Финансы – это система отношений по поводу формирования, распределения. Финансы и их функции Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

  • 19.11.2023

Финансы выражают экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизован­ных (государственных) и децентрализованных фондов денеж­ных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность финансов проявляется в функциях: основные из них:

Распределительная - реализуется при распределении нацио­нального дохода, основанного на создании первичных (заработ­ная плата работников и доходы предприятий в сфере материаль­ного производства) и вторичных (доходы непроизводственной сферы экономики, налоги) доходов. Эта функция представляет собой целевое обособление каждой части стоимости (для финан­сов характерно одностороннее безвозмездное движение стоимос­ти) на фонд возмещения (на возмещение потреблённых в процес­се производства средств производства), на фонд накопления (при­бавочный продукт) и фонд потребления (необходимый продукт) и тем самым играет важную роль в обслуживании воспроизводственного процесса.

Контрольная - проявляется в контроле за распределением ВВП и НД, позволяет оценить пропорции распределяемого об­щественного продукта, непрерывность воспроизводственного процесса, формирование фондов целевого назначения в различных сферах общественного производства.

2. Финансовая система государства и её субъекты

Функционирование финансовой системы реализуется посред­ством системы финансовых отношений, представляющих собой значимую часть денежных отношений. Финансовые и денежные отношения не тождественны между собой. Финансовые отноше­ния предусматривают движение денежных средств в качестве средства обращения (уплата физическими и юридическими лица­ми налогов) и средства платежа (возмещение ущерба при наступ­лении страхового случая). Материальным носителем финансовых отношений выступают финансовые ресурсы. Они формируются во всех стадиях общественного производства и используются через денежные фонды целевого назначения.

Денежные средства становятся финансовыми ресурсами лишь в том случае, когда они высвобождаются из хозяйственного обо­рота и функционируют относительно самостоятельно.

Совокупность финансовых отношений, включающая много­образные сферы и звенья финансов, представляет собой финан­совую систему (рис. 63).

К сферам финансовой системы относятся финансы предприя­тий, учреждений, организаций, страхование и государственные финансы.

В качестве звеньев финансовой системы соответственно выделяются коммерческие и некоммерческие предприятия, а также общественные объединения и фонды.

Финансовым звеном системы страхования является личное, имущественное, социальное страхование, а также страхование ответственности и предпринимательских рисков.

Финансовым звеном системы государственных финансов выступает государственный бюджет, внебюджетные фонды и госу­дарственный кредит.

Каждое звено финансовой системы государства, исходя из внутренних взаимосвязей, включает и систему подзвеньев. Так, подзвеньями системы финансов предприятий являются их от­раслевая направленность (финансы торговых предприятий, пред­приятий сети общепита, строительных и т.д.).

В некоммерческой сфере в качестве подзвеньев можно выде­лить финансы социальных предприятий, оказывающие поддер­жку определённым группам населения, транспортных предпри­ятий, принадлежащих муниципальным ведомствам и т.д.

Подзвеньями финансов общественных объединений являются различные виды фондов, к примеру, фонд поддержки малого предпринимательства, региональный фонд финансовой поддер­жки регионов и т.п.

Главным подзвеном системы социального страхования высту­пает медицинское страхование, а также страхование работников на предприятии.

На сегодняшний день появилась достаточно распространён­ная сеть страховых агентств, работающих с юридическими ли­цами. К примеру, в Ростовской области работают такие органи­зации, как «Айболит», «Панацея», «Адмирал» и т.д.

В секторе личного страхования подзвеньями являются стра­хование жизни, здоровья, старости, страхование от несчастных случаев и т.д.

По страхованию ответственности можно назвать следующие под звенья: страхование гражданской и профессиональной ответ­ственности, ответственности заёмщиков, кредиторов и т.д.

Подзвеньями системы страхования предпринимательских рисков выделяются страхование риска непогашения кредитов, стра­хование поставок, страхование вкладов и т.д.

В структуре государственных финансов подзвеном является взаимосвязь бюджетов трёх уровней - федерального, региональ­ного и местного, предусматривающего чёткое разграничение объектов (доходов, расходов), полномочий, прав и обязанностей каждого уровня бюджетной системы.

Совокупность участников финансовых отношений представ­ляет субъектный состав финансовой системы государства (госу­дарство в лице соответствующих исполнительных органов влас­ти в области реализации финансовой политики, предприятия и население).

В систему финансовых отношений входят:

– государственные финансы;

– муниципальные (местные финансы);

– финансы предприятий;

– финансы граждан.

