Соотношение налогового права с другими отраслями права. Отношения налогового права с другими отраслями права. Налоговое право и гражданское

  • 05.12.2023

В настоящее время вопрос об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остается открытым Разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.

Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что ученые по-разному видят решение этого вопроса

В научных трудах, издававшихся в советский период, а также в первой половине 90-х гг. XX в., не только налоговому праву, но и всему блоку правовых норм, предназначенных для правового регулирования государственных доходов, отводилась роль финансово-правового института, хотя и важнейшего. В последние годы в юридической науке сформировалось мнение (которое в настоящее время доминирует среди представителей науки финансового и налогового права), в соответствии с которым налоговое право рассматривается в качестве подотрасли финансового права, которая выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному

Цыпкин С Д Доходы государственного бюджета СССР Правовые вопросы -М Юридическая питерат>ра 197Я -С V 12 Гуреев В И Налоговое право Учебник - М Экономика 1995 -С i


Признак) . Ю.А. Крохина, например, констатирует, что налоговое право - это подотрасль финансового права, нормы которой императивным и диспозитивным методами регулируют совокупность однородных имущественных и связанных с ними неим\ щественных общественных отношений, складывающихся между гос\-дарством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения".

Отдельные авторы постулируют самостоятельность налогового права в системе национального права. Следует отметить, что данная точка зрения стала складываться еще в советский период. Так, С.С. Алексеев в работе «Структура советского права» именует налоговое право комплексной отраслью советского права. В последствии некоторые ученые стали допускать возможность создания на базе большого количества налогово-правовых норм самостоятельной отрасли права - налогового права. Так, Ю.А. Тихомиров указывает, что «в перспективе на базе массива законо-

Брызгалин А.В. Налоговое право Российской Федерации. Общие положения // Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. - М.: Юристь, 2002. - С. 330; Петрова Г.В Формирование институтов налогового законодательства- концептуальный аспект // Журнал российского права. -1997. - № 7. - С. 41; Грачева Е.Ю. Понятие налогового права. Его источники // Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристь, 2000. - С. 279.

" Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. - М. НОРМА, 2003. - С. 98.

1 Алексеев С.С. Структура советского права. - М.: Юридическая литерат)ра, 1995.-С. 193


дательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль...»".

В настоящее время данная точка зрения начинает превалировать в работах отдельных ученых. В частности, Д.В. Винницкий, определяя финансовое право как комплексною отрасль права, констатирует, что она «выступает в то же время как надотраслевая система, призванная обеспечить эффективное взаимодействие и координацию охватываемых им самостоятельных основных отраслей (налогового и бюджетного права) и такого института, как правовое регулирование основ денежного обращения (эмиссионное право)»". А.А. Тедеев, В.А. Парыгина определяют налоговое право в качестве самостоятельной отрасли права в силу наличия взаимосвязанной системы нижеследующих объективных обстоятельств: 1) наличия самостоятельного предмета правового регулирования, обусловленного спецификой регулируемых данной отраслью общественных отношений; 2) наличия государственной и общественной потребности в самостоятельном правовом регулировании налоговой системы и налогообложения; 3) наличия собственного (особого) метода правового регулирования; 4) наличия особых (специальных) источников права; 5) конституционного и (или) законодательного закрепления принципов отрасли права и наличия специфической (присущей только данной отрасли права) системы понятий и категорий 3 .

Тихомиров Ю А Публичное право - М, 1995 - С 335 " Винницкий Д В Российское налоговое право проблемы теории и практики - СПб Юридический центр Пресс, 2003 -С 85-86

Тедеев А А Парыгина В А. Налоговое право Учебник -М Эксмо. 2004 -С 41-50


Ктнение о том, что налоговое право является самостоятельной отраслью права, в первую очередь, основано на возрастании роли налогов в жизни общества в условиях построения рыночной экономики, а также на принятии такого основополагающего акта, регулирующего налоговые отношения, как Налоговый кодекс.

