Процесс управления государственными и муниципальными финансами и его функциональные элементы. Управление общественными финансами Финансы юридических лиц

  • 22.12.2022

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации - разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.

Финансовое планирование - это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия в плановом периоде Целью финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми источниками финансирования

Основными задачами финансового планирования на предприятии является:

обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

установление рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями и т.д.;

определение путей эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;

выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств.

Методы финансового планирования - это конкретные способы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов, к ним относятся: Балансовый метод - заключается в том, что балансируются не только итоговые показатели доходов и расходов, а для каждой статьи расходов отмечаются конкретные источники покрытия. Применяется при прогнозе поступлений и выплат их денежных фондов, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и ин. Нормативный - заключается в том, что на основе установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов, ставки тарифов, сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормы оборотных средств) расчет потребности хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и определяются источники этих ресурсе. Расчетно-аналитический - плановые показатели рассчитываются на основании анализа фактических финансовых показателей, которые берутся за базу, и индексов их изменения в плановом периоде Оптимизация плановых расчетов - заключается в составлении нескольких вариантов плановых расчетов. Для получения оптимального варианта плановых решений проводят их оптимизацию, для этого могут использоваться различные критерии:

максимум прибыли на денежную единицу вложенного капитала;

минимум финансовых затрат; минимум текущих расходов;

минимум вложений капитала при максимально эффективном результате;

бюджет муниципальное образование управление

максимум абсолютной суммы полученной прибыли Экономико-математическое моделирование - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют.

Основные направления совершенствования финансового планирования:

расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности; введение новых налоговых принципов распределения прибыли выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;

расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансированности сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;

в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

Поскольку производство и финансы в условиях рынка - находятся под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут быть продолжительными

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Цель финансового прогнозирования - оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

Разрабатываемые финансовые прогнозы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики.

На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной программы состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем виде или обостряются.

На втором этапе рассматриваются изменения экономической политики с учетом специфики того или иного периода в зависимости от политики государства. Эта процедура является базой для подготовки нормативной программы, которая должна быть основана на использовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной программ позволяет судить об ожидаемых результатах осуществления данного комплекса мероприятий. Процесс разработки финансового прогноза можно представить в следующем виде:

  • 1) оценка экономических проблем;
  • 2) формулирование целей и разработка комплекса мер;
  • 3) подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;
  • 4) анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.

Финансовый контроль является элементом управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам.

В частности, в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

  • · Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель - обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он занимает доминирующее положение среди других видов финансового контроля.
  • · Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
  • · Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).
  • · Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего является финансово-хозяйственная сторона функционирования выше названных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование).
  • · Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:

ѕ Наблюдение - предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

ѕ Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

ѕ Обследование - охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

ѕ Надзор - производится за экономическими субъектами, по лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

ѕ Экономический анализ - как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

ѕ Ревизия - наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проанализируйте бюджет муниципального образования, в котором живете за последние 3 года. Выявите приоритетные статьи доходов и расходов. Охарактеризуйте динамику произошедших изменений в структуре бюджета

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывают влияние такие факторы, как форма государственного устройства (унитарная, федеративная), особенности административно-территориального устройства государства, в том числе местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Так, установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее ФЗ №131-ФЗ) приведен исчерпывающий перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление (поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения). Кроме того, Федеральный закон устанавливает перечень вопросов местного самоуправления муниципального образования, наделенного соответственно статусом поселения, муниципального района, городского округа. Так, органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и др.

На местные бюджеты возложена реализация вопросов местного значения, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения:

обеспечение граждан электричеством, теплом, водой;

предоставление услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания;

организация досуга, благоустройство территории, вывоз мусора и т.д.

В соответствии со ст.14 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся:

формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;

водоотведение, снабжение населения топливом;

обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и др.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им ФЗ и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных БК РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ и решением представительного органа местного самоуправления .

Все муниципальные образования обладают бюджетными правами, в соответствии с которыми формируется финансовая база для решения задач органами местного самоуправления. Так, Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетные полномочия муниципальных образований, в том числе установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения, исполнения, контроля и утверждения отчета об исполнении местного бюджета, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и муниципальными активами (ст.9).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования в связи с осуществлением полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий, а "использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается" .

Поэтому местные бюджеты являются главным звеном муниципальных финансов. Они находятся в собственности муниципального образования и формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов. Местными налогами в соответствии с Налоговым кодексом РФ являются земельный налог и налог на имущество физических лиц. В качестве налога, регулирующего выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, может использоваться только налог на доходы физических лиц. Неналоговыми доходами местных бюджетов являются:

доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

доходы от продажи имущества;

доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

часть прибыли муниципальных унитарных предприятий.

