Экономические активы в системе национальных счетов. Система национальных счетов (СНС): история, показатели, стандарты. Макроэкономические показатели и их взаимосвязь

  • 22.12.2022

2.1 Система национального счетоводства. Классификация счетов СНС

Система национальных счетов - это система учета достижений национальной экономики , характеризующая результаты деятельности, структуру и важнейшие взаимосвязи экономических субъектов, представленная как совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, построенных в виде счетов и балансовых таблиц.

Целью СНС является предоставление количественной информации о создании, распределении и использовании общественного продукта, рассчитанной по единой для всех стран, использующих СНС, методике и пригодной для международных сопоставлений. Другими словами, СНС - это международный стандарт расчета основных макроэкономических показателей.

СНС используется для макроэкономического анализа в целях изучения и совершенствования национальной экономики, а также для составления экономических прогнозов динамики процессов и явлений. Она предоставляет информацию обо всех стадиях общественного воспроизводства - производстве, обмене, распределении, потреблении, накоплении. Последний вариант международной СНС предлагает варианты оценки теневой экономики, осуществляющей нелегальное производство и реализацию продукции для сокрытия доходов от налогообложения, а также деятельность по ведению домашнего хозяйства. Однако большинство стран мира, включая Россию, пока не проводят оценку этого вида деятельности.

Структура СНС построена таким образом, что любой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов.

Счет представляет собой двухстороннюю таблицу, в левой части которой отражаются ресурсы, а в правой - их «использование». Показатели отражаются в основных ценах (без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий).

Счета, входящие в СНС, классифицируются следующим образом:

1) счета внутренней экономики:

Счет товаров и услуг,

Счет производства товаров и услуг,

Счета образования и распределения доходов (первичных и вторичных),

Счета использования доходов, счет перераспределения расходов, счета накопления, счет операций с капиталом;

2) счета внешнеэкономических связей:

Субсчет текущих операций,

Субсчет капитальных затрат.

Счет товаров и услуг в экономике России за 2005 г. приведен в табл. 2.1.

Таблица 2.1


Источник: Российский статистический ежегодник. 2005: ст. сб. М.: Росстат, 2006. с.313

Счет производства по своей структуре близок предыдущему счету, но не включает импорт и экспорт. На его основе определяется валовой внутренний продукт по отраслям. Он учитывает затраты и результаты общественного производства за определенный период (год) и отражает операции, относящиеся к процессу производства (табл. 2.2).

Таблица 2.2



Источник: Российский статистический ежегодник. 2005. с.314

Счет образования дохода формируется на базе счета производства и отражает формирование национального дохода в процессе производства (табл. 2.3).

Таблица 2.3


На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

Методология построения СНС в целом основывается на современных концепциях политэкономического характера, объясняющих содержание и границы экономического производства, структуру экономики и воспроизводственный механизм. В основе системы лежит учение английского экономиста Дж. М. Кейнса об экономическом обороте. В частности, используется концепция экономического производства, дохода, теория факторов производства и др. Национальное хозяйство - комплекс взаимосвязанных равноправных отраслей; экономическое производство интерпретируется как производство экономических благ, которые могут быть как в форме продукта, так и услуги. Экономическое производство охватывает также и теневую экономику (производство обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения). Отражение в расчетах теневой и неформальной экономики является одной из актуальных методологических и информационных проблем СНС. Госкомстат при расчете макроэкономических показателей, отражающих стадии производственного процесса, в несколько этапов на основе балансового метода и косвенных индикаторов выполняет досчет на скрытую и неформальную деятельность. Производство юридически незаконных товаров и услуг в большинстве стран и в России не включается макроэкономические расчеты.

Экономическое производство включает следующие виды деятельности:

  • · производство всех товаров, включая товары для собственного потребления;
  • · производство нефинансовых услуг для реализации;
  • · деятельность финансовых учреждений (банков, страховых компаний и т.п.)
  • · деятельность государственных (бюджетных) организаций и учреждений, оказывающих нерыночные услуги обществу в целом (управление, оборона, бюджетная наука) и отдельным гражданам (бесплатное или льготное здравоохранение, образование и др.)
  • · деятельность «некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства» (партийные, профсоюзные, религиозные и т.п. организации);
  • · деятельность оплачиваемой домашней прислуги (повара, садовники, шофёры, няни и т.п.);
  • · жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квартир для собственного потребления.