Полярность ючек зрения по вышеуказанном} вопрос} во многом объясняется тем, что нет единства мнений по поводу системы самого финансового права и тех критериев, которые ложатся в основу его деления на отдельные подотрасли и институты. Одновременно следует отметить, что научная дискуссия по поводу определения места налогового права в системе как финансового права, так и национального права в настоящее время восходит к общей дискуссии в рамках теории права по поводу критериев (системообразующих факторов) выделения отраслей права в национальной системе права. При этом большинство теоретиков права при определении системы права отводя налоговому праву вполне самостоятельное место. Так В.П. Мозолин, структурируя систему национального права, признавая самостоятельность налогового права, определяет его предмет следующим образом: «Предметом налогового права являю 1ся властные отношения по установлению и взиманию налогов... В период перехода к рыночной экономике налоговое право приобретает вполне самостоятельное положение в системе права и потому оно должно относиться к основным ветвям права, как, впрочем, это имеет место в про-мышленно развитых странах мира» 1 .

Мозолин В П Система российского права // Государство и право -20ГЛ -№ 1 -С 112


Являясь сложным правовым образованием, налоговое право взаимодействует с иными отраслями права. Уяснения многогранных аспектов этого взаимодействия позволяет не только уточнить место налогового права в системе национального права, но и выявить дополнительные характерные особенности данного правового образования на современном этапе развития правовой системы.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми другими отраслями права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено как публичностью категориально-дефинитивного аппарата налоговой сферы (например, понятие налога), так и публичностью государственно-властной природы налогового права. Конституция Республики Беларусь закрепляет лишь основные, принципишгьные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в налоговом праве. Это объясняется тем, что метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах других отраслей права. Например, ст. 56 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, конкретизируется и получает свое развитие в рамках налогового законодательства, которое закрепляет правовые основы как функционирования всей налоговой системы, так и взимания отдельных налогов и сборов.


Учитывая, что нормы налогового права направлены на ограничение права собственности в интересах всего общества, в Конституциях большинства стран мира предусмотрены конституционно-правовые гарантии правомерности и обоснованности такого ограничения. Например, ст. 57 Конституции Российской Федерации пред) сматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Необходимо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми для налогового права, остаются в рамках права конституционного, и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями.

Налоговое право тесно связано с административным правом. Административное и налоговое право, являясь публичными правовыми образованиями, используют сходный метод правового регулирования. Однако существуют различия между методом властных предписаний, применяемом в административном и налоговом праве, обусловленные разным соотношением способов, приемов правового воздействия на общественные отношения, разным качественным составом юридических фактов, из которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, разным субъектным составом и характером взаимосвязей субъектов правоотношений.

Участники налоговых отношений (главным образом, налогоплательщики), которым государственные органы адресуют свои предписания, находятся с ними во взаимосвязи и в зависимости от них по функциональной линии налоговой деятельности, а не в административном подчинении, как это имеет место в ад-


министративных правоотношениях. Властный характер является объединяющим при использовании метода властных предписаний в административном и налоговом праве, но при этом налоговые отношения в отличие от административных не являются управление-" скими и основаны на функциональном, а не вертикальном или горизонтальном подчинении в сфере го-" сударственного управления, в ходе которого реализуются и отдельные аспекты налоговой деятельности государства.

Налоговые органы обязаны контролировать соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства и в рамках этой обязанности имеют право действовать властным образом, реализуя полномочия функционального органа, не имеющего прав по организационно-оперативному руководству деятельностью подконтрольных субъектов. Налогоплательщики, в свою очередь, могут оспаривать законность действий властных субъектов в судебном порядке либо обратиться в вышестоящий налоговый орган.

