Экологическая политика развивающихся стран. Основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах. Что такое экология

  • 21.11.2023

Соединенные Штаты Америки - одна из наиболее экономически развитых стран мира. В ней высоко развиты современные отрасли промышленности, энергетика, транспорт, сельское хозяйство. Интенсивное экономическое развитие общества, с одной стороны, повысило уровень производственного и непроизводственного комфорта, а с другой - многократно увеличило разрушающую антропогенную нагрузку на природу и породило опасность экологической катастрофы.

Наряду с нормами общего права в США действует законодательство, направленное на регулирование общественных отношений, являющихся предметом экологического права. Большинство их включено в тома "Охрана", "Земли минеральных ресурсов и добыча полезных ископаемых", "Судоходство и судоходные воды" Свода законов США. Помимо федерального законодательства существует законодательство отдельных штатов. Каждый штат в пределах своей компетенции может издавать законы об охране и рациональном использовании природных ресурсов, находящихся на территории данного штата.

Особую роль в экологическом законодательстве играют не столько сами эти нормы, сколько судебное толкование конституционных положений. Конституция США является основой для современного экологического законодательства этой страны, которое включает совокупность федеральных и штатных законов, объединенных в три большие группы: законы, нацеленные на предупреждение загрязнения отдельных природных сред, обеспечение рационального использования природных ресурсов, сохранение особо ценных природных объектов.

Наличие таких относительно самостоятельных направлений является особенностью системы экологического законодательства США и объясняется спецификой правового регулирования различных видов экологических отношений, законодательными традициями.

Важное место в системе природоохранных органов США занимает Министерство внутренних дел, в компетенцию которого входит руководство системой национальных парков, службой рыбного хозяйства и живой природы. Оно осуществляет национальный реестр исторических мест и учет интересных природных объектов, разрабатывает программы по их защите, охране архитектурных и инженерных ансамблей, а также археологических памятников, обеспечивает техническое содействие в планировании и развитии рекреационных ресурсов и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть государственную экологическую политику США.

Выявить особенности экологической политики США;

Рассмотреть законодательную базу экологической политики;

Выявить вопросы регулирования экологической политики.

1. Организация экологической политики

В организационном смысле можно выделить несколько основных сфер проявления политики:

1. политико-правового признания - в виде осмысления важности проблемы, выделения в ней правовых аспектов (государство должно сделать это потому, что человек имеет на это право) и официального документального провозглашения правовых норм;

2. законодательную - в виде системы законов, покрывающих соответствующую отрасль права;

3. административно-управленческую - в виде создания системы специальных органов государственного управления, занимающихся конкретной деятельностью.

Что касается других сфер, то они оформляются в экономических и социальных структурах гражданского общества при их взаимодействии с государством.

В условиях современной глобализации выделяется и географическая иерархия политической организации на международно-глобальном, региональном, государственном, локальном уровнях.

При наличии столь объемного и сложного организационного механизма, как правило, возникает необходимость его концептуального осмысления, определения принципов и направлений дальнейшего развития. Это делается и в сфере политико-правового признания, и в виде законов, т.е. в любых документальных формах, приемлемых для государства. Такая концепция становится отправным шагом и важнейшим стратегическим ориентиром в проведении политики

Как свидетельствует история, государства часто проводили разнообразные природоохранные мероприятия, вызванные экономическими потребностями или экологическими кризисами, причем как антропогенного, так и природного происхождения. Однако, масштабная, комплексная экологическая политика стала складываться только с 60-70-х годов ХХ века в ответ на проявления глобального социально-экологического кризиса. Сегодня в индустриально развитых странах мира можно говорить о существовании экологической политики в качестве самостоятельного, структурно оформленного и очень важного направления государственной деятельности.

Известный специалист-эколог Н.Реймерс в общетеоретическом плане под экологической политикой понимает такое функционирование политической системы в целом и отдельных ее компонентов, деятельности государства в целом и его отдельных органов, которое позволяет наиболее оптимально и эффективно осуществлять регулирование комплексных социально-экономических взаимосвязей в системе "природа – общество".

