Федеральное банковское законодательство. Основные нормативные акты по банковскому делу Законодательство в сфере банковской деятельности

  • 22.12.2022

Введение.

Юридические нормы банковского права содержат предписания, относящиеся к банковской деятельности, они устанавливают правовое положение банков и иных кредитных организаций, регулируют публичные отношения банков, а также их частноправовые отношения с клиентами.

Децентрализация банковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении может усложнить инфляционные проблемы. Недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг. Рыночная экономика на горьком опыте убедилась, что нерегулируемая банковская система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через центральный банк занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. Главными целями банковского регулирования являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

К нормативно-правовым актам банковского регулирования можно отнести большое множество высших законодательных и подзаконных актов разного уровня: от законов до коротеньких сообщений местных управлений ЦБ РФ. Относятся к ним и различные части общеправовых документов. В принципе же все эти документы можно разделить на четыре основные группы: группа специального банковского законодательства, группа смешанного законодательства, группа налогового законодательства, группа отчетного законодательства.

Регулирование банковской деятельности в РФ осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами ЦБ РФ.

Группа специального банковского законодательства РФ зиждется на двух основных законах: «О Центральном Банке РФ (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Эти документы охватывают всю сферу деятельности, допустимую для банков, описывают общую структуру создания, функционирования, регулирования и реформирования денежно-кредитной системы России.

Для осуществления своих функций ЦБ РФ имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Он вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

В целях защиты интересов кредиторов ЦБ РФ может назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя ЦБ РФ.

ЦБ РФ является органом банковского надзора. Он устанавливает одинаковые правила финансовой отчетности, сроки ее предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением экономических нормативов, выпускает необходимые инструкции, регулирующие деятельность коммерческих банков.

В сфере банковского надзора важнейшими направлениями являются

  • внедрение системы оценки банковской деятельности на основе применения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности,
  • совершенствование инструментов банковского надзора в соответствии с международной практикой, включая систему лицензирования,
  • повышение эффективности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

За нарушения банковской деятельности законодательством РФ установлена налоговая, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

  1. Банковская система РФ.

Особенности правового положения ЦБ РФ заключаются в том, что, с одной стороны, он наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ, а с другой является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с кредитными организациями. Деятельность ЦБ РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Конституционные основы банковского права:

  • программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала,
  • устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен банковскими нормами,
  • создают базу для единообразного банковского правового регулирования.

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров ЦБ РФ осуществляются Государственной Думой РФ. ЦБ РФ представляет Государственной Думе РФ на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума РФ проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ РФ и заслушивает доклады его Председателя. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность, иначе ЦБ РФ информирует об этом Государственную Думу РФ и Президента РФ.

ЦБ РФ имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В рамках своей правоспособности ЦБ РФ имеет право осуществлять все виды банковских операций с кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными органами, воинским частями и военнослужащими.

ЦБ РФ имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением которых могут выступать драгоценные металлы, иностранная валюта, векселя со сроком погашения до шести месяцев, ценные государственные бумаги. ЦБ РФ обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по ценным государственным бумагам РФ. ЦБ РФ несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Целями деятельности ЦБ РФ являются обеспечение устойчивости рубля, бесперебойного функционирования системы расчетов, укрепление банковской системы РФ.

Основными задачами ЦБ РФ являются активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ, сдерживание инфляции, сокращение бюджетного дефицита, поддержание стабильного денежного обращения и другие. ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, организует систему рефинансирования.

ЦБ РФ образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров, в который входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов Совета директоров. ЦБ РФ имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб.

Коммерческие банки имеют право на привлечение денежных средств, кредитование на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов, проведение других банковских операций. К международным операциям коммерческих банков относят покупку и продажу ценных иностранных бумаг, валюты, прием чеков, векселей, банковских акцептов для инкассирования, предоставление кредита.

В установленных федеральным законом случаях осуществляются меры по финансовому оздоровлению кредитной организации. Они включают оказание финансовой помощи учредителями и иными лицами, изменение структуры активов и пассивов, изменение организационной структуры и иные меры.

Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции.

  1. Перспективы развития российских банков.

Банки не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование экономики, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Банки выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

При продвижении денежно-кредитной политики ЦБ РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением коммерческими банками банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, в частности установленных им обязательных нормативов.

Цели кредитной политики РФ заключаются

  • в смягчении экономических кризисов;
  • в сдерживании роста инфляции;
  • в стимулировании капиталовложений в различные отрасли экономики.

