Конкуренция двигатель прогресса кто сказал. Виды и роль конкуренции в россии. Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

  • 18.12.2023

Конкуренция — это экономический термин. Произошел от латинского слова «concurrentia», которое можно перевести как «столкновение, сбегание». Значение данного термина описывает процесс борьбы между игроками рынка за ресурсы: территорию влияния, низкие цены на сырье, долю рынка, эксклюзивные условия поставки и прочие.

Конкуренция как двигатель прогресса

Конкуренция, по мнению экономистов, имеет положительное влияние на рыночную ситуацию в целом. Благодаря постоянной борьбе и соперничеству, появляются новые технологии, которые являются двигателями научно-технического прогресса. Конкуренция влияет на улучшение качества товаров и услуг, способствует оптимизации ценовых условий для потребителя и повышению уровня сервиса в обслуживании клиентов.

Карл Маркс в своих трудах писал, что борьба за ресурсы разделяется на два вида: внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Что же это такое?

Рассмотрим подробнее эти виды конкуренции. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция — в чем же различия между ними и общие черты?

Понятие внутриотраслевой конкуренции

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между компаниями, производящими идентичные товары и услуги. Давайте разбираться. Каковы позитивные последствия внутриотраслевой конкуренции?

Во внутриотраслевой конкуренции, как правило, соревнуются предприятия малого, среднего, чаще крупного бизнеса. Исключением являются крупные компании, на долю которых приходится от трети до половины всего рынка на определенной территории или отрасли. Во внутриотраслевой конкуренции они не участвуют за ненадобностью, являясь монополистами, способными диктовать условия рынку.

Внутриотраслевая конкуренция способствует движению отрасли вперед и развитию технологий, росту качества.

Виды внутриотраслевой конкуренции

Внутриотраслевая конкуренция делится на два вида: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция — это попытка получить внимание потребителя и увеличить долю рынка за счет снижения стоимости на товары и услуги. В принципе, ценовая конкуренция выгодна для потребителей, но лишь до определенного момента. Дело в том, что вначале производители снижают стоимость продукта за счет прибыли, сохраняя качество и клиентоориентированный подход. Но в случае возникновения в отрасли так называемой «ценовой войны», конкурировать приходится уже за счет сокращения издержек производства. И дело может дойти до вынужденного снижения качества, за счет, например, закупки более дешевого сырья. Не говоря уже об оптимизации затрат на обеспечение продаж и сервиса. В этом случае конкуренция подрывает рынок, ослабляет участников и заставляет потребителей испытывать дискомфорт. Некоторые компании, понимающие ситуацию и законы рынка, сознательно не включаются в конкурентную борьбу в случае возникновения условий ценовой войны и выигрывают этот бой — без боя.

Неценовая внутриотраслевая конкуренция — это борьба за покупателя с помощью изменения имиджа компании, упаковки, отношения к покупателям - все факторы отстройки от конкурентов, кроме цены. В борьбе за внимание и лояльность потребителей компании значительные средства вкладывают в развитие бренда, рекламу, продвижение продукта или услуги на рынке, маркетинг. Это эффективно, но приводит к увеличению затрат на привлечение каждого покупателя. Для отрыва от конкурентов компаниям приходится нести значительные непродуктивные издержки. В связи с этим чистая прибыль каждой отдельной компании значительно снижается.

Примеры внутриотраслевой конкуренции

Внутриотраслевая конкуренция России и мира может быть проиллюстрирована практически любой отраслью экономики: как материального производства (легкая и тяжелая промышленность), так и отрасли социально-культурной направленности (образование, медицина).

Внутриотраслевая конкуренция примеры предалагает такие:

    Производство молочных изделий: «Избенка», «Вимм-Билль-Данн», «Данон», «Перммолоко».

    Грузоперевозки: «Деловые линии», LCMG, "Транслогистик", «ПЭК», «Желдоравтотранс».

    Образование MBA: МГУ им. Ломоносова, РАНХиГС, ВШБ ГУУ, EMAS.

Межотраслевая конкуренция

Межотраслевая конкуренция, как правило, возникает тогда, когда истощаются возможности внутриотраслевой конкуренции. По сути, это переход в смежные отрасли, диверсификация бизнеса за счет эксплуатации бренда или производства новых продуктов.