Экологическая политика выражает интересы подавляющего большинства населения и является основой и необходимым катализатором дальнейшего общественного развития.

Политико-правовое признание важности экологических проблем состоялось уже в начале 70-х годов. Символично, что наиболее весомо и зримо оно проходило на международном уровне, чем подчеркивался глобальный характер современного социально-экологического кризиса и необходимость совместных трансграничных усилий в решении экологических проблем.

Законодательная и административно-управленческая сферы экологической политики четко проявляются на государственном уровне. Хотя экологическая политика в принципе строится на унифицированном подходе к организации природоохранного механизма, но в различных странах сохраняются свои особенности. Эксперты выделяют две группы стран:

1. США и Канада;

2. западноевропейские страны и Япония.

Одним из важнейших различий является подход к законодательной сфере. В странах первой группы основной упор делается на систему законов. Общая концепция политики тоже принимается в виде закона. В странах второй группы большое внимание уделяется различным программам, планам, рекомендациям, являющимся предписанием и обоснованием политических мероприятий. В такой же форме принимается и общая концепция политики.

2. Законодательная база

В США считают, что за последние четверть века их страна достигла значительного прогресса в деле защиты окружающей среды. Американцы возлагают на себя обязанность продолжать эту миссию и в последующие 25 лет потому, что у них есть все необходимые механизмы.

В национальном отчете США Рио-де-Жанейрской конференции его авторы подчеркивали, что экологическое законодательство и институты в США прошли долгую эволюцию от "серии несвязанных статутов до огромной, взаимосвязанной, многоуровневой системы законов, обеспечивающей защиту ресурсов, здоровое состояние окружающей среды, сохранение биоразнообразия, контроль и предотвращение загрязнения, проведение экологической политики и менеджмента. Только перечисление системы экологических законов и регулирующих норм, действующих сейчас на федеральном уровне, составляют множество томов...".

Систему экологического законодательства США венчает конституция, являющаяся источником всех законодательных норм. Федеральное законодательство делится на две основные группы: статуты в области экологической экспертизы и статуты, посвященные конкретным ресурсам.

Первая группа открывается Актом о национальной политике в области окружающей среды 1969 года (National Environment Policy Act - NEPA), который по существу стал основным законом в экологической сфере, концептуально наметив главные принципы, институты и механизмы государственной экологической политики. Конкретизируя эти моменты, закон требует обязательного анализа экологических последствий деятельности различных субъектов на федеральном уровне. Его продолжает и дополняет Акт об улучшении качества окружающей среды 1970 года. Среди второй группы статутов отметим Акт о чистом воздухе, Акт о чистой воде, Акт о сохранении и восстановлении ресурсов, Акт о контроле за ядовитыми веществами и т.д.

Параллельно двум типам статутов были созданы государственные органы в системе исполнительной власти. В период президентства Р.Никсона, в 1970 году, в системе аппарата президента был учрежден Совет по качеству окружающей среды с целью содействия президенту в подготовке ежегодного доклада по качеству окружающей среды, сбора информации, оценки различных программ, разработки рекомендаций, проведения исследований и т.д. Созданное в том же 1970 году Агентство по защите окружающей среды (U.S. Environmental Protection Agency - EPA) занимается контролем за исполнением второй группы экологических статутов. Все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная в рамках своих полномочий признаны ответственными за разработку, утверждение, выполнение и контроль в области экологической политики. Каждое министерство, агентство, комитет, комиссия, совет системы исполнительной власти имеет свои четкие обязанности в деле защиты окружающей среды, например, министерство труда ответственно за здоровые условия на рабочих местах, министерство юстиции за разработку экологического законодательства и организацию судопроизводства и т.д.