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство РФ оказывает ей огромное внимание.

Коренные изменения в социальной политике государства в условиях жестких бюджетных ограничений могут быть успешными лишь с участием кредитных организаций при введении новых механизмов функционирования социального сектора и их совершенствования по мере создания экономических предпосылок. Государство стоит перед необходимостью постоянно и последовательно трансформировать систему социальной защиты. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан.

  1. Международное банковское право.

Финансовая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные типы институтов, составляющих ее организационную структуру. Ключевым элементом данной структуры выступают банки, выполняющие функцию посредника на рынке финансовых услуг. Эта функция выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещении их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.

Правовое регулирование банковской деятельности в развитых странах обычно основывается на большом числе специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о центральном банке и общий банковский закон. Закон о центральном банке, как правило, первичен по отношению к другому банковскому законодательству и имеет принципиальное значение, так как закладывает юридическую базу под государственную денежно- кредитную политику. В большинстве стран такие законы приняты сравнительно давно (США - 1913 г., Японии - 1942 г., Великобритании - 1946 г., Финляндии - 1925 г.), что отражает стабильность функций центрального банка. Банковский закон чаще всего дает определение банковскому учреждению, устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту клиентов. Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика основывается, как правило, на законе о центральном банке или каком-либо специальном законе.

Принцип консолидированного надзора детально разработан в Директиве ЕС от 6 апреля 1992 года «О надзоре за кредитными организациями на консолидированной основе» (92/30/ЕЕС). Директива специально делает акцент на двух моментах:

  • включает небанковские финансовые холдинги в орбиту банковского надзора;
  • устанавливает, что если большая часть операций кредитной организации сосредоточена за пределами государства происхождения, то надзорную функцию должны выполнять компетентные органы того государства, где сосредоточен основной массив таких операций.

Консолидированный надзор охватывает те банковские группы, в которых материнская компания представлена в виде финансового или смешанного холдинга.

Он распространяется не только на кредитную организацию в структуре холдинга, но и на любые другие финансовые институты, в которых кредитная организация имеет долю участия. Это обусловлено тем, что система участия затрагивает финансовую надежность и стабильность кредитной организации в случае, когда ее дочерняя структура испытывает финансовые трудности. В такой ситуации только консолидированный надзор помогает предотвратить перекачку ресурсов из кредитной организации в ее неблагополучную дочернюю структуру и тем самым исключить ухудшение показателей ее финансового состояния.

Достаточность капитала отражает общую оценку надежности банка и выражается в процентном соотношении капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска. В банковском праве выделяются два аспекта достаточности капитала: статический и динамический. Статический аспект предполагает установление фиксированной минимальной величины уставного капитала. Динамический аспект представлен формулой, получившей название коэффициент Кука и выражающей отношение капитала банка к активам, взвешенным по степени риска.

Страница 5 из 22

Источники банковского права. Банковское законодательство

Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право должно иметь внешнее выражение, которое в отечественной и зарубежной литературе именуется формой или источником права. Несмотря на то, что эти понятия часто используются как синонимы, смысловое различие между ними, на наш взгляд, все же существует. Следует уяснить различия в теоретическом и практическом смыслах понятий “источник права” и “форма права” и использовать их совместно, но всегда по назначению. Существование банковского права как отрасли права, реализация его принципов, а также принципов правового государства вообще, предполагают наличие научно обоснованной концепции его источников.

По мнению исследователей, понятие “источник права” принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Ведь “источник права” - это не более как яркий образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. В связи с этим ценным представляется замечание Г. Ф. Шершеневича, что под термином “источник права” логично понимать силы, творящие право, как-то: правосознание, идеи справедливости, государственную власть, а также материальные, социальные и иные условия жизни общества. 1 Традиционно к таким условиям и идеям относят правовой обычай, юридический или судебный прецедент, нормативный договор, нормативно-правовые акты, принимаемые общественными организациями с санкции государства, нормы деловой этики, религиозную доктрину. Анализ ситуации в правовой системе нашей страны позволяет сделать вывод, что сегодня в определенном процентном соотношении для нее характерны все известные источники права, за исключением, пожалуй, религиозных текстов. Это утверждение распространяется и на банковское право.