Предмет борьбы в этом виде конкуренции — более высокая норма прибыли. На что влияет межотраслевая конкуренция? Дело в том, что предприниматели покидают малоприбыльные ниши и устремляются в более прибыльные бизнесы. Этот процесс сопровождается снижением предложений в малоприбыльных направлениях при сохранении спроса - в результате повышается норма прибыли. В отраслях с высокой прибылью, напротив, увеличение предложений приводит к снижению нормы прибыли и падению цен на товары и услуги.

В межотраслевой конкуренции выделяют два вида: фукциональную и перелив капитала.

Виды межотраслевой конкуренции

Перелив капитала призван регулировать баланс нормы прибыли во всех отраслях. Но на практике этому препятствуют некоторые факторы, их называют барьеры. Разделяют барьеры входа и барьеры выхода. К барьерам входа относят: лицензирование, дорогостоящее оборудование, отсутствие в учредительных документах компании права на занятия другим видом деятельности, дорогостоящий маркетинг и существенные вложения в рекламные кампании. Барьеры выхода — это сопротивление профсоюзов, репутационные риски, производственные издержки.

Чем выше порог входа, тем ниже шансы на изменение состава игроков рынка. Перелив капитала может быть внешним и внутренним. Внешний — это приход в отрасль новой компании, внутренний — диверсификация бизнеса одним из существующих игроков.

Функциональная конкуренция — это появление продуктов-заменителей или услуг, конкурирующих с существующими в отрасли на сегодняшний день и удовлетворяющих потребности потребителей отрасли, предлагая альтернативное решение. Потребитель сам выбирает, какому напитку отдать предпочтение — чаю или кофе, поехать на автобусе или на метро, отправить письмо по почте или курьером. Все это примеры функциональной межотраслевой конкуренции. Субституты (так называют продукты и услуги-заменители) обостряют межотраслевую конкуренцию, задают темп рынку, путают стратегические планы и заставляют топ-менеджеров придумывать новые пути развития бизнеса.

Спортбайк

Модельный год

2005

| Двигатель

1157 смз

| Мощность

167 л.с.

227 кг

| Максимальная скорость

280 км/ч

| Цена пока не установлена

…Мимо пулей пронесся парень на сине-белом K1200S, я же расслабленно вояжировал на таком же - наслаждался альпийскими пейзажами. Тот парень мчался быстро и аккуратно. «Значит, - думаю, - знает, куда надо ехать.Сяду-ка ему на хвост - самому лениво искать КП„… Нажал раз на круглую кнопку на руле - чтобы активизировать регулировки электрической подвески, потом еще два раза - чтобы поменять, ужесточая демпфирование, настройки переднего и заднего амортизаторов с „комфорта“ на „спорт“. Открыл газ - и едва успел крепче ухватиться за руль, потому что 1157-кубовый 4-цилиндровый мотор выстрелил байк. До 200 км/ч разогнался в несколько секунд.

Следующие километров тридцать маршрута запомню надолго. Активно щелкал передачами на прямой, сильно закладывал мотоцикл в многочисленных поворотах, как и тот, преследуемый гонщик, часто касался коленом асфальта. Сбросили ход, только когда проезжали деревню, а на выезде вновь понеслись во весь опор. Минут через 20 домчали до перекрестка и тогда оба поняли, что нужный поворот проскочили. Пока разворачивались, добирались до верной дороги, все, кто ехал и сзади, успели уйти вперед. Но я не пожалел: в сумасшедшей гонке «от души» K1200S продемонстрировал отличные скоростные качества и завидную стабильность.

Не то чтобы я сомневался в том, что этот байк - нечто особенное. Обтекаемая форма, мощность 167 л. с. и сухая масса 227 кг подтверждают, что K1200S не только самый быстрый, но и самый спортивный и агрессивный из BMW. С технической точки зрения это один из самых совершенных байков. На нем, особо отмечу, установлена нетелескопическая передняя подвеска, основанная на конструкции, разработанной в 80-х годах британцем Норманом Хоссаком.

Что именно послужило поводом к созданию 1200S, проистекает из объяснений члена правления BMW Эрнста Баумана: «Мировой мотоциклетный рынок развивается умеренными темпами. За последние пять лет в Германии даже наметился спад продаж, - рассказал он. - Рост же возможен только в случае, если мы двинемся в новые секторы, предложим технику с очевидными достоинствами. Модель „S“ и положила начало движению в сторону энерговооруженности мотоциклов».