В продукте экономического производства не учитываются домашние услуги (это исключение сделано из практических соображений, т.к. стоимость услуг домашних хозяек очень трудно оценить), изменения, происходящие в окружающей среде (истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха, образование мусора и т.п.).

Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает категорию «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с ней доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т.е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств. В СНС 1993 г. предусмотрена система показателей доходов, которая характеризует различные стороны процесса распределения. Она охватывает следующие показатели:

  • · первичные доходы;
  • · текущие трансферты в денежной форме;
  • · располагаемые доходы;
  • · текущие социальные трансферты в натуральной форме;
  • · скорректированный располагаемый доход, национальный доход;
  • · национальный располагаемый доход.

Объекты - продукты, услуги, денежные средства, финансовые документы или любой другой носитель стоимости.

Субъекты - хозяйственные единицы (экономические агенты).

Экономические функции - основные народнохозяйственные процессы: производство, потребление, накопление, перераспределение, посредничество в перераспределении доходов и др.

Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов - экономических операций.

Виды экономических операций:

  • · трансферты - операции, не вызывающие встречных потоков средств (социальное страхование, налоги, социальное обеспечение, безвозмездные ссуды, субсидии, подарки, благотворительность);
  • · текущие операции с товарами и услугами, связанные с их немедленным использованием;
  • · капитальные операции, увеличивающие национальное богатство страны.

Различия между текущими и капитальными операциями - методологическая основа СНС.

Трансферты также могут быть текущими и капитальными, в денежной и натуральной форме.

К текущим трансфертам в денежной форме относятся перераспределительные платежи и поступления текущего характера: текущие налоги на доходы и собственность; различные пени и штрафы, добровольные взносы; выплаты из госбюджета на социальные нужды, страховые премии и возмещения и т.д.

К текущим социальным трансфертам в натуральной форме относятся бесплатно предоставляемые социально-культурные услуги (в области здравоохранения, просвещения, культуры и т.п.)

К капитальным трансфертам относятся возмещение государством убытков от стихийных бедствий или военных действий, безвозмездное ассигнование в виде экономической помощи другим странам, безвозмездная передача прав собственности на некоторые активы. В СНС применяется понятие институциональная единица - такая экономическая единица, которая ведёт полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом.

Налоги в СНС определяются как некомпенсируемые платежи в денежной или натуральной формах, поступающие от институциональных единиц государству. Различают налоговые платежи текущие и капитальные.

Выделяют также налоги:

  • · прямые (на доход, прибыль, богатство, имущество);
  • · косвенные (на производство и продукты) - товарные и нетоварные.

Косвенные товарные налоги (налоги на продукты) - налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведённой продукции и оказанных услуг. Они взимаются пропорционально сто имости произведенной или проданной продукции (НДС, налог с оборота, акцизы, налоги на экспорт и импорт, с продаж, на конкретные виды услуг).

Косвенные нетоварные налоги -- взи маются в связи с использованием факторов производства, упла чиваются за разрешение на производство чего-либо или на пользование чем-либо (налоги на численность занятых, налог с владельцев строений, налоги на импорт, специализированные платежи).

Чистые налоги - налоги за вычетом соответствующих субсидий.

Субсидии - текущие дотации государства на тот или иной вид деятельности. Они предназначаются для стимулирования государством производств, цены на продукцию которых ниже рыночных, на возмещение убытков торгующих организаций, занимающихся сбытом этой продукции.

Как и налоги, субсидии делятся на две группы: субсидии на продукты и другие субсидии, связанные с производством.

Система национальных счетов (СНС)- это

· раздел статической науки;

· система статистических показателей;

· результат особого вида практической статистической деятельности, включающей сбор, обработку, анализ и публикацию статистических данных.

Объектом исследования системы национальных счетов является экономика страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов, результаты и механизм ее функционирования, структура, внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности развития.

Как и все разделы социально-экономической статистики СНС изучает посредством системы показателей количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкурентных условиях места и времени.

История возникновения СНС. СНС возникла в развитых странах Запада в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в., когда большинство экономистов осознали необходимость государственного регулирования экономики и появилась потребность в статистической информации для проведения макроэкономического анализа. Термины «национальные счета» и «национальное счетоводство» предложил голландский экономист Ван Клифф, в работах которого была обоснована возможность применения понятий и принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом.

