Фундаментальные исследования. Характеристика ресурсов образовательной организации, их эффективное использование 2 ресурсы образовательной организации их использование

  • 22.12.2022

Важнейшими видами финансовых ресурсов организаций образования являются бюджетные средства, внебюджетные средства, прибыль тех организаций, которые функционируют на коммерческой основе.

Бюджетные ресурсы были и остаются важнейшим видом финансовых ресурсов организаций образования. Динамика расходов консолидированного бюджета на образование характеризуется следующими данными:

Доля расходов на образование в общем объеме расходов консолидированного бюджета

2008 13% (5,2% ВВП)

2009 14,8% (5,2% ВВП)

2010 13,6% (4,4% ВВП)

2013 16,3% (5,3% ВВП)

2014 17,2% (5,0% ВВП)

Основными финансовоёмкими уровнями образования являются дошкольное и общее среднее образование (66,7%). В то время как, например, на финансирование учреждений дополнительного образования детей и взрослых расходуется лишь 5% средств.

Основным документом, на базе которого осуществляется бюджетное финансирование, является бюджетная смета. Расчет показателей бюджетной сметы осуществляется в разрезе подразделений бюджетной классификации по расходам (по категориям, статьям, подстатьям и элементам экономической классификации расходов). Для своевременной организации работы и бюджетной сметы, Министерство образования, руководствуясь постановлениями Совета министров о сроках разработки проекта бюджета на предстоящий бюджетный год, устанавливает сроки составления и представления проектов бюджетных смет, разрабатывает необходимые указания о порядке их составления, а также устанавливает для образовательных учреждений основные производственные и сетевые показатели их деятельности. На основании этих разработок и указаний образовательные учреждения и рассчитывают сумму бюджетных ассигнований на соответствующий бюджетный год. Этот проект подписывается руководителем учреждения, начальником планового отдела, главным бухгалтером и представляется на рассмотрение распорядителю бюджетных средств. Распорядитель может откорректировать представленный проект в соответствии с объемом бюджетных средств, предусмотренных в бюджете. После утверждения соответствующих бюджетов распорядители бюджетных средств, а также Министерство финансов и местные финансовые органы утверждают сводные бюджетные сметы, которые и являются основанием для предоставления бюджетной организации соответствующих бюджетных средств.

Внебюджетные ресурсы образовательных учреждений формируются в процессе их коммерческой деятельности и в первую очередь в процессе оказания платных услуг. Перечень платных услуг в сфере образования, которые оказываются государственными учреждениями образования, установлен постановлением Совета министров от 03.10.2002 №1376.


Предоставление платных услуг потребовало решения проблемы установления цены на эти услуги. С этой целью правительством РБ было принято положение о порядке формирования цен на платные услуги в государственных учреждениях образования. Цены на платные услуги формируются на основе плановых затрат, всех видов установленных налогов, неналоговых платежей, прибыли необходимой для воспроизводства. Рентабельность должна составлять не более 40% от плановых затрат.

В государственных учебных заведениях рентабельность оказания образовательных услуг, как правило, не более 25%.

Включение в денежный оборот государственных образовательных учреждений внебюджетных ресурсов коренным образом усовершенствовало концепцию их финансового обеспечения, в основе которой лежит формирование консолидированного бюджета образовательного учреждения.

В доходной части данного бюджета отражаются основные виды мобилизуемых финансовых ресурсов. Например, сегодня в ВУЗах: бюджетное финансирование (30-40%), внебюджетные источники (50-60%), научно-исследовательская деятельность (1-2%).

По результатам 2013 финансового года, например, доля доходов от внебюджетной деятельности в расходах учреждений высшего образования, подчинённых Министерству образования, составлял 49,7%, в учреждениях среднего специального образования – 23,7%, в учреждениях образования, содержащихся за счёт средств местных бюджетов, всего 2,8%.

Сложившийся в РБ состав финансовых ресурсов в системе образования соответствует мировой практике. Бюджетные и внебюджетные средства будут и далее одновременно использоваться в роли важнейших ресурсов учреждений образования.

Очевидно, что совершенствование учебного процесса, повышение эффективности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях образования находятся в прямой зависимости от уровня развития их материально-технической базы, ее соответствия требованиям современной рыночной экономики.

Материально-техническая база в сфере образования совокупность материальных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения и системы образования в целом. К ней относятся все закрепленные за образовательными учреждениями материально-вещественные средства, предназначенные для учебной деятельности, для обеспечения условий труда и быта учащихся и преподавателей (рис. 4).

Рис. 4. Структура материально-технической базы

Все материальные ресурсы учреждения имеют натуральную и стоимостную формы выражения, а в зависимости от особенностей функционирования их подразделяют на две группы: основные и оборотные.

Основные фонды занимают главное место в структуре материально-технической базы и долговременно обслуживают учебно-воспитательный и учебно-производственный процессы, перенося свою стоимость по частям, по мере износа, на производимый продукт. В их число входят здания, где непосредственно идет учебный процесс, здания вспомогательных служб, производственного назначения; учебное и производственное оборудование, транспортные средства, библиотечный фонд и т.д.

Правовое регулирование закрепления за образовательным учреждением имущества в оперативном управлении осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев, и стоимость за единицу на дату приобретения выше 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.

Учет основных фондов производится в натуральной и денежной формах.

Учет с помощью натуральных показателей осуществляется отдельно для каждой группы основных фондов. Учет в денежной форме проводится для определения общей величины основных фондов, их динамики, структуры, расчета износа, экономической эффективности капитальных вложений.

Единица учета основных средств – инвентарный объект, которым является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих различные сроки использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Основные средства в образовательных учреждениях отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей фактические расходы на их приобретение, сооружение и изготовление, включая налог на добавленную стоимость. По объектам, построенным или приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности, налог на добавленную стоимость подлежит зачету или возмещению на общих основаниях.

Книги, учебники и другие издания, включенные в фонд библиотек, учитываются по номинальной цене, включая стоимость их первоначального переплета. Расходы на ремонт и реставрацию книг, в том числе и вторичный переплет, на увеличение стоимости книг не относятся и списываются на соответствующие статьи расходов по смете доходов и расходов учреждения.

Основные средства, участвующие в процессе любого производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания.

Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Вместе с тем основные фонды претерпевают и моральный износ (обесценивание) – средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы. Моральный износ происходит в двух формах:

1) обесцениваются машины такой же конструкции вследствие удешевления их производства в современных условиях;

2) старые, физически годные к работе машины и оборудование обесцениваются вследствие появления новых, технически более совершенных и производительных машин.

Наиболее ярко моральный износ проявляется в случае с компьютерной техникой. Закупленные в середине 90-х гг. ХХ в. компьютеры (с 386-м процессором) уже безнадежно устарели.

Амортизация – процесс постепенного переноса стоимости средств производства на производимый продукт. В условиях рыночных отношений величина амортизационных отчислений увеличивает величину издержек производства и снижает конкурентоспособность продукции, уменьшает объем получаемой прибыли. Однако заниженная доля отчислений удлиняет срок оборачиваемости средств, вложенных в приобретение основных фондов, ведет к их старению и снижению конкурентоспособности, потере позиций на рынке.

В коммерческих организациях стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.После того как начисленный износ достигнет уровня первоначальной (восстановительной) стоимости, дальнейшее начисление износа прекращается. Однако это не дает права бюджетному учреждению списывать данный объект основных средств, так как имущество списывается только в том случае, если его дальнейшая эксплуатация невозможна по физическому состоянию.

В бюджетных учреждениях крайне редко списывают основные средства даже по причине их морального износа.

Износ основных средств начисляется в соответствии с Годовыми нормами износа но основным фондам учреждений и организаций, состоящими на государственном бюджете и указаниями о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете.

Нормы износа (амортизации) должны быть экономически обоснованы и направлены на своевременное возмещение основных фондов. При их расчете важно правильно определить экономически целесообразный срок службы основных фондов с учетом следующих факторов:

P долговечность основных фондов;

P моральный износ;

P перспективные планы технического перевооружения;

P баланс оборудования;

P возможности модернизации и капитального ремонта.

Существуют два вида физического износа:

P устранимый физический износ, когда затраты на ремонт меньше, чем добавленная стоимость объекта;

P неустранимый, когда затраты на исправление дефекта превышают стоимость, которая будет добавлена к объекту. Для определения неустранимого физического износа элементы здания подразделяются на долговременные и быстро изнашиваемые. Для каждого вида элементов есть методики расчета физического износа.