Колоссальную роль в совершенствовании правового регулиро-вания играют международные акты. Их особое значение проявляется в контексте ст. 15 Конституции РФ, где закреплен приоритет норм международного права по отношению к внутреннему законодательству. К международным актам как источникам банковского права относятся: рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору; международные банковские стандарты, представляющие собой совокупность разрабатываемых Международной организацией по стандартизации требований по оформлению банковских документов; унифицированные правила совершения отдельных форм безналичных расчетов, например, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов; двух и многосторонние конвенции, например, Женевская конвенция о переводном и простом векселях и др.

Локальные акты банков регулируют на основе действующего законодательства отношения между банками и их филиалами, банком и клиентами и др. Данные акты разрабатываются самим банком и становятся обязательными для клиента с момента подписания соответствующего договора. Локальные акты могут устанавливать операционное время в банке, возможности и условия кредитования счета и т. д.

В качестве одного из источников можно назвать арбитражную практику . По формам выражения ее делят на решения по отдельным делам, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда, информационные письма и обзоры.

Среди источников банковского права, как уже отмечалось, важное место занимают, банковские правила и обычаи делового оборота. Банковский обычай как источник банковского права характеризуется наличием сложившегося широко применяемого правила поведения в банковской сфере, не предусмотренного законодательством.

Нельзя также игнорировать факт восполнения пробелов в нормативно-правовом регулировании банковской деятельности за счет нормативного договора, норм деловой этики, к которым относятся правила корпоративного управления или поведения и т. д. Данную ситуацию нельзя расценить, иначе, как позитивную. Невозможно требовать от законодателя, чтобы он охватил в нормах законов все многообразие конкретных ситуаций, складывающихся в жизни. Таким образом, круг источников банковского права не может быть ограничен, как это предлагают некоторые исследователи, исчерпывающим перечнем нормативно-правовых актов, закрепленным в ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, где названа Конституция РФ, федеральные законы, нормативные акты Банка России. Чрезвычайно важен механизм воздействия источников права на систему соответствующих общественных отношений. Чаще всего такое воздействие осуществляется опосредованно, через изменения, вносимые в законы и другие нормативно-правовые акты. В этом и есть суть источников права, питающих систему законодательства, как формы его выражения. Следовательно, чем шире круг источников отрасли права, тем эффективнее правовое воздействие, оказываемое ею на соответствующие общественные отношения, тем полнее учитываются интересы не только государственных органов, но и всех субъектов правоотношения, а также других заинтересованных лиц, общества в целом.

К источникам банковского права можно отнести все известные на сегодняшний день способы установления и выражения правовых норм, а именно: законы и подзаконные нормативные акты, нормы международного права, судебную практику, локальные акты банков, акты союзов и ассоциаций кредитных организаций, нормативные договоры, банковские правила и обычаи.

Как объясняет теория, в отличие от источника, форма права - это способы выражения и доведения решений правотворческих органов о принятии соответствующих норм права до заинтересованных лиц или способ, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила, способ признания социальных норм в качестве обязательных. Можно сделать вывод, что именно признак обязательности, присущий форме права по определению, и не столь значимый для источника права, позволяет различать эти понятия. Основной формой реализации права является нормативно-правовой акт , т. е. выраженное в письменной форме решение компетентных государственных органов, в котором содержатся нормы права. 1 Взаимодействуя друг с другом, группируясь по правовым отраслям, нормативно-правовые акты образуют систему законодательства. Законодательство является формой права и одним из источников его развития. Каждая отрасль права представлена соответствующей отраслью законодательства.

Банковское законодательство это совокупность нормативных правовых актов, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения в сфере банковской системы по поводу осуществления банковской деятельности.

Поскольку банковское право, как любая другая отрасль, реально проявляется через систему нормативно-правовых актов, т. е. через банковское законодательство, необходимо рассмотреть его структуру и основные закономерности функционирования.