Признание стратегии устойчивого развития на организационном уровне воплотилось в учреждение в 1993 году Президентского совета по устойчивому развитию с совещательными полномочиями с целью осмысления и осуществления идеи комплексного решения экономических, социальных и экологических проблем для достижения устойчивого развития.

5. Основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах.

А) Принцип стоимости упущенных возможностей.

Этот принцип требует чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.

Б) Принцип “загрязнитель платит”.

В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель платит” означает, что “загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей”.

В “Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области” дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические и юридические лица, действующие в рамках публичного частного права, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соответствовал бы стандартам или эквивалентным требованиям, обеспечивающим соблюдение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких показателей, стандартам и нормативам установленным общественными властями”.

Современную трактовку принципа “загрязнитель платит” можно свести к двум основным положениям:

Загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной деятельности;

Загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.

Следует отметить, однако, что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возникновению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.

Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным. Различные инструменты экологической политики по разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.

В) Принцип долгосрочной перспективы.

Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может выявиться полный ущерб.

Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение фирм требуют одного-двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Сейчас же мы порой наблюдаем обратные явления, старые свалки служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения будущего ущерба.

Г) Принцип взаимозависимости.

Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения и сокращения загрязнения, между самими загрязняющими веществами.

В качестве отрицательного примера можно привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.

Д) Принцип “пользователь платит”.

Принцип “пользователь платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.


Необычайно расширился. Ныне наряду с биологией это экономическая и географическая науки, медицинские и социологические исследования, физика атмосферы и математика и многие другие науки. Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств решения и различных по характеру...

Сколько бы не выливали, задача никогда не будет выполнена. При любых, самых невероятных затратах, результат всегда будет нулевым. Поэтому все попытки решения экологической проблемы стандартными методами обречены на провал. Противопоставить материальной заинтересованности абсолютно нечего. Спасать разрозненные части неделимого организма - бессмысленно. Спасать весь организм целиком, не...

Среды. Экологические стандарты в цепочке: "исследование - технологический процесс - производство - маркетинг - использование - утилизация ". Экологическая направленность современных технологий и производств на основе внедрения прогрессивных технологий / безотходные технологии, внутри цикличное движение веществ/. Основные факторы размещения производства: учет технико-технологических особенностей...

Актов, направленных на сокращение ядерного вооружения, борьбу с «боевым» терроризмом и его финансированием. 1.2 Преодоление отсталости слаборазвитых стран Другая острейшая глобальная проблема современности заключается в преодолении отсталости в развитии большей части человечества. Отсталость – результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем, и чем глубже мы...

Особенности экологической политики развитых стран (на примере США и ЕС)

Особенности экологической политики США. Экологическая безопасность рассматривается в США как неотъемлемый компонент национальной безопасности. Для обоснования этого положения американские специалисты приводят ряд доводов. Во-первых, глобальный экологический кризис представляет такую же опасность, как традиционные военные угрозы. Во-вторых, обострение экологической ситуации в различных регионах мира становится причиной социальной и политической нестабильности, межгосударственных противоречий и насильственных конфликтов. К ужесточению конфронтации с США могут прибегнуть слаборазвитые государства, которые считают, что развитые страны во главе со США несут ответственность за несправедливое распределение мирового богатства и истощение глобального экологического капитала. В-третьих, тенденция к сокращению внешних силовых угроз национальной безопасности заставляет более четко определить объект несиловых угроз, которые отличаются от такового в традиционной стратегии обеспечения национальной безопасности (национальной суверенитет, целостность и независимость государства) и включает жизненно важные экологические, политические и социальные интересы американского государства и его граждан.