Моральный износ также называют функциональным – объект перестает соответствовать современным стандартам, с точки зрения его функциональной полезности. Для зданий это проявляется в устаревшей архитектуре, удобствах планировки, объемах, инженерном обеспечении (лифты, кондиционирование воздуха) и т.п. Для компьютерной техники он проявляется в невозможности использовать современное программное обеспечение.

Функциональный износ может быть устранимым и неустранимым (критерии те же, что и для физического износа).

Внешний (или экономический) износ это снижение стоимости здания вследствие негативного изменения его внешней среды, обусловленное экономическими, политическими либо другими внешними факторами. Причинами внешнего износа могут быть: общий упадок территории, на которой находится объект; действия правительства, региональной или местной администрации в области налогообложения, страхования; а также изменение на рынке занятости, отдыха, образования.

Важным фактором, влияющим на величину внешнего износа, является близость объекта к малопривлекательным природным или искусственным объектам: болотам, очистным сооружениям, ресторанам, бензоколонкам, железнодорожным станциям.

Оценивается внешний износ чаще всего из анализа парных продаж на рынке недвижимости объектов, близких по характеристикам, но находящихся в разном внешнем окружении. Внешний износ, как правило, неустраним.

В условиях инфляции возникает необходимость периодической переоценки основных фондов и определения их восстановительной стоимости, соответствующей реальным экономическим обстоятельствам. Индексы пересчета различаются по видам основных фондов, а также в зависимости от сроков создания, строительства или приобретения основных фондов.

Оборотные фонды,которые иногда также называют бухгалтерским термином малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, ние оборотных фондов к МБП не совсем правильно, так как помимо собственно малоценных и быстроизнашивающихся предметов к оборотным фондам относятся материальные запасы. К материальным запасам относятся материалы для учебных целей, продукты питания, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, топливо, медикаменты и перевязочные средства, корма и фураж, тара и прочие материалы.составляет та часть материальной базы, которая полностью потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно перенося свою стоимость на продукт труда. На самом деле такое сведе

В составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитываются предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости; предметы стоимостью приобретения не более 50 МРОТ за единицу.

Все имущественные ценности в обязательном порядке должны находиться на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом директора, которые следят за сохранностью вверенных ценностей и ведут учет всех изменений. Смена лиц, ответственных за хранение имущественно-материальных ценностей, должна сопровождаться инвентаризацией и составлением приемо-сдаточных актов, утверждаемых директором.

Здания и сооружения, классная и канцелярская мебель, хозяйственный инвентарь и оборудование, топливо, хозяйственные и строительные материалы и другие аналогичные по назначению ценности находятся, как правило, на ответственном хранении заведующего хозяйством школы или помощника директора по хозяйственной части.

Учебное оборудование, приборы, модели, муляжи, диапозитивы, кинофильмы, лабораторная посуда и принадлежности, печатные пособия, инструменты и приспособления, реактивы и материалы для учебных целей находятся на ответственном хранении у лиц, на которых возложено заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, мастеров, лаборантов, библиотекарей.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения в образовательном учреждении. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных за ветхостью, не должны присваиваться другим, вновь поступающим объектам основных средств.

Существуют различные методы оценки имущества предприятий. Для бюджетных образовательных учреждений, как правило, используется лишь метод балансовой оценки, то есть совокупная стоимость материальных ресурсов, отраженная в бухгалтерском балансе.

Имущественный подход к оценке стоимости образовательного учреждения позволяет точнее определить действительную стоимость образовательного учреждения и включает в себя:

P метод скорректированной балансовой стоимости активов (индексный метод);

P метод активов;

P метод замещения (определение стоимости нового, сопоставимого по функциям предприятия);

P метод восстановительной стоимости (строительство полного аналога);

P метод ликвидационной стоимости.

Все эти методы занимаются оценкой активов образовательного учреждения и его имущественного комплекса и применяются при определении ликвидационной стоимости образовательного учреждения, а также при определении необходимых затрат на строительство и ввод в действие новых учреждений.

Для расчета текущей стоимости активов используются данные баланса предприятия на дату оценки. При этом выделяют следующие основные этапы:

P проверка (инвентаризация на дату оценки) и корректировка счетов баланса проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов РФ 13 июня 1995 г.;

P определение стоимости земельного участка (используются два варианта оценки: определение нормативной стоимости (земельный налог, умноженный на 200) и определение рыночной стоимости);

P определение остаточной восстановительной стоимости основных фондов;

P определение текущей стоимости остальных активов.

Для оценки рыночной стоимости земельного участка при текущем использовании необходима следующая информация:

– титул собственности и регистрационные данные по земельному участку;

– физические характеристики участка;

– данные о взаимосвязи участка с окружением;

Используются следующие основные способы определения полной восстановительной стоимости объектов недвижимости.

1. Способ сравнительной единицы. Текущая стоимость, выбранная для расчета единицы измерения оцениваемого объекта недвижимости, умножается на количество единиц, содержащихся в оцениваемом объекте. Единицами могут быть: куб. м, кв. м, одно посадочное место и т.д. Существуют соответствующие таблицы удельных показателей стоимости по различным типам зданий и сооружений, по которым и можно произвести оценку.

2. Поэлементный способ расчета стоимости объекта недвижимости (метод разбивки на компоненты) заключается в определении удельной стоимости единицы измерения объекта, исходя из поэлементных затрат: на материалы, рабочую силу, производство земляных, монтажных и прочих работ.

3. Сметный способ расчета стоимости объекта недвижимости заключается в составлении объектных и сводных смет строительства данного объекта, как если бы он строился вновь по текущим ценам.

4. Индексный способ оценки объектов недвижимости заключается в определении восстанови­тельной стоимости оцениваемого объекта путем умножения его балансовой стоимости на соответствующий индекс, согласно Положениям о порядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и организаций. Индексы для переоценки основных фондов периодически утверждаются Правительством РФ.

Оценка оборудования машин и механизмов проводится как оценка остаточной восстанови­тельной стоимости, исходя из полной восстановительной стоимости за вычетом износа.

Полная восстановительная стоимость определяется одним из следующих способов:

P по первоначальной балансовой стоимости с учетом индексов переоценки;

P по стоимости замещения (по стоимости аналогов);

P по биржевым ценам (плюс транспортные расходы).

Износ оборудования лучше рассчитывать по всем трем видам износа: физическому, моральному и экономическому.

Нематериальные активы это научно-техническая продукция, лицензии, «ноу-хау», патенты, высококвалифицированный персонал, клиентура, торговая марка, компьютерные программы и т.п. Для их оценки применяются:

P затратный подход (стоимость определяется по цене приобретения и постановки на баланс с учетом индексов переоценки);

P доходный подход (рассчитывается и дисконтируется чистый доход, который может дать нематериальный актив на соответствующем рынке);

P рыночный подход (стоимость определяется по цене сопоставимых активов, проданных на рынке);

P метод сравнения – анализ продаж.

Оценка объектов незавершенного строительства осуществляется по фактическим издержкам с учетом индекса изменения цен на строительно-монтажные работы на дату оценки.

Производственные запасы оцениваются по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование.

Оценка дебиторской задолженности начинается с составления списка дебиторов, анализа сроков возврата и возможностей возврата долга. Далее делаются необходимые напоминания, и подаются соответствующие иски, либо долги списываются как безнадежные.

Непосредственно дебиторская задолженность оценивается отношением будущих выплат по долгам к их текущей стоимости, т.е. путем дисконтирования затрат. Дисконтирование затрат – приведение будущих затрат к нынешнему периоду, установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем. Современная стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и срока, периода дисконтирования.

Инвестиции могут включать ценные бумаги, вложенные в уставные капиталы других предприятий, в недвижимость. Инвестиции оцениваются, исходя из рыночной стоимости на дату оценки.

Денежные средства на валютном счете оцениваются по курсу валют на дату оценки.

В результате описанных выше операций можно получить оценку действительной стоимости образовательного учреждения.

В завершение раздела подчеркиваем, что материально-техническая база является той основой системы образования, без совершенствования которой невозможно обеспечить ее переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям современной экономики и задаче подъема промышленности.