Основой финансовой системы выступают финансы предприятий, поскольку именно на их уровне формируются первичные источники денежных средств. С другой стороны, с точки зрения макроэкономики ключевую роль в финансовой системе играют государственные финансы. Государственные финансы – это система отношений по поводу формирования и использования централизованных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих функций.

Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственный внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды – это целевые фонды денежных средств, используемые для удовлетворения социальных потребностей населения. Они представлены Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет – централизованный денежный фонд, который образуется путем перераспределения национального дохода и который используется государством для выполнения своих функций . Как государственный документ, государственный бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства на определенный срок (чаще всего на год).

Доходы государства складываются из двух основных источников:

– налоги и сборы. Они носят разовый характер (например, гербовый сбор – обязательный платеж за регистрацию документов);

– неналоговые поступления, включающие в себя доходы от использования и продажи государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности и т. д.

Расходы госбюджета представляют собой денежные средства, направляемые на выполнение основных функций государства. Они включают в себя расходы на финансирование народного хозяйства (на развитие сельского хозяйства, инвестиции в строительство дорог и т. д.), расходы на социальную инфраструктуру (на образование, здравоохранение), военные расходы, расходы на содержание государственного аппарата, платежи по государственному долгу.

Принято выделять перераспределительную и регулирующую функции государственного бюджета.

1. Перераспределительная функция – заключается в том, что через госбюджет перераспределяется определенная часть (35–55 %) совокупного дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между отдельными сферами и отраслями народного хозяйства, а также между регионами и социальными группами населения. Например, промышленные предприятия платят налоги в бюджет, а из бюджета эти средства идут на финансирование сельского хозяйства, науки и т.д.

2. Регулирующая функция – заключается в том, что государственный бюджет является одним из главных инструментов регулирования темпов и пропорций развития экономики. Например, если в стране высокая инфляция, то государство может уменьшить свои расходы или увеличить налоги. С целью стимулирования деловой активности, наоборот, могут быть снижены налоги и т. д.

В федеративных государствах государственный бюджет делится на три уровня:

– I уровень – федеральный бюджет;

– II уровень – бюджеты субъектов Федерации (бюджеты краев, областей, республик);

– III уровень – местные (муниципальные) бюджеты (городские и районные бюджеты).

Бюджеты отдельных уровней самостоятельны и не включаются друг в друга. У каждого из них имеются свои источники доходов и собственные, установленные законом, статьи расхода. В то же время для анализа состояния государственных финансов или оценки роли государства в экономике рассчитываются консолидированный бюджет и бюджет расширенного правительства (расширенный бюджет).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы, т. е. он включает в себя федеральный бюджет и плюс бюджеты субъектов федерации.

Бюджет расширенного правительства представляет собой совокупность консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов. Так, например, если надо оценить роль государства в экономике, то пользуются показателем доли государственных расходов в ВВП. Для этого сумму расходов расширенного бюджета делят на ВВП.

«Государственный бюджет» - Необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена: 2. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Понятие государства. Доходы федерального бюджета в 2007 г. – 23,6%ВВП. Что понимается под финансами и финансовой системой? Какие виды бюджетного дефицита существуют? 1. Финансы и финансовая система: сущность и функции.

«Бюджет государства» - 5. Дефицит бюджета (budget deficit) - превышение расходов над доходами. Виды налогов. Расходы бюджета. 7. 8. Доходы бюджета. 6. Баланс бюджета. Бюджетный процесс. Министерство финансов России, Москва. Россия: баланс бюджета (в % от ВВП). Функции бюджета. Перераспределение доходов в соответствии с целями государственной политики.

«Исполнение бюджета» - Внутренний аудит осуществляют службы правительства (министерство финансов, казначейство, главные распорядители бюджетных средств). Проект бюджета основывается на бюджетном послании президента. Рассмотрение законодателями проекта бюджета начинается в парламентских комиссиях еще до начала официальных слушаний.

«Распределение бюджетных ассигнований» - 23.08.201106.10.2009. Как указывать коды госпрограмм. Фцп. Подготовка аналитического распределения – история вопроса.

«Бюджетная система РФ» - Б.областей. Виды социального страхования: Областные. Федеральный б. Б. субъектов. Основные элементы фондов: Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: Бюджеты: 1.Федеральный 2.Региональный 3.Местный. Государственное устройство. Социальное обеспечение. По методам проведения: 1.добровольные 2.принудительные.

«Бюджетная система» - Бюджетная система РФ. Принцип достоверности бюджета. Трансферты, субвенции. Региональный бюджет. Ст.14 НК РФ. Принцип гласности. Местный бюджет. Ст.15 НК РФ. Домашние хозяйства и предприятия. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Федеральный бюджет. Принципы Бюджетной системы РФ.