Экологическая политика начала проводиться в США раньше, чем в других странах, к середине прошлого века. В то время природоохранные вопросы - качества воздуха и воды, а также некоторые другие - находились, как правило, в ведении властей отдельных штатов. Но всевозрастающая общественная тревога о состоянии окружающей среды, в частности, о качестве воздуха, побудила Конгресс США пойти на принятие ряда федеральных природо-охранных законов. Этому способствовал и тот факт, что в США государству принадлежит не менее 30% земли, что позволяло обходить крайне чувствительные вопросы частной собственности и собственности штатов. Кроме того, согласно Конституции США Конгресс обладает правом устанавливать налоги. Этим правом Конгресс воспользовался, когда вводились налоги на разного рода загрязнение. В 1960-х гг. был принят ряд законов, обладавших необходимой гибкостью для формирования основ экологической политики США (Закон о контроле качества воды 1965 г., Закон о чистом воздухе 1967 г. и др.)

1970-е гг. ознаменовались началом централизации экологической политики США. По инициативе Президента США Ричарда Никсона в структуре исполнительной власти в соответствии с Планом реорганизации № 3 в декабре 1970 г. было создано Федеральное агентство по охране окружающей среды, которое Конгресс наделил существенными полномочиями в сфере разработки, регулирования и реализации природоохранных действий. Агентство активно занималось разработкой жесткой экологической политики и природоохранных мер, носивших регулирующий характер, а также мер по реализации природоохранных стандартов.

1980-е гг. являются периодом дерегуляции экологической политики. Инициативы президентской администрации Рональда Рейгана завершились возвращением существенных экологических полномочий властям штатов. Компетенция и функции Агентства по охране окружающей среды были сокращены. Так, Исполнительный указ Президента № 12291 обязал Агентство и любые другие федеральные структуры проводить анализ затрат и эффективности всех регулятивных мер и выбирать для реализации наиболее экономически эффективную. Надзор за выполнением этого указа был вменен Бюджетному управлению. Также вводилось требование до введения на законодательном уровне экологических норм проводить оценку их экономического, воздействия. Единственным сегментом экологической политики, которому администрация Рейгана придавала большое значение, стала проблематика оценки и управления рисков. Особое внимание в США к концепции оценки рисков и ее методологии было вызвано аварией на ядерном реакторе атомной электростанции «Три Майлс Айленд» в штате Пенсильвания в 1979 г .

Признаком того, что для США эпохи президента Рейгана во внешней политике экономические и военные вопросы имели приоритетное значение по сравнению с вопросами сохранения окружающей среды, может служить следующий факт. В это время на международных переговорах по вопросам окружающей среды Соединенные Штаты представляли, с одной стороны, традиционно Государственный департамент, и с другой, знаково, Департамент торговли. Идею о том, что необходимо создать отдельный Департамент по охране окружающей среды, в республиканской администрации не принимали всерьез. Вместе с этим не было и намерения вводить в состав переговорных групп представителей Агентства по охране окружающей среды. Это также может говорить и о том, что вопросы окружающей среды в то время в основном рассматривались в качестве вопросов внутренней политики.

Экономическая доминанта в международных переговорах проявлялась и внутри Америки. Так, интеграционные экономические процессы в Северной Америке едва не оставили вне поля зрения экологические аспекты. Именно так и было в самом начале экономической интеграции в Северной Америке. Республиканская администрация Рейгана в США отдавала явный приоритет экономическим аспектам. Соглашение о свободной торговле (Free Trade Agreement), подписанное в 1989 г. между США и Канадой, не затрагивало вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Положение немного изменилось с приходом в Белый дом другой республиканской администрации под руководством Джорджа Буша - старшего.

XXI век выдвинул перед США новые и весьма сложные экологические задачи и заставил изменить стратегические ориентиры развития. Точка приложения основных усилий перемещается с частной задачи охраны окружающей среды на более общую цель сбалансированного устойчивого развития. А между тем эта цель развития осознается в американском обществе крайне слабо. Наблюдается спад массового экологического движения, причем это происходит на фоне усиления в обществе антиэкологических настроений и появления достаточно мощных групп давления, выступающих против экологических планов и блокирующих дальнейшее расширение регулирующей функции государства в экологической и экономической сфере. Успех многих ранее проведенных экологических программ объясняется тем, что необходимость их была очевидной, а экономические затраты на них - относительно незначительными. Решение же тех проблем, которые связаны с загрязнением в будущем, обходятся намного дороже. Убеждать же людей в необходимости принятия дополнительных мер по экологической защите становится все труднее из-за необходимости новых ассигнований в природоохранную сферу. Обеспечение экологической безопасности связано с увеличением прямых затрат большей части населения страны (владельцев автотранспортных средств, фермеров и др.). Например, в 2005 г. расходы США на решение этих проблем составили 240 млрд. долл., в то время как на оборону - 200 млрд. долл. В то же время не более 5% американцев относят экологические проблемы к числу национальных приоритетов.