31. Основными направлениями развития являются: сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов; переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием современных форм хозяйствования в виде тендеров, конкурсов и торгов; разработка и реализация комплекса мер по поддержке производителей учебно-лабораторного, научного и производственного оборудования учебного назначения, мягкого и жесткого инвентаря и иных средств оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования; строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования; оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников организаций системы образования, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения; оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно-лабораторного и научного оборудования; разработка новых строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений.

32 . В соответствии со статьей 21 “Закона об образовании” подготовка профес­сорско-преподавательских кадров осуществляется через систему послевузов­ского образования в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре при образовательных и научных учреждениях. Видное место занимают многие НИИ Российской академии образования (РАО) и Российской академии наук (РАН).

Цели, структура и формы получения послевузовского образования

Послевузовское образование призвано обеспечить максимальную реализацию способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности и ставит своей целью подготовку научных кадров высшей квалификации, получение новых знаний о природе, человеке, обществе, а также разработку новых технологических идей и основ технологий.

Структура послевузовского образования включает следующие ступени:

подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени кандидата наук (аспирантура, адъюнктура, ассистентура-стажировка);

подготовку научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени доктора наук (докторантура).

Получение послевузовского образования осуществляется в очной и заочной формах, а также в форме соискательства.

Учреждения, обеспечивающие получение послевузовского образования

К учреждениям, обеспечивающим получение послевузовского образования, относятся высшие учебные заведения (независимо от форм собственности), научные и другие организации, которые в установленном Правительством Республики Беларусь порядке получили право заниматься послевузовским образованием.

Сфера образования, как и любая другая отрасль народного хозяйства, в состоянии нормально функционировать, если будет обеспечена подготовленными кадрами специалистов.

Отрасль образования- единственная сфера, которая готовит квалифицированные кадры для всех остальных отраслей экономики, а также для самой себя. Подготовку преподавателей и воспитателей, пополняющих отряд педагогов всех ступеней образовательных учреждений, осуществляют научно-педагогические работники высших учебных заведений.

Как же организуется процесс подготовки дипломированных молодых вузовских преподавателей? Нередко выпускников вузов, проявивших за время учебы склонность к научной работе по той или иной специальности, кафедры рекомендуют для продолжения образования в аспирантуре. Кроме того, в аспирантуру может поступить на конкурсной основе по профилю полученного вузовского образования каждый, кто проработал два года после окончания вуза. За время учебы в аспирантуре надо сдать экзамены так называемого “кандидатского минимума”, подготовить и защитить кандидатскую диссертацию.

Докторантами становятся лица, имеющие ученую степень кандидата наук и зачисленные в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Эта диссертация должна быть научной квалификационной работой, в которой на основе выполненных автором исследований, разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления,

Расширение рыночных отношений в экономике влияет на процесс воспроизводства кадров в сфере образования. Усиливается роль экономических методов воздействия, возникают элементы рыночной структуры хозяйства, включая формирование рынка рабочей силы, составной частью которого становится профессиональный рынок труда работников образования. Однако в просвещении, как ранее отмечалось, рыночные отношения видоизменены бюджетным характером финансирования и некоммерческим положением большинства учреждений образования. Рыночное регулирование не охватывает полностью процесс подготовки специалистов и обеспечение ими отрасли образования, но оказывает на него активное влияние. Здесь оно реализуется через следующие экономические рычаги: стоимость рабочей силы, заработная плата педагогических работников, плата за обучение, спрос и предложение, рыночные цены на образовательные и научные услуги.

Для подъема научно-педагогического потенциала страны надлежит обеспечивать дальнейшее развитие аспирантуры и докторантуры, что позволит расширить воспроизводство высококвалифицированных кадров по ведущим направлениям научно-технического прогресса.

Важной особенностью современного процесса воспроизводства кадров для отрасли образования является подготовка специалистов широкого профиля, которая связана с системой непрерывного образования. С ее становлением на смену ранее преобладавшему механистическому способу передачи увеличивающегося объема знаний приходит метод их постоянного обновления в течение всего периода профессиональной деятельности специалистов.

Подготовка преподавателей и других специалистов широкого профиля предполагает их стремление и способность самостоятельно черпать информацию из разнообразных источников, самообразование, широту кругозора, дар и умение не замыкаться на проблемах своей специальности. Чтобы успешно приспосабливаться к резко и быстро меняющейся ситуации в системе образования и рынка услуг, нужно не только обладать теоретическим багажом и видением перспективы, но и ориентироваться в экономике, социологии, психологии и праве.

Большое значение в связи с этим имеет введение многоуровневой системы подготовки специалистов. Такая система основана на различных по сложности и уровню получаемой квалификации программах. Она стимулирует академическую и профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг и труда, способствует социальной защищенности наших граждан.

Часть вузов России перешла на двухступенчатую систему обучения: 2 и 4 года. После завершения первой ступени, дающей широкую общеобразовательную подготовку, студент получает степень бакалавра. Те же, кто хочет продолжить образование и проявит способности, могут получить на второй ступени более углубленные специальные знания и степень магистра. Наряду с этим многие вузы и их факультеты сохранили полномасштабное обучение студентов в традиционной устоявшейся у нас форме.

DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-18-27

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Третьяков П.И.

Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается технология управления по результатам посредством анализа финансово-хозяйственной деятельности, которая играет важную роль в повышении эффективности деятельности образовательной организации. Даётся определение управления по результатам как целенаправленного, ресурсообеспеченного взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению прогнозируемых результатов. Приводятся принципы результативного управления. Характеризуются ожидаемые результаты в образовательной организации. Описывается организационная структура управления ресурсами. Обосновываются пути улучшения управления финансово-хозяйственной деятельностью по результатам работы управленческой команды.

Ключевые слова: управление поручениями, комплексное управление по результатам, ресурсообеспеченное управление в комплексе, направления развития образовательной среды.

MANAGEMENT OF RESOURCES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION BASED ON THE RESULTS OF ACTIVITIES

Moscow Region State University

10A, Radio ul, Moscow, 105005, Russian Federation

Abstract. The article considers the technology of management by results through the analysis of financial and economic activities, which plays an important role in improving the effectiveness of the educational organization. The definition of management"s results as a purposeful, source-based interaction between the managing and managed subsystems to achieve the predicted results is given. The principles of effective management are mentioned. The expected results in the educational organization are characterized. The organizational structure of resource management is described. The ways of improving the management of financial and economic activities based on the results of the work of the managed team are justified.

Key words: errand management, integrated performance management, resource-ensured management in complex, directions for educational environment development.

© Третьяков П.И., 2017.

Экономический анализ содействует повышению эффективности деятельности в управлении комплексом (гимназия, школа, детский сад), наиболее рациональному использованию основных фондов, материальных, трудовых, финансовых ресурсов, устранению излишних издержек и потерь, проведению в жизнь режима экономии, что позволяет установить наличие и отсутствие у организации финансовых затруднений, выявить их причины и наметить мероприятия по их устранению.

Рассмотрим результативность как степень достижения запланированных результатов на примере ГБОУ Гимназии № 1504 города Москвы.

Основным поводом к разработке нового подхода управления по результатам в образовательном комплексе послужила наша неудовлетворённость системой управления по целям. Эту неудовлетворённость испытали и первопроходцы, разработчики теории управления по результатам, - финские управленцы .

На международном инвестиционном форуме в Сочи (29.09.201602.10.2016) Д. А. Медведев высказался за обновление всей системы управления. Смысл этого новшества - уход от управления по поручениям к управлению по результатам деятельности.

Остановимся на определении ведущих понятий данного подхода. Это прежде всего понятие «результат». Результат есть реализованная цель, но сама по себе цель может быть реальной и идеальной. В нашем случае мы предполагаем цели реальные, т. е. обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, матери-

ально-техническая база, технологии и методики и др. Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать результативными целями .

Ключевые результаты могут быть трёх типов:

Функциональная управленческая деятельность;

Коммерческая управленческая деятельность;

Управленческая поддержка (консалтинг).

Необходимо выделить уровни управления по результатам в образовательном комплексе. Первый определяется умением видеть миссию деятельности организации. На этом уровне важно устанавливать эффективность её деятельности. Второй уровень предполагает рассмотрение результата с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции. Третий уровень предполагает рассмотрение результата с позиций потребителей, исходя из удовлетворения их запросов.

