гос. займы делятся на внутренние и внешние.

2) По субъекту эмиссии: - займы правительства РФ или федеральные займы,

Займы национально–государственных и административно–территориальных образований (субъектов РФ),

Займы органов местного самоуправления.

3) По срокам действия различают: - краткосрочные (на период до 1 года), - среднесрочные (от 1 до 5 лет), - долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы берутся, как правило, для покрытия бюджетного дефицита и финансирования текущих временных разрывов между доходами и расходами бюджета. По краткосрочным займам, как правило, устанавливаются высокие проценты. Среднесрочные и долгосрочные займы обычно используются на производительные цели, т.е. для инвестирования крупных экономических и социальных мероприятий, для финансирования долгосрочных целевых программ.

4) По субъектам размещения: - займы, размещаемые только для юридических лиц, - займы, размещаемые только среди физических лиц, - займы, размещаемые среди юридических и физических лиц.

5) По форме выплаты доходов: процентные (купонные), выигрышные, с нулевым купоном.

6) По методам размещения: добровольные, принудительные, по подписке.

7) По документированной форме: документальные (облигационные), бездокументарные (безоблигационные).

8) По обеспеченности долговых обязательств: обеспеченные и необеспеченные займы.

Вопрос 4. Для проведения эффективной финансовой политики в об­ласти государственных и муниципальных заимствований осо­бое значение имеет процесс управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в узком смысле – это совокупность действий государства по погашению государственных займов, по организации выплаты доходов по займам, по проведению реструктуризации государственного долга, а также по выпуску и размещению государственных займов.

Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государствен­ным долгом субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация не несет ответственности по долго­вым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образова­ний, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Неэффективное управление государственным долгом ведет к тяжелым последствиям, главными из которых являются:

· Переложение налогового бремени на будущие поколения.

· Перераспределение доходов среди населения.

· Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

Государственный долг должен грамотно, целенаправленно регулироваться государством. Главные задачи в управлении государственным долгом состоят в следующем:

1. минимизация стоимости долга;

2. недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами государства, а также недопущение резкого колебания их курса;

3. обеспеченность своевременного погашения государственного долга;

4. эффективное использование мобилизованных средств и строгий контроль за их использованием.

Задача эффективного использования заемных средств является крайне важной и актуальной.

Приняты два основных показателя, которые характеризуют эту эффективность:

1. эффективность кредита

где П – поступления по системе гос. кредита, Р – расходы по системе гос. кредита.

2. коэффициент обслуживания внешнего долга (2),

где Пл – сумма платежей по внешнему гос. долгу,

V – объем валютных поступлений государства от экспорта товаров и услуг.

Также в рамках управления государственным долгом производится расчет следующих показателей, характеризующих уровень долговой устойчивости государства:

Показатели долговой устойчивости

При возникновении кризисных финансовых явлений и от­сутствии реальных возможностей своевременного погашения долга возникает необходимость в его реструктуризации.

Реструктуризация - это комплекс мер по изменению условий и параметров государственных займов, направленных на облегчение долгового бремени для государства или на повышение эффективности займов.

Методы управления долгом .

1. Рефинансирование государственного долга означает выпуск и размещение новых долговых обязательств для привлечения средств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств.

2. Конверсия – изменение доходности займа в сторону увеличения или уменьшения.

3. Консолидация – изменение срока займа в сторону увеличения или уменьшения.

4. Унификация займа – это объединение нескольких займов в один с обменом прежних облигаций на новые. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

5. Обмен облигаций по регрессивному соотношению . Как правило, этот метод используется при проведении денежной реформы. Несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной облигации того же займа. 2 – 5 способы используются только в отношении внутренних займов.

6. Отсрочка в погашении займа – это перенесение срока погашения займа на более отдаленное время. При этом с момента объявления отсрочки и до перенесенного момента заем прекращается.

7. Аннулирование займа – прощение кредитором долга. Долг не подлежит возврату.

В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о феде­ральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавли­вается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюдже­тов других уровней бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг производится при утверждении федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

Предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

Предельного объема заемных средств, направляемых Рос­сийской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансиро­вание дефицита бюджета соответствующего уровня;

Расходов на обслуживание государственного и муници­пального долга в текущем году.

Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъ­екта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погаше­ние своих долговых обязательств, уполномоченный орган госу­дарственной власти РФ может применить следующие меры:

Назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

Передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

Принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления средств в бюджет от заимствований и дру­гих долговых обязательств, включая средства, которые расходу­ются на обслуживание и погашение государственного или муни­ципального долга, отражаются в бюджете как источники финан­сирования дефицита бюджета.

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, вклю­чая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга РФ учиты­вается в федеральном бюджете путем вычитания суммы пога­шаемых обязательств из суммы поступлений источников финан­сирования дефицита федерального бюджета и отражается соот­ветственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.

Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.