Финансовая система государства и ее основные элементы. Финансовая система РФ и ее элементы Взаимосвязь элементов финансовой системы

  • 22.12.2022

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

  • -- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
  • -- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;
  • -- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • -- имущественное и личное страхование;
  • -- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет -- денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды -- новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений на добровольной основе. В установленных Законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так, с 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой Системы подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних» лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансы предприятий -- исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении -- это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или затрудняют их использование.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения, по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).

В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.

Различают две формы кредита:

  • а) государственный и муниципальный;
  • б) банковский.

Под государственным кредитом принято понимать отношения, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. При этом в качестве источника кредитных ресурсов широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки.

Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Вместе с тем государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъектам в целях их финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

В таких же формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский кредит -- это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являющихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако резкое обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы, сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они явились составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции. Экономические связи стран СНГ, сохранившиеся и развивающиеся после распада Союза ССР, в сфере финансов осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений. Существуют финансовые отношения и с другими зарубежными странами. Все они являются предметом международного финансового права.

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1) децентрализованные финансы:

· финансы предприятий

2) централизованные финансы:

· государственный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· фонды страхования;

· фондовый рынок;

Основой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов экономики. Общегосударственные финансы связаны с финансами предприятий.

С одной стороны главным источником государственного бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, с другой стороны процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств, но и с привлечением бюджетных ассигнований и использованием банковского кредита.

Взаимосвязь составных звеньев финансовой системы обусловлена единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, государственный бюджет и кредит.

Государственный бюджет – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

Внебюджетные фонды – средство федерального правительства и местных властей, связанное с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

o пенсионный фонд

o фонд социального страхования

o фонд обязательного медицинского страхования

Пенсионный фонд образуется за счет страховых взносов работодателей и работающих граждан, средств из федерального бюджета и используется на выплату пенсии.

Фонд социального страхования образуется за счет страховых взносов работодателей, средств из федерального бюджета, добровольных взносов населения и используется на выплату различного рода пособий.

Фонд обязательного медицинского страхования формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда и используется на получение гражданами бесплатного гарантированного объема медицинских услуг.

Государственный кредит – особая форма кредитных отношений между государством и юридическим/физическим лицом по поводу мобилизации государства свободных денежных средств организации и населения.

Кредитор – юридическое/физическое лицо

Заемщик – государство.

Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Сущность страхования заключается в системе пере распределительных отношений, включающих распределение ущерба между участниками страхования и возмещении из специальных фондов, сформированных за счет взносов страхователей.

Фондовый рынок – вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов, т.е. ценных бумаг.

Основная задача – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем доходности.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств.

5. Система и правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность государства (общая характеристика).

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность - основная, определяющая содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений.

Министерство финансов РФ в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга и др.

Осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

В системе Министерства финансов РФ создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство

Центральный банк РФ (Банк России ). Особое положение среди федеральных органов, осуществляющих финансовую деятельность, занимает Центральный банк РФ (Банк России), который действует в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)». Центральный банк РФ (Банк России) осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

6. Основные функции и полномочия Министерства финансов РФ .

Министерство финансов РФ в соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерацииявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности , государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора,Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу иФедерального казначейства , а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами , актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации.

Полномочия Министерства финансов

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов , нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;

2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации министерство принимает следующие нормативные правовые акты:

§ порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

§ порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;

§ форму налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

§ порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета

Основные функции и полномочия Федерального казначейства.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Казначейская система исполнения бюджета состоит в том, что при ней между налогоплательщиками и бюджетополучателями, с одной стороны, и банками, с другой - встраивается особая контролирующая структура - казначейство.

Казначейство контролирует оба потока бюджетных ресурсов - и доходный, и расходный - на одном счете. Тем самым обеспечивается принцип единства кассы, а также достигается ускорение оборачиваемости бюджетных средств. Казначейская система позволяет детализировать информацию об исполнении бюджета.

Казначейство выполняет следующие функции:

§ обеспечивает учет всех доходов бюджета;

§ подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;

§ осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев:

1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.

2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.

3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

§ доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

§ ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

§ открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

§ открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

§ ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

§ ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

§ составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

§ обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

§ обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

§ обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:

Для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;

Относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;

Тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом

Финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;

Каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов

Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.

Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.

Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.

Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.

Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.

Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.

Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.

Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.

Финансы производственной сферы разделяют на две группы:

В зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;

В зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.

Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.

Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.

Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.

Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.

Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.

Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.

Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.

Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.

Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.

Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.

Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.


Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:
-для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;
-относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;
-тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом
-финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;
-каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов
Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.
Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.
Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.
Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.
Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.
Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.
Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.
Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.
Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.
Финансы производственной сферы разделяют на две группы:
-в зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;
-в зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.
Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.
Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.
Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.
Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.
Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.
Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.
Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.
Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.
Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.
Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.
Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.
Рынок ценных бумаг - это мобилизация средств на потребности хозяйственной деятельности путем выпуска и реализации ценных бумаг, которые являются гарантом возвращения вложенных средств и получения дохода. Все операции по реализации ценных бумаг осуществляются на фондовом рынке. Существует также внебиржевая торговля ценными бумагами.
Финансы домохозяйств являются средством создания и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения личных потребностей граждан. Источником создания этих фондов является заработная плата и другие источники доходов каждого гражданина или его семьи. К доходам домохозяйств принадлежат доходы от продажи собственного капитала, земли, продукции подсобных хозяйств, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, проценты на капитал, вложенный в ценные бумаги и тому подобное.
К расходам домохозяйств принадлежат расходы на приобретение потребительских товаров, оплату предоставленных услуг и выполненных работ, формирования сбережений, куплю ценных бумаг и другие расходы. Домохозяйства по своей экономической сути - это хозяйственные структуры исключительного типа, деятельность которых основывается на создании и использовании фондов финансовых ресурсов

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях:

во-первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отноше­ний, каждая из которых характеризуется особенностями в форми­ровании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финан­совых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, фи­нансы предприятий различных форм собственности.

Все разнообразие перечисленных звеньев финансовых отношений можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. В первую вхо­дят общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в це­лом. Во вторую-финансы предприятий (хозяйствующих субъектов), которые используются для обеспечения воспроизводственного процес­са денежными средствами на уровне отдельных предприятий.

Эти две подсистемы различаются методами формирования и ис­пользования фондов денежных средств. Общегосударственные фи­нансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость концентрации в распоряжении государ­ства значительной части финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую оно выполняет в области экономического и соци­ального развития страны 1 .

Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие по­требности государства при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Что касается финансов предприятий, то эти де­централизованные фонды денежных средств образуются из денеж­ных доходов и накоплений самих же предприятий,

Еще раз подчеркнем, что, несмотря на разграничение сферы дея­тельности и применение особых способов и форм образования и ис­пользования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансо­вая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, по­скольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фон­дов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, т. е. на тех же предприятиях.

Однако такая связь общегосударственных финансов с финансами предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый ис­точник своего формирования, создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Аккумулировав за счет предпри­ятий сферы материального производства средства в централизован­ных государственных фондах, к примеру в бюджете, государство часть этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в данное время отрас­лей экономики. Скажем, бюджет страны пополнился за счет дохо­дов от отраслей нефтегазового или топливно-энергетического ком­плекса, а направлены эти доходы на развитие предприятий пищевой или медицинской промышленности, так необходимых в настоящее время. Ведь процесс расширенного воспроизводства на многих пред­приятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, а также использования банковских кредитов. Это значит, что общегосударственным финан­сам, которыми государство имеет возможность маневрировать, при­надлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ре­сурсов между отраслями экономики, а также между регионами стра­ны, между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы прояв­ляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России.

Рассмотрим кратко экономическое содержание составных звеньев общегосударственных финансов, к числу которых относятся государ­ственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок.

Государственный бюджет - это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизо­ванный денежный доход государства. Иногда дают более простое и краткое определение: госбюджет - это роспись доходов и расходов государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указы­ваются источники поступления денежных средств и их количествен­ные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количествен­ные параметры.

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения. И дей­ствительно, что можно сказать о стране, бюджет которой имеет ог­ромный дефицит, т. е. предусмотренные в нем расходы значительно перекрывают планируемые доходы? Понятно, что в этом случае ка­кие-то инвестиционные проекты останутся на бумаге, кто-то из бюд­жетников снова не получит вовремя зарплату, а финансовые дыры в одном месте будут лататься за счет образования дыр в других местах. Другое дело - бюджет бездефицитный, а еще лучше, если он с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами.

Проанализируем структуру расходной части госбюджета. Если основная или значительная часть расходов направляется на приоб­ретение новых видов вооружения, на содержание армии, то это ми­литаристский бюджет. Размеры социальных расходов в этом случае большими быть не могут, напротив, они крайне незначительны, а, следовательно, народ в такой стране хорошо жить не может. И со­вершенно другое дело, если основная часть ресурсов направляется на социальные цели: здравоохранение, образование, жилищное строительство, поддержку пожилых и т. д. Отметим, что в недавнем прошлом военные расходы доминировали в бюджете СССР. В на­стоящее время они порой ниже того минимума, который требуется для поддержания эффективной армии.

Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения (примерно 75-80%). Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике форми­руются и используются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительст­ва и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налого­плательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюдже­тов и имеют определенную самостоятельность.

Общее число федеральных внебюджетных фондов составляет бо­лее 40. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Госу­дарственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджет­ные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инве­стиционные фонды и др.

Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов доволь­но внушительны. За последние годы они превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют целевое на­значение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Согласно законам Российской Федерации внебюджетные фонды за­прещено использовать для финансирования органов власти и управ­ления, а также иных государственных структур. Фонды являются в определенной мере финансовым резервом. Скажем, пенсии долж­ны выплачиваться бесперебойно, а потому средства Пенсионного фонда должны использоваться строго по назначению.

Важным элементом общегосударственных финансов является го­сударственный кредит (не путать с кредитом коммерческих банков).

Государство, причем это характерно не только для России, по­стоянно испытывает большую потребность в финансовых ресурсах, деньгах. Доходы, предусмотренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают тех сумм расходов, которые государство должно или намеревается произвести. На покрытие бюджетного дефицита нуж­ны дополнительные деньги. Самый легкий способ добыть дополни­тельные деньги - осуществить дополнительную эмиссию, т. е. напе­чатать нужную сумму. Но простое решение, как правило, не всегда бывает правильным. Эмиссия (теперь об этом в России знает каж­дый) ведет к инфляции, обесценению денег, росту цен, снижению покупательной способности зарплаты, пенсий, к недовольству насе­ления и другим нежелательным для населения и правительства по­следствиям. Поэтому к допечатке денег правительство прибегает, но в дозированных размерах, стараясь не допустить высокой инфляции. Для привлечения дополнительных денег государство использует другой путь.

Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетво­рить за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, ис­пользует государственные займы. Кредиторами выступают физиче­ские и юридические лица, заемщиком - государство в лице его ор­ганов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обя­зательств и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок - составная часть финансовой системы. Фи­нансовым называют рынок, где обращается капитал.

Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь воз­никновением достаточно разветвленной структуры финансового сек­тора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенси­онных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, кото­рый способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершен­ствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению на­селения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.

В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние рос­сийского финансового рынка было достаточно неустойчивым, опера­ции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформиро­валась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоя­тельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и ва­лового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникаю­щих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефи­цита. Для этого государство выпускает в обращение и продает госу­дарственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государ­ственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в составе финансового рынка.

Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими вида­ми ценных бумаг:

государственные краткосрочные облигации (ГКО);

облигации федерального займа (ОФЗ);

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) - это мобилизация средств для финан­сирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюд­жете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной зада­чи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.

Итак, широко известные у нас ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и другие об­лигации, которые от лица государства продавало Министерство фи­нансов России с выплатой сравнительно высоких процентов,- все это инструменты заимствования средств. Такая форма кредита по­зволяла заемщику, т.е. государству, направлять мобилизованные до­полнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефи­цита без осуществления для этих целей эмиссии. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц исполь­зовались для финансирования экономических и социальных про­грамм, т. е. государственный кредит являлся средством увеличения финансовых возможностей государства.

Государственный кредит, размещаемый внутри страны, является внутренним кредитом. Если он размещается в других странах, то это - внешний кредит. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Мобилизация огромных финан­совых ресурсов является следствием большой государственной за­долженности. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. При этом государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и не­выплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из за­долженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности внут­ри страны.

Если говорить о российском государственном долге, то суммы его чрезмерно высоки. Если учесть, что затраты по обслуживанию государственного- долга производятся за счет средств государствен­ного бюджета Российской Федерации, то становится ясно, что зна­чительная часть доходов государственного бюджета вынуждена на­правляться не на развитие экономики или социальные цели, а на возврат долга. К тому же занимает одно поколение, а рассчитывать­ся приходится другому.

Огромный государственный долг современной России, как внут­ренний, так и внешний, может привести к так называемому дефолту - отказу от выполнения взятых ранее обязательств по погашению долга. Это происходит в том случае, когда вследствие проведения ошибочной финансовой политики сумма погашения долга намного превосходит имеющиеся возможности государства. Такое состояние отражает экономический и финансовый кризис в стране.

Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также спо­собствуют их предупреждению.

Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. Подчеркнем, что в рыночной экономике в отличие от существовав­шей у нас ранее командно-административной системы, когда соци­альные гарантии, пусть и на низком уровне, существовали и были стабильными, а страховое дело было построено на началах государ­ственной монополии, роль страхования резко возрастает. Дело в том, что в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Да и каждый человек теперь должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, свои сбе­режения. За время работы надо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую страховку, заработать приличных размеров пенсию и т. д.

Рассмотрим кратко функции, Которые выполняет страхование. Прежде всего, это формирование фонда денежных средств, осущест­вляемое как плата за риски, которые берут на себя, на свою ответ­ственность страховые компании. Страхование может быть добро­вольным либо обязательным.

Ведущая функция страхования - возмещение ущерба юридиче­ским лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение физиче­ских лиц-граждан страны. Одна из функций страхования-преду­преждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба. Речь идет о реализации комплекса мер по недопущению или уменьшению возможных потерь или несчастных случаев.

Страхование, наконец, является важным средством формирова­ния инвестиционного потенциала страны. Ведь страховой денежный фонд страховых компаний - это временно свободные деньги, кото­рые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ценные бумаги и т. д. Отметим, что в западных странах страховые компании - это финансовые гиганты, владеющие сотнями миллиар­дов долларов. Что касается финансовой емкости российского стра­хового рынка, то она пока весьма мала, а потому финансовые ком­пании России еще не стали существенным источником инвестиций в экономику 1 .

Среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в самостоятельное звено, поскольку фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг.

Основная задача фондового рынка - обеспечение процесса пере­лива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый ры­нок служит для мобилизации и эффективного использования вре­менно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Второй подсистемой финансовой системы России являются фи­нансы предприятий.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают про­цесс создания и распределения общественного продукта и националь­ного дохода. Это их состояние определяет степень обеспеченности централизованных денежных средств финансовыми ресурсами. Рен­табельно работает предприятие, крепко стоит на ногах-и бюджету, хорошо, поскольку есть с кого брать налог. Убыточно предприятие, продукция на рынке не идет, нет на счетах денег - и казне плохо. Что взыщешь с убытков? Такое предприятие само нуждается в фи­нансовой помощи.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ре­сурсов по выполнению своих обязательств перед государством, дру­гими предприятиями и фирмами, работниками и т. д.

В общей структуре финансовых отношений эта часть финансо­вой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, по­тому что это - реальный сектор экономики. Здесь создаются мате­риальные блага, производятся товары и оказываются услуги. На уровне предприятий возникают следующие формы денежных от­ношений:

связанные с образованием уставного фонда и распределением доходов;

связанные с договорными обязательствами с другими предпри­ятиями (распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации, другие ценные бумаги), получением дивидендов и др.;

складывающиеся у предприятий со страховыми организациями, различными страховыми фондами;

с банками (ссуды, погашение процента, пени и т. д.);

с государственным бюджетом (налоги и другие обязательные платежи, отчисления);

с вышестоящими структурами.

В условиях рыночной экономики предприятие осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которо­го является обязательное получение прибыли. Государство заинтере­совано в прибыльной работе и стремится создать благоприятные ус­ловия для успешного развития предпринимательской деятельности.

Под механизмом управления финансами понимается система организационно-экономических и правовых мер регулирования фи­нансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мони­торинг (наблюдение) за состоянием финансов; 6) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятель­ностью субъектов хозяйствования.

Мониторинг за состоянием финансов страны проводится высши­ми законодательными органами власти (Федеральное Собрание, его две палаты и др.).

Правовое регулирование финансовой системы осуществляется высшими законодательными органами власти, президентом России.

Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйст­вования осуществляется как законодательными, так и исполнитель­ными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Необходимо различать государственный и негосударственный контроль. Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в Конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматри­вает контроль за финансовой деятельностью органов исполнитель­ной власти со стороны президента и органов представительной вла­сти. Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам: подписания федеральных законов; назначения, и освобождения от должности министра финан­сов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для на­значения на должность председателя Центрального банка.

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государ­ственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и ау­диторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента.

Аудиторский контроль осуществляется в двух формах: обяза­тельный и инициативный. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная ауди­торская проверка проводится в установленном порядке, предусмот­ренном соответствующим постановлением правительства. Инициато­рами проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба и налоговая полиция и др. Ауди­торскую проверку могут проводить как физические лица, прошед­шие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (вклю­чая иностранные), которые могут иметь любую организационно-пра­вовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторский контроль в России находится на стадии становления. Главный его недостаток - низкий уровень ква­лификации сотрудников аудиторских, служб, размытость норматив­ных документов, регулирующих их работу.