В доходах местных бюджетов неналоговые доходы занимают не более 10%, и наиболее крупными из них являются доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35 процентов;

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Бюджетного Кодекса.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 Бюджетного Кодекса.

Муниципальные расходы - это денежные средства, направленные органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения, связанных с местом непосредственного проживания, в структуре которых наибольший удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение .

Для сбалансированности местных бюджетов могут использоваться долговые обязательства муниципального образования в виде обязательств по:

  • 1) ценным бумагам муниципального образования;
  • 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • 4) гарантиям муниципального образования.

Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России. Именно от уровня их финансового положения зависит финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и других социальных учреждений.

Таким образом, под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. Муниципальные финансы формируются из трех основных источников:

государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;

собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);

заемных средств или муниципального кредита.

Структура управления муниципальными финансами должна строго соответствовать целям развития муниципального образования и отражать природу полномочий органов местного самоуправления, участвующих в финансовом планировании и бюджетном процессе.

Муниципальные финансы представляют собой форму организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Местные финансы выступают в качестве основы экономической самостоятельности муниципальных образований. Местный бюджет является составной частью финансовых ресурсов местного самоуправления и направляется на удовлетворение разнообразных потребностей местного населения.

За январь-декабрь 2015 года в бюджет города Барнаула поступило 9298,1 млн. рублей, или 90,7% к соответствующему периоду 2014 года. Годовой план исполнен на 102,8%.

На 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года уменьшился объём поступлений налоговых и неналоговых доходов и составил 5707,2 млн. рублей.

Расходная часть бюджета города исполнена в объеме 9009,9 млн. рублей или 91,7% годовых назначений.

В 2015 году общий объем доходов составил 9298,1 млн. рублей или 102,8% к годовому плану.

Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов города остается преобладающей - 61,4%. Их годовой объем составил 5707,2 млн. рублей.

План по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 104,9%.

Достигнут показатель бюджетной обеспеченности за счет налоговых и неналоговых доходов на душу населения в объеме 8,3 тыс. рублей.

По результатам проведенных совещаний в администрации города, в целях сокращения задолженности по обязательным платежам, предприятиями - должниками оплачена задолженность в бюджет города в сумме 32,3 млн. рублей.

В налоговые органы города Барнаула направлена информация в отношении 345 объектов недвижимости, не охваченных налогообложением, для начисления имущественных налогов.

В целях увеличения доходной базы бюджета города утверждены 4 нормативных правовых акта.

Закончена работа по списанию в судебном порядке просроченной задолженности по начисленным пени и штрафам муниципальных учреждений (списано 239,1 млн. рублей).

Объем финансовой поддержки города из федерального и краевого бюджетов составил 3589,7 млн. рублей, что ниже уровня 2014 года на 319,0 млн. рублей или на 8,2%. Уменьшение безвозмездных поступлений связанно с перераспределением полномочий, снижением субсидий на ремонт дорог и отсутствием финансирования на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В связи с остатками целевых межбюджетных трансфертов бюджет города исполнен с профицитом в сумме 288,2 млн. рублей.

Общий объем расходов бюджета города составил 9009,9 млн. рублей или 91,7% к плану года. Сохраняется социальная направленность расходов. В их общей структуре наибольший удельный вес занимает сфера образования - 54%.

Объем инвестиционных расходов превысил показатели 2014 года на 28,0% (330,0 млн. рублей), в части городских вложений - на 16% (118,1 млн. рублей).

Адресная инвестиционная программа города исполнена в объеме 1506,7 млн. рублей или 78% к плану года.

В отчетном году реализовывались мероприятия 23 долгосрочных и 1 ведомственной целевых программ. По итогам 2015 года удельный вес программных расходов увеличен на 3,3 процентных пункта и составил 28,7% (2014 год - 24,9%).

Исполнение бюджета по программно-целевому принципу направлено на концентрацию ресурсов в целях достижения конкретных измеримых результатов, на повышение эффективности бюджетных расходов.

Связующим звеном всех финансовых отношений в городе Барнауле является бюджет города, который определяет финансовые отношения между органами местного самоуправления и всем хозяйственным и социальным комплексом Барнаула.

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета Барнаула по доходам и расходам в 2013-2015 гг.

Показатели

Значение показателей

Изменение

Изменение 2015 к, в %

Доходы - всего, тыс. руб.

Расходы, тыс. руб.

Дефицит (-) /Профицит (+), тыс. руб.