Всего в теме 13 презентаций

2.1. Финансовые отношения организаций и сущность финансового менеджмента

Предпринимательская деятельность, по своему содержанию, включает производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, операции на фондовом рынке. В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых и возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Материальной основой финансовых отношений выступают деньги, а необходимым условием их возникновения является движение денежных средств.

Финансы предприятий - совокупность объективно обусловленных экономических отношений предприятий, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, поступлениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования для целей обеспечения производственной деятельности.

Финансовые отношения предприятий в зависимости от содержания можно сгруппировать по направлениям:

Возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования его уставного капитала;

Между самими предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости (между поставщиками, покупателями, подрядчиками и другими субъектами экономики);

Между подразделениями внутри предприятия (например, между цехами, филиалами);

Между предприятием и его работниками (при распределении полученного дохода, размещении ценных бумаг, выплате дивидендов, взыскании штрафов и компенсаций);

Между предприятием и вышестоящей организацией (внутри холдинга, финансово-промышленной группы, с союзами ассоциациями). Эти отношения возникают при формировании, распределении, использовании ресурсов, получаемых для финансирования целевых программ, проведения исследований, осуществления инвестиционных проектов.

Между предприятием и финансами государства при уплате налогов, взносов во внебюджетные фонды, предоставлении налоговых льгот, ассигнований, уплате штрафов;

Между предприятием и банковской системой при хранении денег, получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

Между предприятием и страховыми компаниями и организациями, при страховании имущества, работников, рисков и др;

Между предприятием и инвестиционными институтами при размещении инвестиций.

Каждая из названных групп имеет свои особенности, но все они носят двусторонний характер, т.е. финансовые потоки имеют прямую и обратную направленности.

Где же возникают и функционируют финансовые отношения? Для ответа на этот вопрос рассмотрим последовательность стадий воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление.

На стадии производства финансовые отношения формируются лишь потенциально, поскольку здесь отсутствует их важный признак – движение денежных средств. Потенциально – это значит, что здесь посредством умелого объединения факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) создается новая прибавочная стоимость, приобретающая в последующем форму национального дохода.

Национальный доход - часть стоимости совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения потребленных в производстве средств.

Совокупный общественный продукт (СОП) – стоимость материальных благ, созданных в обществе за определенный период времени (чаще год). Здесь необходимо отметить, что СОП создается только отраслями материального производства, в то время как непроизводственная сфера перераспределяет или потребляет его. Таким образом, источником формирования финансовых ресурсов выступают предприятия сферы материального производства, и именно поэтому они являются базисом последующих распределительных отношений.

Вторая стадия воспроизводственного процесса - распределение. Именно эта стадия является сферой функционирования финансовых отношений, а значит, и образования финансовых ресурсов. Здесь происходит распределение и отчуждение стоимости общественного продукта в денежной форме, и формирование доходов субъектов производства в соответствии с их вкладом или формирование целевых отдельных частей стоимости у одного владельца. Эта стадия характеризуется обособленным (от движения товаров), односторонним движением стоимости.

На стадии обмена движение денежных средств продолжается, хотя приобретает качественно иные характеристики. Здесь стоимость уже не отчуждается, а лишь меняет свою форму с денежной на товарную – происходят акты купли и продажи товаров. Движение денежный формы стоимости сопровождается встречным (т.е. двусторонним) движением стоимости в товарной форме. Отсутствие же распределительных отношений на этой стадии не позволяет считать ее сферой функционирования финансовых отношений. Вместе с тем, именно на этой стадии финансовые ресурсы могут продолжать свое движение, но уже в качестве товара. Например, ссуды.

На четвертой стадии воспроизводственного процесса - потреблении, также как и на первой, отсутствует движение денежных средств, т.е. финансовые отношения отсутствуют.

Итак, финансовые ресурсы возникают и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – стадии распределения. Вместе с тем, первоначальной сферой их образования являются процессы первичного распределения стоимости СОП, когда стоимость распадается на составляющие ее элементы, и соответственно образуются различные формы дохода, как у самого предприятия, так и у других субъектов хозяйствования и государства. Речь идет о том, что по реализации продукции и образовании выручки формируются амортизационные отчисления, отчисления на заработную плату работающих, прибыль предприятия, отчисление на государственные социальные нужды, происходят платежи по страхованию, банковской сфере. Все остальные отношения носят перераспределительный характер, ибо затрагивают распределение образовавшихся вышеназванных доходов. Это отчисления из прибыли государству, налоги на доходы физических лиц, распределение прибыли на предприятии и т.д. Схематично местоположение финансов предприятий в общегосударственной финансовой системе можно представить рисунком.