Различие между административным и налоговым правом производится также по предмету правового регулирования. Административное право регламентирует отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач и функций исполнительно-распорядительной деятельности, из чего вытекает их управленческий характер. Следовательно, административное отношение является управленческим (т.е. общественным отношением, в котором одна сторона выступает в качестве выразителя функций управления, а другая испытывает на себе управляющее воздействие), а налоговое к таковым не относится. Сфера возникновения административных отношений - государственное управление (вертикальное или горизонтальное подчи-


нение), при этом деятельность управленческого характера предполагает подчинение всех участников этой деятельности единой воле, выраженной в юридически властной форме, что влечет юридическое неравенство сторон. У налоговых правоотношений иная сфера возникновения и применения, но в них также присутствует юридическое неравенство участиков отношений. Кроме того, административные отношения имеют своим материальным объектом действия, поведение людей - участников управляемых процессов в сфере государственного управления; возникают при обязательном участии соответствующего органа государственного управления или другого носителя полномочий властного характера. При этом административные отношения иногда могут иметь имущественный характер (например, взимание административных штрафов), а налоговые отношения, в определяющей степени, имеют имущественно-денежный характер.

Связь гражданского и налогового права, «окрашенная» экономико-правовыми аспектами деятельности субъектов хозяйствования, обусловливает, в первую очередь, само существование налоговой обязанности, которая исполняется налогоплательщиком посредством уплаты соответствующих денежных средств, принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Т.е. в рамках гражданских правоотношений создается та экономическая основа, которая впоследствии обусловливает возникновение налоговых правоотношений. Как отмечает М.В. Кустова, изъятие в налоговой форме имущества физических лиц и организаций возможно лишь при условии наличия такого имущества в сфере хозяйственного господства указанных лиц. Воз-


никиовение обязанности по уплате налога неразрывно связано с появлением у плательщика экономического основания налогообложения, включая имущество, прибыль, доход и т.д. Гаким образом, в рамках гражданско-правовых отношений формируется тот реальный экономический продукт, перераспределение которого в пользу государства и муниципальных образований реализуется налоговым правом 1 .

В этой связи государство, заинтересованное в большем объеме налоговых поступлений с целью выполнения возложенных на него социально-экономических задач, наличие которых осознается налогоплательщиками, должно поступать таким образом в налоговой сфере, чтобы получение прибыли (доходов) субъектами хозяйствования стало не просто возможным, но и необходимым условием их выхода на новый уровень количественного формирования объекта налогообложения, что предполагает гибкое сочетание императивных (налогово-правовых) и диспозитивных (гражданско-правовых) начал при регулировании налоговых отношений.

Анализ ряда статей Налогового кодекса Республики Беларусь свидетельствует о стремлении государства к расширению использования в сфере налогообложения гражданско-правовых категорий. В общем виде п. 2 ст. 1 НК предусматривает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в НК, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено НК. В частности, п. 1 ст. 49 НК среди способов обеспечения исполнения налогового

К>стова М.В Место налогового права в системе российского права // Налоговое право России. Общая часть. Учебник / Отв. ред Н А. Шевелева - М Юристь. 2001. - С. 22


обязательства, уплаты пеней указывает на залог им\-щества и поручительство, которые традиционно регулируются нормами гражданского права. Учитывая, что п. 2 ст. 50 НК указывает, например, что к договору о залоге применяются правила, предусмотренные законодательством для данного вида договора, можно констатировать возникновение отношений, имеющих императивный характер и одновременно подпадающих под сферы действия налогового и гражданского законодательства, а вступающие в эти отношения субъекты одновременно становятся субъектами двух названных отраслей законодательства. В этой связи (применительно к российскому налоговому законодательству, которое содержит аналогичные правовые нормы) Ю.А. Крохина отмечает, что сложившаяся ситуация не является коллизией права, а напротив, подобный отраслевой дуализм позволяет максимально полно учитывать соотношение частных и публичных интересов при формировании доходной части государственных или муниципальных бюджетов 1 .