Основные этапы развития методологии системы национальных счетов после Второй мировой войны связаны с разработкой и внедрением в статистическую практику международных методологических стандартов по СНС. Первый стандарт СНС-53 был одобрен ООН в 1953 г. и содержал ограниченное число счетов по экономике в целом. В 1968 г. Статистической комиссией ООН была одобрена вторая версия международного стандарта по СНС. В СНС- 68 вошли новые блоки макроэкономической информации (например, показатели движения финансовых ресурсов), а также были предусмотрены счета для пяти секторов экономики.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила третью версию методологического стандарта по СНС, в его разработке участвовали пять международных организаций: ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейская статистическая комиссия (Евростат). СНС-93 предусматривает построение счетов не только для экономики в целом, её секторов и отраслей, но и для отдельных экономических единиц. В связи с этим в процессе разработки новой версии международного стандарта обсуждался вопрос об изменении названия системы показателей.

В 2004 г. началась работа по обновлению стандарта СНС-93, осуществляемая консультативной группой экспертов по национальным счетам, в состав которой входят наиболее известные специалисты в области национального счетоводства различных стран.

Основную задачу, решаемую на основе СНС, в общем виде можно сформулировать как удовлетворение потребностей общества и количественной информации о финансово-экономическом состоянии и развитии страны и отдельных элементов ее экономической системы. В зависимости от характера информационных потребностей условно можно выделить два основных типа таких задач: гносеологические (познавательные) и прагматические (практические).

Гносеологические задачи состоят в информационном обеспечении науки, теоретических исследований, проводимых в целях обоснования, формулирования, проверки и уточнения теоретических концепций.

Прагматические задачи заключаются в предоставлении необходимых данных для прикладных аналитических исследований, позволяющих обосновать, реализовать и оценить управленческие решения, применяемые на макро-, мезо- и микроуровне системы управления.

Прежде всего решается задача обеспечения информацией государственных институтов различного уровня, что способствует разработке государственной социально-экономической политики и осуществлению государственного управления экономикой.

СНС обеспечивает информационные потребности наднациональных организаций, таких, как ООН, МВФ, МБ, ОЭСР. Информация предоставляется по запросам этих организаций в соответствии с международными обязательствами страны, а также по запросам зарубежных национальных статистических служб в соответствии с договорами и соглашениями о сотрудничестве в области статистики.

Практическая деятельность по построению и публикации системы национальных счетов осуществляется органами государственной статистики. В основу организации статистической работы положен принцип единства методологии исчисления показателей и формы представления данных СНС в национальном и международном масштабе, что достигается использованием национальных методологических статистических стандартов.

В России система национальных счетов начала внедряться в 90-х гг. 20в.

Методологию построения системы национальных счетов можно определить как систему концепций, категорий, принципов и методов, применяемых для исследования экономики. Методология СНС имеет сложное многоуровневое строение, она включает системный подход и другие общенаучные понятия и принципы, экономической теории и теории финансов, а так же конкретно статистические понятия и методы исследования, соответствующие особенностям предмета.

Поскольку СНС представляют собой интегрированную систему статистических показателей, поскольку основными элементами ее методологии является положения теории статистических показателей. Содержание этих показателей определяется понятиями и концепциями экономической теории. В основе принципиальной схемы СНС лежит концепция экономического оборота, признанная большинством современных экономических школ в качестве теоретической основы анализа экономики. Эта теоретическая модель описывает функционирование экономики через взаимодействие экономических субъектов, выполняющих различные экономические функции (производство, потребление и т.д.).

Международный методологический стандарт по СНС. В 1993 Статистической комиссией ООН была одобрена третья версия международного методологического стандарта (СНС-93), используемая в настоящее время Россией и большинством других стран мира.

Структура СНС-93. СНС-93 включает 21 главу и 6 приложений. В главах 1-5 изложены общеметодологические рекомендации по построению системы национальных счетов, приводятся ее основные понятия; в главах 6-12 рассматриваются вопросы методологии построения счетов потоков; методология построения баланса активов и пассивов представлена в главе 13, а в главе 14- методология счетов «остального мира» (счетов внешних операций). Система таблиц « Затраты- выпуск» составляет содержание главы 15. В главе 16 сформулированы рекомендации по исчислению показателей СНС в постоянных ценах и в реальном выражении, а в главе 17 даны методологические рекомендации по исчислению показателей, характеризующих население и затраты труда. В главе 18 рассматриваются функциональные классификации, применяемые в СНС (классификация по целям индивидуального потребления, расходов производителей и т.д.), в главе 19- вопросы применения системы национальных сетов для решения различных аналитических задач (модификация счетов и таблиц на основе использования дополнительных классификаций, альтернативных методов стоимостной оценки и т.п.). Основные методологические принципы матричного представления СНС для анализа социальных процессов сформулированы в главе 20, и наконец, в главе 21 изложены вопросы построения и анализа вспомогательных счетов, базирующихся на концепциях и понятиях, отличающихся от тех, которые приняты в основных счетах и таблицах.