Прежде всего, следует еще раз отметить, что банковская деятельность во все времена и во всех государствах пользовалась и пользуется особым вниманием законодателя. Это понятно, поскольку государство всегда использует один из своих самых могущественных инструментов - возможность разработки, принятия и требования исполнения общеобязательных актов (законов) - для проведения определенной политики в области создания и распределения денег во всяких их формах и при выполнении ими любых своих функций. Действительно, банковское законодательство представляет собой один важнейших инструментов государственного регулирования банковской системы. Через систему законов и подзаконных нормативных актов, опираясь на накопленный за последнее десятилетие вбольшинстве своем негативный опыт, государство может выстраивать контуры новой банковской системы, ориентированной не только на получение прибыли, но и на создание предпосылок для роста реального сектора отечественной экономики. В связи с этим, при рассмотрении банковского законодательства в литературе вводится термин “правовой режим” , выражающий качественные характеристики правого регулирования в сфере банковской системы. В самом общем виде правовой режим определяется как порядок регулирования, выраженый в комплексе правовых средств, образующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов и позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования. В задачи правового режима банковской деятельности, устанавливаемого банковским законодательством, входит: препятствовать мошенничеству, спекуляции, неправомерным банкротствам, недобросовестной конкуренции, а, следовательно, повышать доверие к банковской системе. Банковское законодательство экономически развитых стран предусматривает типы и виды банков, действующих в стране, формы их организации и собственности, статус и функции центрального банка, определяет условия лицензирования банковских услуг, правила работы на рынке капиталов и ценных бумаг, устанавливает формы взаимоотношений кредитных организаций с центральным банком и другими государственными учреждениями надзора, определяет нормативы и правила ликвидности, рентабельности, предусматривает налоговые и иные льготы для некоторых типов банков, а также условия и виды ответственности и др. Как мы видим, масштаб социальных задач, стоящих перед банковским законодательством, невозможно переоценить. Государство не может и не должно отказываться от своих суверенных прав в присущих ему формах влиять на денежно-кредитную систему, обеспечивая тем самым ее функционирование и развитие в интересах всего общества. Как было отмечено выше, круг общественных отношений, регулируемых банковским законодательством чрезвычайно широк и разнообразен. Это определяет его комплексный межотраслевой характер. Банковское законодательство объединяет в себе нормы конституционного, гражданского, административного, финансового, налогового, уголовного, процессуального и некоторых других отраслей законодательства. Добиться эффективности правового регулирования при этих условиях можно, лишь выстроив четкую и непротиворечивую систему нормативных правовых актов. На сегодняшний день эта задача выполнена лишь отчасти.

С развитием финансового рынка и усложнением экономических и социально-политических отношений, массив нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, постоянно разрастается. По оценке специалистов, банковское законодательство содержит на сегодня 8734 нормативных акта, объем которых превышает 11600 страниц.1 Естественно, разобраться в хитросплетениях банковского законодательства может далеко не всякий банковский специалист.

В связи с этим чрезвычайно важно выявить структуру банковского законодательства, т. е. определить, какие законы и подзаконные нормативные акты входят в его состав и какова их иерархия.

Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативно-правовых актов (законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части. В Российской Федерации система нормативно-правовых актов или система законодательства представлена следующими элементами: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, организаций и предприятий. Учитывая, что, в соответствии с пунктом “ж” статьи 71 Конституции РФ, финансовое, валютное, кредитное регулирование, выражающие суть банковской деятельности, отнесены к ведению Российской Федерации, мы ограничим круг своего внимания только общефедеральными нормативно-правовыми актами. К ним из вышеперечисленных относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Таким образом, банковская деятельность может регулироваться только на общефедеральном уровне. Это же требование Конституции РФ конкретизировано в ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, где говориться только о федеральных законах, регулирующих банковскую систему и банковскую деятельность. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в данной статье не названы. Регулирование локальной деятельности кредитных организаций, т. е. установление правил проведения банковских операций и сделок, а также осуществление других функций надзора и контроля в соответствии с нормами Конституции РФ, Федерального закона “О Центральном Банке РФ (Банке России)”, Федерального закона “О банках и банковской деятельности” – это исключительная прерогатива Центрального Банка Российской Федерации. Банк России обладает нормотворческими полномочиями и осуществляет их в форме положений, указаний, инструкций, приказов и писем и др. Однако, в соответствии с последней редакцией закона о Центральном Банке от 10 июля 2002 года, к числу элементов банковского законодательства можно отнести лишь положения, указания и инструкции.

Структура банковского законодательства выявляется при рассмотрении ч. 2 ст. 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, где закреплено, что правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, Федеральными законами “О банках и банковской деятельности”, “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Как мы видим, в указанной статье представлен закрытый перечень элементов банковского законодательства. Данная формулировка не оставляет сомнений, что все подзаконные нормативные акты, кроме нормативных актов Банка России, не входят в структуру банковского законодательства. Другие подзаконные нормативные акты, а именно - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ можно отнести к источникам банковского права. Указы Президента РФ могут приниматься по любому вопросу, входящему, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ, в его компетенцию, в том числе по вопросам, составляющим предмет банковского права, кроме случаев, когда этот вопрос в соответствии с федеральным законодательством может быть урегулирован только законом. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ уполномочен принимать необходимые для осуществления своих функций меры не только на основании законов, но и в их отсутствии. Это так называемое делегированное законодательство означает обязанность Президента РФ в случаях отсутствия закона принимать нормативные правовые акты для обеспечения норм Конституции РФ до принятия федеральных законов. Наличие указа Президента не ограничивает права Государственной Думы принять по этому же вопросу закон и установить иные нормы.