Степень покрытия расходов доходами, %

Анализ данных, приведенный в таблице 1, показал, что уточненный бюджет Барнаула в 2015 году исполнен по доходам на 9298112,3 тыс. руб., а по расходам на 9009949,9 тыс. руб. Следует отметить, что бюджет не является сбалансированным, то есть присутствует профицит. Степень покрытия расходов доходами составила 102,5 %, 100,48%, и 103,2 % соответственно в 2013-2015 гг. Таким образом, прослеживается положительная динамика покрытия расходов доходами, однако рост незначительный.

Далее необходимо проанализировать доходы бюджета по их видам. Доходная часть местных бюджетов формируется за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Анализ поступления доходов по их видам за 2013 - 2015 гг. представлен в таблице 2.

Таблица 2

Структура доходов бюджета Барнаула в 2013-2015 гг.

Из таблицы 2 следует, что большую часть доходов местного бюджета составляют собственные (66,8% в 2013 году, 61,9 % - в 2014 году), однако наметилась тенденция к снижению их доли в общей структуре доходов и незначительное увеличение в динамике рассматриваемого периода. Барнаул подпадает в финансовую зависимость от федеральных и региональных властей, является все больше дотационным, что не позволяет на практике обеспечить самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ составляют 33,2 % в 2013 году, 38,1 % в 2014 году, 38,6 % за 2015 г.

Таким образом, в целом наблюдается негативная динамика доходов по их видам, доля собственных доходов имеет тенденцию к уменьшению в 2015 году по сравнению с 2013 годом. Сложившиеся тенденции следует считать неблагоприятными, в целом Барнаул остается дотационным, что не позволяет на практике обеспечить самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения.

В таблице представлены данные о динамике налоговых доходов, их структуре и темпах роста.

Таблица 3

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Барнаула за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Показатели

Значение показателей

Изменение

Налог на доходы физических лиц

Единый налог по упрощенной системе налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Единый сельхозналог

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

Налог на добычу полезных ископаемых

Государственная пошлина

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

Итого налогов

Наибольший удельный вес в налоговых доходах занимает налог на доходы физических лиц. Наблюдается положительная динамика его роли в общем объеме платежей. В абсолютном и процентном выражении сумма поступлений от данного налога возрастает. В 2013 г. доля налога составила 61,46 %. В 2014 г. абсолютное значение данного налога возросло и составило 3310513,96 тыс. руб., а удельный вес увеличился до 65,65%. В 2015 г. произошло резкое увеличение его доли в структуре налоговых доходов до 66,53%, потому как в целом увеличился прожиточный минимум в целом по Алтайскому краю и в том числе и по Барнаула, а, следовательно, и средняя заработная плата работников, что повысило размер НДФЛ, уплачиваемого в бюджет города. Таким образом, основным источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности занимает в структуре налоговых доходов занимает второе место и составляет 15,33% в 2013 году, 11,36% в 2014 году, 11,28% за 2015 год. Отсутствие продуманных коэффициентов (установленных правительством РФ), изначально содержавшихся в проектах этих налогов лишает многие муниципальные образования и муниципалитеты необходимой гибкости в установлении данных видов налогов. Следует отметить, что по этим видам налогов местная власть реально способна влиять на создание более благоприятных условий для экономической деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. Размер единого налога на вмененный доход снижется, так как в условиях кризиса многие предприниматели снизили свою предпринимательскую активность.

Незначительную долю (менее 1,5%) в доходах бюджета Барнаула составляют поступления от единого сельскохозяйственного налога.

Налог на имущество физических лиц занимает незначительную долю в структуре налоговых доходов бюджета - около 1,5%.

Доходы от земельного налога с 2006 г. поступают в бюджет Барнаула. Их доля в налоговых доходах бюджета составила 7,9% в 2013 г., 6,73% в 2014 г. и в 2015 году снижается до 6,09%, что свидетельствует о неэффективном использовании земли. Большинство земель города не используется.

Государственная пошлина в 2013 г. занимает в налоговых доходах города 4,57%. В 2014 г. ее поступления сократились и составили 3,92%, а в 2015 году - 4,67%.

Незначительную долю в общем объеме налоговых доходов занимают поступления задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. В целом по городу Барнаулу немногим более трети от объема расходов обеспечивается налоговыми доходами. Сложилась тенденция к росту процента покрытия расходов налоговыми доходами.

В таблице 4 приведены неналоговые доходы города.

Таблица 4

Структура и динамика собственных неналоговых доходов Барнаула

Показатели

Значение показателей

Изменение

Доходы от имущества в государственной и муниципальной собственности

Лицензионный спор

Прочие доходы от оказания платных услуг

Доходы от продажи земельных участков

Доходы от реализации имущества

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Прочие неналоговые доходы

Невыясненные доходы

Сумма по искам

Всего доходов

Неналоговые доходы составляют незначительную долю в собственных доходах бюджета по сравнению с налоговыми. В целом они имеют тенденцию к росту. Большую их часть составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, наибольший удельный вес приходится на поступления доходов от имущества в государственной и муниципальной собственности, однако за исследуемый период их доля в структуре неналоговых доходов снижается и составляет по результатам 2015 года 53,78% в сравнении с 62,13% в 2013 году и 45,79% в 2014 г.