Тесная связь гражданского и налогового права прослеживается в организационно-правовом аспекте в контексте определения качественных характеристик субъектов налогового права, которые должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Несмотря на то что предметом регулирования и налогового, и гражданского права являются имущественные отношения, принципиальным отличием налоговых правоотношений от гражданских является односторонне-властный характер удовлетворения в них публичного имущественного интереса. В гражданском правоотношении опосредуется юридическая связь

Налоговое право России Учебник для вузов / Отв ред Ю А. Крохина -М НОРМА. 2(ХП -С 107


равных. имущественно организованных и организационно обособленных субъектов имущественных и личных неимущественных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям 1ос\дарс1венно-принудшелышх мер имущественного характера. Гражданское правоотношение строится на принципе автономии воли сторон и равенства субъектов отношений, в том числе в случае участия государства, тогда как в налоговом правоотношении одним из субъектов, причем властным, всегда выступает государство в лице специально уполномоченных органов.

Дата публикования: 2014-10-29 ; Прочитано: 1592 | Нарушение авторского права страницы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) ...
1. К существенным недостаткам современной системы налогового законодательства можно отнести то, что при ее формировании абсолютно не учитывались взаимосвязь и привязка норм налогового права к нормам и положениям других отраслей права и законодательства: гражданского, финансового, административного, уголовного, бухгалтерского и т. д.1 Вместе с тем налоговое право и система налогового законодательства не могли развиваться автономно, и в процессе реализации налоговых норм вопросы соотношения и взаимодействия решались различными способами.
2. Конституционное право, имеющее основополагающее значение для всех правовых отраслей и институтов, играет такую же роль и в отношении налогового права. Так, Конституция устанавливает приоритет международных соглашений над нормами национального налогового законодательства (ст. 15). Принципиальное значение для формирования и функционирования всей системы налогового законодательства имеет и норма Российской Конституции, содержащаяся в ч. 1 ст. 15, согласно которой Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.
Кроме того, некоторые нормы конституционного права, не теряя своего значения, одновременно входят в состав налогового права. Так, ст. 57 Конституции содержит положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта же статья выполняет охранительные функции и защищает интересы всех плательщиков2, поскольку содержит положение, запрещающее необоснованное увеличение налогового бремени путем придания налоговым предписаниям обратной силы.
Кроме того, в подп. «з» ст. 71, подп. «и» ст. 72, 75 и п. 1 ст. 132 Конституции устанавливается компетенция федеральных и местных органов власти по вопросам регулирования налоговых отношений. А п. 3 ст. 104 и подп. «б» ст. 106 Конституции регламентируют особенности принятия законов по вопросам налогообложения.
3. Налоговое право находится в тесной связи с гражданским правом. Согласно ст. 2 ГК РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, по общему правилу, нормы гражданского права не применяются к налоговым отношениям. Данное разграничение чрезвычайно важно, поскольку налоговые отношения также тесно связаны с имуществом. Однако не стоит забывать и о возможных исключениях: федеральным законом может быть установлено, что те или иные положения гражданского законодательства применяются и к налоговым отношениям.
Для правильного применения норм соответствующего законодательства в каждом конкретном случае необходимо выяснить - какие отношения складываются между сторонами: гражданско-правовые или налогово-правовые.
Именно исследованию фактически складывающихся отношений уделил особое внимание Верховный Суд РФ, вынося 10 декабря 1996 года решение о порядке применения Федерального закона от 12 августа 1996 г. «О внесении изменений и дополнения в п. 2 ст. 855 ГК РФ» в отношении очередности списания со счетов налогоплательщиков денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет3. Исследовав складывающиеся между предприятием и банком отношения, суд пришел к выводу о том, что отношения, связанные с очередностью списания денежных средств с банковского счета клиента, относятся к гражданско-правовым, а не к налогово-правовым отношениям, и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского законодательства, а именно, ст. 855 Гражданского кодекса РФ. Суд также отметил, что в ч. 6 ст. 15 Закона об основах налоговой системы содержится гражданско-правовая, а не налоговая норма.
Приведенный пример еще раз подтверждает, что при использовании положений п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса нельзя ориентироваться на отраслевую принадлежность нормативного акта, поскольку нормы гражданского права могут содержаться и в других законах (в отличие от норм налогового права, которые должны содержаться только в налоговом законодательстве).
Образно можно представить, что все гражданские отношения лежат в горизонтальной плоскости, а все налоговые отношения - в вертикальных плоскостях, причем горизонтальная плоскость служит для них основанием.
4. Связь налогового права и уголовного права имеет двойственную природу. С одной стороны, многие нормы уголовного права направлены на защиту тех объектов, которые являются объектами регулирования налогового права. С другой стороны, квалификация уголовного преступления часто невозможна без применения категорий налогового права и норм налогового законодательства.
5. О взаимодействии налогового права и административного права можно говорить в плане применения ответственности за нарушения налогового законодательства. Как указал в обзоре практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ (письмо от 31 мая 1994 г. № С1-7/ОП-370), ответственность, предусмотренная ст. 13 Закона об основах налоговой системы, по своей правовой природе сходна с административной ответственностью4.
Применение административных санкций за налоговые правонарушения также невозможно без применения категорий налогового права.
6. При взаимодействии норм бюджетного и налогового прав как составных частей финансового права приоритет отдается налоговому праву, которое непосредственно регулирует отношения по поступлению в бюджет основного источника доходов. Так, в соответствии со ст. 10 Закона РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством. В то же время, согласно ст. 9 Закона об основах налоговой системы, «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством», что свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности этих правовых явлений.
7. Налоговое право также соприкасается с таможенным правом. В части взимания таможенной пошлины, отнесенной в соответствии с Законом об основах налоговой системы к федеральным налогам, действуют специальные нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве.
8. Нормы бухгалтерского законодательства влияют на порядок исчисления налогов косвенно, поскольку бухгалтерский учет выступает системой сбора информации для правильной уплаты налогов.
1. Кузнецов Л. Налоговая политика и интересы общества // Экономика и
жизнь. 1997.№ 12.
2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Изд-во ВЕК,
1994. С. 180.
3. «Экономика и жизнь», 1997. № 3.
4. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994.