Согласно п. “б” ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство РФ в соответствии с п. 1 ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ не входят в структуру банковского законодательства, т. е. не могут напрямую регулировать банковскую систему и банковскую деятельность, но являются важнейшими источниками банковского права и в этом смысле служат ориентиром для законодателя.

Итак, в систему банковского законодательства РФ входят:

1) нормы Конституции РФ, в частности п. “ж” ст. 71, ст.75;

2) два специальных, системообразующих банковских закона - Федеральные законы “О банках и банковской деятельности” и “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”;

3) другие федеральные законы, содержащие нормы банковского права, среди которых в первую очередь необходимо назвать Гражданский кодекс РФ, а также Федеральные законы “Об акционерных обществах”, “О рынке ценных бумаг”, “О валютном регулировании и валютном контроле”, “О залоге” и многие другие;

4) положения, указания, инструкции Банка России.

Переход нашей страны к рыночным отношениям обусловливает необходимость приведения банковского законодательства в соответствие с потребностями рыночной экономики и основными принципами его построения в большинстве экономически развитых стран. Развитие отрасли права и соответствующей отрасли законодательства в едином направлении, в русле общих принципов и методов позволит скорее достичь поставленных перед банковской системой целей. Системное единство отрасли права требует развитости законодательства. Банковское законодательство Российской Федерации до настоящего времени не кодифицировано. Однако потребность в кодификации можно назвать назревшей. Обусловлено подобное утверждение серьезными структурно-функциональными недостатками данной отрасли законодательства, которые препятствуют эффективному регулированию банковских правоотношений и не могут быть устранены иначе. Принятие Банковского кодекса РФ – важнейшая, перспективная задача в развитии банковского законодательства России.

Современное банковское законодательство условно можно раз­делить на три яруса:

1) законы о центральном (эмиссионном) банке и законы, ре­гулирующие деятельность отдельных деловых банков;

2) законы, относящиеся к регулированию параллельно дей­ствующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность;

3) законы всеобщего действия.

Первый ярус содержит два блока: а) законы о центральном (эмиссионном) банке; б) законы, регулирующие деятельность от­дельных деловых банков. Один блок законов регулирует деятель­ность отдельных кредитных институтов. Другой блок банковских законов охватывает положение, регулирующее деятельность де­ловых (коммерческих) банков. Это могут быть отдельные законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обра­щение, порядок при банкротстве банков, платежах и др. Первый и второй блоки законов - это законы, регулирующие как дея­тельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.

Вторым ярусом в системе банковского законодательства высту­пают законы, относящиеся к регулированию параллельно дей­ствующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акци­ях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам. К дан­ной группе законов можно отнести и законы, регулирующие дея­тельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.

К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия, на­пример Конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяй­стве. Помимо собственно банковских законов, в структуре банков­ского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения Центрального банка Рос­сийской Федерации.

Законы, регулирующие банковскую деятельность, необходи­мы прежде всего для самих банков, поскольку определяют зако­нодательные нормы, круг дозволенных и недозволенных опера­ций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Бан­ковские законы являются реакцией на экономические и полити­ческие события. Они призваны определять правила игры в денеж­ной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, - зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц.

Ряд банковских законов необходимо знать не только работни­кам банка, но и его клиентам. Клиент должен быть уверенным в том, что то или иное требование банка является не выдумкой, а имеет определенное юридическое основание. Закон о Банке Рос­сии и закон о банках и банковской деятельности впервые были приняты в 1990 г. и являлись законами РСФСР (Закон РСФСР от

>12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке Рос­ши)» и Закон РСФСР от 2.12.1990 № 395-1 «О банках и банковс­кой деятельности в РСФСР»).

Банковское законодательство с позиции мирового опыта хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием определенных причин может и должно меняться. Новая редакция Панковских законов, регламентирующих деятельность банков, появилась в 1995 и 2002 гг. Это Федеральный закон «О Централь- пом банке Российской Федерации (Банке России)» от 26.04.1995 № 35-Ф3 и Федеральный закон «О банках и банковской деятель­ности» от 21.03.2002.