Основные понятия СНС. В системе национальных счетов экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц- резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица- это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несёт ответственность в соответствии с существующим законодательством.

Резидентами в СНГ называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Внутренняя (национальная ) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образуют институциональный сектор . Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие . Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.

В аналитических целях в системе национальных счетов предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которым понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного производства с одним и тем же видом деятельности образуют чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами; основным является понятие производство.

В системе национальных счетов производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги - это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «потоков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментальные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическими операциями. Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономических субъектов и из владения которыми субъект извлекает экономические выгоды, определяются в системе национальных счетов как экономические активы. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и стоимость его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Принципы и правила построения СНС. Методология построения системы национальных счетов наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учёта, стоимостной оценки показателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансовый метод, предполагающий сопоставление показателей, характеризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реализуются балансовый метод с помощью метода двойной записи, принятого в бухгалтерском учёте.

В системе национальных счетов используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета – для отражения потоков и балансовые таблицы – для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в которых для их обозначения сторон используется специальная терминология.

В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы производства и движения доходов) правая сторона называется «Ресурсы», а левая – «Использование».

В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая – «Изменения активах».

В СНС используются два основных метода построения счетов: метод последовательного построения счетов и метод товарных потоков.

Метод последовательного построения счетов предлагает построение счетов в соответствии с последовательностью процессов экономического оборота и увязку их показателей в целом по экономике, сектору, институциональной единице.

Метод товарных потоков предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последовательного построения счетов является основным. В каждом отдельном счете баланс между правой и левой частями достигается расчетным путём с помощью балансирующей статьи, которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увязка счетов в единую систему.

Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, го и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое значение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть баланса активов и пассивов называется «Активы», а правая – «Обязательства и чистая стоимость капитала». Комплекс взаимосвязанных счетов и таблиц СНС отражает взаимосвязи показателей потоков и запасов и позволяет сформировать целостную картину функционирования экономики.

В большинстве операций участвуют две экономические единицы, для каждой из которых операция должна отражаться дважды, поэтому в системе национальных счетов принцип отражений операций называют «принципом четырех записей». Балансовый метод и реализующий его принцип четырёх записей определяют основные общие методологические принципы и правила исчисления всех показателей системы национальных счетов. В соответствии с принципом четырех записей каждая операция должна отражаться у обоих участников одновременно и в одинаковой стоимостной оценке. Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

Информационная база СНС. Основным принципом формирования информационной базы системы национальных счетов является комплексность использования различных источников информации: форм бухгалтерской отчётности, государственного статистического наблюдения. Данные для исчисления показателей системы национальных счетов, получение из любого источника информации, которые должны корректироваться в соответствии с ее методологическими принципами и правилами.

Например, основная сложность исчисления показателей налогов и субсидий в СНС заключается в том, что необходимые данные в отчёте Министерства финансов об исполнении государственного бюджета приведены без выделения секторов-плательщиков и на кассовой основе. Следовательно, необходимо привлечение дополнительной информации и проведение дополнительных расчетов, которые позволяют скорректировать данные государственного бюджета на величину изменения задолженности по уплате налогов и субсидий.

Совершенствование информационной базы системы национальных счетов связано с адаптацией к ней системы статистики и с развитием государственного статистического наблюдения (расширением выборочных обследований, проведением экономических переписей и т.д.). Основным направлением совершенствования информационного обеспечения СНС является ее увязка с методологическими принципами бухгалтерского учёта. С этой целью создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчётности, содействующая внедрению в практику стандартов бухгалтерского учёта, основанных на принципах СНС, установлены контакты Статистической комиссии ООН с Международными профессиональными объединениями бухгалтеров (с Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Группировки и классификации в СНС. Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики, позволяющая определить роль и особенности экономического поведения различных групп экономических единиц со сходными функциями и источниками финансирования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и услуг, доходов и расходов.

Классификационной единицей в секторальной группировке служит институциональная единица. В системе национальных счетов выделяют следующие этапы институциональных единиц производителей (предприятий):

· корпорации;

· некорпоративные предприятия;

· квазикорпорации;

· государственные учреждения;

· некоммерческие организации (рыночные и нерыночные).