Основные критерии выделения самостоятельной отрасли права:

    Основные

    Дополнительные

    Предпосылки

    • Общественная потребность

      Гос. интерес

Налоговое право представляет собой, во-первых, подотрасль финансового права, во-вторых, раздел финансово-правовой науки и, в-третьих, соответствующую учебную дисциплину.

Налоговое право как раздел науки финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории (налоги и сборы, налоговая обязанность, налоговый контроль, налоговое правонарушение и др.) и налогово-правовые нормы (как действующие, так и отмененные), способствует их разработке и совершенствованию.

Налоговое право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) включено в учебные планы большинства юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений.

Налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения, возникающие при установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действии или бездействия их должностных лиц, а также привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

В соответствии со ст. 2 НК РФ предметом налогового права является две группы отношений:

1. Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

2. Отношения, возникающие в процессе установления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Метод правового регулирования в сфере налогообложения – это способы и приемы юридического воздействия на всего и поведение участников налоговых правоотношений, на характер взаимосвязей между ними.

Налоговый кодекс РФ (ст. 8) определяет налог как "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

2. Соотношение налогового права с другими отраслями права и законодательства.

Основные критерии выделения самостоятельной отрасли права:

    Основные

      Наличие самостоятельного предмета регулирования

      Наличие самостоятельного метода регулирования

    Дополнительные

    • Наличие особых (специальных) источников права

      Конституционное и/или законодательное закрепление принципов отрасли права

      Наличие специфической системы понятий и категорий

    Предпосылки

    • Общественная потребность

      Гос. интерес

      Особая значимость финансов и налогов как составляющей финансов гос-ва.