Общее представление о законе можно получить при рассмот­рении его структуры. Структура Федерального закона «О Цент­ральном банке Российской Федерации (Банке России)» выглядит следующим образом.

Глава I. Общие положения.

Глава II. Капитал Банка России.

Глава III. Органы управления Банком России.

Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государствен­ной власти и органами местного самоуправления.

Глава V. Отчетность Банка России.

Глава VI. Организация налично-денежного обращения.

Глава VII. Денежно-кредитная политика.

Глава VIII. Операции Банка России.

Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность.

Глава X. Банковское регулирование и надзор.

Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями.

Глава XII. Организация безналичных расчетов.

Глава XIII. Принципы организации Банка России.

Глава XIV. Служащие Банка России.

Глава XV. Аудит Банка России.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банке России)» просматривается идея обеспечения ста­бильности банковской системы, в том числе посредством осуще­ствления постоянного надзора за соблюдением кредитными орга­низациями банковского законодательства, нормативных актов Цен­трального банка Российской Федерации. Законом устанавливаются новые обязательные нормативы. Среди них предельный размер не­денежной части уставного капитала, размеры валютного, процент­ного и иных рисков, минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые вложения, и др.

Структура Федерального закона «О банках и банковской дея­тельности» имеет следующий вид:

Глава I. Общие положения.

Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских опергф/йБИБЛИО ТЕК А

СГПТУ Ю 21 17

г. О:.е.:


Глава III. Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Глава IV. Межбанковские отношения и обслуживание клиентов.

Глава V. Филиалы, представительства и дочерние организации кре­дитной организации на территории иностранного государства.

Глава VI. Сберегательное дело.

Глава VII. Бухгалтерский учет в кредитных организациях.

Этим законом определены основные понятия: кредитная орга­низация, банк, небанковская кредитная организация, дана клас­сификация банковских операций, услуг и сделок.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для из­влечения прибыли как основной цели своей деятельности на ос­новании специального разрешения (лицензии) Центрального бан­ка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуще­ствлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законодательством. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключитель­ное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц.

С позиции законодательства банковские операции подразделя­ются как чисто банковские, дополнительные и небанковские опе­рации (рис. 2). Банк должен выполнять три операции, которые получили название чисто банковских операций:

1) депозитная операция;

2) кредитная операция;

3) расчетная операция.

Деятельность современного банка не ограничивается вышепе­речисленными традиционными операциями. Банк выполняет и другие операции, получившие название дополнительных банковских операций (см. рис. 2). К их числу можно отнести:

1) кассовое обслуживание клиентов;

2) инкассацию денежных средств, векселей, платежных и рас­четных документов;

3) покупку или продажу иностранной валюты (в наличной или безналичной форме);

4) выдачу банковских гарантий;

5) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Согласно закону, эти операции могут выполнять только банки.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» раз­решает банкам заниматься размещением, подпиской, покупкой, продажей, учетом и хранением ценных бумаг. Эти операции не


имеют статуса банковских, как и следующие, называющиеся не­банковскими операциями (см. рис. 2):

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лица­ми (траст);

3) лизинговые операции;

4) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг);

5) осуществление операций с драгоценными металлами и кам­нями;

6) предоставление в аренду физическим и юридическим ли­цам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Приведенные выше операции и сделки составляют дополни­тельные виды деятельности, которыми банкам разрешено зани­маться.

В основе деления на банковские и небанковские операции ле­жит основное отличие банков от других финансовых институтов - : «небанковских кредитных организаций».

Небанковская кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. За небанковскими кредитными организациями оставлено право:

осуществлять клиринговые расчеты; заниматься инкассацией денежных средств; выполнять операции по обмену валюты; управлять денежными средствами клиентов и др. Закон также обращает внимание на те виды деятельности, ко­торыми банкам заниматься запрещено. К их числу относятся про­изводственная, торговая и страховая деятельности. Подобное зап­рещение характерно для законодательства ряда стран, однако воп­рос о запрете для банков заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью не является бесспорным.

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрены вопросы защиты прав клиентов, в том числе бан­ковская тайна. Объектами банковской тайны являются сведе­ния об операциях, счетах и вкладах клиентов. Это затрагивает до­статочно широкий перечень операций, в том числе: привлечение вкладов (депозитов); предоставление кредитов;

Банковское право. Шпаргалки Кановская Мария Борисовна

15. Конституция РФ и банковское законодательство

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, является актом высшей юридической силы на всей территории Российской Федерации.