То, что конструкторам удалось достичь желаемого, подтвердилось на следующее утро, когда журналисты-испытатели стартовали на новых байках от базы BMW в Мюнхене. Выстроившиеся в ряд на старте S-байки выглядели более стройными и спортивными, чем традиционные К-модели с острым носом на полном обтекателе. Посадка за рулем спортивная, но не экстремально - это благодаря подножкам.

При запуске 4-цилиндровый мотор издал приятное рычание из здоровенного глушителя справа. Байк очень низкий (высота по седлу - 820 мм, еще более низкое сиденье прилагается бесплатно). Тронувшись с места, пока шел на малых оборотах, несколько разочаровался системой впрыска - она «закашлялась», а прочистилась только к 4000 об/мин (позже конструкторы BMW признались, что уже пытаются устранить этот недостаток).

Но уже через несколько минут забыл о неприятностях на низах - когда выехал на автобан, где большая «четверка» мягко «выстрелила» и без труда набрала 150 км/ч. Меня заботливо защищал от ветродуя обтекатель и невысокий, но широкий нерегулируемый ветровой щиток. Знаков ограничения скорости мы не встретили, и я не устоял против искушения - открыл газ как следует. А байк был рад услужить. Мощность нарастала ровно, плавно. 1200S быстро набирал обороты на всех передачах, без признаков напряжения, через несколько секунд после начала ускорения добрался до 225 км/ч. Я старался залечь поглубже, сделаться плоским, но сумка на баке здорово мешала. Если будут условия, этот BMW горазд разогнаться и до 280 км/ч… Позже все пилоты сошлись в том, что байк потрясающе стабилен (все знают, что многие скоростные байки норовят повилять на ускорениях). Впрочем, один из испытателей ощутил вибрацию на близких к «отсечке» оборотах.

Но важнее другое, в чем сошлись все участники «консилиума»: в моторе неплох средний диапазон мощности. Реакция при повороте рукоятки газа на высшей передаче на скорости 110 км/ч немедленная и энергичная, хотя, отметили, этот BMW тащит на низких оборотах чуть хуже, чем Honda Blackbird или Suzuki Hayabusa. Как следствие, приходится чаще работать коробкой передач (здесь она 6-ступенчатая). Кстати, КП весьма хороша, но не лучшая. А кое-кто из тестеров еще более критично оценил ее работу - сетовали на то, что передачи включались не всегда точно.

На высоких скоростях ехать удобно. Защита от встречного ветра - оптимальная, сиденье - широкое, посадка - не скованная. Благодаря двум балансирным валам мотор работает мягко, с небольшим жужжанием на высоких оборотах - подает «голос» только для того, чтобы сообщить, что он работает. Заметили мы и то, что из-за возникающей вибрации на 6000 об/мин на скорости 145 км/ч (это когда мы шли в хвосте машины фотографа) слегка немеют руки после получасовой езды. Ко всеобщему облегчению, когда выехали на петляющую дорогу, о движении эскортом можно было забыть. Здесь, на серпантине, я более всего и оценил управляемость BMW - он не обманул ожиданий. Хотя, прежде чем назвать K1200S спортбайком и допустить, что он способен соревноваться с новейшими гоночными репликами открытого класса, придется вспомнить, что при весе 227 кг он на 50 кг тяжелее, чем тот же GSX-R1000. И длиннее. Так что логичнее сравнивать его с Hayabusa.

Одна из основных характеристик современного рынка - наличие конкуренции. Одни источники называют конкуренцию борьбой. Это борьба за покупателя, за первенство на рынке, борьба между товаропроизводителями. Выявление конкурентов, конкурентная разведка, выяснение целей конкурентов, анализ их стратегии - все это очень напоминает боевые действия. Более мягко конкуренцию именуют соревнованием. Что же есть настоящая здоровая рыночная конкуренция? Поле боя с потерями? Или же конкуренция ведет к прогрессу? Нужны ли вообще конкуренты?

С одной стороны, рыночная конкуренция - наивысшее благо для рынка, поскольку является важным механизмом экономических связей между производителями и потребителями. Если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы снижают цены. Если же на рынок доставлено меньше товаров, то покупатели соревнуются за продавца, способствуя росту цен. Конкуренция даже между двумя предприятиями дает эффективный для общества результат - наиболее низкую из возможных цен и наибольший из возможных объем продаж. Она стимулирует повышение качества товара, заставляет снижать затраты, дает стимул к самосовершенствованию персонала. То есть рыночная конкуренция способствует повышению эффективности целой экономической системы.