Место НП в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

Ученые, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают праву самостоятельное значение (например, Брагинский). Другие авторы (например, Герасименко) не исключают возможности формирования НП в качестве самостоятельной правовой общности, т.к. налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств.

0. Налоговое право - подотрасль финансового права , стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль, трансформация налогового права из финансово-правового института в подотрасль, а затем и в самостоятельную отрасль права - процесс длительный и до сих пор еще не завершенный

    Налоговое право и бюджетное.

Образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Но сказанное не означает включения налогового права в систему бюджетного права. Отношения, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля и т.п., не составляют предмета бюджетного права. Предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования. Основой разграничения налогового и бюджетного права может служить установление момента исполнения налоговой обязанности, который позволяет считать завершенным процесс уплаты налога. За рамками налоговых изъятий движение финансовых средств регулируется бюджетным правом.

    Налоговое и конституционное право.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г. Нормы Конституции не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс в соблюдении прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Дальнейшее развитие нормы Конституции получили в постановлениях Конституционного суда РФ и НК РФ. Впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ, а затем зафиксированы НК понятие налога, основные начала законодательства о налогах и сборах и т.д.

    Налоговое право и гражданское.

Гражданские правоотношения приводят к последствиям, имеющим значение для налоговых отношений, т.к. объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Обе отрасли регулируют имущественные отношения, так или иначе связанные с институтом собственности. Таким образом, гражданское и налоговое право объединяет объект правового регулирования, а именно отношения собственности.

Основное различие между ними - в методе правового регулирования; прежде всего, речь идет о субъектном составе и правовом положении участников правоотношений.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения между частными лицами. Участие в некоторых гражданско-правовых отношениях государства ничего не меняет по существу, поскольку государственные органы выступают здесь в качестве обычных юридических лиц, заключающих частноправовые сделки. Подобные отношения характеризуются формально-юридическим равенством участников, свободой выбора контрагента, диспозитивностью.

Налоговые же правоотношения суть властеотношения, государство выступает здесь как субъект, наделенный властными полномочиями и реализующий публичные функции.

В то время как гражданское право относится к группе частноправовых отраслей, налоговое право - публично-правовая отрасль. Наиболее отчетливо черты публичного и частного права проявляются в общеотраслевых принципах.

    Налоговое и административное право.

Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

Но не стоит отождествлять сферы действия административного и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов. Областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.

Налоговое право использует многие юридические категории, разработанные административным правом. Это, например, должностное лицо, императивный метод, учет, административная ответственность, компетенция, арест имущества и др. Деятельность налоговых органов входит отдельным разделом в особенную часть административного права. Но если административно-правовые отношения являются исключительно организационными по своему содержанию, то налоговое право призвано регулировать, прежде всего, имущественные отношения денежного характера.

    Налоговое и уголовное право.

С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства, с другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Связь гражданского и налогового права, казалось бы, на первый взгляд сугубо теоретическая проблема, связанная с исследованием связи налогового и гражданского права, разрешение которой не может привнести в правореализационный процесс чего-либо нового. Но истина всех правовых споров никогда не лежала и не лежит на поверхности, всегда требует глубоких научных изысканий и установлений, объясняющих логику и правоту позиции.

Последние годы в судебной практике весьма распространены случаи, когда при разрешении налоговых споров налоговые органы и суды при определении экономического существа финансово-хозяйственных операций сопоставляют их с гражданско-правовыми сделками, анализируют условия имущественных отношений в гражданско-правовом векторе и впоследствии сведения об имущественной выгоде проецируют на отношения по уплате налогов.

Причем сложилась такая парадоксальная ситуация, когда в зависимости от применения или неприменения гражданско-правовых конструкций результаты толкования приводили к кардинально противоположным выводам. Это явно не способствовало определенности налоговых норм и повышению доверия налогоплательщиков к налоговой системе страны.