В условиях управления по результатам в образовательном комплексе инициативный и творческий коллектив - ценнейший ресурс. К руководителю любого ранга предъявляются такие требования, как демократичность, гибкость, готовность к сотрудничеству, поддержке, уделение первостепенного внимания результату, создание атмосферы уважения, доверия, успеха каждого участника образовательных отношений.

Контроль приобретает особый профессиональный смысл оценки промежуточных и достигнутых результатов, влияющих на конечный итог, на осуществление ситуационного управления, опережающее регулирование и коррекцию.

Таким образом, управление по результатам в образовательном комплексе есть целенаправленное, ре-сурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запрогнозиро-ванного результата .

Ключевыми принципами системы управления результативностью являются:

Ориентация на потребителя образовательных услуг;

Управление результативностью финансово-хозяйственной деятельности;

Снижение структурной иерархии (сокращение аппарата управления, переход к горизонтальной структуре на основе взаимной зависимости работников, групп и подразделений в рамках управления результативностью финансово-хозяйственной деятельности, прозрачности границ между подразделениями).

Актуальность проекта заключается в дефиците управляющих кадров необходимой квалификации, в том, что образовательное учреждение заинтересовано в экономии бюджетных и сохранении имущественных ресурсов, в привлечении дополнительных источников финансирования.

Цель: разработать комплекс инновационных проектных управленческих решений на основе анализа деятельности образовательного комплекса гимназии с учётом перспективных направлений развития практики.

Провести комплексный анализ управления финансово-хозяйственной деятельностью;

Создать модель управления (контрактную службу) результативностью

финансово-хозяйственной деятельности (ФХД);

Разработать бизнес-план на новый год.

Ожидаемые результаты:

Команда по управлению ресурсами пройдёт курсы повышения и переподготовки;

Заместитель директора по управлению ресурсами пройдёт специальную аттестацию;

Измеряемые показатели эффективности деятельности образовательного комплекса достигнут в новом году следующих значений (уменьшение в сравнении с предыдущим годом): горячее водоснабжение - 7%; холодное водоснабжение - 10%; электроэнергия - 9%; тепло - 7%.

Мероприятия по совершенствованию управления:

Разработать и ввести алгоритм действий в непредвиденных и плановых ситуациях;

Сформировать службу управления ресурсами;

Оптимизировать штатное расписание на новый период;

Сократить численность административно-управленческого персонала;

Исключить дублирование должностей, обеспечить эффективное распределение функционала.

В связи с проведённой реорганизацией (путём присоединения к гимназии двух школ и четырёх детских садов) возникла необходимость провести дополнительный ресурсный анализ:

Штатного расписания (привести в соответствие с квалификационным справочником должности), в том числе определить функциональные обя-

занности работников, отвечающих за финансово-хозяйственную деятельность;

Качества (результативность и эффективность) расходования финансовых средств (обеспечить единые требования к нормированию и списанию хозяйственных средств);

Работы контрактного управляющего по проведению закупок товаров, работ, услуг;

Экономии энергоресурсов.

Организационная структура управления ресурсами

Принятая учётная стратегия применяется последовательно от одного отчётного года к другому.

В учреждении-комплексе создаётся единая бухгалтерская служба, осуществляющая ведение всех разделов бюджетного учёта и хозяйственных операций .

Работники бухгалтерии несут ответственность за состояние бухгалтерского учёта и достоверность контролируемых ими показателей бюджетной отчётности .

Директор учреждения:

Несёт полную ответственность за организацию бухгалтерского учёта в учреждении и за соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций;

Обеспечивает неукоснительное выполнение работниками требований главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений.

Главный бухгалтер:

Подчиняется непосредственно директору учреждения;

Несёт ответственность за формирование учётной стратегии, ведение бухгалтерского учёта, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчётности;

Обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

В схеме 1 нами представлена структура управления:

Структура управления финансово-хозяйственной деятельностью

Контрактный управляющий

Заместитель директора

Бухгалтерия

Техническая служба

1 5 Специалист по

безопасности

Специалист по кадрам

Для решения проблемы комплексного управления финансово-хозяйственной деятельностью в образовательном учреждении определены

ресурсы: кадровые - заместитель директора по управлению ресурсами, контрактный управляющий, главный бухгалтер, экономист.

Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика

Комплексное управление ресурсами включает в себя процессы планирования, закупок, поставок, распределения учета и контроля ресурсов .

В нашем проекте рассмотрены модели:

«Контрактная служба» (положение, функционал, качество в сфере закупочной деятельности, взаимодействие с межрайонной торговой площадкой);

«Дополнительное финансирование» (приносящая доход деятельность);

«Экономия энергоресурсов» (горячее водоснабжение, холодное водо-

снабжение, тепло, электроэнергия).

В новом году создана эффективная управленческая команда, конструктивно взаимодействующая на основе распределения ответственности на принципах профессионального доверия, открытости, общих ценностей и ориентиров: заместитель директора, контрактный управляющий, юрист, экономист, главный бухгалтер. В целях гибкого управления сформирована организационная структура управления, которая включает всех его участников (схема 2).

Участники организационной структуры управлению

Заместитель директора по управлению ресурсами

Контрактный управляющий

Главный бухгалтер

Экономист

н о к 4 ев 5 я о о я о св я о

Главное лицо в этой структуре - заместитель директора по управлению ресурсами. В начале своей карьеры он делает ставку на себя как на требовательного управленца, проявляет инно-вационность, гибкость, открытость и дисциплинированность:

Организует текущее и перспективное планирование хозяйственной

деятельности учреждения (материально-технического обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности, оборудования помещений в соответствии с установленными нормами и требованиями; обеспечение соблюдения норм и правил пожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной са-

нитарии в ходе учебно-воспитательного процесса, хозяйственной деятельности; обеспечение своевременного составления, утверждения, представления отчётной документации, участие в подборе и расстановке административно-хозяйственных кадров, а также работников из числа обслуживающего персонала, организация повышения их квалификации и профессионального мастерства);

Осуществляет текущий контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, учебных кабинетов учреждения;

Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности учреждения, заключению необходимых договоров, организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности, по разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств; обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств порядка оформления финансово-хозяйственных операций;

Организует инвентарный учёт и списание основных средств и материалов учреждения, в составе комиссии проводит инвентаризацию; принимает участие в семинарах, конференциях, вебинарах, селекторных совещаниях по ФХД; выполняет меры по охране труда и т. д.

Меры из должностной инструкции контрактного управляющего:

Планирование и обоснование закупок;

Обеспечение проведения определений поставщиков (подрядчиков,

исполнителей) конкурентными способами;

Организация заключения контрактов по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом и контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

Контроль исполнения контрактов поставщиками (подрядчиками, исполнителями), организация приёмки результатов исполнения контрактов;

Участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для претензионно-исковой работы.

Показатели эффективности и результативности

профессиональной служебной деятельности

Эффективность профессиональной служебной деятельности контрактного управляющего оценивается по следующим общим показателям:

Выполняемому объёму работы и эффективности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;

Своевременности и оперативности выполнения поручений;

Качеству выполненной работы (по подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);

Профессиональной компетентности (знанию законодательных, нормативных правовых актов, широте

профессионального кругозора, умению работать с документами);

Способности чётко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

Творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;

Осознанию ответственности за последствия своих действий, принимаемых решений .

По основным показателям:

Процент выполнения плана-графика закупок;

Качество закупок;

Отсутствие обоснованных жалоб по результатам процедур планирования;

Отсутствие обоснованных жалоб по нарушению сроков размещения документации в ЕИС;

Заключение контрактов на условиях, способствующих наиболее эффективному достижению заданных результатов обеспечения государственных нужд.

Повышение квалификации участников организационной структуры в планируемые годы становится всеохватывающим и непрерывным. Существенно изменяются формы обучения, становясь более активными (деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы). Обучение становится прямым регулятором мотивации, так как хорошо обученный человек увереннее чувствует себя в коллективе,

способен на роль лидера, имеет преимущества в карьере. После повышения квалификации мы наблюдаем у обучающегося опору на команду, коллегиальность, умение слушать другое мнение в сочетании с требовательностью к себе и другим. Так формируются общие критерии оценки образовательной и управленческой деятельности.