Финансовый потенциал города, формирующийся за счет собственных источников, недостаточен для того, чтобы поддерживать воспроизводственный процесс в Барнауле.

Основной налоговый потенциал сосредоточен в промышленности, формирующей пятую часть ВРП и объединяющей значительное число крупнейших предприятий, на территории Барнаула большое количество крупных промышленных предприятий.

В 2015 году возросла доля средств, поступивших от использования муниципального имущества, включая землю, по сравнению с 2013 годом на 65%. Каждый гектар земли, переданный в аренду, приносит в доход бюджета 112 руб. 07 коп.

Подводя итог стоит отметить, что:

высокий уровень кредиторской задолженности в расходах бюджета - 5,7%;

рост недоимки по платежам в местный бюджет и по специальным налоговым режимам.

В заключении следует отметить, что особенностью формирования доходной базы местных бюджетов является высокая значимость финансовой помощи в финансировании основной массы муниципальных образований.

В связи с изменением налогового законодательства по сравнению с 2015 годом отмечается сокращение налоговых доходов бюджета, и как следствие увеличение объема средств, полученных в рамках межбюджетных отношений.

Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города в анализируемом периоде занимают расходы на финансирование учреждений образования (41 % в 2013 году, 42 % в 2014 году и 54 % в 2015 году). В 2015 году на финансирование социальной сферы направлено 11,6 % всех расходов.

Бюджет города на протяжении всего анализируемого периода принимался с профицитом не более 5 %. Расходы бюджета города за 2015 год на 10,7 % возросли по отношению к сумме расходов за 2013 год.

Таким образом, большинство расходов в течении 2013-2015 не выполняются в полном объеме. Так в 2015 году выполнены 100% расходов на национальную оборону, национальную безопасность и охрану окружающей среды. Расходы выполняются без превышения плана, что является положительным моментом.

Таблица 5

Расходы бюджета Барнаула в 2013-2015 гг.

Наименование

Общегосударственные вопросы

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография, средства массовой информации

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

По состоянию на 1.12.2015 года в Барнауле сложился профицит бюджета в сумме 288162,4 тыс. рублей, удельный вес которой в собственных доходах сократился за 3 года. В течении всего периода бюджет профицитный, что говорит о стабильном развитии города.

Проведенный анализ бюджета Барнаула показывает, что органы местного самоуправления до сих не получили реальной возможности самостоятельно и в достаточном размере формировать собственные бюджетные средства; местные бюджеты наполняются в основном за счет финансовых доходов, источники и объемы которых этим органам не подконтрольны. В итоге сложился устойчивый дисбаланс между расходными обязательствами и доходными возможностями местных бюджетов.

Низкая обеспеченность собственными доходами муниципальных образований чревата рядом последствий - высокой зависимостью от воли вышестоящих органов власти, порождением иждивенческих настроений органов местного самоуправления при формировании доходов бюджета, снижением их ответственности по исполнению бюджетов, мобилизации дополнительных поступлений, негибкости в использовании финансовых средств и выполнении обязательств перед населением. Высокая зависимость местных бюджетов от бюджетного регулирования не стимулирует активные действия органов местного самоуправления по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории, что свидетельствует о необходимости совершенствования данного механизма.

Кроме того, финансовая ситуация на местном уровне усугубляется неравномерностью развития территорий, наличи...

рассылать предписания землепользователям о необходимости погасить задолженность по арендной плате;

оформить информационные уголки (стенды) по упрощенной системе оформления прав на недвижимое имущество.

население сельских поселений ежеквартально оповещать в виде объявлений о принятии налоговых платежей администрациями сельских поселений;

проводить работу по сверке организаций расположенных на территориях поселений, были направлены письма в налоговую инспекцию района на сверку ОКАТО перечисляемых налогов вновь выявленных организаций, постановку на учет выявленных организаций.

рабочими группами выявить новые постройки, которые не прошли документального оформления, до получения документов через государственные органы на имущество составляются документы на аренду земли.

с населением проводить разъяснительную работу о своевременной уплате налогов (земельного налога, налога на имущества, транспортного налога).

проводить работу по оформлению земельных участков и имущества в частную собственность.

выявить автотехнику (автомобили, мотоциклы, бураны) не зарегистрированную в соответствующих органах (обходы, рейды и т.д.). В органы Гостехнадзор, ГИБДД и ГИМС направлять списки транспортных средств, не состоящих на учете. Вести совместную работу о постановке на учет данных единиц техники.