Источниками банковского права выступают положения Конституции РФ, регулирующие банковские правоотношения:

Непосредственно содержащие банковско-правовые нормы;

Имеющие большое значение при установлении общих принципов банковского права;

Регламентирующие:

1) порядок создания;

2) деятельность;

3) правовой статус кредитных организаций или ЦБ РФ;

Имеющие большое значение при формировании финансовой политики Российской Федерации;

Определяющие стратегические направления совершенствования и развития банковского права и банковской системы России;

В целом образующие конституционные основы экономической (в том числе – банковской) деятельности в России.

Банковское законодательство подразделяется на специальное и общее.

Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для регулирования банковских правоотношений. К таким законам, в частности, относятся:

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Общее банковское законодательство включает в себя иные федеральные законы, регулирующие не только и не столько банковские правоотношения, сколько нормы банковского права.

К ним относятся:

Гражданский кодекс РФ (в части регулирования порядка заключения договоров в банковской сфере, регулирующего правоотношения сторон по договорам банковского счета и банковского вклада, вопросы работы кредитных организаций с ценными бумагами и многое др.);

Уголовный кодекс РФ;

Налоговый кодекс РФ;

Федеральный закон «Об акционерных обществах» и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Банковское право автора Рождественская Татьяна Эдуардовна

5. Источники банковского права: основные правовые акты и отдельные положения, составляющие банковское право Конституция Российской Федерации Источниками банковского права являются прежде всего следующие положения Конституции РФ: п. «ж», «з» ст. 71; ст. 74; ст. 75; п. «г» ст. 83;

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

6. Законодательство о налогах и сборах Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 НК РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из НК РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.Налоговый кодекс РФ

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

18. Налоговое законодательство РФ Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие

Из книги Самоучитель биржевой торговли автора Сипягин Евгений

Глава 1 Регулирующее законодательство Теперь поговорим о тех нормативных актах, которые мы должны знать. Вы же учите «Правила дорожного движения», прежде чем сесть за руль автомобиля?Итак, законодательные акты:1. Гражданский кодекс РФ.2. Налоговый кодекс РФ.3. Федеральный

Из книги История экономических учений: конспект лекций автора Елисеева Елена Леонидовна

3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция Референдум по проекту Конституции, изготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон говорит о том, что Россия является демократическим федеративным правовым государством с

Из книги Становление капиталистической Японии автора Норман Герберт

Укрепление государства; конституция 1889 г. Либерализм не сошел со сцены вместе с роспуском политических партий в 1883–1884 гг., но после первых вспышек политического энтузиазма и бесплодных усилий он стал еще более умеренным и соглашательским движением. Мы здесь не будем

Из книги Азбука экономики автора Гвартни Джеймс Д

КОНСТИТУЦИЯ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ Настоящая Конституция провозглашает основные права и свободы людей, ограничивает деятельность властей, описывает, что власти могут, должны и не должны делать.Предназначение власти - защита прав и свобод людей, цивилизованное разрешение

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

7. БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В марте 1995 года парламент Республики Казахстан был распущен, и в течение девяти месяцев президент управлял страной посредством указов. Средства массовой информации были полны комментариев – недоумевающих, гневных, порицающих,

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

14. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФсостоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов

Из книги Бюджетная система РФ: конспект лекций автора Бурханова Наталья

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных

Из книги Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс автора Маховикова Галина Афанасьевна

2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности,

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

2.8 Законодательство и судебная защита Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут

Из книги Капитал. Том третий автора Маркс Карл

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ «ПРИНЦИП ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ» И АНГЛИЙСКОЕ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1844 ГОДА {В одной из прежних работ была исследована теория стоимости денег Рикардо в отношении к ценам товаров; поэтому мы можем здесь ограничиться лишь самым

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

11. Специальное страховое законодательство Для страхования важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Он регулирует отношения между лицами, осуществляющими деятельность в сфере страхового дела,

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

82. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЕДИНСТВА РОССИИ. НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ Десятки субъектов Российской Федерации – Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они

Из книги Либертарианство: История, принципы, политика автора Боуз Дэвид

Глава 6. Право и конституция С вопросами полномочий государства тесно связан почтенный либертарианский принцип господства права. В простейшей форме этот принцип означает, что нами должны управлять общеприменимые правовые нормы, а не произвольные решения правителей -

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Банковское законодательство»

1. Понятие и особенности банковской системы РФ.