Стремление к достижению стратегических целей и ответственности за качество и результаты своей работы позволяет: работать в команде; мотивировать команду на успех; принимать управленческие решения; делегировать полномочия; находить адекватные формы общения.

Структура управления (схема 3). Две команды (стратегического вертикального управления и горизонтального управления). У каждой команды цели, задачи и план действий. Структура современная, реально действующая.

Стратегия и тактика управления результативностью позволяют точнее и конкретнее строить дорожную карту развития образовательной организации, не только определяя события, тренды и выбор нормативных актов, но и тщательно просчитывая риски, совершенствуя формат дорожной карты и оптимизируя технологии её реализации.

В итоге наблюдается положительная тенденция в управлении финансово-хозяйственной деятельностью в образовательном комплексе: создана контрактная служба, которая успешно проводит закупки услуг, работ и товаров; ведёт претензионную работу с поставщиками.

Структура стратегического управления

Основными путями улучшения управления финансово-хозяйственной деятельностью по результатам мы считаем:

Формирование управленческой команды;

Установочные приказы, в которых определена инициативная группа для формирования плана действий.

Надёжность в управлении - это комплексное свойство систем выполнять возложенные на них функции в течение заданного промежутка времени в условиях функционирования, обеспечивая развитие образовательной организации. Свойство, которое характеризуется безотказностью, долговечностью, сохраняемостью, устойчивым качеством.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/12180849 (дата обращения: 17.10.2018).

2. Регион: управление образованием по результатам / под ред. П.И. Третьякова. М., 2001. 887 с.

3. Санталайнен Т., Воотилайнен Э., Поренне П., Ниссинен И.Х. Управление по результатам. М., 1993. 250 с.

4. Устав ГБОУ Гимназии № 1504 (образовательный комплекс) [Электронный ресурс]. URL: http://gym1504.mskobr.ru/info_add/labor_organization/ustav (дата обращения: 20.10.2017).

5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. URL: http://zakupkihelp.ru/ legislation/44fz/44-fz.pdf (дата обращения: 20.10.2017).

6. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=215087 (дата обращения: 23.10.2017).

7. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». [Электронный ресурс]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId =282852&cwi=0 (дата обращения: 23.10.2017).

1. Prikaz Minfina RF ot 01.12.2010 № 157n «Ob utverzhdenii edinogo plana schetov bukhgalter-skogo ucheta dlya organov gosudarstvennoi vlasti, organov mestnogo samoupravleniya, or-ganov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami, gosudarstvennykh akademii nauk, gosudarstvennykh (munitsipal"nykh) uchrezhdenii i instruktsii po ego primeneniyu» . Available at: http://base.garant. ru/12180849/ (accessed: 17. 10. 2018).

2. Tret"yakov P.I., ed. Region: upravlenie obrazovaniem po rezul"tatam . Moscow, 2001. 887 p.

3. Santalainen T., Voutilainen E., Perenne P., Nissinen I.H. Upravlenie po rezul"tatam . Moscow, 1993. 250 p.

4. Ustav GBOU Gimnazii № 1504 (obrazovatel"nyi kompleks) . Available at: http://gym1504.mskobr.ru/info_add/labor_ organization/ustav (accessed: 20.10.2017).

5. Federal"nyi zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (poslednyaya redaktsiya) «O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal"nykh nuzhd» . Available at: http:// zakupkihelp.ru/legislation/44fz/44-fz.pdf (accessed: 20.10.2017).

6. Federal"nyi zakon ot 06.12.2011g. № 402-FZ «O bukhgalterskom uchete» . Available at: https://normativ.kontur.ru/docume nt?moduleId=1&documentId=215087 (accessed: 23.10.2017).

7. Federal"nyi zakon ot 12.01.1996 g. № 7-FZ «O nekommercheskikh organizatsiyakh» . Available at: htt-ps://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=282852&cwi=0 (accessed: 23.10.2017).

Третьяков Пётр Иванович - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Peter I. Тгetyakov - doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the department of pedagogy, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Третьяков П.И. Управление ресурсами в образовательной организации по результатам деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4 С. 18-27. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-18-27

Tretyakov P. Management of resources in the educational organization based on the results of activities. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2017. no. 4, рр. 18-27.

Резюме

Эффективность деятельности образовательного учреждения

Формирование и использование учебно-материальной базы образовательного учреждения. Основные фонды и оборотные средства образовательного учреждения

Ресурсы образовательного учреждения и их использование

Образовательному учреждению для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг необходимы ресурсы. Термин «ресурс» имеет в своей основе французское resource – «вспомогательное средство», и понимается как «денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (например, природные ресурсы, экономические ресурсы)».

В экономической теории под ресурсами понимается все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Другими словами, это природные, человеческие и произведенные человеком блага, используемые для производства товаров и услуг; то есть экономический ресурс – это то же благо, но используемое для производства других благ. Ресурс отличается от товара или услуги тем, что становится источником его возникновения с учетом фактора времени.

Ресурсы можно классифицировать в зависимости от их роли, материального представления и особенностей воздействия на процесс функционирования образовательного учреждения. К ним относятся природные, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

В общем виде каждый из этих ресурсов может быть представлен следующим образом. Природные ресурсы – это ресурсы, которые человек привлекает в хозяйственный оборот для получения благ посредством воды, земли, полезных ископаемых, растительного и животного мира, а также используя климатическое и географическое положение. Материальные ресурсы, или предметы труда, – это средства, с помощью которых выполняются работы и оказываются услуги, то есть производственные возможности, созданные человеком, в форме зданий, сооружений, машин, оборудования, инструментов и др. Трудовые ресурсы можно определить как совокупность возможностей и навыков человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг, другими словами, это экономически активное население, способное принимать участие в хозяйственной деятельности. Финансовые ресурсы – это средства привлечения материально-вещественных и трудовых ресурсов, а также накопления и инвестирования. Иначе говоря, это денежные средства, которые общество готово выделить на организацию воспроизводственных процессов. Информационные ресурсы выступают в виде научной, технологической, проектной или управленческой документации, необходимой для создания товаров и оказания услуг.



Из экономической теории известно, что средства, необходимые для осуществления экономической деятельности и находящиеся в распоряжении как отдельного хозяйствующего субъекта, который в этой сфере деятельности представлен образовательным учреждением, так и общества в целом, ограничены. Это следует понимать не как ограниченность в физическом смысле, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно.

Образовательному учреждению для организации своей деятельности необходимы, в первую очередь, трудовые ресурсы. В составе работников образовательных учреждений можно выделить следующие основные группы: научно-педагогический персонал, административно-управленческий персонал, а также учебно-воспитательный и обслуживающий персонал. Определяющая роль в данной сфере принадлежит профессорско-преподавательскому персоналу образовательных учреждений, так как он, представляя собой профессиональный, постоянно развивающийся интеллектуальный потенциал, является главным фактором образовательного процесса. Так, на начало 2005-2006 учебного года численность профессорско-преподавательского персонала в вузах составляла 322,1 тыс. человек, среди них ученую степень доктора наук имели 37,3 тыс. человек, кандидата наук – 155,3 тыс. человек; ученое звание профессора имели 33,3 тыс. человек, доцента – 102,2 тыс. человек. На начало этого же периода среди штатных преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений, составляющих 140,4 тыс. человек, ученую степень доктора наук имели 100 преподавателей, кандидата наук – 2465 человек; ученое звание профессора имел 131 преподаватель, доцента – 513 человек. Численность преподавателей государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений за 1980-2006 годы представлена в приложении 1. Численность преподавателей в этих учреждениях в последнее время практически не изменяется, если в 2006 году она составляла 136,4 тыс. человек, то в 2007 – 137,2 тыс.

В настоящее время серьезной проблемой является кадровое обеспечение образовательных учреждений. Наблюдается устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии, слабой социальной защиты работников образовательных учреждений. Помимо этого ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и в отдаленных районах страны.

В Федеральной программе развития образования в связи с этим предлагается формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов в соответствии с потребностями граждан и рынка труда, а также совершенствование системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических кадров. Кроме этого обращается внимание на разработку комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования.