Повышение эффективности использования муниципального имущества городского округа будет осуществляться по следующим направлениям:

оптимизация структуры муниципальной собственности, продажа неэффективных муниципальных предприятий;

определение стратегии муниципального управления по каждому объекту собственности;

развитие рынка недвижимости и увеличение доходов от её использования путем вовлечение земли и объектов недвижимости в эффективный хозяйственный оборот;

обеспечение роста неналоговых доходов городского бюджета за счет продолжения работы по продаже объектов муниципальной собственности, не обеспечивающих выполнение полномочий органов местного самоуправления города Барнаула;

улучшение администрирования доходов, поступающих за счет аренды муниципального имущества и чистой прибыли муниципальных предприятий;

инвентаризация имущества, находящегося в собственности, а также анализ эффективности его использования; выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду.

Раздел 1. Понятие о финансах и управлении ими.

1. Понятие об управлении финансами.

2. Органы управления финансами и их функции.

3. Финансовое планирование и прогнозирование.

Управление финансами - это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Объектами управления финансами являются разные виды финансовых отношений. Объекты управления финансами можно классифицировать по звеньям системы финансов Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.

Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям системы финансов.

Цель управления финансами - обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

В процессе управления финансами органами управления осуществляются следующие функции: финансовое планирование, оперативное управление финансами, финансовый контроль.

Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Те и другие методы применяются в условиях как командно-административной, так и рыночной экономики. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.

Управление финансами на современном этапе немыслимо без автоматизированной системы управления (АСУ-финансы).

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное Послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Руководство Министерством финансов Российской Федерации осуществляют министр финансов и его заместители. Министр финансов РФ имеет пять заместителей, в том числе одного статс-секретаря.

Министерство финансов РФ имеет следующую структуру:

1) Центральный аппарат Министерства финансов РФ;

2) Федеральная налоговая служба;

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

4) Федеральная служба страхового надзора;

5) Федеральное казначейство.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство. В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы федерального казначейства в районах, городах и городских районах.

При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера.

Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера. Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Территориальные финансовые органы являются функциональными подразделениями территориальных администраций, но одновременно с этим они входят в систему Министерства финансов РФ. Территориальные финансовые органы обеспечивают разработку и реализацию единой финансовой политики территориальной администраций, составление и исполнение территориального бюджета, исполнительно-распорядительные функции в сфере управления финансами территории.

Территориальными органами Федеральной налоговой службы являются налоговые инспекции по соответствующей территории (республике, краю, области, городу, району). Районные, городские, государственные налоговые инспекции выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории. Структура районной, городской налоговой инспекции утверждается на основании социально-демографических, экономических и географических характеристик района, города, объема выполняемой работы и других факторов, учитываемых при создании внутриструктурных подразделений.

Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления).

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается соответственно в сметах доходов и расходов.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

Для финансового планирования особое значение имеет та информация, которая дает представление о положении дел в будущем, т. е. прогностическая информация. Процесс получения этой информации называется прогнозированием.

Финансовое прогнозирование - это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы.

В теории и на практике используются различные методы прогнозирования. Среди них выделим следующие:

Методы экспертных оценок (опрос с использованием дельфийского метода, представительский опрос и др.);

Методы обработки пространственных и временных совокупностей;

Методы ситуационного анализа и прогнозирования, в том числе методы имитационного моделирования, модели роста;

Методы пропорциональных зависимостей показателей, включая производственные функции и функцию издержек.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под управлением финансами?

2. Какие органы управления финансами в РФ существуют на федеральном, региональном и местном уровнях?

3. Какие финансовые планы и прогнозы разрабатываются в рамках управления финансами?

Система финансового управления в современных условиях имеет важное значение для ее развития и функционирования. Система и органы управления финансами, существующие в России, сложились в процессе реформ при переходе от планово-централизованной модели экономики к рыночной.

Сущность и финансами сводится к тому, что нуждается в отлаженной финансовой системе и регулируемом финансовом рынке, которые напрямую определяют условия развития самой реальной экономии. В связи с этим управление финансами определяет материальные пропорции, распределение материальных и нематериальных ресурсов, воздействует на структурную перестройку и определяют благосостояние населения.

Ведущую роль в регулировании финансов в условиях рынка играет государство, действующее исключительно рыночными методами. В этой значение имеет автономия Центробанка РФ при проведении монетарной политики, а также наличие таких структур как страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные фонды и прочие виды финансовых организаций.

Сущность и методы управления финансами проявляются в таких общих и единых методах, присущих всем звеньям финансовых отношений, как финансовое прогнозирование, планирование, управление, регулирование и контроль.