В США возросло недовольство повышением стоимости экологических затрат и их воздействием на экономику. Промышленность, в свою очередь, стремится сократить свои расходы на экологическое регулирование путем его ослабления. На этом этапе государство, лишившись массовой опоры, теряет свое влияние на процесс принятия решений в природоохранной сфере и вынуждено искать новые возможности достижения компромисса с укрепившими свое положение в «переговорном процессе» частными бизнесменами, позиция которых по экологической проблеме зависит во многом от их видения своих приоритетных долгосрочных интересов.

Санкт-Петербургский государственный университет
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
Факультет прикладных коммуникаций

Экологическая политика развитых и развивающихся стран

Санкт - Петербург
2012

Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
Основная часть 4
1.1 Германия впереди планеты всей 5
1.2 Великобритания приручает энергию ветра и моря 6
1.3 США – действуй локально 61.4 Индия – план действий разработан 7
1.5 Китай – время строить мельницы и солнечные батареи 8
1.6 Россия – робкие шаги к чистому будущему 8
Заключение 10
Список литературы 11

Введение

В мировом сообществе существуют проблемы, касающиеся каждой страны, каждого человека. Эти проблемы называют глобальными. Для их решения недостаточно усилий какой-либо одной, пусть даже с большимивозможностями страны или группы стран. Для этого необходимо привлекать разнообразные ресурсы со всего мира и грамотно объединять усилия по их решению. Таких проблем очень много, но пять самых главных из них – экологическая, демографическая, природоресурсная, разоружение и нераспространение ядерного оружия, борьба с терроризмом.
Сегодня на первый план вышла экологическая проблема. Загрязнение окружающейсреды, добыча ресурсов, демографический рост и другие схожие проблемы приводят к существенному изменению условий жизни человека и состояния атмосферы. Так, экологическая проблема стала мировой и приобрела ряд экономических аспектов. Вместе с тем для нее характерна тенденция обострения.
Впервые на мировом уровне об экологической проблеме заговорили в 1970-х гг. в рамках Римского клуба. Имрассматривались вопросы, связанные с нарушением окружающей среды и экологии и влиянием на человека этих факторов. Тогда предполагалось сосредоточить внимание на уменьшении влияния хозяйственной деятельности и сокращении темпов роста народонаселения. Эти меры должны были проводиться при помощи регламентации экономического роста.
Но теперь стало ясно, что таких мер недостаточно и сами они не дают желаемого эффекта внеобходимой для того степени. Все большее развитие стран имеет и свою оборотную сторону: появляются новые и все более опасные тенденции и проблемы (ядерные отходы, изменение климата на планете). Они охватывают не только экономически развитые и высокотехнологичные страны, но практически всю территорию Земли.