Ресурсами образовательного учреждения также являются материальные средства, к которым в каждом образовательном учреждении могут быть отнесены:

1) здания, включающие крыши, фасады, учебные помещения, вспомогательные помещения (лестницы, проходы, чердаки), туалеты, тепловые сети, электрические сети, телефонные сети;

2) учебное оборудование, представленное следующими элементами: учебная мебель (столы, стулья, доски), учебная техника, лабораторное оборудование, приборы, учебные машины и стенды, компьютеры, компьютерное сетевое оборудование;

3) библиотека, включающая читальные залы, книжные хранилища, компьютеры, учебную мебель, книги, периодические издания;

4) территория, к которой относятся дороги, стоянка автомашин, парковая зона, тепловые сети, электроосвещение, водные сети, коммунальные сети, ограда;

5) издательство, имеющее помещение, оборудование по изданию учебных материалов и печати бланочной продукции;

6) общежития, включающие здания, помещения, мебель, тепловые сети, электрические сети;

7) охрана, представленная системой контроля и сигнализации, техническими обеспечивающими устройствами;

8) социальная структура: столовая, буфет, кафе, актовый зал, спортивный зал, стадион, база отдыха;

9) обеспечивающая хозяйственная структура: транспортная служба, мастерские, узлы теплоснабжения, котельные, подстанции и распределительные электроустройства.

Их совокупность представляет собой материально-техническую, или учебно-материальную, базу образовательного учреждения, для поддержания и развития которой необходимы финансовые средства. Недостаток финансовых средств отрицательно сказывается на ее состоянии, что проявляется в несвоевременности проведения капитального ремонта зданий и текущего ремонта помещений, в недостаточной оснащенности учебного процесса, в сложности осуществления капитального строительства.

К ресурсам образовательного учреждения относят финансовые средства, особенность которых для государственных и муниципальных образовательных учреждений заключается в том, что они предоставляются этим учреждениям из бюджетов разного уровня, средства которых ограничены. В последние годы средства, выделяемые на образование из федерального бюджета, составляли 4-5% расходов этого бюджета. Недостаток бюджетного финансирования ведет к поиску иных источников финансирования, в частности к организации предпринимательской деятельности образовательных учреждений, результатом которой является получение внебюджетных средств.

Поэтому формирование финансовых средств государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет двух основных источников, во-первых, бюджетов различных уровней и, во-вторых, внебюджетных средств.

Каждое образовательное учреждение, имея статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности, может самостоятельно ее осуществлять, используя финансовые средства по своему усмотрению.

Большую роль в настоящее время начинают играть информационные ресурсы, что проявляется в развитии информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время это проявляется в разработке периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, которые выставляются в Интернете. Поэтому у преподавателей есть возможность пользоваться на своих занятиях самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются преподавателями при подготовке к занятиям и на самих занятиях для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, отработки общих учебных навыков. В последние годы наблюдается стабильное и постепенное увеличение объема трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы. В среднем порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ежедневно посещают 7,5 тысяч пользователей. Создается коллекция электронных образовательных ресурсов, которая в настоящее время насчитывает более 50 тысяч экземпляров.

Все виды ресурсов образовательного учреждения взаимодействуют между собой, меняясь во времени, поэтому для осуществления образовательной деятельности необходимо постоянное совершенствование каждого элемента этих средств. Для трудовых ресурсов образовательного учреждения это означает определение необходимого количества работников и уровня их квалификации, а также обучение и повышение квалификации персонала. Совершенствование материальных ресурсов, необходимых для образовательного процесса, выражается в своевременном обновлении необходимого оборудования, проведении текущего и капитального ремонта зданий и помещений. Для финансовых ресурсов это проявляется в формировании объема средств, достаточных для решения задач, поставленных перед образовательным учреждением.

Поэтому образовательное учреждение для осуществления своей деятельности должно использовать весь комплекс ресурсов, учитывая при этом, что значение каждого из них может меняться в зависимости от складывающейся ситуации. Например, недостаток того или иного ресурса автоматически увеличивает его значимость на текущий момент до решения возникшей проблемы.

Для обеспечения стабильного развития образовательных учреждений необходимо увеличение объемов финансирования. Это возможно не только за счет региональных и местных бюджетов, но и за счет привлечения внебюджетных средств – путем оказания платных образовательных услуг, производственной и консалтинговой деятельности образовательного учреждения.

Другим направлением улучшения ресурсного обеспечения образования является повышение эффективности использования финансовых средств за счет внедрения новых образовательных технологий, совместного использования ресурсов, в том числе информационных, несколькими учебными заведениями, например в составе учебно-научно-производственного комплекса.

Образовательное учреждение для организации процесса обучения использует материально-техническую базу. В специальной литературе ее называют учебно-материальной базой, делая акцент на выполняемых ею функциях, на ее предназначении.

Материально-техническая база представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения, которое обязано обеспечить содержание закрепленных или принадлежащих ему на праве собственности зданий, сооружений, оборудования и имущества потребительского, социального, культурного и иного назначения.

Таким образом, к материально-технической базе относятся все закрепленные за образовательным учреждением материально-вещественные средства, которые предназначены для проведения учебной и научной деятельности, для обеспечения условий жизни, труда и быта студентов и преподавателей.

По экономическому содержанию в материально-вещественных средствах образования выделяются две группы фондов: основные и оборотные. Различие между ними проводится не по натуральной форме, а по способу переноса их стоимости на производимый продукт или оказываемую услугу.

К оборотным средствам относится та часть производственных фондов, которая целиком потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно переносит свою стоимость на продукт труда. Здесь выделяются малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

В отличие от оборотных фондов, функционирующих непродолжительное время, основные фонды долговременно обслуживают учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс и переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере износа. Но при этом основные фонды все это время сохраняют свою натурально-вещественную форму.

Преобладающую часть всех фондов составляют основные фонды, состав которых разнообразен. В зависимости от натурально-вещественной формы и их роли в учебно-научной деятельности можно выделить следующие составные части этих фондов: 1) здания учреждений, мастерских, лабораторий, где непосредственно осуществляется учебная и научно-производственная деятельность; 2) здания различного рода вспомогательных служб, например, общежитий, столовых, складов для хранения учебного и научного оборудования, хозяйственного инвентаря и т.д.; 3) учебное и научное оборудование, включая компьютеры, машины, станки в мастерских, лабораториях; 4) транспортные средства; 5) библиотечный фонд; 6) другие вещественные элементы, необходимые для организации учебного процесса и научной работы.

Составные части основных фондов принимают неодинаковое участие в учебном процессе и научных исследованиях, и условно их можно разделить на пассивную и активную части. Часть фондов, создающая материальные предпосылки для учебной и научной деятельности, называется пассивной, а та часть фондов, которая непосредственно связана с учебным процессом и научной работой преподавателей и обучающихся, играет активную роль.

Специфика образования заключается в том, что здесь в отличие от других отраслей значительную долю составляет пассивная часть: здания, сооружения, склады и прочие основные фонды. В настоящее время в связи с развитием технического прогресса закономерно увеличивается доля активной части основных фондов, что связано с внедрением в учебный процесс и научную деятельность современных технологий, а также с необходимостью увеличения библиотечного фонда.

Структура основных фондов относится к числу важных показателей реальных возможностей эффективной работы образовательных учреждений.

Основные фонды, выступая в товарной форме, выражаются в натуральных и стоимостных показателях. К натуральным показателям относится число зданий и количество в них мест для обучения, наличие мест в лабораториях и учебных мастерских, количество единиц основного оборудования, необходимого для образовательного процесса при нормальных условиях и т.д. Натуральные показатели берутся за основу составления плана материально-технического обеспечения образовательных учреждений.

С помощью стоимостных показателей определяется объем капитальных вложений, исчисляется амортизация, устанавливаются финансовые расходы на капитальный ремонт и приобретение нового оборудования, оценивается структура основных фондов и динамика их изменения. Для восстановления основных фондов образовательных учреждений необходим амортизационный фонд

Согласно Закону РФ «Об образовании» развитие материально-технической базы государственного и муниципального образовательного учреждения осуществляется самим образовательным учреждением в пределах закрепленных за ним, то есть бюджетных, и собственных средств.

Одним из основных направлений укрепления и развития материально-технической базы образовательных учреждений является пополнение основных фондов путем капитального строительства, то есть введения новых и реконструкции действующих зданий и сооружений. Средства, выделяемые на капитальное строительство, называются капитальными вложениями.