Современные органы управления финансами представляют собой комплекс инструментов, мер, институтов, способных обеспечивать стабильное функционирование системы финансов.

Управление финансами проводится с помощью управленческого аппарата. Высшие органы управления финансами (Президент, Администрация Президента РФ, Правительство, Федеральное Собрание) осуществляют общее финансовое управление.

Президент и Администрация регламентируют всю деятельность финансовых органов, регулируют финансовое законодательство, подписывают законы о бюджете страны.

Федеральное Собрание рассматривает и утверждает проект и финансовые законы.

Правительство РФ представляет собой единый центр управлений финансами, формирует общефедеральный бюджет, разрабатывает основы политики в области финансов.

Текущее управление финансами проводит Министерство финансов РФ . Его основной задачей является разработка общегосударственной финансовой, денежной и кредитной политики, также политики бухучета, аудиторской деятельности, добычи, переработки драгметаллов и камней, платежей таможенного характера. В связи с этим основными функциями являются: разработка проектов бюджета РФ; прогнозирование и планирование финконтроль бюджетно-финансовой сферы; совершенствование методов бюджетного финансирования; управление госдолгом РФ; эмиссия государственных ценных бумаг; координация денежно-кредитной и бюджетной политики.

Важнейшая часть процесса по управлению финансами - это В России на федеральном уровне контролирующие органы управления финансами представлены Департаментом государственного финконтроля и аудита, Счетной палатой, Главным управлением Федерального казначейства, его подчиненными органами в отдельных субъектах РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов России, Центробанком, Федеральной службой по надзору за деятельностью в области страхования, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой по финрынкам, Федеральной службой по финмониторингу, Федеральной службой бюджетно-финансового надзора.

На местном уровне представительные органы самостоятельно принимают решения о и его исполнении, а также другим вопросам финансового характера, относящимся к их ведению. Исполнительные органы местной власти отвечают за разработку муниципальной финполитики.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

Финансовая система РФ

Денежные отношения, отражающие движение денежных средств и связанные с образованием фондов называются финансовыми отношениями. Совокупность финансовых отношений может быть выделена в четыре крупные сферы, образующие финансовую систему .

Структура финансовой системы РФ:

Государственные финансы:

Государственный бюджет;

Государственный кредит.

Региональные (местные) финансы:

Региональный (местный) бюджет;

Внебюджетные региональные фонды;

Муниципальные займы.

Финансы юридических лиц:

Финансы предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность;

Финансы предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность;

Финансы общественных объединений.

Финансы физических лиц (граждан).

Публичные финансы представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов формируются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности - относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

Финансовая политика государства

Государство в процессе своего функционировавния осуществляет деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Федеральное казначейство РФ;

Министерство РФ по налогам и сборам;

Счетная палата РФ;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

Иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Президент РФ, Государственная Дума ФС РФ, Совет Федерации ФС РФ, Правительство РФ осуществляют общее руководство государственными финансами.

Перечислим основные функции данных органов:

Определение основных направлений финансовой политики Российской Федерации;

Подготовка, рассмотрение и принятие федерального бюджета;

Исполнение федерального бюджета;

Контроль за исполнением федерального бюджета.

Остальные из указанных органов осуществляют определенные функции управления государственными финансами (например, Счетная палата осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств; налоговые органы - сбор налогов и т.д.).

Функции непосредственного управления государственными финансами выполняют Министерство финансов РФ и подведомственные ему органы.

Органы, осуществляющие управление государственными финансами субъекта РФ, их функцииопределяются федеральным законодательством, конституциями (уставами) субъектов РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Обычно к данным органам относятся:

Высшее должностное лицо субъекта РФ;

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

Высший орган исполнительной власти субъекта РФ;

Территориальные органы Министерства финансов РФ в субъекте РФ;

Иные органы.

Органы, осуществляющие управление муниципальными финансами, определяются уставом и иными правовыми актами муниципального образования, принятыми в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ.

Как правило, к данным органам муниципального образования относятся:

Глава муниципального образования;

Представительный орган;

Исполнительный орган;

Иные органы.

Рассмотрим функции государственных органов управления финансами в РФ:

1. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Выработку единой государственной финансовой, кредитной,денежной политики;

Нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ);

Выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие основные функции:

Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

Организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;

Федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка исполнения федерального бюджета в очередном финансовом году, отчетности о его исполнении;

Разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

Финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами и др.;

Разрабатывает и утверждает:порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета; порядок составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета РФ и др.;

- осуществляет: составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, организацию исполнения федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Министерство финансов РФ осуществляет координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении:

Федеральной налоговой службы;

Федеральной службы страхового надзора;

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

Федеральной службы по финансовому мониторингу;

Федерального казначейства.