С другой стороны, не стоит забывать и о негативных последствиях. Конкуренция требует затрат энергии, времени, расхода ресурсов. Неспособность использовать более экономичную технологию производства означает устранение фирм конкурентами. Растущая возможность выбора среди товаров и фирм оборачивается ростом проблем сбыта. Рыночная конкуренция может приводить к диспропорциям между спросом и предложением, к замедлению технического прогресса, к жестокости по отношению к соперникам, влечет за собой банкротство, безработицу, появление подделок, уменьшение рыночных долей существующих конкурентов при появлении на рынке новых компаний, принижение возможностей конкурента, качества его продукции.

Выходит, что конкуренцию следует подавить, так как она наносит ущерб. Но конкуренция неизбежна. Если не будет конкуренции, то мы окажемся при ситуации монополизма на рынке. Нам известны примеры, когда рынок не знал понятия «конкуренция», зато слово «дефицит» было определяющим. При этом понятие качества товара не имело значения, потому что потребитель, не имея выбора, все равно был вынужден его приобрести. Только при появлении конкуренции на рынке производители стали стремиться к получению преимущественных качеств товара по отношению к конкурентам.

Что же делать в условиях современного рынка? Пытаться уничтожить конкурентов или стимулировать их наличие? Разумнее будет придерживаться золотой середины, так как покупателю рыночная конкуренция дает возможность осуществлять выбор, продавцу - развивать формы торговли, изготовителю - совершенствовать технику и технологии. С точки зрения покупателя совершенная конкуренция должна ограничивать цены, избегать рыночной власти и дискриминации, предоставлять возможность выбора продукта и продавца. То есть конкуренция должна быть цивилизованной формой борьбы за выживание, движущей (а не разрушающей) силой экономического развития.

15:12 — REGNUM У России с Китаем в Азиатско-Тихоокеанском регионе больше точек соприкосновения, связанных с сотрудничеством, чем с конкуренцией. Об этом заявил президент России Владимир Путин на пресс-конференции по окончании саммита АТЭС на Бали 8 октября, отвечая на вопрос о том, насколько в данном регионе совмещаются партнерство и конкуренция с Китаем, сообщили в пресс-службе Кремля.

"Конкуренция - двигатель прогресса во всех сферах: и в экономике, и в политике. Поэтому я здесь не вижу ни противоречий, ни трагедий, все нормально, естественно, так и должно развиваться. В чем-то есть конкуренция, в чем-то сотрудничество. Но на сегодняшний день у нас с Китаем больше точек соприкосновения, связанных с сотрудничеством, причем это сотрудничество идет по разным направлениям. И я уже говорил на встрече с деловыми кругами, если мы говорим об энергетике, то это и углеводороды, причем разные - и нефть, и газ, это, возможно, в будущем и сжиженный природный газ, это электроэнергия, это атомная энергетика. Мы два, как вы знаете, блока на Тяньваньской атомной электростанции построили, на очереди третий и четвертый блоки. Но энергетика - это далеко не все, чем мы занимаемся. Мы решаем вопросы, связанные с кооперацией в области авиастроения. Китайцев прежде всего, конечно, интересуют тяжелые вертолеты, и здесь мы, безусловно, является одними из лидеров в мире. Таких вертолетов кроме нас, наверное, никто и не делает. В Штатах есть, но таких тяжелых, по-моему, даже там нет, по 20 тонн. Мы будем модернизировать, либо делать совсем новую машину - там на уровне специалистов, экспертов это решают", - сказал он.

Путин также отметил хорошие перспективы в области космоса и в области авиастроения. "Конечно, трудно пробиться на мировой рынок с широкофюзеляжными самолетами, очень трудно, но у нас такие шансы есть, и финансовые возможности, и технологические, рынок-то огромный и у нас, и у китайцев. Если мы сделаем конкурентоспособную, именно конкурентоспособную машину, тогда на собственный рынок пойдет, она уже будет иметь хорошие перспективы", - подчеркнул президент.

По его словам, есть и другие направления в металлургической промышленности, есть и хорошие направления сотрудничества в сфере транспорта, по развитию инфраструктуры. "Ведь через нас и через Китай уже проходят и могут проходить еще какие-то маршруты, связывающие Азию и Европу. И здесь нам тоже нужно с нашими партнерами определиться, по какому направлению", - заявил Путин.