Корпорация – юридическое лицо, целью которого является производство товаров и услуг для реализации на рынке по экономически значимым ценам и получение прибыли, являющейся источником доходов для собственников, несущих ограниченную ответственность по его обязательствам.

Некорпоративное предприятие - предприятие, которое с экономической точки зрения нельзя отделить от его собственника, несущего неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. При секторальной группировке некорпоративное предприятие рассматривается как часть институциональной единицы, к которой относится его собственник.

Некорпоративное предприятие, обладающее обособленным имуществом, определенной самостоятельностью в распоряжении имуществом и доходами, в существовании экономических операции с другими единицами и ведущее полный набор бухгалтерских счетов (включая баланс активов и пассивов), в СНС называется квазикорпорацией (например, государственное унитарное предприятие). При секторальной группировке квазикорпорация рассматривается как корпорация.

Государственное учреждение – юридическое лицо, финансируемое из государственного бюджета, основная функция которого состоит в предоставлении услуг обществу или отдельным его членам бесплатно либо по ценам, не имеющим экономического значения, а также в перераспределении доходов и имущества. К этой категории относят государственные внебюджетные фонды. Ресурсы этих институциональных единиц образуются за счет обязательных платежей, доходов от собственности, реализации рыночных услуг.

Некоммерческая организация (НКО) – юридическое лицо, целью которого не являются извлечение дохода для его собственников или лиц, его финансирующих и контролирующих. В системе национальных счетов разделяют рыночные и нерыночные НКО.

1. некоммерческие организации, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам;

2. некоммерческие организации, создаваемые корпорациями и квазикорпорациями для представления их интересов (например, торговые палаты, ассоциации банков т.п.)

К нерыночным НКО относят некоммерческие организации, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. К этой категории НКО относят институциональные единицы, которые:

1. предоставляют домашним хозяйствам индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии и т.д.;

2. обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.). Эти организации не финансируются государством. Ресурсы данных НКО складываются из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

Домашнее хозяйство – физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющих некоторые виды товаров и услуг (главным образом, продукты питания и жилищные услуги). Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (например, личные подсобные хозяйства, предприятия лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельности без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства. Ресурсы данных институциональных единиц составляют: оплата труда наёмных работников, трансферты (пенсии, пособия, стипендии), смешанный доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.) К домашним хозяйствам относится также и так называемое институциональное население, т.е. лица, находящегося в течение длительного времени в больницах, тюрьмах и т.п.

Институциональные единицы-резиденты в соответствии с выполняемыми ими функциями и источниками финансирования их деятельности группируются по секторам.

В СНС выделяют пять институциональных секторов национальной экономики:

1. Нефинансовые корпорации.

2. Финансовые корпорации.

3. Государственное управление.

4. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5. Домашние хозяйства.

Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпорации и квазикорпорации (в том числе хозяйственные общества, созданные НКО), рыночные НКО (в том числе созданные нефинансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые корпорации и квазикорпорации, а также рыночные НКО (в том числе созданные финансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учреждений, а также нерыночные НКО, контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные некоммерческие организации, предоставляющие услуги домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства включают все институциональные единицы-резеденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рассматриваются как часть соответствующей институциональной единицы – домашнего хозяйства.

Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в системе национальных счетов – это их группировка по отраслям, которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС-93 рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией. В группировке экономических единиц по отраслям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, являются классификация экономических операций (рис. 16.1).

Рис. 16.1.Классификация экономических операций в СНС.

Операции с товарами и услугами относятся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде, и произведёнными ранее товарами.

Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов.

Операции с финансовыми инструментами – это операции по приобретению финансовых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

· текущие (уплачиваемые регулярно);

· капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена на рис. 16.2.

Классификация экономических активов приведена на рис. 16.3.

Для анализа экономической деятельности обобщающие статистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

Необходимым условием построения системы национальных счетов является четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во многих случаях у разработчиков системы возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории. Например, возникают сложности при отражение расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), на подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Рис 16.2.Классификация текущих расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Произведенные активы

Монетарное золото

Материальные

Наличные деньги и депозиты

Нематериальные

Ценные бумаги кроме акций

Непроизведенные активы

Материальные

Акции и другие виды участия в капитале

Нематериальные

Другие счета дебиторов и кредиторов

Рис.16.3. Классификация экономических активов

От того, к какой категории отнесены расходы, зависит величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, величина валового внутреннего продукта (при разграничении промежуточного потребления и валового накопления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления).