Основная часть

Основным принципом перспективной экологической политики должен бытьпринцип «за загрязнение окружающей среды несет ответственность, прежде всего, производитель». Соответственно на производителя государство воздействует с помощью платы за природные ресурсы (почву, воду, воздух), за превышение норм выбросов, посредством эконалогов. Это регулирование - первое условие рационального сочетания экологической и внешнеторговой политики государства.
Вместе с тем, посколькуэкологические затраты влияют на конкурентные позиции отдельных производителей и стран (в связи с увеличением себестоимости национальной продукции и услуг), многие исследователи с основанием считают, что эффективно координировать экологическую и внешнеторговую политику возможно только на макроэкономическом уровне с учетом международных соглашений. Такие соглашения в рамках ВТО должны препятствоватьэкологическому демпингу - ограничивать экспорт из стран, не осуществляющих активной экологической политики, экономящих на затратах по защите окружающей среды. С другой стороны, они призваны ограничивать «бегство промышленности» с грязными технологиями из развитых в развивающиеся страны.
Последние 10–12 лет страны Евросоюза, Япония, а чуть позднее США, Китай, Индия попытались разработать механизмы государственнойподдержки, выработать законодательную базу для развития «чистых» и ресурсосберегающих технологий и решений в энергетике, автомобилестроении, производстве строительных материалов, водообеспечении и переработке отходов.
Так называемая чистая индустрия, направленная на сокращение выбросов парниковых газов, включает в себя большое количество технологий и затрагивает...

Климат меняется - с этим утверждением мало кто поспорит. С изменениями климата связан целый набор проблем и противоречий современной мировой экономики: обостряющийся дефицит пресной воды и продовольствия, проблема стихийных бедствий и эпидемий и связанная с этим миграция. Будущий вектор развития и мировая конкурентоспособность ключевых отраслей в экономике каждой страны, таких как энергетика и энергостроение, автомобилестроение, самолетостроение и сельское хозяйство, также зависят от климатической политики правительства и конкретных программ поддержки, направленных на ее реализацию.


Кто виноват и что делать?
Попытки определить, виноват ли человек в изменении климата на планете, кажутся бесплодными. Один из ключевых принципов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) гласит: недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия мер, направленных на предотвращение или сведение к минимуму причин изменения климата и смягчение его отрицательных последствий.
Последние 10–12 лет страны Евросоюза, Япония, а чуть позднее США, Китай, Индия попытались разработать механизмы государственной поддержки, выработать законодательную базу для развития «чистых» и ресурсосберегающих технологий и решений в энергетике, автомобилестроении, производстве строительных материалов, водообеспечении и переработке отходов.


Государственная политика – основа основ
Согласно словам Акима Штайнера, заместителя генерального секретаря ООН, общий эффект от постановки целей на государственном уровне, оказания законодательной поддержки и выделения средств на возобновляемые источники энергии выражается в продолжающемся росте альтернативной энергетики и приближает остро необходимую трансформацию мировой энергетической системы.
Значение государственной поддержки трудно переоценить, именно с первых программ, принятых в 1990-х годах в Японии, Германии, Дании, началось развитие коммерческого рынка альтернативной энергетики. Первые программы поддержки солнечной энергии появились в Японии, это программа «70 000 солнечных крыш» 1994 года, в Германии это программа «100 000 солнечных крыш» 1999 года, с тех пор обе страны уверенно держатся в пятерке стран с самым большим количеством солнечных батарей.
Основные формы поддержки сектора возобновляемой энергии перечислены в таблицах 1 и 2. Как показывают практика и анализ eвропейского опыта, «зеленые» тарифы являются наиболее эффективной мерой для придания ускорения сектору альтернативной энергетики.
Так называемая чистая индустрия, направленная на сокращение выбросов парниковых газов, включает в себя большое количество технологий и затрагивает множество отраслей. В настоящее время основное внимание уделяется энергетике и снижению выбросов СО2 за счет увеличения энергоэффективности, доли возобновляемых источников энергии и распространения «умных» технологий (концепция Smart Grid) в электросетях. Ведь именно на сектор энергетики приходится основная масса выбросов антропогенных парниковых газов.