"У нас очень много проблем, связанных с защитой окружающей среды, с экологией. Приграничное сотрудничество в этом смысле вообще трудно переоценить. Посмотрите, что было во время тяжелых паводков и наводнений. А ведь, если случаются какие-то катаклизмы, связанные с техногенными причинами, то тогда это затрагивает как территорию Китая, так и территорию России. Здесь очень важно наладить взаимоотношение и между регионами, и между соответствующими службами. На сегодняшний день все это взаимодействие находится на весьма высоком уровне", - подытожил он.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований.

Конкуренция как двигатель рыночной экономики

Конкуренция - это независимые действия участников рынка, направленные на формирование более привлекательного для потребителя предложения.

Конкурентная среда - такое состояние экономической среды бизнеса, при котором:

· все желающие могут предложить более привлекательный вариант товара или услуги;

· потребители имеют возможность выбора товара или услуги среди неодинаковых предложений.

Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям.

Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль.

В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам.

Согласно ст.4 Закона «О защите конкуренции» (№135-ФЗ)

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Не любая конкуренция допустима в национальной экономике.

Тот же федеральный закон определяет:

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Такие действия фирм, как: необоснованное восхваление собственного товара и принижение товара конкурирующей фирмы; ограничение объема продаж на рынке с целью увеличение рыночной цены; назначение монопольно высоких цен на готовую продукцию или монопольно низких цен на ресурсы; навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него; создание препятствий доступу на товарный рынок другим компаниям; распространение ложных сведений о конкуренте; и аналогичные им, являются примерами недобросовестной конкуренции и подпадают под запрет со стороны государства.

Обычно считается, что чем больше конкуренции на рынке, тем лучше для общественного благосостояния. Однако многие исследования последних лет свидетельствуют о том, что на самом деле общественное благосостояние, эффективность, интенсивность инноваций и прочие положительные моменты экономики связаны с силой, жесткостью и интенсивностью инноваций нелинейным образом, в частности, имеют перевернутую U-образную форму (перевернутая парабола с точкой максимума).

Другими словами, конкуренция имеет оптимум: бесконечное развитие конкуренции, так же как и небольшая конкуренция, вредны для экономики.

Антимонопольная политика в России

Решающая роль в достижении устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике.

Для предотвращения или, по крайней мере, смягчения антиконкурентных последствий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции, включающей в себя как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства, касающиеся развития и поощрения конкуренции на отдельных рынках.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Кроме того, ключевое значение в проведение антимонопольной политики и ее эффективности занимает положение о политической независимости антимонопольных органов.

Политическая зависимость антимонопольного органа может снижать действенность принимаемых решений в угоду политическим целям, хотя может сопровождаться и более гибким подходом к другим видам экономической политики, проводимых в рамках одного и того же основного политического курса.

Антимонопольная политика России прошла долгий путь в своем развитии, от политики прямых запретов на деятельность отдельных компаний, попавших в реестр фирм-монополистов, через установление предельных цен на продукцию монопольных поставщиков до активного вмешательства в организацию рынков в виде политики поддержки конкуренции.

И хотя не всегда мероприятия, предпринимаемые антимонопольными органами России, оказывали положительное воздействие на формирование конкурентной среды в стране, общая оценка деятельности государства в этой области является заслуженно высокой.

Благодаря своевременному принятию законов, регулирующих конкурентные взаимодействия между фирмами на различных рынках, и их эффективному применению на практике, уровень монополизма и степень отраслевой концентрации в России существенно снизились.

Эффективность политики поддержки конкуренции

Российские антимонопольные органы проводят активную политику в поддержку и для развития конкурентного механизма в российской экономике. И эта политика, как показывает практика, становится с каждым годом все более и более успешной. Представители ФАС учатся отстаивать государственные интересы на всех уровнях, находя оптимальный баланс между стихийным и организованным началом для отраслей и рынков.

Эффективность и активность работы антимонопольных органов России показывает рисунок 1.

Рисунок 1

Если в начале и середине 1990-х гг. лишь небольшое число фактов антиконкурентного поведения рассматривалось в антимонопольных органах, то с конца 1990-х гг. эта деятельность резко активизируется, достигая пика в 2000-2001 гг.

Современное состояние дел в данной области определяется несколькими концептуальными моментами.

Конкурентная среда сегодня определяется тремя факторами: структурными, функциональными и поведенческими. Структурные признаки конкуренции включают в себя наличие достаточно большого числа продавцов и покупателей на рынке и отсутствие барьеров входа.