2. Министерство РФ по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

За соблюдением законодательства о налогах и сборах;

Правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетналогов и сборов;

Иных обязательных платежей (в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

Производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

Соблюдением валютного законодательства РФ (в пределах компетенции налоговых органов).

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

Государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

Представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Единую централизованную систему налоговых органов в РФ составляют:

Ее территориальные органы:управления Службы по субъектам РФ; межрегиональные инспекции Службы; инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления; инспекции Службы межрайонного уровня.

3. Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

Принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

Выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

Ведение Единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

Осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

Осуществление контроля за предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

Получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

Выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

Обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

Обобщение практики страхового надзора; разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

По контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

Органа валютного контроля.

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

Проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ;

Проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

Осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

Организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

Организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

5. Федеральная служба по финансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию:

Легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

Финансированию терроризма.

6. Федеральное казначейство РФ является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции: по обеспечению исполнения федерального бюджета; кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ; предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Финансовое планирование и прогнозирование

Одним из инструментов управления финансами выступает планирование, позволяющее всесторонне оценивать состояние финансов, выявить возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их лучшего использования. Планирование - это деятельность по принятию решений, ориентированная на будущее. Финансовое планирование- обязательный элемент управления финансово- хозяйственной деятельностью каждого хозяйствующего субъекта, это процесс научного обоснования и прогнозирования движения финансовых ресурсов финансовых отношений.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально- экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы.

Финансовое планирование храктеризует ряд признаков:

· регламентированность (упорядоченный процесс);

· связь с обработкой информации;

· направленность на достижение определенных целей;

· временной характер.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

Прогнозирование - это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование - это, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5-10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде.

Виды финансового планирования:

1. Целевое планирование- разработка целей и задач финансового плана и принятие мер по их достижению.

2. Стратегическое планирование- разработка наиболее общих целей и задач на длительный период, разработка целевых программ. Обычно стратегическое планирование осуществляют органы власти и управления: Федеральное Собрание, Министерство финансов, финансовые службы предприятий. Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т.п.

3. Оптимальное планирование- совокупность методов и средств, позволяющих выбрать из множества вариантов самый оптимальный, обеспечивающий эффективное использование финансовых ресурсов и получение максимальной прибыли.

Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов хозяйствующего субъекта.

Введение Актуальность проблемы заключается в том, что на современном этапе
развития России финансовые средства активно аккумулируются из одной
отрасли в другу; они являются одним из ключевых вопросов,
связывающих нашу страну с другими на международной арене.
Объект работы: государственные органы, в чью компетенцию входит
регулирование финансовой сферы РФ.
Предмет работы: такие органы, как Федеральное собрание,
Правительство РФ, Министерство финансов, Счетная палата,
таможенный комитет РФ и структуры налоговых взысканий.
Цель работы состоит в анализе функций государственных органов,
управляющих финансами.
Задачи работы:
-Раскрыть сущность понятия «финансы», их функции и ступени;
-Указать, каким структурам подотчетны финансовые вопросы;
-Выявить функции всех указанных органов и их отличие друг от друга.
15.09.2017
2

1. Сущность понятия «управление финансами» 1.1. Определение понятия «управление финансами»

Управление
финансами

это
комплекс
мероприятий, совокупность стратегий и приемов,
направленных
на
достижение
высоких
финансовых
результатов
и
повышение
эффективности финансовой системы в целом.
Управление финансами представляет собой
действия государства, связанные с проведением
общей финансовой политики, координацией
финансовых ресурсов, разработкой финансового
законодательства.
В любом обществе государство использует
финансы для осуществления своих функций и
задач, достижения определенных целей.
15.09.2017
3

1.2. Аспекты управления финансами

Управление финансами имеет два основных аспекта:
инвестиционный. Здесь основной вопрос: «В каком количестве и куда
вкладывать свои средства?»;
финансовый: «Где взять деньги на совершение тех или иных вложений?».
15.09.2017
4

1.3. Функции государственного управления финансами

финансовое прогнозирование
финансовое
прогнозирование:
органами управления финансами
состояния, прогноз перспектив;
оценка
общего
финансовый анализ
финансовый
анализ: сбор необходимой
информации и ее оптимизация;
контроль
денежныхсредств
средств и их
контрольсостояния
состояния денежных
учет выступает в качестве обратного звена в
общей цепи;
оперативное
оперативноерегулирование
регулирование помогает быстрее
реагировать на сложные ситуации и
принимать верные решения;
планирование финансовых ресурсов подразуме
планирование
вает
четкое
определение
параметров
экономической системы.
15.09.2017
5