Германия впереди планеты всей
Германию смело можно назвать первопроходцем в развитии возобновляемой энергетики. Немецкий закон о возобновляемых источниках энергии, введенный в действие в 2000 году, придал необходимый импульс развитию альтернативной энергетики не только в Европе, но и по всему миру. Основной механизм закона – «зеленые» тарифы, дифференцированные по технологиям и уменьшающиеся с течением времени. Закон выступает в качестве инструмента для реализации амбициозных целей, направленных на повышение:
– доли возобновляемого электричества до 35% к 2020 году и 80% к 2050 году;
– доли возобновляемой первичной энергии до 18% к 2020 году, до 30% к 2030 году и до 60% к 2050 году;
– энергоэффективности с тем, чтобы к 2050 году потреблять не более 50% от показателей 2008 года.
Германия комплексно подошла к решению проблемы, максимально упростив решение административных и юридических вопросов, таких как получение разрешения на присоединение к сетям, согласие экологов и органов местного самоуправления и т.д. В результате в 2010 году она занимала 1-е место по вводу мощностей солнечной и 3-е место – по ветряной энергии в мире.
Развитие альтернативной энергетики способствовало появлению новых рабочих мест, стимулировало экономическое развитие страны и закрепило лидерство немецких компаний в динамично развивающейся индустрии «зеленых» инноваций.

Великобритания приручает энергию ветра и моря
До 2010 года в Великобритании оперировала система квот (ROC – Renewable Obligation Certificate), согласно которой часть поставляемого энергетическими компаниями электричества должна быть «зеленой». Данная система была введена в 2002 году, но показала себя малоэффективной ввиду наличия бюрократических проволочек в процессе согласования проектов с населением, что могло затянуть начало строительства объектов на несколько лет.
В 2010 году для некоторых видов возобновляемой энергии были введены «зеленые» тарифы, что немедленно оживило рынок. Например, тарифы на солнечную энергию привели к буму на рынке солнечных батарей и услуг по их установке, несмотря на то что Великобританию нельзя назвать самой солнечной страной в Европе.
Море – один из самых значительных источников возобновляемой энергии в Великобритании. Развитие шельфовой ветроэнергетики, а также технологии по энергии волн, приливов и отливов – именно на эти направления альтернативной энергетики делает ставку правительство страны. В долгосрочной перспективе программа включает в себя создание новых рабочих мест в стране и экспорт технологий и ноу-хау.
США – действуй локально
Уклонившись от ратификации Киотского протокола, США тем не менее не остались в стороне от «зеленого» марша. Штаты, муниципалитеты и компании создавали собственные программы и инициативы по поддержке и развитию энергосбережения и возобновляемой энергетики. После прихода к власти Барака Обамы принципы климатической политики поднялись с регионального на федеральный уровень.
План Обамы–Байдена «Новая энергия для Америки» ставит целью достичь 10% уровня возобновляемого электричества от общего производимого в стране к 2012 году и 25% к 2025 году. На содействие частным инициативам по строительству «чистого» будущего планируется выделить 150 млрд. долл. из федеральных средств. Еще около 50 млрд. долл. планируется инвестировать в «чистую» энергетику в рамках антикризисного плана «Создание рабочих мест с использованием чистой эффективной американской энергетики».
Таблица 3 рассматривает типы законодательных инициатив в ключевых штатах.

Китай – время строить мельницы и солнечные батареи
Энергия солнца уже давно пользуется большой популярностью в Китае. Обеспечив весь мир солнечными батареями, а заодно снизив себестоимость их производства, китайские производители обратились к ветряной энергии. Насытив ветряными турбинами внутренний рынок, а заодно и приобретя опыт в производстве этого технологически непростого оборудования, китайские производители в скором времени будут готовы составить серьезную конкуренцию традиционным игрокам из Европы и США на их территории.
В марте 2011 года правительство Китая выпустило 12-й план развития страны на ближайшую пятилетку с 2011 по 2015 год. Согласно плану, уровень производства энергии из возобновляемых источников планируется довести до 9,5% от всех потребляемых энергоресурсов к 2015 году. Приоритетной является солнечная энергия, это подтверждается введением в 2011 году «зеленых» тарифов на этот вид энергии. Эта инициатива способна превратить Китай не только в самого крупного производителя солнечных батарей, но и в самого значительного их потребителя. Не менее агрессивные цели поставлены и для ветряной энергии. Согласно плану, планируется резкий рост проектов по ветряной энергии с текущих 13,9 ГВт до 100 ГВт в 2015 году.