В системе национальных счетов проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов, разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг (первичные доходы), и доходы, полученные в результате перераспределительных процессов (вторичные доходы), различаются текущие и капитальные затраты – всё это отражается в различных счетах и таблицах.

Основные счета. СНС-93 предполагает составление следующих основных счетов: счет товаров и услуг, счет производства, счета образования, распределения, перераспределения и использования доходов, счет операций с капиталом, финансовый счёт, счет других изменений в активах. Их можно сгруппировать следующим образом:

· счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

· сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

· счета для отдельных видов экономических операций;

· счета «остального мира» (счета внешних операций).

В табл. 16.1, 16.2 представлены основные сводные счета внутренней экономики и счета «остального мира» (счета внешних операций).

1. К элементам системы национальных счетов не относят...

–: совокупность счетов СНС

–: совокупность хозяйственных единиц

–: совокупность секторов экономики

+: план счетов бухгалтерского учета

2. Совокупность накопленных ресурсов страны, ее экономических активов, необходимых для осуществления процесса производства и обеспечения жизни ее жителей называется …

–: институциональным сектором

–: системой национальных счетов

+: национальным богатством

–: валовым национальным продуктом

3. В СНС не требуется составления полного набора счетов для сектора экономики …

–: некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

–: нефинансовые предприятия

+: остальной мир

–: финансовые учреждения

4. Резидентами России являются …

+: иностранные компании и банки, находящиеся на экономической территории страны более года

–: иностранные студенты

–: сотрудники иностранных посольств

–: иностранные военнослужащие

5. В структуру СНС входит баланс …

+: денежных доходов и расходов населения

–: трудовых ресурсов

–: активов и пассивов

–: основных фондов

6. К группам счетов для секторов экономики в СНС относятся …

+: счета накопления

–: счета образования доходов

–: финансовые счета

+: балансы активов и пассивов

7. К консолидированному счету производства балансирующей статьей является …

–: валовой национальный располагаемый доход

+: валовой внутренний продукт

–: валовая прибыль и валовые смешанные доходы

–: валовой национальный доход

8. Оплата труда и факторы производства отражаются в графе «Использование» счета …

–: распределения первичных доходов

+: образования доходов

–: счета конечного использования

–: производства товаров и услуг

9. Счета в СНС составляются …

+: по секторам, отраслям и по экономике в целом

–: только по отраслям экономики

–: только по экономике в целом

–: только по секторам экономики

10. В странах с развитой рыночной экономикой макростатистические показатели рассчитываются на основании …

–: платежной системы государства

– платежного баланса

+: системы национальных счетов

–: баланса народного хозяйства

11. Какие важнейшие приемы бухгалтерского учета использованы в СНС?

+: принцип двойной записи операций

–: записи в счетах относятся к каждой отдельной хозяйственной операции

–: использование учетных регистров, формы которых разрабатываются Минфином РФ

–: в счетах СНС различают две части: дебет и кредит

12. Экономическая территория страны не охватывает …

–: посольства страны и других государств

–: территориальные воды

+: военные и научные базы других государств

–: национальное воздушное пространство

13. Экономическим оборотом в СНС называется …

–: территориальное перемещение институциональных единиц

–: обмен экономической информацией между хозяйствующими субъектами

+: движение товаров и доходов в стоимостной форме

–: отражение активов и обязательств товаропроизводителей на счетах бухгалтерского учета

Группировки и классификации в системе национальных счетов

1. Система классификации в СНС включает …

+: экономические операции

–: временя выполнения операций

–: формы собственности

2. В состав капитальных трансфертов включаются…

–: прямые текущие налоги на доходы

–: взносы по социальному страхованию

+: безвозмездные ассигнования в виде экономической помощи на капитальное строительство в других странах

–: возмещение убытков от стихийных бедствий

3. В статистике системы национальных счетов в составе сектора «Экономика в целом» выделяются (согласно КИЕС) следующие из нижеперечисленных секторов …

–: дальнее зарубежье

+: финансовые корпорации

+: государственное управление

–: ближнее зарубежье

4. Операции с доходами не включают…

+: экспорт товаров и услуг

+: приобретение финансовых активов

–: перераспределение доходов

+: распределение добавленной стоимости

5. В статистике системы национальных счетов к операциям с товарами и услугами относят …

+: субсидии

+: выпуск продукции

+: импорт товаров и услуг