2. Органы государственного управления финансами

Федеральное
собрание
Правительс
тво
Президент
Таможенный
комитет
Налоговые
службы
15.09.2017
Счетная
Палата
ФИНАНСЫ
Министерст
во финансов
6

2.1. Президент РФ

Функции Президента в финансовой сфере:
Информирование Федерального Собрания о направлениях финансовой
политики;
Осуществление кадровых назначений;
Финансовый контроль через специально созданный контрольный орган;
Подписание и обнародование федеральных законов, в т.ч. и финансовых.
15.09.2017
7

2.2. Федеральное собрание

Федеральное собрание
Совет Федерации:
Государственная Дума:
назначает и снимает с
должности
заместителя
Председателя ЦБ;
принимает
проект
федерального бюджета после
утверждения
в
Государственной Думе
принимает ФЗ, связанные с
финансами, налогами;
назначает и снимает с
должности Председателя ЦБ
и Счетной палаты
15.09.2017
8

2.3. Правительство РФ

Правительство РФ разрабатывает и
представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает
его исполнение, а также представляет
Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ также обеспечивает
проведение в РФ единой финансовой и
денежно-кредитной политики.
Выполняет
функцию
главного
организатора,
регулятора
и
координатора
деятельности
по
оперативному
государственному
управлению финансами и кредитом.
15.09.2017
9

10. 2.4. Министерство финансов

Главным
органом,
осуществляющим
текущее
управление
Главным
текущее
управление
государственными
финансов
государственными финансами,
финансами, является Министерство финансов
Российской
Российской Федерации.
Федерации.
К функциям Минфина относятся:
разработка проекта федерального
бюджета
составление отчета об исполнении
федерального бюджета
финансовый контроль и надзор в
финансово-бюджетной сфере
управление
государственным
внутренним и внешним долгом РФ
координация бюджетной и денежнокредитной политики
15.09.2017
10

11. 2.5. Счетная палата

Основными задачами Счетной палаты являются:
организация и осуществление контроля за
своевременным использованием доходных и
расходных статей государственного бюджета;
определение
эффективности
и
целесообразности расходов государственных
средств;
финансовая экспертиза проектов федеральных
законов,
нормативных
правовых
актов
федеральных органов государственной власти;
регулярное предоставление Совету Федерации
и Государственной думе информации о ходе
исполнения
федерального
бюджета
и
результатов
проводимых
контрольных
мероприятий.
15.09.2017
11

12. 2.6. Налоговые органы

Налоговые органы РФ – единая система
контроля за соблюдением налогового
законодательства РФ
Выявление суммы сокрытого от Взыскание дополнительных
платежей в доходы бюджета
налогообложения дохода, сокрытой
(заниженной) прибыли
12

13. 2.7. Государственный таможенный комитет

К
основным
задачам
комитета относятся:
Таможенного
проведение налоговых
налогам,
взимаемым
органами;
проверок по
таможенными
проверка документов, связанных с
исчислением
и
уплатой
налогов,
взимаемых налоговыми органами;
приостановление
операций
налогоплательщиков по счетам в банках
при
неисполнении
таможенного
законодательства;
взимание недоимок по налогам, а также
сумм
штрафов,
предусмотренным
налоговым законодательством.
15.09.2017
13

14. Заключение

В наши дни управление финансами является очень важной сферой
деятельность как граждан и предприятий, так и государства.
Финансовое
управление

это
совокупность
мероприятий,
обеспечивающих эффективное функционирование финансовой системы в
целом. К основным действиям регуляции финансов на уровне государства
являются финансовое прогнозирование, финансовый анализ, контроль за
обращением финансов, оперативное регулирование и планирование
последующих поступлений или отступлений.
Почти в каждом государственном органе есть какая-либо функция,
связанная с финансовым регулированием. Однако в основном изучению
подлежат Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное собрание,
делящееся на Государственную Думу и Совет федерации, Министерство
финансов, Счетная Палата, таможенный комитет РФ и налоговые органы.
15.09.2017
14

15. Список использованных источников

Абрамова М.А. Финансовая система. – СПб: Кнорус, 2016. – 26 с.
Загородников С.В. Финансы и кредит. – М: Научная книга, 2016. – 162-170 с.
Лушин Ф.И. Государственные финансы. - М: Экономистъ, 2007. – 239 с.
Просветов Г.П. Финансовое обращение. – М: Альфа-пресс, 2009. – 90 с.
Государственные органы РФ: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/gosudarstvennyeorgany.html (Дата обращения 12.09.2017)
КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 12.09.2017)
Финансы для всех: http://finance4all.ru/ (Дата обращения 12.09.2017)
15.09.2017