Россия – робкие шаги к чистому будущему
На фоне стремительного развития новой модели энергетики в мире Россия выглядит спящим гигантом. В 2008 году Росгидромет совместно с Российской академией наук опубликовал «Оценочный доклад об изменениях климата на территории Российской Федерации и их последствиях», одним из выводов которого было признание необходимости расширения работ по созданию технологий, способствующих уменьшению глобального изменения климата, а также работ, направленных на повышение энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии и разработку технологий улавливания и захоронения антропогенных парниковых газов.
Потенциал сокращения энергоемкости экономики России огромен, по некоторым оценкам, реализация мер по увеличению энергоэффективности в энергетике, строительстве, недвижимости, промышленности и на транспорте может сэкономить значительную часть потребляемой энергии. Климатическая доктрина России, опубликованная в декабре 2009 года, лишь первый и очень маленький шаг на пути реализации данного потенциала. В апреле 2011 года был опубликован «План действий по выполнению климатической доктрины», однако он не обеспечен ни деньгами, ни ресурсами.
Государственная программа по энергосбережению может рассматриваться в качестве основного инструмента климатической политики России в настоящий момент. Лишь она поддерживается средствами из федерального и муниципального бюджетов и призвана снизить энергоемкость ВВП на 40% до 2020 года.
Также в 2009 году были разработаны шесть инициатив: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный город», «Энергоэффективная социальная сфера» и «Малая комплексная энергетика», в рамках которых были проведены пилотные проекты для отработки методологии, технических решений, организационных схем, типовых договоров и финансовых моделей.
Применения на практике опыта, приобретенного в рамках пилотных проектов, к сожалению, не произошло по ряду причин, среди которых: недостаток финансирования, координации, организации, мотивации, отсутствие опыта привлечения к проектам независимых финансовых институтов и низкая экологическая культура населения.
Для решения этих проблем было создано Российское энергетическое агентство, целью которого является всесторонняя поддержка и координация региональных усилий по практической реализации закона об энергоэффективности. Для преодоления проблем с финансированием проектов по повышению энергоэффективности планируется создать федеральную энергосервисную компанию, которая финансово поддержит проекты по энергосбережению.

Ряд общественных организаций, таких как Российский социально-экологический союз, наряду с региональными центрами по энергосбережению занимается образованием населения в вопросах экономии энергии. А это и является отправной точкой для качественных изменений – желание каждого из нас жить в чистой среде и знать, что наша деятельность не наносит вреда окружающей среде.


Таблица 1. Основные меры поддержки альтернативной энергетики

Таблица 2. Как работают механизмы поддержки

«Зеленые» тарифы

Объемы + сертификаты

Тендерные схемы

Финансовое стимулирование

Возобновляемая энергия может быть продана оператору по гарантированному на определенный период времени тарифу Тарифы могут быть фиксированными или определяться как премиум к рыночной цене

На каждую единицу выработанной «зеленой» энергии производитель получает «зеленый» сертификат, который может свободно продать, получив дополнительный доход

Устанавливается цель по введению новых мощностей или выработке энергии Посредством тендера участник с наименьшими планируемыми издержками получает финансовую поддержку (например, в форме долгосрочного «зеленого» тарифа)

Освобождение от налогов или их уменьшение Инвестиционные гранты (уменьшение капитальных затрат)

Таблица 3. Основные меры поддержки в некоторых штатах США

Система «объемы + сертификаты»

Обязательства по установке двунаправленных счетчиков

Обязательства по подсоединению к сетям

Калифорния

Коннектикут

Нью-Мексико

1-Ш, 1-Л, 1-К

Вашингтон

Программа на уровне: (число – кол-во программ) Ф – федеральном, Ш – штата, Л – локальная, К – на уровне компании