Капитальные вложения в образовательные учреждения бывают централизованные и нецентрализованные. К централизованным относятся средства, поступившие из государственного бюджета. Финансирование нецентрализованных капитальных вложений осуществляется за счет внебюджетных средств образовательного учреждения.

Важным направлением развития материально-технической базы является приобретение и установка станочного и лабораторного оборудования, современной научной аппаратуры, приборов, вычислительной и информационной техники.

Существенное значение для развития активной части учебно-материальной базы образовательных учреждений имеет подготовка, выпуск и использование учебной и учебно-методической литературы, так как учебники и учебные пособия представляют собой главное средство обучения студентов.

Следует отметить, что состояние материально-технической базы является одним из важных показателей при аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

Таким образом, поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса, при этом развитие должно осуществляться в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов.

Эффективность, являясь одной из главных характеристик человеческой деятельности, выступает важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность работы.

Соотношение цели и полученных результатов дает представление об эффективности работы. Не случайно эффективность определяют как степень реализации цели.

Экономическая теория и практика говорят о том, что чем лучше результат и меньше затраты, тем выше эффективность. В определении эффективности обязательно присутствуют такие элементы, как цель, результат, затраты, общепринятые нормы. Главными в этом перечне являются цель и результаты, представляющие собой начало и конец деятельности. А любая работа требует осмысления целей, порядка действий и возможных результатов, то есть предварительного осмысления как непременного условия обоснования замысла этой деятельности и надежности получения желаемого результата.

Исходя из этого, при характеристике эффективности образования, следует обратиться к цели. Как уже отмечалось, в преамбуле Закона РФ «Об образовании» оно определено как целенаправленный процесс, поэтому эффективность связана с качеством образования, которое, в свою очередь, определяется степенью «соотношения результата – свойств человека, получившего образование, – ясно сформулированным целям, которые должны отражать интересы человека, общества, государства. Без этого разговор о качестве учебных заведений и органов управления становится беспредметным. Поэтому механизм трансформации интересов указанных субъектов в цели деятельности образовательных учреждений оказывается одним из важных факторов, определяющих эффективность образования».

При этом особое значение имеет объем выделяемых обществом средств, то есть затраты. Образование специфическая отрасль хозяйства и подходить к затратам на образование прямолинейно не следует. Уменьшение затрат, как известно, ведет к повышению эффективности, но в данном секторе экономики имеются свои особенности. Это проявляется в том, что экономическая эффективность образования имеет два аспекта: внутренний и внешний, то есть косвенный, сопутствующий.

Внутренний непосредственный экономический эффект достигается рациональным использованием ресурсов в отрасли образования в целом, и в каждом отдельном образовательном учреждении, а также максимальным вкладом работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг.

Внешний эффект следует рассматривать с точки зрения прироста материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного и профессионально-квалификационного уровня работников для всех остальных отраслей народного хозяйства; с позиции абсолютного и относительного снижения расходов ресурсов в отраслях материального производства за счет внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами в сфере образования.

В сочетании этих аспектов эффективности проявляется особенность отрасли образования.

К тому же многофункциональность образовательной сферы приводит к тому, что ее эффективность имеет несколько взаимосвязанных элементов: педагогический, социальный и экономический. Они практически неотделимы друг от друга и достаточно разноплановы.

Чем больше трудовых, материальных и финансовых ресурсов используется в отрасли образования, тем выше его экономический результат, то есть создается больше образовательных услуг и полнее удовлетворяются потребности в них, выше уровень образования работников всех отраслей хозяйства. Это, в свою очередь, ведет к росту производительности труда и увеличению валового продукта. Таким образом, происходит соединение внутреннего экономического эффекта образования с внешним.

Следовательно, развитие образования выступает необходимым фактором ускорения научно-технического прогресса и повышения производительности труда и требует выделения обществом достаточных средств. Однако возможности государства не безграничны, и на определенном этапе развития общества встает вопрос об оптимальном распределении имеющихся ресурсов между различными сферами экономики страны, в том числе и об обеспечении развития образования.

Поэтому проблема определения эффективности затрат на образование является важной, но крайне сложной как в теоретическом, так и в практическом плане. В разное время вопросы определения экономической эффективности образования рассматривались А.Смитом, К.Марксом, С.Г.Струмилиным, В.А. Жаминым, С.Л. Костаняном, В.П.Щетининым и другими учеными.

Для определения эффективности образования нужны соответствующие методы и измерители, поэтому установление целесообразного объема инвестиций в образование невозможно без разработки соответствующих измерителей и методов определения народнохозяйственной эффективности затрат на образование.

Все существующие методы определения такой эффективности можно разделить на прямые и косвенные. Первые предполагают получение (в том или ином виде) стоимостных оценок эффективности образования, его влияния на деятельность народного хозяйства. Вторые позволяют получить косвенную (не стоимостную) оценку эффективности системы образования путем сравнения результатов деятельности этой системы с некоторыми заданными целями общественного развития.

Сравнение требуемого и действительного уровней образования по каждой специальности показывает, насколько фактическая подготовка работающих соответствует требованиям современного производства. Положительной стороной данного метода является возможность количественной оценки излишка или дефицита рабочей силы с данным уровнем подготовки. Вместе с тем метод предполагает, что производство жестко детерминирует структуру образования (строгое соответствие уровня подготовки виду работы). В действительности же в пределах каждой специальности существует достаточно широкий разброс уровней квалификации работающих. Кроме того, развитие образования может и должно забегать вперед, опережая текущие потребности экономики в квалифицированных специалистах, превосходя по своему качественному уровню технологию сегодняшнего производства. К недостаткам этого метода можно отнести то, что он не позволяет учитывать различия в качестве обучения; его внутренняя логика предполагает, что профессиональная структура работающего населения уже достигла оптимального состояния и требуется лишь изменение образовательной структуры, что не совсем очевидно; метод логически не завершен с экономической точки зрения, так как не позволяет измерять потери в экономике вследствие возникающих диспропорций между потребностями производства и достигнутым уровнем образования рабочей силы.

Прямых методов определения эффективности образования достаточно много. Методы, основанные на определении коэффициентов редукции труда, позволяют рассчитывать прирост условной численности рабочей силы, соответствующий приросту ее образовательного уровня, и на этой основе определить влияние повышения уровня образования на национальный доход. В работах ученых западных стран широкое распространение получил метод оценки эффективности образования, основанный на подсчете так называемых норм отдачи, которые исчисляются путем отнесения доходов, получаемых индивидом вследствие наличия у него образования, к его стоимости. Нормы отдачи в этом случае представляют собой рентабельность «человеческого капитала» для отдельного индивида и, по мысли сторонников теории «человеческого капитала», выполняют те же функции, что и норма прибыли по отношению к физическому капиталу, то есть измеряют степень эффективности «человеческих инвестиций» и регулируют их распределение. Эффективность образования в данном случае рассматривается с точки зрения отдельной личности, желающей получить соответствующее образование.

При оценке эффективности образования с помощью норм отдачи чаще используется показатель внутренней нормы отдачи, показывающий степень окупаемости «человеческого капитала» за весь срок его службы, в отличие от показателей текущей эффективности, характеризующих ее уровень в каждый данный момент времени. Поэтому при подсчете норм отдачи используются величины доходов и затрат, дисконтированные к моменту начала инвестиций. При определении внутренних норм отдачи обычно используется метод анализа.

Согласно теории «человеческого капитала», внутренние нормы отдачи не просто показывают степень эффективности затрат на обучение, но и регулируют распределение инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования в целом и другими отраслями экономики. С точки зрения отдельного индивида внутренние нормы отдачи образования действительно могут играть распределительную роль, но в ограниченных пределах. В частности, зная внутренние нормы отдачи по различным профессиям и нормы прибыли на физический капитал, можно вкладывать личные средства в ту или иную сферу в зависимости от того, где ожидается большая прибыль. Аналогичное поведение вполне допустимо и со стороны предпринимателей. Ведь расходы на образование совокупного рабочего (поскольку эти расходы сокращают прибавочную стоимость и увеличивают стоимость рабочей силы) должны рассматриваться ими как капиталовложения, приносящие прибыль, потому что более образованная рабочая сила способна к более сложному труду, приносящему большую прибавочную стоимость.