Как отметил Президиум ВАС РФ по рассмотренному делу N 14786/08 от 24 марта 2009 г., оценка доказательств должна быть объективной, что подразумевает недопустимость их необоснованной оценки, при которой содержательно тождественные обстоятельства получают диаметрально противоположное толкование без указания каких-либо причин этого Постановление Президиума ВАС РФ от 24 марта 2009 г. N 14786/08 по делу N А03-5725/07-34 // Документ официально опубликован не был..

В результате этого более пристальное внимание, как в научных кругах, так и среди практикующих юристов получила проблема соотношения налогового и гражданского права. Дискуссия о соотношении налогового и гражданского права развернулась, прежде всего, вокруг того, что представляет собой соотношение налогового и гражданского права, носит ли связь между этими отраслями системный характер или она обусловлена совершенствованием налогового законодательства. По этому вопросу выдвигались различные точки зрения, но единодушных и однозначных ответов получено не было.

Впрочем, выдвинутые точки зрения о том, что связь гражданского и налогового права носит временный характер, не увенчались успехом Петрова Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулирования. М.: Олита, 2013. С. 166.. На практике связь налогового права с гражданским правом стала только усиливаться, бесспорным подтверждением тому является системное использование норм гражданского законодательства при квалификации сделок на предмет обеспеченности налоговыми последствиями.

Стало понятно, что для соблюдения прав и гарантий налогоплательщиков необходимо вести речь о постоянной связи налогового и гражданского права, поскольку толкование налоговых норм должно осуществляться в границах разумных ожиданий налогоплательщиков. Стоит сказать, что на это положение неоднократно указывали судьи ВАС при пересмотре в порядке надзора дел, связанных с налоговыми спорами Постановление Президиума ВАС РФ от 10 марта 2009 г. N 9024/08 по делу N А40-5083/07142-39 // Вестник ВАС РФ. 2009. N 6; Постановление Президиума ВАС РФ от 1 марта 2011 г. N 13018/10 по делу N А19-25409/09-43 // Вестник ВАС РФ. 2011. N 6..

В результате остался невыясненным вопрос о том, что представляет собой связь налогового и гражданского права.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ гражданские правоотношения предшествуют налоговым правоотношениям, а не наоборот Определение КС РФ от 2 ноября 2006 г. N 444-О; Определение КС РФ от 4 июня 2007 г. N 320-О-П; Постановление КС РФ от 23 декабря 2009 г. N 20-П; Определение КС РФ от 1 июня 2010 г. N 753-О-О // СПС КонсультантПлюс.. Таким образом, с этой точки зрения при сквозном движении экономического блага гражданское право выступает как причина, а налоговое право - как следствие, занимая разные области правового регулирования. Однако не следует относиться к налоговому праву как к дополнению гражданского права, поскольку налоговое право представляет собой базисную надстройку по аккумулированию денежных средств и возникновению государственной собственности, что предопределяет его относительную самостоятельность и автономию.

Связь гражданского и налогового права представляет собой не что иное, как детерминацию, обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями Алексеев П.А., Панин А.В. Философия. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2011. С. 480.. При этом первым, кто обратил внимание в науке финансового права на то, что связь налогового и гражданского права представляет собой детерминацию, была М.В. Карасева Карасева (Сенцова) М.В. Гражданско-правовая детерминация налогового правотворчества и правоприменения // Финансовое право. 2012. N 4. С. 21 - 26..

Развивая дальше положение о том, что связь гражданского и налогового права является детерминацией, следует выделить два очень важных аспекта, имеющих значение для правоприменительной практики. Во-первых, универсальная связь «гражданское - налоговое право» проявляется не во всем, а только в имущественных отношениях, в силу того, что имущественные отношения выступают не правовой категорией, а экономической. И эти экономические отношения объективны и относительно независимы от воли людей, так как люди застают их на определенном этапе развития. Таким образом, имущественные отношения налогового и гражданского права представляют собой половины одного целого - валового внутреннего продукта страны. Яркий пример того, что связь является универсальной и проявляется только в имущественных отношениях, - это спор о недопустимости применения последствий ст. 169 ГК РФ к налоговым отношениям, хотя и вполне приемлемым на первый взгляд Постановление Пленума ВАС РФ от 10 апреля 2008 г. N 22 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с применением статьи 169 Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2008. N 5; Постановление Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. N 16064/09 по делу N А27-6222/2009-6 // Вестник ВАС РФ. 2010. N 9; Постановление Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. N 8728/12 по делу N А56-44428/2010 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 3..