БС (БС) РФ, соответствующая рыночной экономике, начала формироваться в 90 после принятия основополагающих законов «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР».

В настоящее время функционирует двухуровневая БС. Первый уровень – Центр. банк РФ. Второй уровень состоит из трех звеньев. К первому звену относятся Сбербанк РФ, Внешторгбанк и Внешэкономбанк, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, т.е. они по статусу полугосударственные. Во второе звено входят различные комм. банки, в третье звено – прочие кредитные учреждения.

Правовой статус ЦБ РФ, его права и обязанности определены Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Банк России является юр. лицом, однако не регистрируется в налоговых органах. Как юридическое лицо он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, но получение прибыли не является целью его деятельности. Банк России самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой, однако подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Высшим органом Банка России является совет директоров, в который входит председатель Банка России и 12 членов, которые должны работать в банке на постоянной основе. Совет директоров выполняет следующие функции:

ЦБ является главным банком государства и признается единственным на территории страны органом денежно-кредитного валютного регулирования экономики.

Осн. целями Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление БС России, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

2. Источники банковского права.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2.12.90 «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Следующим в системе банковского законодательства следует назвать Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2). В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.

Также важнейшее место занимают федеральные законы. Следует, прежде всего, назвать Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О рынке ценных бумаг», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др.

В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные нормативные акты. Банковскому праву вообще присуще многоуровневое нормативное регулирование, что также нельзя признать положительным фактом.

локальные акты кредитных организаций, обладающие признаками нормативности, системности, обязательности, письменной формы и принудительности исполнения; обычаи делового оборота, обладающие признаками постоянности; распространенности применения; ограниченностью обыкновения предпринимательскими отношениями; отсутствием законодательного урегулирования.

3. Правовой институт Центрального Банка России.

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ и федеральными законами. В настоящее время в отношении ЦБ РФ действует Федеральный закон от 10.07.02 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Банк России является юридическим лицом и представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление БС РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган - Совет директоров. В этот коллегиальный орган входит Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.

ЦБ представляет интересы нашего государства во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Осн. функции Банка России: 1) разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики. 2) осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. 3) обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. 4) осуществление банковских операций.

4. Понятие обязательных нормативов Центрального Банка России.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций (5 миллионов ЕВРО)

2) предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации (20% первые два года деятельности кредитной организации и 10% последующие годы);

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (устанавливается в процентах от размера собственных средств кредитной организации и не может превышать 25% размера собственных средств кредитной организации).

4) максимальный размер (он не может превышать 800% размера собственных средств кредитной организации) крупных кредитных рисков, который устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собственных средств кредитной организации.

5) нормативы ликвидности кредитной организации. Определяются как: соотношение ее активов и пассивов с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов; отношение ее ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легкореализуемых активов) и суммарных активов;

6) нормативы достаточности капитала. Определяются как отношение размера собственных средств кредитной организации и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска;

7) размеры валютного, процентного и иных рисков.

8) минимальный размер резервов, создаваемых под риски.

9) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц; он определяется как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств кредитной организации и не может превышать 25% собственных средств кредитной организации;

10) максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам). Он определяется в процентах от собственных средств кредитной организации и не может превышать 50%.

5. Правовые основы регистрации и лицензирования кредитных организаций.

КО подлежат гос. регистрации в соответствии с Фед. законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8.09.01 с учетом установленного специального порядка гос. регистрации КО. Регистрацию и лицензирование КО осуществл. ЦБ.

Банк России вправе отказать в государственной регистрации КО по следующим основаниям: несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидата на должности руководителей исполнительных органов и (или) гл. бухгалтера; неудовлетворительное финансовое положение учредителей КО или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, и местными бюджетами за последние три года; несоответствие документов, поданных для гос. регистрации и получения лицензии, требованиям фед. законов.

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций должны быть внесены в единый гос. реестр юр. лиц уполномоченным регистрирующим органом на основании решения ЦБ о государственной регистрации. Уполномоченным регистрирующим органом, ведущим единый гос. реестр юр. лиц, является Мин-во РФ по налогам и сборам.

С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.

Вновь созданному банку могут быть выданы следующие виды лицензий: лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии этой лицензии банк имеет право устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков; лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Эта лицензия может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и в валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).