Для всей экономики в целом регулирующая роль норм отдачи не так очевидна. Различают частные и социальные нормы отдачи: первые показывают эффективность вложений в образование для самих учащихся, вторые – для экономики страны в целом. При расчете социальных норм отдачи используются полные затраты на образование, которые, как правило, значительно превышают расходы частных лиц, поскольку государство, а это характерно прежде всего для развитых государств, берет на себя большую часть издержек такого рода. Обычно социальные нормы отдачи несколько ниже частных. Однако социальные нормы служат лишь экономическим ориентиром для государственной политики в области образования, которая должна учитывать идеологические, социальные и политические факторы. Основным недостатком норм отдачи инвестиций в образование, особенно социальных, является то, что они показывают лишь, в каком направлении надо изменять инвестиционную политику, не позволяя при этом решить вопрос, в какой мере следует изменить инвестиции в ту или иную сферу.

Оценка внешнего экономического эффекта, связанного с определением социальных эффектов в обществе, рассматривается в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы через повышение конкурентоспособности профессионального образования и проявляется в:

Ø повышении роли работодателей в подготовке профессиональных кадров (увеличение количества учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, прошедших экспертизу образовательных программ, проводимую работодателями, а также учреждений профессионального образования, перешедших на образовательные стандарты нового поколения, разработанные при участии работодателей, общественных и профессиональных объединений);

Ø увеличении количества молодежи, занятой в различных сферах экономики (уменьшение количества безработных в возрасте 16-29 лет и среди выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, уменьшение количества выпускников учреждений среднего профессионального образования и вузов, не получивших работу в течение 6 месяцев после окончания учебы);

Ø увеличении количества молодежи, обучающейся на первой ступени высшего профессионального образования, включившейся в активную трудовую деятельность;

Ø увеличении количества людей, получающих дополнительное образование, участвующих в программах переподготовки и повышения квалификации;

Ø соответствии структуры подготовки специалистов по уровням профессионального образования потребностям государства и требованиям рынка труда, что осуществляется на основе сравнения с аналогичными показателями развитых стран и региональных рынков труда.

1. Основы организации экономической деятельности образовательных учреждений даются в главе IV Закона РФ «Об образовании», которая называется «Экономика системы образования».

2. Образовательному учреждению для осуществления своей деятельности по оказанию образовательных услуг необходимы ресурсы.

3. Образовательное учреждение для организации процесса обучения использует материально-техническую базу, которую в этой отрасли принято называть учебно-материальной базой.

4. Большое значение для осуществления образовательного процесса имеет материально-техническое оснащение образовательного учреждения.

5. Эффективность, как качественный показатель результативности деятельности образовательного учреждения в этой отрасли, имеет свою специфику, которая выражается в двух взаимосвязанных аспекта: внутреннем и внешнем, сопутствующем.

1. Какие вопросы рассматриваются в IV главе Закона РФ «Об образовании»?

2. Дайте определение понятия «ресурсы образовательного учреждения».

3. Что вам известно о кадровом потенциале образовательного учреждения?

4. Какую роль в вашем учебном заведении играют информационные ресурсы?

5. Какова сущность учебно-материальной базы образовательного учреждения?

6. Что лежит в основе различия между основными и оборотными фондами образовательного учреждения?

7. Охарактеризуйте составные части основных фондов образовательного учреждения. Находится ли в вашем распоряжении что-либо из этих фондов?

8. Почему капитальное строительство является важным направлением совершенствования и развития материально-технической базы образовательного учреждения?

Глава 4. Финансирование и бюджетное нормирование расходов образовательного учреждения

Данная глава посвящена особенностям финансирования образовательных учреждений, так как проблема их стабильного и обоснованного финансирования является одной из самых острых проблем функционирования сферы образования. Поэтому необходимо выяснение сущности и своеобразия современного механизма финансирования образовательного учреждения.

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мартынова Марина Владимировна

Тихонова Елена Владимировна,

методисты методического отдела

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения вопросам воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения уделяется особое внимание. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, положенная в основу ФГОС, определяет воспитание как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Для реализации поставленных задач определены базовые национальные ценности, описан идеал личности современного человека, гражданина России.

Первой и приоритетной образовательной структурой в решении задач по воспитанию и духовно-нравственному развитию детей остается школа; она является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России и который является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Вторыми в ряду образовательных учреждений по реализации воспитательной составляющей ФГОС можно считать учреждения дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образований через организацию внеурочной деятельности детей становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт.

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Специалисты в области образования отмечают, что в качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

Разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и других формах деятельности, направленных на решение воспитательных задач;

Кооперация ресурсов и обмен ресурсами между учреждениями общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);

Предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

Обмен опытом;

Совместная экспертиза качества внеурочной деятельности .

В результате такой интеграции и максимального использования ресурсов системы дополнительного образования у образовательных учреждений появятся новые перспективы развития.

В настоящее время Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы:

  1. Методические разработки современных образовательных технологий по теме «Формирование семейных ценностей у подростков» и содействие в их применении в других образовательных учреждениях:
  • технология видеокейс («Забота о старших», «Забота о младших», «Многодетность», «Супружество» и т.д.);
  • технология организации мастер-классов;
  • технология организации семейной мастерской («Роспись зонтиков», «Роспись рождественских пряников», «Сувенир для самых близких»);
  • технология организации совместной досуговой деятельности для родителей и детей («Дорога к музею», «Любовь как семейная ценность»);
  • технология диалогового взаимодействия (круглый стол «Отцы и дети в наше время», «Дискуссия на основе метафор»);
  • технология организации проектной деятельности;
  • технология ролевого моделирования («Ролевое моделирование на основе пословиц»).
  1. Положения, планы проведения социально- значимых акций и проектов, при необходимости оказание содействия в их проведении на базе образовательных учреждений района:
  • проект «Моя семья – мое Отечество»,
  • акции «Улица героя» и т. д.,
  • эстафета памяти «Помним, чтим, храним»,
  • радио-композиция «Говорит город-герой Ленинград»,
  • цикл мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: «Школа – территория здоровья» и т. д.
  • цикл мероприятий по толерантности: «Уроки толерантности», «Мир в красках толерантности» и т. д.
  1. Участие в сетевом сообществе ДД(Ю)Т Московского района и ОДОД школ Московского района.
  2. Организация научно-практических семинаров, круглых столов, конференций по актуальным проблемам воспитания.
  • Театральная лаборатория «Современная семья глазами подростков».
  • Научно-практический семинар «Формирование семейных ценностей средствами дополнительного и основного образования».
  1. Обмен опытом по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

Раздел «Дистанционное обучение» предлагает посетителям сайта Дворца видео занятия по художественным направлениям:

в перспективе

  • работа с бумагой (аппликация, бумажная пластика);
  • лепка из пластилина (или пластики); занятия по графике (графическими материалами: карандаш, мелки, тушь, акварельные карандаши и т.д.);
  • художественная обработка ткани (батик, текстильный дизайн и т.д.) и др.

Готовятся видео материалы по обучению конкретным художественным приемам. Данные материалы могут быть использованы педагогами на занятиях по изобразительной и прикладной деятельности.

  1. Обмен опытом по организации дистанционного взаимодействия с родителями обучающихся.

В разделе «Родительский клуб» сайта ДД(Ю)Т родители могут найти полезную информацию о психологических особенностях детей, их развитии и многое другое:

Все информационные ресурсы, перечисленные выше, могут быть предоставлены в виде брошюр по запросу руководителей заинтересованных организаций.

В перспективе работы Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга в рамках интеграции со школами района планируется:

1. расширение деятельности по заказу образовательных учреждений:

  • организация досуговых мероприятий, выставок творческих работ учащихся образовательных учреждений на базе Дворца;
  • организация мастер – классов для родителей и детей с привлечением педагогов Дворца на базе образовательных учреждений района (мастер- классы, творческие конкурсы, проекты, акции и т.д.);
  1. расширение деятельности сетевого сообщества,
  2. организация психолого-педагогического сопровождения детей в конкурсном движении.

Таким образом, основной задачей педагогов должно стать максимальное использование ресурсов основного и дополнительного образования. При объединении совместных усилий педагогов по созданию условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет возможным достижение оптимального результата при реализации ФГОС.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011.
  2. Ресурсный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования/Материалы Межрегиональной научно – практической конференции . – Новосибирск, 2012.