Во-вторых, в результате тесной взаимосвязи налогового и гражданского права неизбежно будет проявляться одно из его свойств - это свойство отражения, под которым понимается способность одних тел в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить в своей природе особенности последних Тюхтин В., Пономарев Я. Отражение // Философская энциклопедия. Т. 4. М., 2010. С. 184 - 186.. Ведя речь о таком отражении, следует иметь в виду, что некоторые формы отражения гражданской материи недопустимы в налоговом праве и должны быть исключены. Это касается переноса рисков, имманентно присущих праву гражданскому. По этой причине необходимо законодательно установить гарантии налогоплательщикам в виде закрепления общих принципов, которые будут проникать в смысл всех налоговых норм и нести социальное значение. На наш взгляд, ключевым принципом налогового права наряду с принципом экономического основания налога должен стать принцип нейтральности налога, который на сегодняшний день законодательно не закреплен в налоговом праве.

Сущностное значение принципа нейтральности налогов раскрывается в трудах многих ученых и практикующих юристов (С.Д. Шаталов Шаталов С.Д. Проблема совершенствования налогового законодательства РФ // Налоговый кодекс. Сегодня и завтра: Сб. статей. М.: ФБК-ПРЕСС, 2011. С. 12., С.Г. Пепеляев Пепеляев С.Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговый вестник. 2011. N 5. С. 19., Д.В. Винницкий Винницкий Д.В. Налоговое право: Учебник для бакалавров. 2-е изд. М.: Юрайт, 2013. С. 48. и др.) и определяется так: налоговое право не должно ограничивать дискрецию участников гражданско-правовых отношений, не должно подменять правовое регулирование предпринимательской деятельности, а исключительно учитывать полученные итоги.

Соотношение налогового права с другими отраслями права

Вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остаются сегодня открытыми. В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

В своей совокупности налоговые правоотношения образуют систему финансовых отношений, т.к. отношения налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов, в целях реализации его задач, в то время как деятельность государства включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов.

На основании изложенного можно сделать вывод, что отношения в сфере налогообложения – это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений.

Сегодня налоговое право включает в себя общие и особенные институты, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, а принятие Налогового кодекса РФ, позволяет говорить, что элементы налогового права сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты. Все это, по нашему мнению, позволяет говорить о том, что налоговое право сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права, и имеет следующие основные характеристики:

1. это подотрасль со своей системой финансово-правовых норм (институтов);

2. это предметная подотрасль, т.е. посвящена определенному предмету – разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3. налоговое право, прежде всего, регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных обязательных изъятий;

4. Налоговое право устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Согласно ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах объединяет настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах и другие нормативные правовые акты.



Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ, также как нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Совокупность нормативно-правовых актов, составляющих налоговую систему РФ и являющихся источниками налогового права можно структурировать следующим образом:

Конституция РФ является основным законом, в соответствии с которым принимаются законы и иные нормативно-правовые акты, которые принимаются на ее основе, в развитие Конституции РФ и не должны ей противоречить.

Налоговый кодекс РФ – он является ядром действующей налоговой системы. В целом НК РФ обратной силы не имеет, вместе с тем реализуя в налоговом законодательстве принцип, закрепленный ст. 54 Конституции РФ, Кодекс закрепляет положение, согласно которому акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Также как акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Огромный массив подзаконных актов и инструкций, который носит противоречивый характер, хотя в соответствии со ст. 4 НК РФ Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Также следует учитывать, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.