Поведенческие признаки означают независимость действий хозяйствующих субъектов, отсутствие неэффективных производителей, адекватная информация о рынке, отсутствие дискриминации кого-либо из участников рыночного процесса.

Функциональные признаки - это отсутствие сверхприбыли (монопольной прибыли и монопольной ренты), соответствие товара требованиям потребителей, инновационное поведение экономических агентов. рыночный себестоимость конкурентноспособность

Политика поддержки конкуренции сегодня нацелена на оптимизацию работы антимонопольных органов: сокращение мелких расследований и дел; предупреждение концентрации, а не борьба с ее последствиями; развитие малого и среднего бизнеса; таргетированная поддержка предприятий социально значимых отраслей экономики; распространение мониторинга на новые отрасли, которые ранее не попадали в сферу активного регуляторного внимания.

Акцент делается на информационно-консультационной поддержке предпринимателей, формирование прозрачности ценообразования, поощрения производства с низкими издержками, более детальный поиск и мониторинг антиконкурентных и антипотребительских ситуаций внутри отраслей (например, борьба с мобильным «рабством» сотовых операторов; требование технологической нейтральности в отрасли связи), а также стимулирование производителей к разработке и принятию кодексов добросовестного поведения.

Отдельным направлением современной конкурентной политики ФАС является разработка и внедрение стандарта развития конкуренции во всех регионах России с целью «обеспечения реализации системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на всей территории РФ с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков» (Доклад ФАС, 2014. С. 18). В 2012 г. была принята «Дорожная карта» - система мероприятий по реализации конкурентных мер в регионах.

В 2013-14 гг. стандарты развития конкуренции были опробованы в пилотных проектах на территории Ульяновской, Нижегородской, Тюменской, Владимирской и некоторых других областей.

Это способствовало улучшению предпринимательского климата в регионах и поддержке ключевых отраслей, связанных с созданием благоприятных условий для эффективной конкуренции.

Субъект Российской Федерации

Краснодарский край

Белгородская область

Республика Татарстан

Калужская область

Новосибирская область

Тюменская область

Воронежская область

г. Москва

Рязанская область

Курская область

Смоленская область

Республика Саха (Якутия)

г. Санкт-Петербург

Московская область

Курганская область

Ивановская область

Амурская область

Источник: Доклад ФАС, 2014. С. 30-31 .

Результатом активной деятельности ФАС в контакте с другими министерствами и ведомствами, а также с региональными властями в области развития конкуренции стала высокая оценка состояния конкуренции и конкурентной среды со стороны самого предпринимательского сообщества.

Как показывают данные опросов, более 70% респондентов отмечают высокую и очень высокую конкуренцию в отрасли, а доля тех, кто вообще не испытывает конкуренцию, предельная мала - 1% (см. рисунок 2).

Наибольшую конкуренцию испытывают компании, действующие в пищевой промышленности, в торговле, сфере услуг, в том числе финансовых, и текстильном производстве.

Новый этап экономического развития России связан с задачей перехода к инновационному варианту экономического роста. Именно в данном направлении конкуренция и конкурентная политика могут сыграть ключевую роль, в частности, в стимулировании инновационной активности российских предприятий.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики довольно высока и имеет тенденцию к увеличению (см. табл. 2).

Рисунок 2 Оценка уровня конкуренции, доля ответивших в процентах к общему числу респондентов

Таблица 2

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте, (в % к итогу)

Источник: Данные Росстата.

В настоящее время эта доля превышает 20% ВВП в целом по России, что является хорошим результатом.

Этот высокий удельный вес объясняется активизацией инновационной деятельности российских предприятий.

Если в 2005 г. доля организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляла 9,7%, то к 2013 г. эта доля увеличилась до 10,1%.

Однако слабость механизмов рыночной селекций, недостаточность конкурентного давления, административная поддержка неблагополучных компаний позволяют сохранять в российской экономике довольно большой живучий слой в целом нежизнеспособных предприятий, убыточных и неинновацоинных, функционирующих на грани выживания.

Разрыв между лучшими и худшими отраслевыми игроками особенно сильно ощущается на региональном уровне.

Как показывают данные табл. 3, инновационная деятельность распределена неравномерно по различным регионам России, и хотя в масштабе страны удельный вес инновационных предприятий растет, по отдельным федеральным округам эта ситуация оказывается не столько благоприятной.

Таблица 3

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), по субъектам Российской Федерации (процентов)

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