Целевое назначение любой сферы финансовой системы определяется ее ролью в воспроизводственном процессе. Так государственные финансы аккумулируют и используют ресурсы для выполнения государственных функций. Назначение финансовых ресурсов сферы страхования – создание фонда средств для предупреждений или минимизации последствий произошедших страховых случаев. Финансы предприятий, учреждений, организаций служат цели производства и удовлетворения потребностей общества в товарах, услугах и т.д. Домохозяйства аккумулируют и распределяют финансовые ресурсы с целью формирования и поддержания для личного потребления.

Роль и место системы финансов предприятий

в финансовой системе

Местоположение системы финансовых ресурсов государства на рисунке обусловлено тем, что эта сфера финансовых отношений имеет приоритет перед другими, т.к. в составе потребностей расширенного воспроизводства важное место занимают те, что связаны с существованием государства. Именно ресурсы этой сферы позволяют удовлетворять общегосударственные потребности. Кроме того, государство, выступая субъектом распределения, может активно влиять на развитие финансовых отношений.

Напротив, положение системы финансовых ресурсов предприятий объясняется их приоритетной ролью в создании новой стоимости (СОП), которая затем «питает» все другие сферы финансов, а значит, выступает базисом последующих распределительных отношений и даже существования государства, как института, организующего и упорядочивающего их.

Здесь нельзя не конкретизировать вопрос о распределяемой стоимости, поскольку в различных литературных источниках в качестве последней выступает совокупный общественный продукт, национальный доход или национальное богатство. Мы придерживаемся следующего мнения. Если речь идет о первичном распределении и источнике образования финансовых ресурсов, то это, безусловно, национальный доход. Кроме того, этим термином удобно пользоваться, когда необходимо подчеркнуть расширенный характер воспроизводства, ибо речь идет о вновь созданной, прибавочной стоимости. Образование и использование национального дохода наглядно характеризует темпы экономического роста в стране.

Если же нам необходимо знать всю величину стоимости материальных благ, созданных в обществе, пропорции ее распределения, то вполне обоснованно использовать показатель совокупного общественного продукта, который в своем составе, помимо национального дохода, содержит и еще не возмещенные затраты. Однако величина совокупного общественного продукта дает неполное представление о результативности общественного производства, и когда мы ее используем, то необходима конкретизация того, о чем идет речь: о неизменной величине распределяемой стоимости, либо о суженном или расширенном воспроизводстве.

И, наконец, национальное богатство – совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства. Данный термин характеризует абсолютную величину экономической мощи государства и может быть использован для сравнительных характеристик исследуемых стран. В данном случае речь идет о перераспределении стоимости, причем именно оно может быть отвлечено от воспроизводственного процесса в экстренных случаях (стихийные бедствия, война, платежи по внешним долгам).

Сущность финансов проявляется в двух функциях: распределительной и контрольной. Это общепризнанный подход. Функции тесно взаимодействуют между собой. Распределительная функция связана с тем, что в основе финансов лежат распределительные отношения (по поводу распределения созданной на предприятии стоимости) обеспечивающие источниками средств (финансовыми ресурсами) воспроизводственный процесс к тем самым связывающие все его фазы: производство, распределение, обмен, потребление. Это позволяет активно воздействовать на все стадии данного процесса. С помощью этой функции также происходит формирование уставного капитала, выделение основных и оборотных фондов, распределение выручки, рефинансирование производственной деятельности, расчет с контрагентами, формирование ресурсов государства.

Контрольная функция является производной от распределительной. Она становится возможной благодаря денежному выражению распределяемой стоимости. Эта функция осуществляется с помощью системы финансовых показателей позволяющих прямо количественно (посредством слежения за финансовыми потоками), либо косвенно (посредством относительных показателей) оценить пропорции распределения ресурсов и результаты деятельности хозяйствующего субъекта, что, в конечном счете, позволяет своевременно заметить возникающие отклонения и исправить возможные диспропорции.

На уровне финансовых отношений предприятий - в этом низовом звене производственно-хозяйственного комплекса страны, создается национальный доход, распределяемый затем в другие звенья финансовой системы. Следовательно от эффективности функционирования финансов предприятий зависит в немалой степени и экономическая мощь всего государства.

Таким образом, понимание сути финансовых отношений (по поводу распределения стоимости) и специфики формирования на этой основе финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования (для выполнения функций) позволяет определить финансовый менеджмент как науку об управлении финансами для достижения экономическими субъектами своих целей.

Предыдущая

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также: